ООД «Русская народная игрушка - матрешка»
методическая разработка (младшая группа)

Цель: Познакомить детей с народными промыслами русского народа и деревянной игрушкой матрешкой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_2020.docx32.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад

общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей

Конспект НОД

для детей 3-4лет

по познавательному развитию

Тема: «Русская народная игрушка - матрешка»

         

                                                                                             Подготовила

                                                                                               Шаманина Н.А.

           

г. Пыть – Ях

2020 г

Тема: «Русская народная игрушка - матрешка»

Цель: познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой.

Задачи: 

Познакомить детей с особенностями народной игрушки, о характерных элементах росписи.

Формировать навык внимательно, слушать речь воспитателя, отгадывать простые загадки.

Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы.

Прививать любовь к народному творчеству, и бережному отношению к игрушкам.

Формировать навык в умении различать и называть размеры предмета – большая, средняя, самая маленькая; закрепить представления детей о понятиях «один» и «много».

Формировать навык собирать целое из частей. 

Развивать эстетическое восприятие,

Вызывать интерес к образу, желание украсить матрёшку, аккуратность в выполнении задания.

Виды детской деятельности:

Игровая

Коммуникативная

Продуктивная

Двигательной

Художественное творчество

Познавательно-исследовательская,

 Музыкальная.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие»,

 «Познавательное развитие»,

«Социально – коммуникативное развитие»,

«Физическое развитие».

 «Художественно – эстетическое развитие».

Форма проведения: совместная деятельность взрослых и детей.

Формы и методы: Отгадывание загадок, беседа с привлечением наглядности, презентация мультимедийная, игровые упражнения, исследование предмета, рисование ватными палочками.

Материал и оборудование: Матрёшка; сундучок, раскраски с изображением матрешки, гуашь трех цветов (желтый, зеленый, красный) влажные салфетки на каждого ребенка, ватные палочки, разрезные картинки матрёшек.

Мультимедийное оборудование презентация.

Предварительная работа: Беседа о матрешках, дидактическая игра «Собери матрешку», чтение отгадывание загадок.

Планируемые результаты: знает и называет русскую народную игрушку матрешку; с удовольствием слушает рассказ воспитателя о происхождении матрешки; участвует в разговоре о матрешке, отвечает на вопросы воспитателя; участвует в играх; правильно выполняет задания, заданные воспитателем; активен при создании индивидуальной композиции в рисунке «Узор для матрешки».

Последующая работа: Изготовление альбома матрешки.

Целевые ориентиры: Продолжать детей действовать с предметами (открывать и закрывать матрешку); соотносить их по размеру. Формировать навык последовательно   выполнять нужные действия. Закрепить знание детей о величине. Развивать интерес к народным игрушкам.

Самоанализ НОД  

Вы посмотрели интегрированное занятие для детей младшей группы 3-4 лет «Кроха» Тема: «Русская народная игрушка - матрешка»

Цель: Познакомить детей с народными промыслами русского народа и деревянной игрушкой матрешкой.

Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие» Повторяли слова пальчиковой игры, обогащала словарь детей существительными.

 «Познавательное развитие». Знакомили с русской народной игрушкой матрешкой.

«Социально – коммуникативное развитие» Отвечали на вопросы, отгадывали загадку.

«Физическое развитие». Пальчиковая гимнастика, здоровье сберегающие технологии.

 «Художественно – эстетическое развитие». Развивали эстетический вкус, восприятие, выполнение работы.

Задачи.

Знакомила детей с русским народным промыслом, игрушкой матрешкой.

Обогащали словарь детей существительными, способствовали употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.

Формировали интерес к занятию, содействовала возникновению положительного эмоционального отклика у детей.

Формировали навык аккуратности в выполнение работ. Вызывали интерес к работе с красками. Развивали эстетический вкус, эстетическое восприятие, привлекая внимание детей к красоте окружающих предметов (игрушки матрешки).

Формировали доброжелательное отношение к игрушкам, желание им помочь.

Развивали мелкую моторику.  Закрепляли названия цветов.

 Чтобы дети не уставали, на протяжении всего занятия, при помощи физкультминутки, удовлетворялась их двигательная активность, поддерживался интерес к знакомству с матрешкой.

Технологии:

Здоровьесберегающая - пальчиковая гимнастика.

Игровая – создавала игровую мотивацию, отгадывание загадок.

Технология проблемного обучения – задавала вопросы по ходу занятия на активизацию мыслительной деятельности.

Интеграция основных видов деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная.

Методы и приемы:

Игровые: пальчиковая игра.

Наглядные: показ игрушки матрешки, показ мультимедийной презентации,

Практические: работа с красками, разрезными картинками.

Продолжительность НОД – 15 минут. Мы вложились в это время.

Дети активно участвовали, я считаю им было интересно.

Индивидуальная работа была проведена.  Мы считаем, что поставленные задачи  нами были выполнены. Цель достигнута.

                           

Хронометраж

Этапы НОД

Время

1

Организационный момент

2 минута

2

Мотивационный момент

2 минута

3

Основная часть

2минут

4

Динамическая пауза

1 минута

5

Практическая часть

5 минут

6

Заключительная часть

 (рефлексия)

3 минута

Итого

15минут

Ход НОД.

1.Организационный момент

Воспитатель вместе с детьми под русскую народную мелодию входят группу.

Воспитатель:

Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с гостями.

(Дети здороваются).

А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга

(приветствие детей):

Станем рядышком по кругу,
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу

Нам здороваться не лень,

Всем, привет и добрый день!

2.Мотивационный момент

Воспитатель. Ребята, когда я сегодня шла в детский сад и увидела волшебный, красивый сундучок. Вот он смотрите. А хотите узнать, что там?

Ответы детей.

Воспитатель: Тогда слушайте загадку:

Есть для вас одна игрушка,

Не лошадка, не Петрушка.

Алый шелковый платочек,

Яркий сарафан в цветочек,

Упирается рука в деревянные бока.

А внутри секреты есть:

Может три, а может шесть.

Разрумянилась немножко

Наша русская.

Дети отгадывают загадку.

Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку (Достаю большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают).

Основная часть.

Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим её (ставлю на стол),

Воспитатель: Как называется игрушка, которая у меня в руках?

Ответы детей.    

Воспитатель: Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку?

Ответы детей.    

Воспитатель: Правильно ребята, а хотите узнать, как появилась матрёшка?

Ответы детей.    

Воспитатель: Тогда присаживайтесь на стульчики, и я расскажу вам. (презентация с матрешками)

Воспитатель. Кажется, что матрешки пришли к нам из мира легенд и сказок.

Есть одна легенда о происхождении матрешки. Однажды из Японии в Россию привезли игрушку. В Японии эту игрушку называют фукурума. Это игрушка большеголового японца, раскроешь, - а там еще одна игрушка, только чуть-чуть поменьше, и всего их 3. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Известный мастер-игрушечник Василий Звёздочкин выточил игрушку из липы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. Известный мастер Сергей Малюткин расписал матрешку. После росписи матрешки ее покрывают лаком, чтобы она блестела. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. С той поры мастера для всех детишек стали по всей стране вытачивать забавные деревянные игрушки, разрисовывать их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. И её неслучайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.

Воспитатель: Ребята, а давайте поговорим о ней, какая она?

Ответы детей.    

Воспитатель: Посмотрите ребята, какая она у меня красивая, платочек яркий, сарафан красненький, фартук с цветочками.

Воспитатель: А знаете из чего сделали матрешку?

Ответы детей.    

Воспитатель: А если матрешка из дерева, значит какая она?

Ответы детей.    

Воспитатель: А вы знаете ребята, матрешку делают с секретом?

Ответы детей.    

Воспитатель: А какой секрет у матрешки?

Ответы детей.    

Воспитатель: Ребята подойдите пожалуйста к столу (Матрешки на каждого ребенка, рассматриваем матрешки)

Воспитатель: Ребята сколько у вас матрешек?

Ответы детей.    

Воспитатель: А теперь разберите своих матрешек

Воспитатель: Ребята сколько у вас матрешек?

Ответы детей.    

Воспитатель: Покажите самую большую матрешку

Воспитатель: Самую маленькую покажи матрешку

Воспитатель: Среднею покажи матрешку

Ответы детей.    

Воспитатель: Теперь давайте соберём матрешки чтоб одна получилась.

Воспитатель: Сейчас ребята я вас попрошу взять по одной карточке и распределиться по двум центрам. В одном где кисточка мы будем рисовать, а в другом где матрёшки мы будем собирать из частей целое.

(дети делают выбор)

Воспитатель: Теперь ребята я попрошу вас присесть за столы, у кого какая карточка тот присаживается за тот стол где такая же табличка.

(работа в центрах) один воспитатель в центре кисточки, второй в центре матрёшки.

Центр кисточки.

Воспитатель: Ребята нам привезли матрешки, которые не успели раскрасить на фабрике, сарафаны раскрасили, а фартуки остались. Матрешки очень обижены, предлагаю вам стать хорошими мастерами и помочь матрешкам.

Воспитатель: Поможем?

Ответы детей.    

Центр матрёшки.

Воспитатель: Ребята в этом центре кто-то перепутал все разрезные картинки матрёшек. И их надо собрать.

Воспитатель: Поможете?

Ответы детей.    

Воспитатель: Вспоминаем правила как мы сидим за столом. (спинка ровная, ножки вместе)

Воспитатель: Ребята, а, чтобы наши пальчики хорошо работали и не уставали давайте мы их разомнём.

Динамическая пауза.

Прежде чем рисовать

Нужно пальчики размять

Кулачки разжал – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

А теперь потрём ладошки

Друг о друга мы немножко.

А сейчас мастера

За работу нам пора.

Воспитатель: В центрах объясняет задания. Дети выполняют их с частичной помощью взрослого.

Рефлексия.

Воспитатель: Ребята какое интересное занятие сегодня было, про какую сегодня игрушку мы говорили?

Что мы рисовали в центре с кисточкой?

Какими цветами мы раскрашивали сарафан?

А что мы делали в центре матрёшки? А что вам больше всего понравилось?

Ответы детей.

Воспитатель: Правильно ребята, понравилось вам наше интересное занятие? Я предлагаю вам подойти и взять картинку под ваше настроение? И попрощаться с гостями. Дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой» (средняя группа)

Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой»  (средняя группа). ...

Проект "Развитие патриотических чувств у детей средней группы в процессе изучения русской народной игрушки "Матрешки"

Презентация информационно- творческого проекта с группой детей и их семьями. Задачи проекта: формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, роспи...

Собственная методическая разработка "Русская народная игрушка - Матрешка".

Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Приобщение детей к народному искусству – это именно тот "ключик", который раскрывает в детях творчес...

Интегрированное занятие "Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой"

Материал представляет собой интегрированное занятие по образовательным областям:"Математика", "Познание", "Художественное творчество"."Музыка"...

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы

Цель занятия:Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;Задачи:Познакоми...

Приобщение детей 4 – 5 лет к истокам народной культуры через проектную деятельность по теме «Русская народная игрушка – матрешка».

Желание приобщить дошкольников к истории русского прикладного искусства, дать им основы законов композиции, способствовать развитию творчества через ознакомление с народной игрушкой – всё это и ...