ООД «Русская народная игрушка - матрешка»
методическая разработка (младшая группа)
Цель: Познакомить детей с народными промыслами русского народа и деревянной игрушкой матрешкой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 32.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад
общеразвивающего вида «Золотой ключик» с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей
Конспект НОД
для детей 3-4лет
по познавательному развитию
Тема: «Русская народная игрушка - матрешка»
Подготовила
Шаманина Н.А.
г. Пыть – Ях
2020 г
Тема: «Русская народная игрушка - матрешка»
Цель: познакомить детей с русской народной деревянной игрушкой.
Задачи:
Познакомить детей с особенностями народной игрушки, о характерных элементах росписи.
Формировать навык внимательно, слушать речь воспитателя, отгадывать простые загадки.
Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы.
Прививать любовь к народному творчеству, и бережному отношению к игрушкам.
Формировать навык в умении различать и называть размеры предмета – большая, средняя, самая маленькая; закрепить представления детей о понятиях «один» и «много».
Формировать навык собирать целое из частей.
Развивать эстетическое восприятие,
Вызывать интерес к образу, желание украсить матрёшку, аккуратность в выполнении задания.
Виды детской деятельности:
Игровая
Коммуникативная
Продуктивная
Двигательной
Художественное творчество
Познавательно-исследовательская,
Музыкальная.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие»,
«Познавательное развитие»,
«Социально – коммуникативное развитие»,
«Физическое развитие».
«Художественно – эстетическое развитие».
Форма проведения: совместная деятельность взрослых и детей.
Формы и методы: Отгадывание загадок, беседа с привлечением наглядности, презентация мультимедийная, игровые упражнения, исследование предмета, рисование ватными палочками.
Материал и оборудование: Матрёшка; сундучок, раскраски с изображением матрешки, гуашь трех цветов (желтый, зеленый, красный) влажные салфетки на каждого ребенка, ватные палочки, разрезные картинки матрёшек.
Мультимедийное оборудование презентация.
Предварительная работа: Беседа о матрешках, дидактическая игра «Собери матрешку», чтение отгадывание загадок.
Планируемые результаты: знает и называет русскую народную игрушку матрешку; с удовольствием слушает рассказ воспитателя о происхождении матрешки; участвует в разговоре о матрешке, отвечает на вопросы воспитателя; участвует в играх; правильно выполняет задания, заданные воспитателем; активен при создании индивидуальной композиции в рисунке «Узор для матрешки».
Последующая работа: Изготовление альбома матрешки.
Целевые ориентиры: Продолжать детей действовать с предметами (открывать и закрывать матрешку); соотносить их по размеру. Формировать навык последовательно выполнять нужные действия. Закрепить знание детей о величине. Развивать интерес к народным игрушкам.
Самоанализ НОД
Вы посмотрели интегрированное занятие для детей младшей группы 3-4 лет «Кроха» Тема: «Русская народная игрушка - матрешка»
Цель: Познакомить детей с народными промыслами русского народа и деревянной игрушкой матрешкой.
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие» Повторяли слова пальчиковой игры, обогащала словарь детей существительными.
«Познавательное развитие». Знакомили с русской народной игрушкой матрешкой.
«Социально – коммуникативное развитие» Отвечали на вопросы, отгадывали загадку.
«Физическое развитие». Пальчиковая гимнастика, здоровье сберегающие технологии.
«Художественно – эстетическое развитие». Развивали эстетический вкус, восприятие, выполнение работы.
Задачи.
Знакомила детей с русским народным промыслом, игрушкой матрешкой.
Обогащали словарь детей существительными, способствовали употреблению усвоенных слов в самостоятельной речи.
Формировали интерес к занятию, содействовала возникновению положительного эмоционального отклика у детей.
Формировали навык аккуратности в выполнение работ. Вызывали интерес к работе с красками. Развивали эстетический вкус, эстетическое восприятие, привлекая внимание детей к красоте окружающих предметов (игрушки матрешки).
Формировали доброжелательное отношение к игрушкам, желание им помочь.
Развивали мелкую моторику. Закрепляли названия цветов.
Чтобы дети не уставали, на протяжении всего занятия, при помощи физкультминутки, удовлетворялась их двигательная активность, поддерживался интерес к знакомству с матрешкой.
Технологии:
Здоровьесберегающая - пальчиковая гимнастика.
Игровая – создавала игровую мотивацию, отгадывание загадок.
Технология проблемного обучения – задавала вопросы по ходу занятия на активизацию мыслительной деятельности.
Интеграция основных видов деятельности: игровая, двигательная, продуктивная, коммуникативная.
Методы и приемы:
Игровые: пальчиковая игра.
Наглядные: показ игрушки матрешки, показ мультимедийной презентации,
Практические: работа с красками, разрезными картинками.
Продолжительность НОД – 15 минут. Мы вложились в это время.
Дети активно участвовали, я считаю им было интересно.
Индивидуальная работа была проведена. Мы считаем, что поставленные задачи нами были выполнены. Цель достигнута.
Хронометраж
№ | Этапы НОД | Время |
1 | Организационный момент | 2 минута |
2 | Мотивационный момент | 2 минута |
3 | Основная часть | 2минут |
4 | Динамическая пауза | 1 минута |
5 | Практическая часть | 5 минут |
6 | Заключительная часть (рефлексия) | 3 минута |
Итого | 15минут |
Ход НОД.
1.Организационный момент
Воспитатель вместе с детьми под русскую народную мелодию входят группу.
Воспитатель:
Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с гостями.
(Дети здороваются).
А теперь давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга
(приветствие детей):
Станем рядышком по кругу,
Скажем: «Здравствуйте!» друг другу
Нам здороваться не лень,
Всем, привет и добрый день!
2.Мотивационный момент
Воспитатель. Ребята, когда я сегодня шла в детский сад и увидела волшебный, красивый сундучок. Вот он смотрите. А хотите узнать, что там?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда слушайте загадку:
Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская.
Дети отгадывают загадку.
Воспитатель: Молодцы, отгадали загадку (Достаю большую матрёшку, все дети внимательно её рассматривают).
Основная часть.
Воспитатель: Ребята давайте рассмотрим её (ставлю на стол),
Воспитатель: Как называется игрушка, которая у меня в руках?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, для чего сделали эту матрёшку?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, а хотите узнать, как появилась матрёшка?
Ответы детей.
Воспитатель: Тогда присаживайтесь на стульчики, и я расскажу вам. (презентация с матрешками)
Воспитатель. Кажется, что матрешки пришли к нам из мира легенд и сказок.
Есть одна легенда о происхождении матрешки. Однажды из Японии в Россию привезли игрушку. В Японии эту игрушку называют фукурума. Это игрушка большеголового японца, раскроешь, - а там еще одна игрушка, только чуть-чуть поменьше, и всего их 3. Очень понравилась эта игрушка русским мастерам. Известный мастер-игрушечник Василий Звёздочкин выточил игрушку из липы, дерево сначала сушат, затем распиливают на бруски. Из них и вытачивают фигурки. Затем фигурку обрабатывают шкуркой и расписывают. Известный мастер Сергей Малюткин расписал матрешку. После росписи матрешки ее покрывают лаком, чтобы она блестела. Матрёшкой называют игрушку, изображающую девочку в сарафане и платочке. С той поры мастера для всех детишек стали по всей стране вытачивать забавные деревянные игрушки, разрисовывать их цветами, ягодами, другими узорами. Вот так ребята родилась русская народная игрушка - матрёшка. И её неслучайно называют народной, потому что она сделана добрыми руками русских людей.
Воспитатель: Ребята, а давайте поговорим о ней, какая она?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите ребята, какая она у меня красивая, платочек яркий, сарафан красненький, фартук с цветочками.
Воспитатель: А знаете из чего сделали матрешку?
Ответы детей.
Воспитатель: А если матрешка из дерева, значит какая она?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете ребята, матрешку делают с секретом?
Ответы детей.
Воспитатель: А какой секрет у матрешки?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребята подойдите пожалуйста к столу (Матрешки на каждого ребенка, рассматриваем матрешки)
Воспитатель: Ребята сколько у вас матрешек?
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь разберите своих матрешек
Воспитатель: Ребята сколько у вас матрешек?
Ответы детей.
Воспитатель: Покажите самую большую матрешку
Воспитатель: Самую маленькую покажи матрешку
Воспитатель: Среднею покажи матрешку
Ответы детей.
Воспитатель: Теперь давайте соберём матрешки чтоб одна получилась.
Воспитатель: Сейчас ребята я вас попрошу взять по одной карточке и распределиться по двум центрам. В одном где кисточка мы будем рисовать, а в другом где матрёшки мы будем собирать из частей целое.
(дети делают выбор)
Воспитатель: Теперь ребята я попрошу вас присесть за столы, у кого какая карточка тот присаживается за тот стол где такая же табличка.
(работа в центрах) один воспитатель в центре кисточки, второй в центре матрёшки.
Центр кисточки.
Воспитатель: Ребята нам привезли матрешки, которые не успели раскрасить на фабрике, сарафаны раскрасили, а фартуки остались. Матрешки очень обижены, предлагаю вам стать хорошими мастерами и помочь матрешкам.
Воспитатель: Поможем?
Ответы детей.
Центр матрёшки.
Воспитатель: Ребята в этом центре кто-то перепутал все разрезные картинки матрёшек. И их надо собрать.
Воспитатель: Поможете?
Ответы детей.
Воспитатель: Вспоминаем правила как мы сидим за столом. (спинка ровная, ножки вместе)
Воспитатель: Ребята, а, чтобы наши пальчики хорошо работали и не уставали давайте мы их разомнём.
Динамическая пауза.
Прежде чем рисовать
Нужно пальчики размять
Кулачки разжал – сжали,
Кулачки разжали – сжали.
А теперь потрём ладошки
Друг о друга мы немножко.
А сейчас мастера
За работу нам пора.
Воспитатель: В центрах объясняет задания. Дети выполняют их с частичной помощью взрослого.
Рефлексия.
Воспитатель: Ребята какое интересное занятие сегодня было, про какую сегодня игрушку мы говорили?
Что мы рисовали в центре с кисточкой?
Какими цветами мы раскрашивали сарафан?
А что мы делали в центре матрёшки? А что вам больше всего понравилось?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно ребята, понравилось вам наше интересное занятие? Я предлагаю вам подойти и взять картинку под ваше настроение? И попрощаться с гостями. Дети уходят.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой» (средняя группа)
Конспект занятия «Знакомство с русской народной игрушкой - Матрешкой» (средняя группа). ...
Проект "Развитие патриотических чувств у детей средней группы в процессе изучения русской народной игрушки "Матрешки"
Презентация информационно- творческого проекта с группой детей и их семьями. Задачи проекта: формировать представления о русской народной игрушке, традициях и обычаях, связанных с изготовлением, роспи...

Собственная методическая разработка "Русская народная игрушка - Матрешка".
Способность человека понимать, любить и ценить прекрасное - качество не врожденное. Приобщение детей к народному искусству – это именно тот "ключик", который раскрывает в детях творчес...

Интегрированное занятие "Знакомство с русской народной игрушкой матрешкой"
Материал представляет собой интегрированное занятие по образовательным областям:"Математика", "Познание", "Художественное творчество"."Музыка"...

Знакомство с русской народной игрушкой-матрешкой для детей средней группы
Цель занятия:Знакомство детей с русской народной игрушкой – матрёшкой.Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;Задачи:Познакоми...
Приобщение детей 4 – 5 лет к истокам народной культуры через проектную деятельность по теме «Русская народная игрушка – матрешка».
Желание приобщить дошкольников к истории русского прикладного искусства, дать им основы законов композиции, способствовать развитию творчества через ознакомление с народной игрушкой – всё это и ...