Выступление на РМО на тему: «Психолого-педагогическая поддержка и просвещение родителей (законных представителей) в ДОО»
материал (подготовительная группа)

Сидоркина Юлия Дмитриевна

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при взаимодействии ДОУ и семьи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_2024.docx81.69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

д/с № 7 «Колосок» Саратовская область г. Петровск

Выступление на РМО на тему: «Психолого-педагогическая поддержка и просвещение родителей (законных представителей) в ДОО»

Подготовил воспитатель

Сидоркина Юлия Дмитриевна

2024 год

Уважаемые коллеги, здравствуйте. Одним из условие реализации ФОП ДО является построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся. И сегодня я бы хотела с вами поделиться своим опытом  по организации взаимодействия с семьёй.

Хотелось бы начать выступление с таких слов:

«…дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…

Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.

Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.

Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при взаимодействии ДОУ и семьи.

Существует различные формы взаимодействия с родителями, среди них есть традиционные и нетрадиционные. Но родительские собрания остаются одной из основных форм взаимодействия с родителями и наша задача сделать их наиболее продуктивными. С этой целью я хочу вас познакомить с технологией фасилитации. (Сразу оговорюсь , у меня нет большого опыта по использованию данной технологии. Это моя находка, которую я внедряю в практику)

Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому, а также наглядно - информационные (выставки, стенды, ширмы, папки - передвижки).

В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Выделяют следующие нетрадиционные формы:

  • информационно-аналитические;
  •  досуговые;
  •  познавательные;
  •  наглядно-информационные.

Так как опыт работы у меня не большой, и я считаю данную технологию своей находкой, которую не давно начала использовать в своей практике – это методика проведения родительского собрания в ДОУ с использованием технологии фасилитации.

Что же такое фасилитация – от англ. яз. Facilitation облегчение, упрощение, помощь, содействие, способствование. Фасилитировать – способствовать, облегчать. Фасилитация – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей, повышающая эффективность групповой работы, вовлеченность и заинтересованность участников, способствующая раскрытию их потенциала. Таким, образом фасилитативные технологи при работе с семьей призваны облегчать, упрощать, содействовать в отношениях родителей и педагогов.

В данной разработке использование технологии фасилитации рассматривается в рамках родительского собрания, т.к. данная форма является наиболее распространенной в работе с родителями.  Но анкетирование родителей показывает, что больше всего недовольство вызывают следующие моменты, неэффективного, по мнению родителей, собрания:

∙не было ясной цели;

∙много людей говорили одновременно;

∙обсуждение часто уходило в сторону от существа вопроса;

∙скучно и неинтересно;

∙одно и то же снова и снова;

∙бесполезно, не было разницы, был я там или нет.

Очень часто (что является нашей ошибкой) родительское собрание представляет собой монолог педагога. Сегодня привычные старые формы мало эффективны, и нужно искать новые формы взаимодействия педагогов и родителей, которые помогает родителям из сторонних наблюдателей стать полноправным участниками образовательного процесса.

И чтобы вам было более понятно я предлагаю вам не большой мастер класс как можно использовать данную технологию.

Сегодняшний мастер-класс будет проходить с помощью метода «Мировое кафе», что позволит нам за короткий промежуток времени объединить совершенно разных людей, благодаря неформальной дружественной атмосфере, что способствует снятию барьеров и преград в общении (рассадить в кружки).

Фасилитатор (педагог): уважаемые коллеги, давайте встанем все в круг для приветствия (прием «комплимент»: бросая мяч друг другу, будем говорить комплименты или приятные слова). Также как этот круг объединил нас, мы связаны общей проблемой: детские капризы. Сегодня я пригласила вас в «Мировое кафе», чтобы всем вместе обсудить эту проблему и найти способы ее решения. Для этого я, хозяйка кафе, приглашаю вас присесть за столики Мирового кафе, «сервированные» листом круг бумаги вместо тарелок, ручками и карандашами вместо столовых приборов. А сейчас я познакомлю вас с этикетом и режимом работы «Мирового кафе»:

  1. Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном;
  2. Не отсиживайтесь – вносите свои мысли, мнения, размышления;
  3. Говорите без задних мыслей и от всего сердца;
  4. Слушайте, чтобы понимать;
  5. Связывайте и соединяйте идеи;
  6. Фокусируйте свои идеи и решения на бумаге, вносите свои «ингредиенты» в каждое блюдо;
  7. Получайте удовольствие.

Напоминаю, ваши мысли, идеи, мнения – это ингредиенты блюд нашего «Мирового кафе». В конце обсуждения мы получим готовые блюда в виде принятых решений! Пришло время познакомиться с меню.

Аперитив «Ассорти из детских капризов» (Нужно рассказать, как и в каких ситуациях капризничает ребенок)

Гарнир (стол №1) «Причина детских капризов»

Острое блюдо (стол №2) «Нужно ли наказывать детей за капризы? (если нет - то почему, если да – то как?)»

Напиток (стол №3) коктейль из «Советов и рекомендаций коллегам».

Десерт «обсуждение».

Фасилитатор (педагог): Уважаемые коллеги, предлагаю вам приступить к вашим блюдам и начать обсуждение.

Я предлагаю нам начать с аперитива «Ассорти из детских капризов».

Теперь послушаем стол № 2, потом стол № 3. Всех выслушали и подходим с вами к десерту «Обсуждение». Предлагаю вам подвести итоги нашей работы.

Приходим к выводам:

  1. Что причины детских капризов можно разделить на 2 категории: физиологические (плохое самочувствие, чувство голода, незрелость нервной системы, переутомление) и педагогические (гиперопека, гипопека, неправильное поведение родителей и т.п.)
  2. Нужно ли наказывать детей за капризы? Нет, т.к. подобная тактика крайне непродуктивна.
  3. Как справиться с капризами? Учиться договариваться, находить компромиссы, уметь во время отвлечь ребенка, выработать единые требования к ребенку внутри семьи, на примерах их художественной литературы объяснять, как некрасиво поведение выглядит со стороны, никогда не оценивать ребенка, а только его поведение, и т.д.

         Фасилитатор (педагог): ну вот наше «Мировое кафе» может расходиться. Но в заключении, я хочу вам раздать небольшие памятки с рецептами «Как справиться с детскими капризами» и искренне надеюсь, что результатом нашей сегодняшней встречи станет отсутствие капризов и хорошее поведение детей!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Памятка «Как справится с детскими капризами?»

1. Стимулируйте развитие взрослых черт поведения: умения говорить о своих желаниях, разговаривать, общаться, стремиться объяснить и понять. Не берите ребёнка на руки, опуститесь на уровень глаз ребёнка: «Скажи, чего ты хочешь, не плачь, а скажи», «Успокойся, остынь, поговорим».

2. Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы:

На прогулке ребёнок заявляет о желании ещё погулять: хорошо, мы погуляем ещё 10 минут, когда я подойду к тебе и позову, мы пойдём домой. Договорились? (на уровне глаз ребёнка).

3. Попробуйте общаться с ребёнком как со взрослым, беседуйте с ним, рассказывайте о себе и о своих чувствах, о том, что видели (по дороге домой, во время одевания)

4.Учитесь устанавливать правила и границы дозволенного, в том числе и наказания. Понимание, что в жизни существует не только «хочу», но и «надо» следует прививать с малых лет. Ребёнок должен руководствовать не только своими желаниями, но и необходимостью для других членов семьи. Нет ничего опаснее для ребёнка, чем хаос, поэтому:

- чаще всего капризничают дети в семьях, где между взрослыми нет согласия и единства;

- будьте сами последовательны и строги в своих требованиях, иначе слёзы и истерики будут способом добиться своего. Ребёнок знает, что значит мамины угрозы: пустые слова или их следует сразу выполнять, поэтому не угрожайте ребёнку и не шантажируйте его («если ты …., то….»). Прежде, чем что-то запретить, решите, готовы ли вы спокойно вынести каприз.

5. Игра как замена протеста. Попросите одеть              

мишку или собрать в детский сад куклу,

обратитесь от их имени к ребёнку,                          

играйте в детские сказки и                                                                          

мультики, используйте соревнование во время сбора игрушек (кто последнюю игрушку положит, тот и выиграл).

6. Повсеместно стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребёнка, где он может выплеснуть свою активность, настойчивость, независимость. Давайте ребёнку роль «консультанта»: «выбери себе чашку», «посмотри, чистое ли у меня лицо». Полезные вопросы: Ты наденешь колготки красные или желтые? Что тебе приготовить яичницу или хлопья с молоком? Почему ты этого хочешь? А чем бы тебе хотелось заняться? (при отрицании других предложений)

7. Нужно разнообразить опыт общения детей со взрослыми, включая в общее дело, при этом незаметно помогая и громко радуясь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь ребёнка, тем меньше времени и сил остаётся на капризы (игры с красками, изо материалы и т.д.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Методы и средства психолого – педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей».

В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный инстит...

Консультация для родителей "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста" в рамках работы Консультационного центра по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителя) н

Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, расп...

Аспекты правового просвещения родителей (законных представителей) детей

Аспекты правового просвещения родителей (законных представителей) детей...

«Формы психолого – педагогической поддержки и просвещения родителей (законных представителей) в рамках реализации ФОП ДО»

Сферум — информационно-коммуникационная образовательная платформа для учителей и учеников, которая помогает в обучении. Сферум — дополнительный цифровой инструмент, который помогает сдела...

План мероприятия по педагогической поддержке и просвещению родителей (законных представителей) детей старшей группы (5-6 лет)

План мероприятия по педагогической поддержке и просвещению родителей (законных представителей) детей старшей группы (5-6 лет)...