Выступление на РМО на тему: «Психолого-педагогическая поддержка и просвещение родителей (законных представителей) в ДОО»
материал (подготовительная группа)
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при взаимодействии ДОУ и семьи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_2024.docx | 81.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
д/с № 7 «Колосок» Саратовская область г. Петровск
Выступление на РМО на тему: «Психолого-педагогическая поддержка и просвещение родителей (законных представителей) в ДОО»
Подготовил воспитатель
Сидоркина Юлия Дмитриевна
2024 год
Уважаемые коллеги, здравствуйте. Одним из условие реализации ФОП ДО является построение отношений сотрудничества в соответствии с образовательными потребностями и возможностями семьи обучающихся. И сегодня я бы хотела с вами поделиться своим опытом по организации взаимодействия с семьёй.
Хотелось бы начать выступление с таких слов:
«…дошкольник не эстафета, которую передаёт семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
Задача детского сада «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь, привлечь семью на свою сторону в плане единых подходов в воспитании ребёнка. Необходимо, чтобы детский сад и семья стали открытыми друг другу и помогли раскрытию способностей и возможностей ребёнка.
Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при взаимодействии ДОУ и семьи.
Существует различные формы взаимодействия с родителями, среди них есть традиционные и нетрадиционные. Но родительские собрания остаются одной из основных форм взаимодействия с родителями и наша задача сделать их наиболее продуктивными. С этой целью я хочу вас познакомить с технологией фасилитации. (Сразу оговорюсь , у меня нет большого опыта по использованию данной технологии. Это моя находка, которую я внедряю в практику)
Традиционные формы подразделяются на коллективные (родительские собрания, конференции, круглые столы) и индивидуальные (беседы, консультации, посещение на дому, а также наглядно - информационные (выставки, стенды, ширмы, папки - передвижки).
В настоящее время особой популярностью как у педагогов ДОУ, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения. Выделяют следующие нетрадиционные формы:
- информационно-аналитические;
- досуговые;
- познавательные;
- наглядно-информационные.
Так как опыт работы у меня не большой, и я считаю данную технологию своей находкой, которую не давно начала использовать в своей практике – это методика проведения родительского собрания в ДОУ с использованием технологии фасилитации.
Что же такое фасилитация – от англ. яз. Facilitation облегчение, упрощение, помощь, содействие, способствование. Фасилитировать – способствовать, облегчать. Фасилитация – это профессиональная организация процесса групповой работы, направленная на прояснение и достижение группой поставленных целей, повышающая эффективность групповой работы, вовлеченность и заинтересованность участников, способствующая раскрытию их потенциала. Таким, образом фасилитативные технологи при работе с семьей призваны облегчать, упрощать, содействовать в отношениях родителей и педагогов.
В данной разработке использование технологии фасилитации рассматривается в рамках родительского собрания, т.к. данная форма является наиболее распространенной в работе с родителями. Но анкетирование родителей показывает, что больше всего недовольство вызывают следующие моменты, неэффективного, по мнению родителей, собрания:
∙не было ясной цели;
∙много людей говорили одновременно;
∙обсуждение часто уходило в сторону от существа вопроса;
∙скучно и неинтересно;
∙одно и то же снова и снова;
∙бесполезно, не было разницы, был я там или нет.
Очень часто (что является нашей ошибкой) родительское собрание представляет собой монолог педагога. Сегодня привычные старые формы мало эффективны, и нужно искать новые формы взаимодействия педагогов и родителей, которые помогает родителям из сторонних наблюдателей стать полноправным участниками образовательного процесса.
И чтобы вам было более понятно я предлагаю вам не большой мастер класс как можно использовать данную технологию.
Сегодняшний мастер-класс будет проходить с помощью метода «Мировое кафе», что позволит нам за короткий промежуток времени объединить совершенно разных людей, благодаря неформальной дружественной атмосфере, что способствует снятию барьеров и преград в общении (рассадить в кружки).
Фасилитатор (педагог): уважаемые коллеги, давайте встанем все в круг для приветствия (прием «комплимент»: бросая мяч друг другу, будем говорить комплименты или приятные слова). Также как этот круг объединил нас, мы связаны общей проблемой: детские капризы. Сегодня я пригласила вас в «Мировое кафе», чтобы всем вместе обсудить эту проблему и найти способы ее решения. Для этого я, хозяйка кафе, приглашаю вас присесть за столики Мирового кафе, «сервированные» листом круг бумаги вместо тарелок, ручками и карандашами вместо столовых приборов. А сейчас я познакомлю вас с этикетом и режимом работы «Мирового кафе»:
- Не распыляйтесь – фокусируйтесь на самом важном;
- Не отсиживайтесь – вносите свои мысли, мнения, размышления;
- Говорите без задних мыслей и от всего сердца;
- Слушайте, чтобы понимать;
- Связывайте и соединяйте идеи;
- Фокусируйте свои идеи и решения на бумаге, вносите свои «ингредиенты» в каждое блюдо;
- Получайте удовольствие.
Напоминаю, ваши мысли, идеи, мнения – это ингредиенты блюд нашего «Мирового кафе». В конце обсуждения мы получим готовые блюда в виде принятых решений! Пришло время познакомиться с меню.
Аперитив «Ассорти из детских капризов» (Нужно рассказать, как и в каких ситуациях капризничает ребенок)
Гарнир (стол №1) «Причина детских капризов»
Острое блюдо (стол №2) «Нужно ли наказывать детей за капризы? (если нет - то почему, если да – то как?)»
Напиток (стол №3) коктейль из «Советов и рекомендаций коллегам».
Десерт «обсуждение».
Фасилитатор (педагог): Уважаемые коллеги, предлагаю вам приступить к вашим блюдам и начать обсуждение.
Я предлагаю нам начать с аперитива «Ассорти из детских капризов».
Теперь послушаем стол № 2, потом стол № 3. Всех выслушали и подходим с вами к десерту «Обсуждение». Предлагаю вам подвести итоги нашей работы.
Приходим к выводам:
- Что причины детских капризов можно разделить на 2 категории: физиологические (плохое самочувствие, чувство голода, незрелость нервной системы, переутомление) и педагогические (гиперопека, гипопека, неправильное поведение родителей и т.п.)
- Нужно ли наказывать детей за капризы? Нет, т.к. подобная тактика крайне непродуктивна.
- Как справиться с капризами? Учиться договариваться, находить компромиссы, уметь во время отвлечь ребенка, выработать единые требования к ребенку внутри семьи, на примерах их художественной литературы объяснять, как некрасиво поведение выглядит со стороны, никогда не оценивать ребенка, а только его поведение, и т.д.
Фасилитатор (педагог): ну вот наше «Мировое кафе» может расходиться. Но в заключении, я хочу вам раздать небольшие памятки с рецептами «Как справиться с детскими капризами» и искренне надеюсь, что результатом нашей сегодняшней встречи станет отсутствие капризов и хорошее поведение детей!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Памятка «Как справится с детскими капризами?»
1. Стимулируйте развитие взрослых черт поведения: умения говорить о своих желаниях, разговаривать, общаться, стремиться объяснить и понять. Не берите ребёнка на руки, опуститесь на уровень глаз ребёнка: «Скажи, чего ты хочешь, не плачь, а скажи», «Успокойся, остынь, поговорим».
2. Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы:
На прогулке ребёнок заявляет о желании ещё погулять: хорошо, мы погуляем ещё 10 минут, когда я подойду к тебе и позову, мы пойдём домой. Договорились? (на уровне глаз ребёнка).
3. Попробуйте общаться с ребёнком как со взрослым, беседуйте с ним, рассказывайте о себе и о своих чувствах, о том, что видели (по дороге домой, во время одевания)
4.Учитесь устанавливать правила и границы дозволенного, в том числе и наказания. Понимание, что в жизни существует не только «хочу», но и «надо» следует прививать с малых лет. Ребёнок должен руководствовать не только своими желаниями, но и необходимостью для других членов семьи. Нет ничего опаснее для ребёнка, чем хаос, поэтому:
- чаще всего капризничают дети в семьях, где между взрослыми нет согласия и единства;
- будьте сами последовательны и строги в своих требованиях, иначе слёзы и истерики будут способом добиться своего. Ребёнок знает, что значит мамины угрозы: пустые слова или их следует сразу выполнять, поэтому не угрожайте ребёнку и не шантажируйте его («если ты …., то….»). Прежде, чем что-то запретить, решите, готовы ли вы спокойно вынести каприз.
5. Игра как замена протеста. Попросите одеть
мишку или собрать в детский сад куклу,
обратитесь от их имени к ребёнку,
играйте в детские сказки и
мультики, используйте соревнование во время сбора игрушек (кто последнюю игрушку положит, тот и выиграл).
6. Повсеместно стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребёнка, где он может выплеснуть свою активность, настойчивость, независимость. Давайте ребёнку роль «консультанта»: «выбери себе чашку», «посмотри, чистое ли у меня лицо». Полезные вопросы: Ты наденешь колготки красные или желтые? Что тебе приготовить яичницу или хлопья с молоком? Почему ты этого хочешь? А чем бы тебе хотелось заняться? (при отрицании других предложений)
7. Нужно разнообразить опыт общения детей со взрослыми, включая в общее дело, при этом незаметно помогая и громко радуясь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь ребёнка, тем меньше времени и сил остаётся на капризы (игры с красками, изо материалы и т.д.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Методы и средства психолого – педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей».
В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный инстит...
Консультация для родителей "Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста" в рамках работы Консультационного центра по оказанию методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи родителям (законным представителя) н
Внимание - это процесс, при котором происходит отбор нужной информации и неприятие лишней.Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, расп...
«Индивидуальный маршрут психолого-педагогического сопровождения ребенка и его родителей (законных представителей)»
Образец заполнения карты воспитанника....
Аспекты правового просвещения родителей (законных представителей) детей
Аспекты правового просвещения родителей (законных представителей) детей...
«Формы психолого – педагогической поддержки и просвещения родителей (законных представителей) в рамках реализации ФОП ДО»
Сферум — информационно-коммуникационная образовательная платформа для учителей и учеников, которая помогает в обучении. Сферум — дополнительный цифровой инструмент, который помогает сдела...
План мероприятия по педагогической поддержке и просвещению родителей (законных представителей) детей старшей группы (5-6 лет)
План мероприятия по педагогической поддержке и просвещению родителей (законных представителей) детей старшей группы (5-6 лет)...