«Методы и средства психолого – педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей».
статья (подготовительная группа)
В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, взаимовосприятие, взаимопомощь, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №52 Фрунзенского района
Санкт-Петербурга
Самообразование по теме:
«Методы и средства психолого – педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей».
Воспитатель Нарышкина А.В.
Группа «Непоседы»
2018-2019 уч. г.
Актуальность:
В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, взаимовосприятие, взаимопомощь, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, социального педагога, психолога - зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.
Цель: повышение родительской активности через использование разных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ.
Задачи:
- изучить потребности родителей;
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей,
- установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников,
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимо – поддержки.
Содержание сотрудничества педагога с родителями включает три основных направления:
- психолого—педагогическое просвещение родителей,
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс,
- участие в управлении учебно-воспитательным процессом в ДОУ.
Психолого - педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:
- родительские университеты;
- конференции;
- индивидуальные и тематические консультации;
- родительские собрания;
- тренинги.
Партнёрство — это определённая форма сотрудничества в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы:
- равноправие при принятии решений; выбор путей решения задач на основе доверия и компромисса,
- уважение и взаимный учёт интересов,
- взаимовыгодность и заинтересованность сторон в сотрудничестве,
- добровольность принятия взаимных обязательств,
- равно ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.
Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - это личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В первую очередь, при планировании работы с семьями воспитанников ставятся следующие задачи:
- изучить семьи с целью выявления ее запросов, потребностей, нужд,
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки, с целью установления партнёрских отношений с семьей каждого воспитанника.
В нашей группе используются различные методы работы с родителями: традиционные и инновационные.
- Родительские собрания в нашей группе проводятся в атмосфере доверия,
- Родители, активно участвующие в жизни группы и детского сада награждаются почётными грамотами и благодарностями: "За организацию интересной жизни в группе" (совет родителей), "За активное участие в жизни группы и детского сада", "За помощь в благоустройстве территории детского сада", "За творческий подход в воспитании ребёнка".
- Наглядная форма работы представлена в виде информационного уголка для родителей, на стендах которого родители могут ознакомиться с текущими и предстоящими событиями в жизни детского сада и группы, получить необходимую информацию и добрый совет.
- Создана и ведётся открытое сообщество нашей группы "Непоседы» на сайте ВКонтакте. На нашей страничке родители могут ознакомиться с прошедшими и предстоящими мероприятиями, событиями, объявлениями, фотоотчётами, могут задать вопросы воспитателю, высказать своё мнение.
- Праздники, досуги, развлечения,
- Родители нашей группы с удовольствием участвуют в подготовке к праздникам, это способствует приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом,
- Индивидуальная форма работы, в частности «Беседа за закрытыми дверями» позволяет обсудить с родителями проблемы ребёнка личного, психологического порядка.
- Инновационным формам работы с родителями, хочется особо отметить проектную деятельность. К ней родители относятся с особым интересом. (они пополняют ППРС группы в соответствии с темой, выполняют «домашнее задание» с детьми).
Например: в ходе проекта «Сказка для мамы» родители с удовольствием к итоговому мероприятию изготовили костюмы и участвовали в представлении.
Таким образом достигается общность интересов родителей, детей и педагога.
План работы над темой в I полугодии 2018-19 уч.г.
Месяц | Мероприятие | Цель |
сентябрь | 1.Подбор методической литературы по теме. 2.Выявление социального статуса семей воспитанников. 3. Оформление информационных стендов для родителей. 4. Подготовка и проведение индивидуальных беседы с родителями, ответы на интересующие вопросы. Разработка консультаций для родителей. 5. Опрос родителей о необходимости проведения проектов в группе (анкетирование, беседы) 6. Участие родителей в проекте «Добры молодцы, Красны девицы». 7.Размещение фотоотчета о жизни детей в группе в ВК. | Подобрать литературу для самостоятельного изучения. Выявить соц.статус семей. Увеличить объем необходимой для родителей информации. Подготовить родителей к совместной работе. Привлечь родителей и детей к изучению и сбору материала о деталях русского народного костюма. |
октябрь | 1.Родительское собрание «Планирование совместной деятельности на новый учебный год» 2. Разработка индивидуальных бесед для родителей, консультации. 3. Участие родителей в проекте «Добры молодцы Красны девицы». Подготовка к выставке совместного творчества родителей и детей «Волшебная семечка» 4. Участие родителей в акции «Бумажные города» осенний сбор макулатуры. 5. Отчет в социальной сети в группе ВК. | Формировать условия для возникновения интереса родителей жизнью группы. Привлечь родителей к жизни детей в дет.сада, участию к развивательно –образовательной жизни ребенка в детском саду. |
ноябрь | 1. Подготовка материала для информирования родителей о предстоящем проекте «Сказка для мамы» 3.Участие родителей в открытом мероприятии с участием родителей «Сказка для мамы», посвященный Дню Матери. 4. Привлечение и участие родителей к подготовке к экологической викторине «Удивительный мир». 5.Коллективная консультация для родителей «Плохая погода не повод сидеть дома». | Способствовать укреплению партнерских отношений между родителями и педагогами. Разнообразить жизнь родителей и детей вне детского сада. Укрепление доверительных партнерских отношений между участниками педагогического процесса родителями – педагогами. |
декабрь | 1.Родительское собрание «Безопасные каникулы» 2. Размещение материала в группе ВК. Советы родителям «Как укрепить здоровье ребенка зимой». 3.Участие родителей воспитанников в конкурсе «Новогодний талисман» совместные поделки родителей и детей. 4.Привлечение родителей уборке снега на участке. 5.Привлечь родителей к участию в оформлении группы к Новому году. Участию в конкурсе на лучшее оформление группы к Новому году. | Продолжать создавать условия для возникновения интереса родителей жизнью группы. |
В I полугодии 2018-19 учебного года в группе значительно выросли партнерские отношения между воспитателями и родителями воспитанников. Родители стали интересоваться жизнью своих детей в детском саду, с удовольствием принимали участие во всех предложенных мероприятиях группы, отзываться на просьбы детей и педагогов. Родители выражали огромное желание в участии детей в различных конкурсах сада и района. На родительском собрании в декабре были отмечены грамотами самые активные дети и их родители, которые участвовали в конкурсах и выставках детского сада, группы. План работы над темой во II полугодии 2018-19 уч.г. | ||
январь | 1.Привлечение родителей к помощи в уборке снега на площадке. 2. Информирование и привлечение родителей о предстоящем проекте «М. Пришвин – певец русской природы». пополнение ППРС группы литературой и иллюстрациями по теме. 3. Участие родителей в проектной деятельности в группе. 4. Акция «Подари книгу саду» (пополнение ППС по теме проекта). 5. Информирование родителей о поступлении в школу. 6. Подборка материалов для коллективной консультации «Скоро в школу» 7.Коллективная консультация для родителей «Скоро в школу» | Способствовать укреплению семейных отношений через чтение и беседы о красоте русской природы. Способствовать укреплению партнёрских отношений между родителями и педагогами. |
февраль | 1.Подборка материала для консультаций родителям. 2.Оформление фотоотчёта на странице сети ВКонтакте «Фото нашей группы» | Способствовать укреплению партнёрских отношений между родителями и педагогами. |
март | 1.Индивидуальные консультации «Конфликты между детьми» 2. Информирование родителей о предстоящем проекте. 3. Участие родителей в проекте группы. 4.Участие родителей в выставке рисунков на базе ДПО №41 посвященному 8 Марта. 5.Подготовка к поздравлению мам и бабушек с праздником «8 марта» | Привлечь родителей к подготовке костюмов и атрибутов к празднику. Способствовать укреплению семейных отношений через совместную с ребенком деятельность. |
апрель | 1.Првлечение семей группы в акции по сбору макулатуры «Бумажные города» 2. Привлечь родителей к работам на субботнике по благоустройству территории. 3.Подготовка и разработка индивидуальных бесед с родителями. | Продолжать приобщать родителей к жизни ДОУ и участии в акциях и мероприятиях. Развитие и закрепление партнерских отношений между родителями и педагогами группы. |
май | 1.Анкетирование родителей 2.Подготовка к итоговому родительскому собранию. 3. Привлечь родителей к участию в выпускном бале. 4. Тематическая консультация «Первоклассник». Подбор материала. 5. Коллективная беседа о работе детского сада в летний период. | Выявить уровень удовлетворённости родителей работой воспитателей. Отчёт для родителей о проделанной работе с детьми за прошедший учебный год. |
Результатом работы с родителями дошкольников являются следующие показатели: повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом, увеличение количества родителей посещающих родительские собрания. Результаты анкетирования показал, что заинтересованность родителей в жизни детей и их педагогический уровень значительно вырос.
Список литературы:
1. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга в семье. - М., 2001.
2. Делекреева Н.И. Новое родительское собрание: 1-4 классы. М., 2005.
3. Доронова Т.Н., Глушкова Г.В. и др. Вместе с семьей: Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей - М.: Просвещение, 2005.
4. Леонтьева А. Родители являются первыми педагогами своих детей / А. Леонтьева, Т. Лушпарь // Дошкольное воспитание. - 2001. № 8.- С.57-59
5. Ответственные родители: Учеб.-метод. пос. для учителей сред. школы. М.: Всерос. образовательная программа «Мой выбор», 2007.
6. Родительские собрания: II класс / Авт.-сост. О.П. Варенька. М.: ВАКО, 2008.
7. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями – М.: 5 за знания, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование виммельбуха в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей)
Виммельбух как средство психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей)...
ПРОГРАММА формирования психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и образования детей на диагностической основе.
Признание приоритетности задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития ...
Методы и средства психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста, выстраивание партнерского взаимодействия с ними для решения образовательных задач.(Представлено на районном методическом объединении воспитателей мл.групп)
Цель : Создание социальной ситуации развития детей , соответствующей специфике дошкольного возраста. Задачи:- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) детей ...
О психолого-педагогическом сопровождении родителей (законных представителей), а также граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей
Консультационный центр является интерактивной формой работы в нашем детском саду, поскольку предполагает активное взаимодействие специалистов с семьей. Для семей, обратившихся Консультационный центр, ...
психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов
Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов как одно из условий успешной социализации обучающихся.Во всем мире за последние ...
Консультационный пункт «Диалог» по организации психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) детей, не посещающих МБДОУ
Консультационный пункт представляет собой организационную структуру, призванную оказывать комплексную психолого-педагогическую консультативную помощь родителям (законным представителям)...
Методическая разработка мероприятия по педагогическому просвещению родителей (законных представителей)
В настоящее время, в стране резко осложнились национальные отношения между населяющими ее народами. Усиление миграционного процесса в России привело к росту этнических конфликтов, там, где исторически...