«Методы и средства психолого – педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей».
статья (подготовительная группа)

Нарышкина Анна Валентиновна

В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, взаимовосприятие, взаимопомощь, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение

детский сад №52 Фрунзенского района

Санкт-Петербурга

Самообразование по теме:

«Методы и средства психолого – педагогического просвещения родителей (законных представителей) детей».

Воспитатель Нарышкина А.В.

Группа «Непоседы»

2018-2019 уч. г.

Актуальность:

 В Законе «Об образовании» (ст. 44) сказано о том, что именно родители являются первыми педагогами своих детей, а ДОУ существует в помощь семье. Детский сад – первый социальный институт, первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Положительный результат может быть достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие, взаимовосприятие, взаимопомощь, сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. То, что ребенок приобретает в детские годы в семье, он сохраняет в течении всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни. В семье закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

От совместной работы родителей и педагогов зависит дальнейшее развитие ребенка. И именно от качества работы дошкольного учреждения, а в частности воспитателей, социального педагога, психолога - зависит уровень педагогической культуры родителей, а, следовательно, и уровень семейного воспитания детей.

Цель: повышение родительской активности через использование разных форм и методов взаимодействия с родителями в ДОУ.

Задачи: 

  • изучить потребности родителей;
  • активизировать и обогащать воспитательные умения родителей,
  • установить доверительные партнерские отношения с семьями воспитанников,
  • создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимо – поддержки.

Содержание сотрудничества педагога с родителями включает три основных направления:

  1. психолого—педагогическое просвещение родителей,
  2. вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс,
  3. участие в управлении учебно-воспитательным процессом в ДОУ.

Психолого - педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:

  • родительские университеты;
  • конференции;
  • индивидуальные и тематические консультации;
  • родительские собрания;
  • тренинги.

Партнёрство — это определённая форма сотрудничества в процессе достижения совместно поставленных целей, в основе которых лежат следующие принципы:

-  равноправие при принятии решений; выбор путей решения задач на основе доверия    и компромисса,

-  уважение и взаимный учёт интересов,

-  взаимовыгодность и заинтересованность сторон в сотрудничестве,     

- добровольность принятия взаимных обязательств,

- равно ответственность сторон за выполнение принятых обязательств.

Главный момент в контексте «семья - дошкольное учреждение» - это личное взаимодействие педагога и родителей в процессе воспитания и развития конкретного ребенка в данной семье. В первую очередь, при планировании работы с семьями воспитанников ставятся  следующие задачи:

-  изучить семьи с целью выявления ее запросов, потребностей, нужд,

-  создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимной поддержки, с целью установления партнёрских отношений с семьей каждого воспитанника.

В нашей группе используются различные методы работы с родителями: традиционные и инновационные.

  • Родительские собрания в нашей группе проводятся в атмосфере доверия,
  • Родители, активно участвующие в жизни группы и детского сада награждаются почётными грамотами и благодарностями: "За организацию интересной жизни в группе" (совет родителей), "За активное участие в жизни группы и детского сада", "За помощь в благоустройстве территории детского сада", "За творческий подход в воспитании ребёнка".
  • Наглядная форма работы представлена в виде информационного уголка для родителей, на стендах которого родители могут ознакомиться с текущими и предстоящими событиями в жизни детского сада и группы, получить необходимую информацию и добрый совет.
  • Создана и ведётся открытое сообщество нашей группы "Непоседы» на сайте ВКонтакте. На нашей страничке родители могут ознакомиться с прошедшими и предстоящими мероприятиями, событиями, объявлениями, фотоотчётами, могут задать вопросы воспитателю, высказать своё мнение.
  • Праздники, досуги, развлечения,
  • Родители нашей группы с удовольствием участвуют в подготовке к праздникам, это способствует приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом,
  • Индивидуальная форма работы, в частности «Беседа за закрытыми дверями» позволяет обсудить с родителями проблемы ребёнка личного, психологического порядка.
  • Инновационным формам работы с родителями, хочется особо отметить проектную деятельность. К ней родители относятся с особым интересом. (они пополняют ППРС группы в соответствии с темой, выполняют «домашнее задание» с детьми).

Например: в ходе проекта «Сказка для мамы» родители с удовольствием к итоговому мероприятию изготовили костюмы и участвовали в представлении.

Таким образом достигается общность интересов родителей, детей и педагога.

План работы над темой в I полугодии 2018-19 уч.г.

Месяц

Мероприятие

Цель

сентябрь

1.Подбор методической литературы по теме.

2.Выявление социального статуса семей воспитанников.

3. Оформление информационных стендов  для родителей.

4. Подготовка и проведение  индивидуальных беседы с родителями, ответы на интересующие вопросы.

Разработка консультаций для родителей.

5. Опрос родителей о необходимости проведения проектов в группе (анкетирование, беседы)

6. Участие родителей в проекте «Добры молодцы,  Красны девицы».

7.Размещение фотоотчета о жизни детей в группе в ВК.

Подобрать литературу для самостоятельного изучения.

Выявить соц.статус семей.

Увеличить объем необходимой для родителей информации.

Подготовить родителей к совместной работе.

Привлечь родителей и детей к изучению и сбору материала о деталях русского народного костюма.

октябрь

1.Родительское собрание «Планирование совместной деятельности на новый учебный год»

2. Разработка индивидуальных бесед для родителей, консультации.

3. Участие родителей в проекте «Добры молодцы Красны девицы». Подготовка к выставке совместного творчества родителей и детей «Волшебная семечка»

4. Участие родителей  в акции «Бумажные города» осенний сбор макулатуры.

5. Отчет в социальной сети в группе ВК.

Формировать условия для возникновения интереса родителей жизнью группы.

Привлечь родителей к жизни детей в дет.сада, участию к развивательно –образовательной жизни ребенка в детском саду.

ноябрь

1. Подготовка материала для информирования родителей о предстоящем проекте «Сказка для мамы»

3.Участие родителей в открытом мероприятии с участием родителей  «Сказка для мамы», посвященный Дню Матери.

4. Привлечение и участие родителей к подготовке к  экологической викторине «Удивительный мир».

5.Коллективная консультация для родителей «Плохая погода не повод сидеть дома».

Способствовать укреплению партнерских отношений между родителями и педагогами.

Разнообразить жизнь родителей и детей вне детского сада.

Укрепление доверительных партнерских отношений между участниками педагогического процесса родителями – педагогами.

декабрь

1.Родительское собрание «Безопасные каникулы»

2. Размещение материала в группе ВК. Советы родителям «Как укрепить здоровье ребенка зимой».

3.Участие родителей воспитанников  в конкурсе «Новогодний талисман» совместные поделки родителей и детей.

4.Привлечение родителей уборке снега на участке.

5.Привлечь  родителей к участию в оформлении группы к Новому году.

Участию в конкурсе на лучшее оформление группы к Новому году.

Продолжать создавать  условия для возникновения интереса родителей жизнью группы.

В I полугодии 2018-19 учебного года в группе значительно выросли партнерские отношения между воспитателями и родителями воспитанников. Родители стали интересоваться жизнью своих детей в детском саду, с удовольствием принимали участие во всех предложенных мероприятиях группы, отзываться на просьбы детей и педагогов. Родители выражали огромное желание в участии детей в различных конкурсах сада и района. На родительском собрании в декабре были отмечены грамотами самые активные дети и их родители, которые участвовали в конкурсах и выставках детского сада, группы.

План работы над темой во II полугодии 2018-19 уч.г.

январь

1.Привлечение родителей к помощи в уборке снега на площадке.

2. Информирование и привлечение  родителей о предстоящем проекте «М. Пришвин – певец русской природы». пополнение ППРС группы литературой и иллюстрациями по теме.

3. Участие родителей в проектной деятельности в группе.

4. Акция «Подари книгу саду» (пополнение ППС по теме проекта).

5. Информирование родителей о поступлении в школу.

6. Подборка материалов для коллективной консультации «Скоро в школу»

7.Коллективная консультация для родителей «Скоро в школу»

Способствовать укреплению семейных отношений через чтение и беседы о красоте русской природы.

Способствовать укреплению партнёрских отношений между родителями и педагогами.

февраль

1.Подборка материала для консультаций родителям.

2.Оформление фотоотчёта на странице сети ВКонтакте  «Фото нашей группы»

Способствовать укреплению партнёрских отношений между родителями и педагогами.

март

1.Индивидуальные консультации  «Конфликты между детьми»

2. Информирование родителей о предстоящем проекте.

3. Участие родителей в проекте группы.

4.Участие родителей в выставке рисунков на базе ДПО №41 посвященному 8 Марта.

5.Подготовка к поздравлению мам и бабушек с праздником «8 марта»

Привлечь родителей к подготовке костюмов и атрибутов к празднику.

Способствовать укреплению семейных отношений через совместную с ребенком деятельность.

апрель

1.Првлечение  семей группы в акции по сбору макулатуры «Бумажные города»

2. Привлечь родителей к работам на субботнике по благоустройству территории.

3.Подготовка и разработка индивидуальных бесед с родителями.

Продолжать приобщать родителей к жизни ДОУ и участии в акциях и мероприятиях.

Развитие и закрепление партнерских отношений между родителями и педагогами группы.

май

 1.Анкетирование родителей

2.Подготовка к итоговому родительскому собранию.

3. Привлечь родителей к участию в выпускном  бале.

4. Тематическая консультация «Первоклассник». Подбор материала.

5. Коллективная беседа о работе детского сада в летний период.

Выявить уровень удовлетворённости родителей работой воспитателей.

Отчёт для родителей о проделанной работе с детьми за прошедший учебный год.

Результатом работы с родителями дошкольников являются следующие показатели: повышение уровня заинтересованности родителей в сотрудничестве с детским садом, увеличение количества родителей посещающих родительские собрания. Результаты анкетирования  показал, что заинтересованность родителей в жизни детей и их педагогический уровень значительно вырос.

Список литературы:

1. Бочарова Н.И., Тихонова О.Г. Организация досуга в семье. - М., 2001.

2. Делекреева Н.И. Новое родительское собрание: 1-4 классы. М., 2005.

3. Доронова Т.Н., Глушкова Г.В. и др. Вместе с семьей: Пособие по взаимодействию дошкольных образовательных учреждений и родителей - М.: Просвещение, 2005.

4. Леонтьева А. Родители являются первыми педагогами своих детей / А. Леонтьева, Т. Лушпарь // Дошкольное воспитание. - 2001. № 8.С.57-59

5. Ответственные родители: Учеб.-метод. пос. для учителей сред. школы. М.: Всерос. образовательная программа «Мой выбор», 2007.

6. Родительские собрания: II класс / Авт.-сост. О.П. Варенька. М.: ВАКО, 2008.

7. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Обухова Л.А. Нетрадиционные формы работы с родителями – М.: 5 за знания, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование виммельбуха в рамках психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей)

Виммельбух как средство психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей)...

ПРОГРАММА формирования психолого-педагогической компетентности родителей (законных представителей) в вопросах воспитания и образования детей на диагностической основе.

Признание приоритетности задачи обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития ...

Методы и средства психолого-педагогического просвещения родителей детей раннего возраста, выстраивание партнерского взаимодействия с ними для решения образовательных задач.(Представлено на районном методическом объединении воспитателей мл.групп)

Цель : Создание социальной ситуации развития детей , соответствующей специфике дошкольного  возраста. Задачи:- психолого-педагогическое просвещение родителей (законных представителей) детей ...

О психолого-педагогическом сопровождении родителей (законных представителей), а также граждан, желающих принять на воспитание в свои семьи детей

Консультационный центр является интерактивной формой работы в нашем детском саду, поскольку предполагает активное взаимодействие специалистов с семьей. Для семей, обратившихся Консультационный центр, ...

психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Психолого-педагогическое сопровождение родителей (законных представителей) детей с ОВЗ и детей-инвалидов как одно из условий успешной социализации обучающихся.Во всем мире за последние ...

Консультационный пункт «Диалог» по организации психолого-педагогического сопровождения родителей (законных представителей) детей, не посещающих МБДОУ

Консультационный пункт представляет собой организационную структуру, призванную оказывать комплексную психолого-педагогическую консультативную помощь родителям (законным представителям)...

Методическая разработка мероприятия по педагогическому просвещению родителей (законных представителей)

В настоящее время, в стране резко осложнились национальные отношения между населяющими ее народами. Усиление миграционного процесса в России привело к росту этнических конфликтов, там, где исторически...