Самообразование по теме "Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в разных видах деятельности"
методическая разработка (старшая группа)

Воронова Наталья Васильевна

Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_formirov_kom_navykov1.docx27.11 КБ
Файл formir_kom_navykov2.pptx1.29 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №4»

дошкольное отделение «Белочка»




Самообразование по теме:

«Формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ в разных видах деятельности»






Подготовили:

Воронова Наталья Васильевна

Абрамова Ольга Васильевна



г. о. Мытищи

Цель: создание условий для оптимального развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ.

                                   

Задачи:

  • Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по формированию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.
  • Выявить особенности развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ,
  • Подобрать и апробировать различные виды игровых упражнений на формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ.
  • Создать собственную картотеку игр и упражнений на формирование коммуникативных навыков  и проверить ее эффективность на практике.

Актуальность

Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей. Об этом свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.).

Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости или наоборот, вызвать агрессивность, конфликтность. Практически у каждого ребенка в определенные моменты его жизни возникают некоторые затруднения, связанные с общением. Это не значит, что у него что-то не так. В принципе, у него сформированы коммуникативные способности. Но их необходимо поддерживать и развивать. Конечно, это доступно и самому ребенку в его повседневной жизни, но мы взрослые должны помочь ему пройти сложный, но необходимый путь к беспроблемному общению более безболезненно.  Поэтому необходимо помогать ребенку налаживать отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности.

Характерные недостатки развития детей с ОВЗ:

  • недостатки речевого развития;
  • недостатки развития моторики;
  • замедление и ограничение восприятия;
  • недостатки развития мыслительной деятельности;
  • проблемы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях.

Развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ осуществляется через разные виды деятельности:

  • коррекционные занятия;

  • беседы;

  • чтение художественной литературы;

  • игры;

  • театрализованная деятельность;

  • изобразительная деятельность;

  • труд;

  • анализ проблемных ситуаций.

Эффективная коммуникация невозможна без развития речи:

  • Развитие звуковой культуры речи: «Угадай, кто позвал», «Ау»,

  • «Четвертый лишний», «Испорченный телефон»;

  • Развитие грамматического строя речи: «Один-много», «Назови ласково», «Чего не стало», «Где находится предмет?»;

  • Развитие лексической стороны речи «Я знаю пять…», «Кто больше назовет», «Скажи по-другому», «Подбери слово», «Скажи наоборот»;

  • Развитие связной речи «Если бы…», «Продолжи рассказ», «Реклама», «Интервью», «Телеведущий», «Радио», «А я бы…», «Опиши и угадай».

План работы

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы

Сентябрь - май

1.Работа с документацией: изучение закона «Об образовании РФ», ФГОС ДО, ФГОС НОО, других нормативных документов по теме.

2.Знакомство и анализ документации.

3.Планирование работы  с детьми на новый учебный год.

4.Изучение литературы и интернет-источников по проблеме.

Работа с детьми

Октябрь

Коррекционные занятия;

чтение художественной литературы

«Осень. Признаки осени»

Ноябрь

Театрализованная деятельность

БИ-БА-БО                     Пальчиковый театр

Декабрь

Коллективная деятельность;

анализ проблемных ситуаций.

Аппликация «Зимующие птицы»

Январь

Коммуникативные игры

Чтение художественной литературы

«Вежливые слова», «Комплименты», «Волшебные очки»

Февраль

Коллективная работа Беседы: «Масленица пришла»

Коллаж «Мой папа (дедушка) служил в армии».

Март

Беседы «Моя мама – лучшая на свете», «Что умеет моя бабушка?» чтение художественной литературы

Выставка детских работ «Мамин портрет».

Апрель

Беседы: «День Смеха» Коммуникативные игры

Досуг «Встречаем птиц»

Работа с семьей

Ноябрь

Разучивание стихов,  песен

Мастер-класс к Дню Матери

Декабрь

Разучивание стихов,  песен, танцев

Новогодний утренник «Щелкунчик»

Январь

Разучивание стихов,  песен, народных игр и забав

«Святки-колядки» (развлечение на улице с участием родителей)

Февраль

Изготовление куклы «Масленица»

«Широкая Масленица»

«День защитника отечества»

Март

Выставка работ, выполненных бабушками и мамами воспитанников.

«Мамин день - 8 Марта»

Апрель

Изготовление скворечника

«Встречаем птиц»

(открытое занятие)

Май

Рассказы родителей про прадедов

«9 Мая – День Победы»

Самореализация

Ноябрь

Мастер класс ко дню матери

Открытка для мамы

Май

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на педсовете.

Отчет о проделанной работе

за 2023-2024 учебный год.

Коллективная работа по самообразованию позволила нам пополнить свои знания, осуществить глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Мы нашли эффективные приемы воспитательной работы с детьми и родителями, овладели элементарной диагностической и исследовательской деятельностью. Кроме того, у нас появилась потребность в постоянном пополнении педагогических знаний, умение моделировать и прогнозировать воспитательно - образовательный процесс.

Приложение

Игры и упражнения на развитие коммуникативных навыков

«Закончи предложение»

Цель. Воспитание у детей с ОВЗ уверенности в себе, в своих силах.

Ход игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”.

Дидактическая игра «Вежливые слова»

Цель. Воспитание уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.

Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встрече с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Творческая игра «Рукавички»

Цель. Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

Ход игры. Для игры используются вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Необходимо разложить по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару и при помощи трех карандашей разных цветов  раскрасить одинаковые рукавички. Воспитатель наблюдает, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.

Подвижная игра «Не намочи ног»

Цель. Учить детей проявлять взаимопомощь, взаимовыручку.

Ход игры. Дети находятся с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото. Детям дается условно по две дощечки (два листика бумаги). Обоим надо перейти по этим дощечкам – мостикам на другой берег.

Упражнение «Скажем как….»

Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому — как черепаха; второму — как маленький ребенок; третьему — как робот; четвертому — как пулеметная очередь и т. д. 

Обсуждение: какой темп разговора в общении является самым выгодным? Как это связано с конкретной ситуацией? Какие чувства возникают при изменении темпа речи?

Упражнение «Скажем так…»

- Каждому участнику предлагается произнести свое имя с разными интонациями. Посмотреть, как влияет интонация на восприятие.

- Произнести фразу: «На улице опять бегут ручьи» — с разными интонациями (восклицания, уныния, злости, вопросительной интонацией).

Упражнение «Испорченный телефон»

Все (или несколько человек) выходят из комнаты. Заходит первый участник, ведущий говорит ему небольшую фразу (можно прочитать любое предложение из книги, газеты, учебника). Заходит второй участник, первый участник сообщает ему ту же фразу. И так каждый, входя, выслушивает фразу, которую ему сообщает предыдущий участник, и передает следующему. Последний участник сообщает всем услышанную фразу. Те, кто находятся в комнате, не должны помогать или выражать свои эмоции по поводу услышанного.

Та же процедура, но вместо фразы первому вошедшему показывается картинка, рассмотрев которую, он словесно описывает ее следующему вошедшему участнику. И так каждый вошедший передает (не видя картинки) следующему услышанное описание.

Далее идет обсуждение: почему искажен смысл? Как это происходило?

«Закончи слово»

Дети располагаются по кругу. Ведущий бросает кому-либо мячик и говорит первый слог какого-нибудь слова, например: «Са...». Ребенок, которому бросили мяч, ловит его и прибавляет к слогу такое окончание, которое в совокупности составило бы целое слово. Например: ведущий говорит: «Са...», поймавший отвечает: «...ша» (Саша) — и бросает мячик ведущему. Слова надо подбирать короткие и знакомые детям, вначале игры ведущий может сказать, что это будут имена тех, кто стоит в круге. Постепенно, раз за разом, игру можно усложнять, вводя слова из трех слогов. Например: ведущий говорит: «Са...» — и бросает мяч ребенку, поймавший отвечает: «мо» — и бросает мячик другому игроку. Тот заканчивает слово: «лет» (Са-мо-лет) -и бросает мяч ведущему и т. д.

«Скажи ласково»

Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Можно играть с несколькими детьми сразу, кидая мяч по очереди каждому из них. Правила несложные: бросая мяч ребенку, вы называете основное слово. Ребёнок должен поймать мячик, а потом бросить его вам, назвав это слово в уменьшительной форме. Примеры: стул — стульчик

«Кто что делает?»

Игра на закрепление знаний о многообразии профессий. Взрослый называет действие и бросает ребёнку мяч, а малыш, возвращая мяч, должен назвать соответствующую этому действию профессию: Примеры: готовит — повар (кулинар, кондитер); 4 Можно поменяться ролями: профессию называет ведущий, а игроки ловят мяч и называют подходящее действие.

«Скажи наоборот»

Называется одно слово, а детям предлагается подумать, как его можно сказать по-другому. Например: умный – глупый, трудолюбивый – ленивый, сильный – слабый, белый – черный и т. д. Можно подбирать синонимы к словам, т.е слова, которые означают одно и то же. Например, жесткий – твердый; печальный – грустный– несчастный…

«Словесный волейбол»

В этой игре участники, встав в круг, бросают друг другу мячик или воздушный шарик. При этом тот игрок, кто бросает, называет любое имя существительное, а тому, кто ловит мяч, нужно назвать подходящий по смыслу глагол, например: солнце – светит, собака – лает и т.д.. Если игрок называет неподходящий глагол, он выбывает из игры.

«Распутай слова»

Цель: учить составлять предложения, используя данные слова.

Ход игры. Слова в предложении перепутались. Попробуйте расставить их на свои места. Что получится? Предложения для игры: 1. Дымок, идёт, трубы, из. 2. Любит, медвежонок, мёд. 14 3. Стоят, вазе, цветы, в. 4. Орехи, в, белка, дупло, прячет.

«Найди ошибку»

Цель: учить находить смысловую ошибку в предложении.

Ход игры. «Послушайте предложения и скажите, все ли в них верно. Как нужно исправить предложение?» 1. Зимой в саду расцвели яблоки. 2. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. 3. В ответ я киваю ему рукой. 4. Самолёт сюда, чтобы помочь людям. 5. Скоро удалось мне на машине. 6. Мальчик стеклом разбил мяч. 7. После грибов будут дожди. 8. Весной луга затопили реку. 9. Снег засыпало пышным лесом.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С ОВЗ В РАЗНЫХ ВИДАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4» ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ «БЕЛОЧКА» Подготовили воспитатели высшей к атегории: Воронова Н.В., Абрамова О.В.

Слайд 2

Актуальность: Формирование личности, способной к организации межличностного взаимодействия. Обеспечение успешной адаптации детей в современном социокультурном пространстве. Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание самого себя через посредство других людей.

Слайд 3

Цель: создание условий для оптимального развития коммуникативных навыков у дошкольников с ОВЗ. ЗАДАЧИ: Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по формированию коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Выявить особенности развития коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Подобрать и апробировать различные виды игровых упражнений на формирование коммуникативных навыков у детей с ОВЗ. Создать собственную картотеку игр и упражнений на формирование коммуникативных навыков и проверить ее эффективность на практике.

Слайд 4

Характерные недостатки развития детей с ОВЗ: недостатки речевого развития; недостатки развития моторики; замедление и ограничение восприятия; недостатки развития мыслительной деятельности; проблемы в знаниях и представлениях об окружающем мире, межличностных отношениях.

Слайд 5

Развитие коммуникативных навыков детей с ОВЗ осуществляется через разные виды деятельности: коррекционные занятия; беседы; чтение художественной литературы; игры; театрализованная деятельность; изобразительная деятельность; труд; анализ проблемных ситуаций.

Слайд 6

Эффективная коммуникация невозможна без развития речи: Развитие звуковой культуры речи: «Угадай, кто позвал», «Ау», «Четвертый лишний», «Испорченный телефон»; Развитие грамматического строя речи: «Один-много», «Назови ласково», «Чего не стало», «Где находится предмет?»; Развитие лексической стороны речи «Я знаю пять…», «Кто больше назовет», «Скажи по-другому», «Подбери слово», «Скажи наоборот»; Развитие связной речи «Если бы…», «Продолжи рассказ», «Реклама», «Интервью», «Телеведущий», «Радио», «А я бы…», «Опиши и угадай».

Слайд 7

Коррекционные занятия

Слайд 8

Коммуникативные игры: «Вежливые слова», «Комплименты», «Волшебные очки», «Найди свою пару», «Сбрось усталость», «Объятия». Цель: развитие уважения в общении и привычки пользоваться вежливыми словами, комплиментами; снижение эмоционального и мышечного напряжения. Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Магазин», «Больница», «День рожденья », « К нам гости пришли», «Морское путешествие», «Салон красоты». Цель: формирование положительных взаимоотношений детей и положительных морально-нравственных качеств личности.

Слайд 9

Игры с правилами Цель: В игре с правилами дети учатся принимать правила, действовать на их основе, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками. Настольные Подвижные Дидактические

Слайд 10

Театральная деятельность БИ-БА-БО Пальчиковый театр

Слайд 11

Изобразительная деятельность Лепка «Зимующие птицы» Аппликация «Зимующие птицы»

Слайд 12

Трудовая деятельность

Слайд 13

Проект «Покормите птиц зимой!»

Слайд 14

Сотрудничество с семьями воспитанников Мастер-класс ко Дню Матери Досуг «Святки-колядки»

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных навыков у детей с ДЦП в различных видах детской деятельности.

Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на позн...

« Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»

Речь человека  - это показатель его развития. Чтобы стать высокообразованным, человек должен овладеть всеми  богатствами родного языка.Детский сад - это первая ступень системы образования, и...

Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)

Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...

Отчет по самообразованию "Формирование культурно - гигиенических навыков у детей раннего возраста через различные виды деятельности"

Воспитание культурно-гигиенических навыков включает широкий круг задач, и для их успешного решения рекомендуется использовать целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение,...

План по самообразованию 2019-2021гг. Формирование коммуникативных навыков у детей раннего возраста в процессе театрализованной деятельности

Овладение родным языком, развитие речи – является одним из самых важных приобретений ребенка в раннем детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и...