Развитие коммуникативных навыков у детей с ДЦП в различных видах детской деятельности.
статья по теме
Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей, о чем свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Проблема общения ребенка с ДЦП, сложности адаптации в группе сверстников имеет большее социальное значение. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных навыков детей с ОВЗ является одной из приоритетных задач специальных образовательных учреждений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kommunikativnykh_navykov_u_detey_s_dtsp.doc | 39 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие коммуникативных навыков у детей с ДЦП
в различных видах детской деятельности.
Общение выступает в качестве одного из основных условий развития ребенка, важнейшего фактора формирования его личности, ведущего вида человеческой деятельности, направленного на познание и оценку самого себя через посредство других людей, о чем свидетельствуют фундаментальные исследования отечественных психологов прошлых лет и настоящего времени (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, С.Л.Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и др.). Проблема общения ребенка с ДЦП, сложности адаптации в группе сверстников имеет большее социальное значение. Исходя из концепции Л.С. Выготского, можно утверждать, что формирование коммуникативных навыков детей с ОВЗ является одной из приоритетных задач специальных образовательных учреждений.
В коммуникативной деятельности дошкольников с ДЦП обнаруживаюся стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении, несовершенствование фонетических, лексических и грамматических средств языка, необходимых для реализации готового речевого продукта. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связанная речь. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с воспитателем и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь; некоторые дети могут последовательно и достаточно точно строить пересказ, правильно строить предложения, но в тоже время пользуются в основном простыми предложениями, при пересказе текста часто пользуются помощью.
Целостное изучение различных аспектов коммуникативной деятельности дошкольников с ДЦП, свидетельствующее о наличии у них стойких трудностей речевого поведения, убедило нас в необходимости разработки специальной педагогический условий, направленных на коррекцию основных структурных компонентов их коммуникативного акта.
Специальными педагогическими условиями, определившими эффективность коррекционно-педагогической работы с детьми при наличии у них церебральных двигательных нарушений явились:
- учет особенностей и состояния речевой, познавательной и двигательной сферы ребенка в процессе формирования и развития коммуникативной деятельности;
- включение детей в позитивно мотивированную, социальную значимую, адекватную двигательному и интеллектуальному состоянию деятельность;
- оказание поэтапной поддержки в подборе средств коммуникации всем ее участникам;
- развитие активности и самостоятельности детей в коммуникативной деятельности, и адекватности использования средств общения.
Основным и обязательным условием коррекционной работы, направленной на формирование речевой коммуникации у дошкольников с ДЦП мы считаем комплексный подход к формированию навыков общения во всех видах детской деятельности.
Одним важным условием формирования общения в процессе совместной детской деятельности является знание детьми способов осуществления самой деятельности.
Здесь мы столкнулись с определенным рядом трудностей, так как у дошкольников с ДЦП недостаточно сформированы навыки самой деятельности, в частности игровой. В связи с этим приходилось воздействовать не только на общение в процессе осуществления деятельности, но и на формирование самой деятельности.
В основу коррекции игровой деятельности дошкольников с ДЦП была положена методика комплексного руководства игрой (обогащение жизненного опыта детей; проведение совместных игр педагога с детьми и др.). Следовательно, формирование основных компонентов игровой деятельности способствует возникновению ситуации естественной речевой коммуникации.
Дидактические игры сопровождали весь процесс обучающего эксперимента, позволяя закреплять определенные варианты поведения детей в различных ситуациях общения, формируя умение выражать отношение к собеседнику с помощью вербальных и невербальных средств, передавать свое эмоциональное состояние и т.д.
В рамках формирования навыков общения дошкольников с ДЦП в ходе их совместной продуктивной деятельности перед нами были поставлены следующие задачи:
- сформировать у детей данной категории заинтересованное отношение к деятельности партнеров как участников общего дела;
- сформировать у них ориентировку на общий результат и осознание своей значимости для его достижения;
- научить их активно воспринимать предложения инициатора: высказывать и отстаивать свое мнение, выражать отношение к соответствующему предложению, демонстрируя согласие или отказ, мотивировать свою точку зрения.
Аналогичные возможности в плане формирования навыков общения со сверстниками несет совместная трудовая деятельность, поскольку она тоже является продуктивной, и, кроме того, хозяйственный труд, труд по самообслуживанию, труд в природе, ручной труд имеют достаточно выраженную общественную направленность и значимость.
Следовательно, применение комплексного подхода обеспечивают эффективность процесса коррекционно-педагогической работы по развитию коммуникативной деятельности у детей с церебральным параличом. Необходимым подчеркнуть, что комплексное развитие коммуникативной деятельности дошкольников данного контингента открывает дальнейшие перспективы совершенствования ныне действующих программ дошкольных учреждений с учетом обязательного введения коммуникативно ориентированного метода в практику их обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие коммуникативных навыков у детей с ОНР средствами коллективной творческой деятельности
Статья посвящена аспектам развития коммуникативных навыков у детей с общим недоразвитием речи черех технологию Иванова "Коллективное творческое дело"...
Презентация "Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"
quot;Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением речи посредством театрализованной деятельности"...
Методическое пособие по созданию и работе TV-студии для реализации задачи «Развитие интонационной и звуковой культуры речи в различных видах детской деятельности детей старшего дошкольного возраста»
Без инновационной работы сегодня нет развития образования, нет современного его качества. Современные технологии активно используются в воспитательно-образовательном процессе ДОУ. Одной из...
Статья «Развитие коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность»
В статье рассматриваются игры-ситуации в театрализованной деятельности как средство развития коммуникативных навыков дошкольников....
Развитие звуковой культуры речи в процессе организации различных видов детской деятельности.
Аннотация: в данной статье говориться о том, что формирование звуковой культуры речи у дошкольников возможно только при условии создания полноценной речевой среды. Усвоение дошкольником звуковой сторо...
Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность
Развитие коммуникативных навыков у детей среднего дошкольного возраста через игровую деятельность Слово коммуникация происходит от латинского communicatio, что означает сообще...
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИПосещая дошкольное образовательное учреждение, каждый ребенок получает возможность полноценно жит...