Конспект занятия "Знакомство с картиной П.Кривоногова "ПОБЕДА"
план-конспект занятия (старшая группа)
Историческое просвещение дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_znakomstvo_s_kartinoy_p._krivonogova._pobeda.docx | 32.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Тема: «Знакомство с картиной П. Кривоногова «Победа»
Образовательные задачи:
- Познакомить детей с произведением батального жанра о Великой Победе;
- Продолжить знакомство с символами в произведениях живописи.
Развивающие задачи:
- Развивать познавательный интерес к истории праздника 9 мая;
- Развивать представления о силе эмоционального воздействия произведений песенного жанра и поэзии, посвященных Великой Отечественной войне и Дню Победы.
Воспитательные задачи:
- Способствовать воспитанию уважительного отношения к ветеранам ВОВ, памятникам и мемориалам в их честь посредством мероприятий с участием детей, педагогов и родителей;
- Воспитывать чувство гордости за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне.
Предварительная работа. Прослушать вместе с детьми песни: «Бери шинель, пошли домой»(муз .В. Левашова. сл. Б. Окуджавы); «Где же вы теперь, друзья-однополчане» (муз. В. Соловьева-Седого, сл. А. Фатьянова), «Не стареют душой ветераны» ( муз. С. Туликова, сл. Я. Белинского).
Вовлечение родителей в образовательную деятельность:
Рассмотреть произведения живописи( по выбору): В. Божко «Водружение знамени победы над Рейхстагом», Н. Логинов и В. Памфилов «Знамя Победы», М. Хмелько «Триумф победившей Родины. Парад Победы», П. Бабак «Парад Победы», М. Самсонов «Парад Победы на Красной площади», А. Михайлов «Поверженные знамена. Парад Победы», К. Антонов «Победители», И. Синепольский «Парад Победы», Н. Басюк. «Парад Победы 24 июня 1945 г.»; провести с родителями акции «Читаем детям о войне»: предложить прочесть рассказы «Купол» и «Знамя над Берлином» из книги Я. Макаренко «Знамя Победы»; стихотворения: М. Дудин «Победитель». С. Михалков «День Победы», Н. Белозеров «День победы», Н. Томилова «День Победы», А. Усачев «Что такое День Победы», З. Чеботарева «Пока память жива», Г. Рублев «Это было в мае на рассвете», О. Высотская «Салют», Т. Шапиро «День Победы», В. Фетисов «Памятник Славы», А. Терновский «Обелиски», А. Шамарин «Никто не забыт», М. Исаковский «Куда б ни шел, ни ехал ты», Ю. Коринец «Неизвестный солдат», С. Пивоваров «У обелиска», Н. Иванова «Что за праздник?», А. Воскобойников «Когда на бой смертельный шли вы», С. Пивоваров «На радио», В. Туров «Дедушкин портрет», П. Давыдов «России не нужна война».
Материал и оборудование: репродукция картины П. Кривоногова «Победа».
Словарная работа. Пояснить значение слов: Рейхстаг-здание германского парламента, считавшееся главным символом фашисткой Германии; шедевр (от фр. Chef-d’oeuvre – «высшая работа»,» «венец труда»)- высшее достижение искусства, материнства.
Ход культурной практики
Звучит аудиозапись первого куплета и припева песни «День Победы» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова).
Воспитатель. И вот, наконец, настал долгожданный День Победы!
(Прием стихотворного каскада, способствующий созданию настроения для эмоционального восприятия картины).
Спать легли однажды дети — Окна все затемнены. А проснулись на рассвете — В окнах свет — и нет войны!
Можно больше не прощаться И на фронт не провожать — Будут с фронта возвращаться, Мы героев будем ждать.
С. Михалков
Что такое День Победы? Это утренний парад: Едут танки и ракеты, Марширует строй солдат.
Что такое День Победы? Это праздничный салют: Фейерверк взлетает в небо, Рассыпаясь там и тут.
Что такое День Победы? Это песни за столом, Это речи и беседы, Это дедушкин альбом. Это фрукты и конфеты, Это запахи весны…
Что такое День Победы? Это значит нет войны.
А. Усачев
В честь победы над фашисткой Германии 24 июня 1945 года в Москве на Красной площади состоялся парад. Ребята, дома родителями вы рассматривали репродукции картин об этом важном событии. Воины сводного батальона из 200 человек швыряли к подножию Мавзолея трофейные знамена всех полков немецкой армии. добытые в тяжелых боях. С того времени каждый год в честь Дня Победы 9 мая на Красной площади проходит торжественный парад российских войск.
На картине, которую мы сегодня рассматриваем, художник Петр Кривоногов запечатлел первые минуты победы, ликование солдат у поверженного Рейхстага в майские дни 1945 года. Художник сам участвовал в войне. Он прошел путь от Москвы до Берлина. Все четыре года, сидя в окопах под бомбежками или шагая по дорогам, изрытым гусеницами танков и разрывами снарядов ,воин-художник Петр Кривоногов верил, что наступит победа. А еще он мечтал написать грандиозное полотно о первых мирных мгновениях в поверженном Берлине. Перед вами-репродукция его картины «Победа». Размер полотна очень большой-2,5 на 4 метра. Картина относится к батальному и историческому жанрам. (Прием активизации культурологических знаний.) Ребята, вспомните, что вы знаете из предыдущего знакомства с произведениями живописи, и поясните, почему картина относится именно к этим двум жанрам. (Ответы детей.) Верно, картина посвящена военной теме, и на ней изображено историческое событие.
(Прием, побуждающий к связным речевым высказываниям.) Давайте внимательно рассмотрим полотно. Какой сюжет здесь изображен? Что является фоном? (ответы детей.)
(Прием образца рассказа педагога.) Фоном картины выступает мрачное серое здание с колоннами и многочисленными ступенями- это Рейхстаг, главное логово фашистов в Берлине. Здание еще горит. Оно не разрушено, но сильно разбито. Обгоревшие колонны испещрены выстрелами, осколками снарядов. Широкая лестница усеяна кусками штукатурки, каменные плиты выворочены. На ступенях- убиты фашисты. Видно, что бой только что завершился. Посмотрите, даже дым от пожара и выстрелов еще не развеялся на месте с последней схватки.
(Прием, подводящий детей к пониманию замысла картины.) Сюжет картины отображает важный момент: множество наших солдат ликуют у стен Рейхстага. Видно, что они кричат- это радостный клич победителей в великой войне.
(Прием активизации детских размышлений.) Каким же был замысел картины? (Ответы детей.) Да, главным замыслом художника было желание показать радость победы. На картине- триумф солдат-победителей при взятии Рейхстага. (Прием, нацеливающий на внимательное рассматривание героев картины.) Опишите, как изображены солдаты. (Выслушиваются рассказы детей).
Воспитатель. (прием обобщающе-дополняющего рассказа). Верно, солдат очень много, композиционно они размещены по всему полотну, на переднем и заднем планах с обоих флангов картины. На ступеньках, на цоколях колонн, на высоких каменных парапетах изображены советские бойцы. Художники так детально прорисовал фигуру каждого солдата, что мы можем разглядеть их одежду, лица, оружие. Их шинели, плащ- палатки, гимнастерки закоптились дымом пожарищ, пробиты осколками. У всех вскинуты вверх автоматы и винтовки. Видимо, бойцы только что салютовали выстрелами в честь победы. Лица этих уставших от боев людей светятся радостью и гордостью. Художник точно передал это выражение лиц у солдат на переднем плане.
(Приемы, нацеливающие на восприятие и осмысление эмоционального контента картины.) Какие чувства испытывают герои картины? Почему? (Ответы детей.) Да , они заслуженно горды своей победой и безмерно рады тому, что дошли до логова врага. Ведь многие их товарищи погибли в боях. Да и они сами шагали до Берлина долгих четыре года.
На картине передан громогласный возглас солдат. Как вы думаете, что раздается в данный момент над Рейхстагом? (Ответы детей.) Конечно, в едином радостном порыве солдаты громогласно кричат кричат «Ура!», которое усиливается эхом. Все вокруг празднуют долгожданную победу.
(Прием, акцентирующий внимание на разных ракурсах героев картины.) В каком ракурсе изображены солдаты? Куда обращены их взоры и почему? (Ответы детей.) Вы правильно заметили, все солдаты стоят. Их взгляды направлены в разные стороны. Кто-то изображен лицом к зрителю- в фас, кто-то вполоборота, а кто-то со спины, потому что смотрит в сторону поверженного Рейхстага. Взметнулись в воздух руки бойцов с винтовками и автоматами. Почти все взгляды устремлены вверх, туда, где на майском ветру над зданием Рейхстага развевается красное знамя победы. Его водрузили над поверженным логовом врага бойцы Михаил Егоров и Мелитон Кантария. Вспомните, вы с родителями рассматривали картины, на которых было изображено это событие. Но на этом полотне художник не показал знамя над Рейхстагом. Ведь тогда именно оно было бы композиционным центром. Автор хотел сделать главными героями полотна солдат-победителей. Именно они и являются смысловым центром этого произведения.
Но и здесь мы видим красный флажок на штыке винтовки и небольшого размера знамя в руках солдата. Эти яркие цветовые пятна оживляют преобладающий на картине серый колорит. А раскрасневшиеся лица солдат создают этим красным флагам колористическое созвучие. И хотя в картине преобладают темные краски, эти яркие пятна оживляют почти монохромный колорит и притягиваю зрительский взгляд.
(Прием, обучающий умению понимать символы на картине.) В этом изобразительном приеме можно распознать и некоторые символы. Раскрасневшиеся лица, отражающие волнение и радость, символизируют чувство победителей. А красные флаги в разных местах полотна символизируют победу Красной армии над серостью и безрадостностью, которые нес всем народам мира фашизм. А еще эти флаги- символы освобождения.
Сюжет полотна реалистичен. Он точно передает все происходившее в Берлине в первые минуты победы, потому что художник все это видел сам. Бойцы так достоверно прописаны им, что каждый мог бы узнать себя.
(Прием дополнительной информации). Дети, это произведение было отмечено Государственной премией страны, а Петру Кривоногову за ее создание было присуждено звание заслуженного деятеля искусств. Эта картина была оценена так высоко, потому что на ней прекрасно и достоверно изображено важное историческое событие – взятие Рейхстага советскими войсками. Ведь Рейхстаг- это место, которое символизировало все темные силы фашистской Германии. Репродукция картины «Победа» была опубликована во многих книгах, напечатана на открытках, почтовых марках. Ликующие солдаты в центре Берлина стали гимном победе над фашисткой армией.
(Прием, способствующий формированию уважительного отношения к памятникам погибшим войнам.) Не все войны дошли до Берлина. Но мы, потомки, всегда будем помнить о подвиге русских солдат. В память о них установлены обелиски, памятники, созданы мемориалы.
Не забудем тех героев, Что лежат в земле сырой, Жизнь отдав на поле боя За народ, за нас с тобой.
С. Михалков
Мы не только чтим память о погибших героях, но оказываем уважение и живым ветеранам войны. (Прием, стихотворного каскада, способствующий формированию уважительного отношения к ветеранам).
Красоту, что дарит нам природа,
Отстояли солдаты в огне,
Майский день сорок пятого года
Стал последнею точкой в войне.
За всё, что есть сейчас у нас,
За каждый наш счастливый час,
За то, что солнце светит нам,
Спасибо доблестным солдатам —
Нашим дедам и отцам.
Недаром сегодня салюты звучат
В честь нашей Отчизны,
В честь наших солдат!
А. Сурков
Приходят к дедушке друзья
Отпраздновать Победу.
Все меньше их, но верю я :
Они придут, приедут…
В. Степанов
Художник и солдат Петр Кривоногов создал монументальную картину батального жанра. И сколько бы лет не прошло с того миг который запечатлен на этом полотне, зрители будут помнить героизм нашего народа, мужество солдат и офицеров, завоевавших Великую Победу. Эта картина всегда будет напоминать о героизме и страданиях, которые выпали на долю всех жителей страны. Всех, кто ковал победу на передовой, в партизанских отрядах, в тылу. Все они подарили нам победу, мир на земле.
Героизм и мужество наших соотечественников, которые сражались за Родину, увековечили на своих полотнах многие российские живописцы. Мы познакомились только с шестью картинами, посвященными Великой Отечественной войне. Много репродукций вы рассмотрели вместе с родителями. Некоторые из вас посетили художественные музеи. Все это- наша память о погибших воинах и оставшихся в живых ветеранах Великой Отечественной войны.
Пусть небо будет голубым,
Пусть в небе не клубится дым,
Пусть пушки грозные молчат
И пулеметы не строчат,
Чтоб жили люди, города…
Мир нужен на земле всегда!
Н. Найденов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия. Рассматривание картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине.»
Кончаловский нарисовал картину и назвал её «Сирень в корзине». Он и нас хотел порадовать. Давайте посмотрим на неё и полюбуемся....
Конспект занятия рассматривание картины И.И.Шишкина "Утро в сосновом бору".
Познакомить детей с художником И.И.Шишкиным, содержанием его картины "Утро в сосновом бору".Воспитывать у них художественный вкус,умение понимать картину и средства её выразительности....
Конспект рассказывания по картине "Ежи"
Обучение детей рассказыванию по картине....
конспект - знакомство с картиной М.А.Кудрявцева "Мальчик с гармошкой"
Знакомство детей с творчеством художника М.А.Кудрявцева, расширять представления детей о многообразии картинной живописи....
Конспект НОД "Осенняя картина" для детей с нарушением слуха 6-7 лет. Образовательная область "Художественное творчество".
Конспект НОД по художественному творчеству "Осенняя картина" для детей с нарушением слуха 6-7 лет. Нетрадиционное рисование....
конспект НОД рассматривание картины с последующим рисованием
«Рассматривание картины И.И. Шишкина «Зима»,с последующим рисованием на тему « Зимний лес»»....
Конспект НОД "Целостная картина мира" Тема: «Путешествие по Родине»
Играя, знакомим детей с Родиной!...