Игровые технологии с детьми старшего дошкольного возраста
методическая разработка (старшая группа)

Воронова Наталья Васильевна

Игра имеет важное значение в жизни ребёнка. В дошкольном возрасте – это ведущий вид деятельности. С детьми с речевой патологией очень важно проводить обучение в игровой форме. Умелое применение игровых технологий педагогом дошкольного учреждения делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков. Игра – это не только ведущий способ образовательной деятельности, но и источник развития ребенка, условие радости и здоровья, а также приспособления к реальности окружающего его мира. Обучение должно быть интересным и занимательным, давать возможность для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала. Применение игровых технологий на занятиях в дошкольном образовательном учреждении делает ребёнка более активным, развивает речь, мышление, внимание, память, повышает познавательный интерес, способствует развитию творческих способностей. Артикуляционная гимнастика проводится педагогом в играх и упражнениях с помощью лего. Также игры и упражнения помогают проводить обучение интересно и занимательно. В процессе артикуляционной гимнастики у детей вырабатывается определенное положение органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков. Развитие мелкой моторики способствует умственному развитию детей. Дети конструируют игрушки для игр – звукоподражаний. При помощи лего – конструктора можно моделировать звуки, слоги, схемы слов, схемы предложений.

Таким образом, игра - самый доступный для детей вид деятельности, через нее они отражают свои впечатления об окружающем мире. Игровые приемы ЛЕГО повышают мотивацию, учат созидать, активизируют речь, развивают моторику. Игровая организация деятельности дошкольника сокращает сроки коррекции произносительных дефектов у детей. Ведь не зря говорят. Что когда учиться легко, учиться хочется.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii.docx22.42 КБ
Файл igrovye-tehnologi_wecompress.com_.pptx1.73 МБ
Файл konsultatsiya_narodnye_igry.docx21.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №4»

дошкольное отделение «Белочка»

Игровые технологии

с детьми старшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель высшей

категории Воронова Н.В.

г.о. Мытищи

 «Игра имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре» (А. С. Макаренко).

Содержание

1. Что такое игровые технологии в детском саду.

2. Актуальность игры.

3. Цели и задачи игровых технологий.

4. Приёмы игровых технологий.

5. Виды игровых технологий.

6. Методы игровых технологий.

Главное в педагогической работе - выбирать из огромного потока информации и видов деятельности оптимальные, рациональные, доступные для дошкольников средства, чтобы не навредить его здоровью. Опора на различные виды игровой деятельности обеспечивает единство духовно-нравственного, психического и физического развития ребенка, оптимизирует процесс обучения и воспитания. Во многом этим требованиям отвечает принцип игрового освоения ведущей деятельности. Умелое их применение педагогом дошкольного образовательного учреждения делает занятие интересным для воспитанников, а также создаёт необходимые условия для усвоения новых знаний, умений и навыков в ведущей для них форме деятельности — в игре. Игра - это не только ведущий способ образовательной деятельности, но и источник развития ребенка, условие радости и здоровья, а также приспособления к реальности окружающего мира, стремления к мастерству и совершенству. Игра является субкультурой детства, активным средством самосбережения здоровья ребенка и включена в различные виды жизнедеятельности дошкольника.

В настоящее время актуальность игры повышается: современный ребенок перенасыщен информацией. Телевидение, видео, радио, компьютерные сети значительно увеличили и разнообразили поток получаемой информации. Но эти источники предоставляют, как правило, материал для пассивного восприятия. В работе с детьми я использую игровые технологии, т.к. игра является ведущим видом детской деятельности и средством познания действительности. Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Период дошкольного детства уникален тем, что именно в этом возрасте ребёнок впитывает информацию, как губка, получает первичные представления об окружающем мире и своём месте в нём. Одной из важнейших форм познавательной активности для дошкольника является игра. Эта деятельность, правильно организованная педагогом, способствует эффективному получению информации и навыков детьми, мотивирует их на самостоятельное исследование, облегчает социализацию обучающихся в детском коллективе. Применение игровых технологий на занятиях делает ребёнка более активным, развивает речь, мышление, внимание, память, повышает познавательный интерес, способствует развитию творческих способностей. Обучение в игровой форме развивает логическое мышление, любознательность, самостоятельность, инициативность, умение устанавливать причинно - следственные связи, способствует физическому развитию.

Цель игровых технологий состоит в интересном и занимательном обучении детей, возможности для самореализации обучающихся и раскрытия ими своего творческого потенциала.

Задачи игровых технологий:

- дидактические: расширение кругозора детей; познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; развитие трудовых навыков;

- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности, эмпатии, рефлексии (способ для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных ситуаций);

- коммуникативные: приобщение к нормам и ценностям общества, обучение общению со сверстниками и со взрослыми, саморегуляции (тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта);

- воспитывающие: воспитание нравственных эстетических и мировоззренческих установок.

«Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности» (В.А. Сухомлинский).

По целевым ориентациям выделяют следующие виды игр:

- дидактические: расширение кругозора, познавательной деятельности, формирование и применение знаний в повседневной жизни;

- воспитывающие: воспитание самостоятельности и воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коммуникативности;

 - развивающие: развитие речи, внимания, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, познавательной активности; развитие мотивации к учебной деятельности;

- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, контроль стресса и саморегуляции, обучение общению.

Приёмы игровых технологий:

- словесные;

- наглядные;

- практические.

Игровые действия педагог должен объяснить и описать детям понятно, ярко и красочно. Педагог проговаривает детям правила доступным языком без использования сложных предложений и непонятных слов. Чтобы разбудить воображение детей я их увлекаю игровой ситуацией, направляю воображение детей, подсказываю яркие подробности. Условные двигательные образы будят воображение детей, и они с готовностью «превращаются»:

-в любой объект живой и неживой природы: каплю дождя, лист, облако, ручеек, цветок, птицу и т. д.;

-дети погружаются в различные природные стихии: земли, огня, воды, воздуха и др.;

-в семечко подсолнуха, желудя и т. п., которые прорастают.

Иногда дополнительным толчком могут стать слова знакомого стихотворения, песни, музыкальное произведение.

Наглядные приёмы обучения опираются на зрительное восприятие. Дети живут в мире ярких картинок, образов, интересных предметов. В работе используются разные средства наглядности: видеоролик, где показано, как дети играют, картинки, карточки и т. д. Педагог показывает ребёнку, как выполнять задание, и показывает на своём примере, как и что нужно делать.

Практические приёмы тесно связаны с наглядными. Например, свои впечатления от игр дети могут выражать в поделках и рисунках. Рисование красками помогает детям снять излишнее мышечное и эмоциональное напряжение. С этой целью полезны также игры с песком, водой, пшеном и глиной. По итогам игры дети сами создают лэпбук с полученной информацией. Практические приёмы обучения позволяют малышам самим создавать атрибуты для будущих игр: лепить фрукты и овощи, рисовать птиц, делать макеты природного окружения.

Виды игровых технологий: 

Педагогическая игра обладает чётко сформулированной целью обучения и прогнозируемым результатом. По мере взросления обучающихся и роста их возможностей в игровую технологию постепенно включаются:

- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов;

- группы игр на обобщение предметов по определённым признакам;

- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;

- группы игр, направленные на развитие умения владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и т. д.

По виду деятельности принято делить игры на двигательные, интеллектуальные и психологические.

Методы работы игровых технологий обладают одной важной особенностью: их можно использовать в любой деятельности обучающихся, будь то занятие, режимные моменты, досуг, бытовое самообслуживание и др. Игра - незаменимый элемент любого занятия. Игра способствует развитию коммуникативных навыков. Для этого в своей работе я использую коммуникативные и проблемные ситуации, этюды, ситуации невербального общения, игровые развивающие комплексы. Основным методом работы по формированию коммуникативных способностей детей является игра. Игра для ребенка - средство самовыражения, она дает ему возможность «проигрывать» свои чувства и проблемы, здесь он может растормошиться и полностью проявить себя, т.е. ребенку дается возможность проиграть свои чувства напряжения, расстройства, неуверенности, агрессивности, страха, замешательства и запутанности. Проигрывая эти чувства, он выносит их на поверхность, видит их, научается их контролировать или отвергать. Игротерапия помогает ребенку достигнуть эмоциональной устойчивости. Ритмика, лечебная физкультура, игровая терапия, психогимнастика - это средства педагогики, коррегирующие недостаточность познавательной деятельности и поведение ребенка. В работе с детьми по экологическому воспитанию педагогическая игра выступает основным методом обучения. В отличии от игр педагогическая игра обладает существенным признаком - четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом. Игровая форма в занятии создается при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования детей к учебной деятельности. Я использую игровой прием - получение письма-жалобы от жителей леса, парка, сада. При получении письма дети задумываются о его содержании, какая в письме просьба и почему им надо ее выполнить. Дети начинают обговаривать различные экологические ситуации, решают, как можно помочь тому или иному живому объекту, как нужно бережно относиться к природе и охранять ее. В занятии «Покормите птиц зимой!» я создала игровую ситуацию - макет дерева с птицами, пригласила детей поиграть с ними. В занятии «Поезд в страну «Здоровье» у детей в игровой форме были закреплены знания о здоровом образе жизни и в зависимости от названия вагончика проводилась дидактическая игра по заданной теме. Дети с удовольствием построили поезд, вспомнили, как надо относиться к своему здоровью и отправились в страну «Здоровье». Игровые обучающие ситуации со сказочными героями: «Айболит осматривает детей», «Незнайка знакомится с миром растений», «Буратино беседует с детьми о цветах» - пробуждают у детей познавательный интерес к миру природы. Игры - путешествия к Огню, Капитошке, Матушке-Земле и другим природным стихиям помогают детям в игровой форме выполнить задачи, поставленные педагогом перед детьми. Игровые упражнения, задания, ситуации активизируют воспитанников, повышают познавательный интерес, вызывают эмоциональный подъем, способствуют развитию творческих способностей детей. Понятие «творческая игра» охватывает сюжетно - ролевые игры, игры - драматизации, строительно-конструктивные игры. Многие строительно - конструктивные игры протекают в форме ролевой игры. Особенно интересны здесь ролевые игры, формирующие у старших дошкольников понимание социальной важности заботы об экологии. Например, игра «Строим город», по итогам которой дошкольники приходят к пониманию, что любое строительство возможно только при соблюдении экологических норм, дети продумывают расположение объектов, а также придумывают сюжеты для жителей городка. Во время постройки корабля дети принимают на себя роль строительных рабочих, строительный материал им подвозят шоферы, в перерыве они обедают в столовой. Содержанию сюжетно - ролевых игр я придаю экологический характер: «Путешествие в осенний лес», «Экскурсия в зоопарк», «Игры - путешествия по стране «Здоровье», «Путешествие на Луну», «Поход всей семьей в зоомагазин», «Морское путешествие», «Прогулка всей семьей в парк», «Зоопарк», «Весенние происшествия», «Наша ферма». Детям очень нравится создавать постройки из природного материала. Для обогащения содержания игры можно внести образную игрушку, использовать кукольный театр, разыгрывать с детьми воображаемые сюжеты и сюжеты из жизни, деятельности и поведение ребенка. Детский театр коррегирует поведение детей, страдающих замкнутостью, застенчивостью, речевой заторможенностью. Подвижные и народные игры мы в детском саду используем для развития совершенствования двигательной сферы, коррекции двигательных и личностных нарушений у детей. Релаксация помогает нашим детям восстанавливать физические силы и душевное равновесие. Детям очень нравятся коммуникативные игры «Паровозик», «Звери на болоте», а также коммуникативные упражнения «Животные», «Птичий двор». Дыхательные и ритмические упражнения, речевые игры, пальчиковая гимнастика формируют у детей как двигательные, так и коммуникативные навыки. Все игры можно использовать как в занятиях, так и в повседневной жизни. В работе с детьми я использую экологические игры - это игры -перевоплощения, в которых дети превращаются в разных животных и растения, отождествляют себя с каким-то природным объектом: «Я-цветок», «Я - ласточка» и т. д. Игры - перевоплощения относятся к театрализованным играм. Они формируют в ребенке наблюдательность, любознательность, умение вчувствоваться во внутренний мир живого объекта. После таких игр дети становятся более внимательными к окружающей природе, контролируют поведение друг друга, стараются помочь братьям меньшим. Организовывать данный вид игр можно только после натуралистических наблюдений.

В дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил можно управлять игрой, процессами познавательной деятельности, поведением детей. Детям нравятся дидактические игры «Кто где живёт», «Чей дом» (об экосистемах и средах обитания), «Что сначала, что потом» (о стадиях развития живых организмов), «Что не так на картинке» (о правилах поведения в природе). Игра «Узнай по объявлению» знакомит детей с особенностями животных и птиц (их внешнем виде, поведении, средой обитания). Дети внимательно слушают объявление и отгадывают, о ком идет речь. Предлагаю детям проблемные игры: «Каждый день идут дожди - это хорошо или плохо?», «Если исчезнут птицы, что будет?», «Что будет, если исчезнут насекомые?». Детям нравится игра «Помоги малышу найти свой дом». Цель игры: развить знания детей о местах обитания различных животных. Игровое условие: животное попало в чужую для него среду обитания. Дети должны выбрать карточки с теми природными объектами, для которых эта среда родная, чтобы они помогли малышу. Выбирать одни и те же карточки несколько раз нельзя. Например, котенок оказался в реке. Для кого эта среда обитания родная? Дети выбирают картинки с разными видами пресноводных рыб. Многие ребята проявляли сочувствие и симпатию к попавшему в чужую среду малышу, переживали за его возвращение домой. Играя с природным материалом, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различия предметов. Нашим ребятам нравятся дидактические игры «От какого дерева листок», «Разложи листья по убывающей величине», «Чудесный мешочек», «Чьи следы?», «Кому какой корм?», «Угадай по запаху», «Тонет - не тонет», «Чей голос?». В таких играх закрепляются знания об окружающей природной среде. Дети любят играть в настольно-печатные игры: парные картинки, различные виды лото, домино. В игре «Что растет в лесу» картинки подбираются по общему признаку. Для того, чтобы играющие отгадали, что нарисовано на картинке, дети прибегают к имитации движений (например, животного, птицы и т. д.). Дети любят играть в словесные игры «Живая и неживая природа», «Кому что нужно», «Отгадай -ка», «Летает - не летает». Весь день детей сопровождается как подвижными, так и народными играми, что способствует укреплению их здоровья, как физического, так и психического. Использование народных игр способствует физическому развитию детей и поднятию радостного настроения. Для старших дошкольников интересны игры - викторины, позволяющие продемонстрировать знания об экологии, в которых элемент соревновательности является мотивационным стимулом для проявления активности. Одной из форм организации образовательной деятельности по экологическому воспитанию дошкольников являются игры «КВН», «Блиц-игра», занятия с использованием социально - игровых методов обучения, когда дети учат друг друга, «Клуб знатоков», «Что, где, когда?». Игры -опыты, игры - исследования, игры - медитации («Я - дождь», «Я - ветер») дают детям новые впечатления, новые эмоции о жизни и труде людей, явлениях природы, ее изменениях. Экологические игры пробуждают у детей интерес к природе и развивают бережное отношение к ней. Игры способствуют проявлению у детей самостоятельности, инициативности, сотрудничества, ответственности и способности принимать правильное решение. В этих играх дети используют свой жизненный опыт и отражают то, что их волнует, интересует. Во время КВН «Знатоки природы» и КВН «Знатоки здоровья» дети показали высокий уровень знаний, умение применять свои знания в повседневной жизни. Труд в природе способствует проведению трудовых игр с детьми. Труд в природе сближает детей, воспитывает у них чувство товарищества, коллективизма, что очень важно для межличностного общения детей друг с другом. В работе с детьми я использую трудовые игры, игры - соревнования, игры - шутки для развития психических качеств личности ребенка.

Ожидаемые результаты:

- повышение эффективности процесса обучения;

- активизация познавательной деятельности детей;

- раскрытие личностного потенциала воспитанников, сформированность умений и навыков дружного коммуникативного взаимодействия;

- реализация личностно - профессионального роста педагогов;

- участие родителей в воспитательно - образовательном процессе, повышение педагогической культуры родителей.

Применение игровой технологии во всех сферах жизни ребенка старшего дошкольного возраста позволяет существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе, повышает познавательный интерес, вызывает эмоциональный подъем, способствует возникновению творчества.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В КОРРЕКЦИОННО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ

Слайд 2

«Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Без этого он - засушенный цветок» В.А. СУХОМЛИНСКИЙ

Слайд 3

ЦЕЛЬ: интересное и занимательное обучение детей, возможность для самореализации обучающихся и раскрытие ими своего творческого потенциала. ЗАДАЧИ : - расширение кругозора детей; познавательная деятельность; применение ЗУН в практической деятельности; развитие трудовых навыков; - развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, творческих способностей, познавательной активности, эмпатии , рефлексии (способ для снятия стресса и преодоления трудностей из разных жизненных ситуаций); - коммуникативные: приобщение к нормам и ценностям общества, обучениеобщению со сверстниками и со взрослыми, саморегуляции (тренируется находить компромиссы и выходить из конфликта); - воспитывающие: воспитание нравственных эстетических и мировоззренческих установок.

Слайд 4

Функции игровых технологий: ДИАГНОСТИКА СОЦИАЛИЗАЦИЯ КОММУНИКАЦИЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ТЕРАПИЯ КОРРЕКЦИЯ РАЗВЛЕКАТЕЛЬНАЯ

Слайд 5

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Слайд 6

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ УГОЛОК

Слайд 7

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ВЫРАБОТКИ ПЛАВНОЙ ВОЗДУШНОЙ СТРУИ С ЦЕЛЬЮ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ

Слайд 8

СДУЙ ЛИСТОЧЕК

Слайд 9

ЗАДУЙ СВЕЧУ

Слайд 10

ПУСКАЕМ МЫЛЬНЫЕ ПУЗЫРИ

Слайд 11

ИГРЫ С ВЕРТУШКАМИ

Слайд 12

ПОКАЖИ ЯЗЫЧОК

Слайд 13

НА ДУДКАХ ИГРАЕМ, НЕ СКУЧАЕМ

Слайд 14

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА В ИГРАХ И УПРАЖНЕНИЯХ С ПОМОЩЬЮ ЛЕГО

Слайд 15

Цель артикуляционной гимнастики- выработка определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Слайд 16

ЛОШАДКА

Слайд 17

ОКОШКО

Слайд 18

ЗАБОРЧИК

Слайд 19

МЕЛКАЯ МОТОРИКА

Слайд 20

Забавные шнуровки

Слайд 21

Выкладывание палочек

Слайд 22

Собери бусы

Слайд 23

Разложи крупу

Слайд 24

Игры с пальчиками за столом

Слайд 25

Пальчиковая гимнастика

Слайд 26

Игры с прищепками

Слайд 27

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ШАГИ

Слайд 28

Логопедические игры с мячом

Слайд 29

Динамические паузы

Слайд 30

Подвижные игры

Слайд 31

Физкультурные минутки на ковре стоя и сидя

Слайд 32

Движения с сюжетным контекстом

Слайд 33

Освоение телесного пространства

Слайд 34

Веселые резиночки

Слайд 35

Разноцветные цепочки из скрепок

Слайд 36

Театрализованный уголок

Слайд 37

Пальчиковый театр

Слайд 38

Рассказывание сказки «Теремок»

Слайд 39

Театр би ба бо

Слайд 40

ПРАЗДНИК «ОСЕНИНЫ»

Слайд 41

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ «ЖИВЫЕ БУКВЫ» «СОБЕРИ И ПОСТАВЬ» «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК» «ЯЩИК ОЩУЩЕНИЙ» « КОГДА ЭТО БЫВАЕТ» « СКАЖИ НАОБОРОТ» « ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» « УЗНАЙ ПО ОПИСАНИЮ» « У КОГО КТО» « УЗНАЙ НА ВКУС»

Слайд 42

ЖИВЫЕ БУКВЫ

Слайд 43

«ЯЩИК ОЩУЩЕНИЙ»

Слайд 44

«СОБЕРИ И ПОСТАВЬ»

Слайд 45

Конструирование игрушек для игр - звукоподражаний

Слайд 46

При помощи ЛЕГО-конструктора можно моделировать звуки, слоги и схемы слов

Слайд 47

Составление схемы предложения в виде паровозика с длинными и короткими вагончиками

Слайд 48

Превращение одного слова в другое

Слайд 49

Использование кубиков ЛЕГО как подставки под картинки

Слайд 50

Лексическая тема «Мебель»

Слайд 51

Лексическая тема “ ТРАНСПОРТ ”

Слайд 52

Лексическая тема »Дома»

Слайд 53

Лексическая тема «Военная техника»

Слайд 54

Дифференциация звуков по твердости-мягкости

Слайд 55

Игра - самый доступный для детей вид деятельности, через нее они отражают свои впечатления об окружающем мире. Игровые приемы ЛЕГО повышают мотивацию, учат созидать, активизируют речь, развивают моторику.

Слайд 56

Игровая организация деятельности дошкольника сокращает сроки коррекции произносительных дефектов у детей. Ведь не зря говорят. Что когда учиться легко, учиться хочется.

Слайд 57

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №4»

дошкольное отделение «Белочка»

Консультация для родителей

«Народные игры с детьми старшего дошкольного возраста»

Подготовила: воспитатель

        логопедической группы

        Воронова Н.В.

г. о.  Мытищи

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к близким людям, своей семье. Интерес представляют вещи, окружающие близких его людей: предметы, которыми пользуются, одежда, дом, занятия.

Все это и многое другое вобрали в себя традиционные игры.

В названии народных игр заложен их основной смысл - передача самого ценного, что есть в культуре каждого народа.

В течение многих лет в лаборатории игры и развивающей предметной среды НИИ дошкольного образования им. А.В. Запорожца проводились исследования традиционных (народных) детских игр.

Развивающий потенциал традиционных игр очень высок, они способствуют формированию функций, которые носят универсальный характер и составляют основу деятельности человека. Служат средством для передачи универсальных функций от одного поколения к другому, что указывает на сходство некоторых игр у разных народов. В этом отношении особенно характерны игры с камешками, различными растениями, мячами, изготовленными из различных материалов.

Для детей такие игры служили важным источником информации об окружающем мире, так приобретались знания, передавался родовой опыт деятельности, ценностей, приветствуемых в конкретной среде.

Народные игры отражают отдельные стороны жизни и быта: взаимоотношения полов и семейный быт («Коршун», «Утка»), военный быт, праздничные традиции («Качели», «Катание яиц»), особенности трудовой деятельности («Редька»), взаимоотношения с природой.

Со всей уверенностью можно ответить — нужны. Универсальные функции традиционных игр сохраняют свое значение и для современных детей. Они передают ребенку традиции, свойственные этике, эстетике и менталитету своего народа. Именно поэтому так высоки наш интерес и уважение к играм детей различных народов, потому что они способны обогатить общечеловеческую культуру воспитания, адресованную прежде всего каждому ребенку индивидуально.

Однако, чтобы игры были не только интересны, но и понятны дошкольнику, необходима помощь педагогов, родителей. Для этого требуются соответствующая подготовка взрослых, знание ими традиционных игр, умение объяснить отличительные черты культуры того или иного народа. Следует привлекать к такой работе людей более старшего поколения, носителей культуры, профессионалов.

Создание условий для развития традиционных игр связано с содержательной работой по приобщению детей к народной культуре. При этом дети включаются в разные виды деятельности: организованные формы обучения и воспитания — занятия, наблюдения, чтение литературы, просмотр фильмов, театрализованные постановки, посещение различных музеев, досуги и праздники, а также в изобразительную, музыкальную, деятельность и др. Знакомство детей с наиболее яркими и доступными знаками, символами, элементами традиционной культуры (блюдами национальной кухни, одеждой, предметами быта, музыкальными инструментами, игрушками) помогает понять, как устроен образ жизни одного народа по сравнению с другим. Постепенно ребенку становится понятно, почему в играх, произведениях народного творчества разных народов присутствуют определенные предметы, животные, совершаются определенные действия. Такое знакомство помогает установить связи между названием и происхождением конкретных вещей, вызывает интерес у детей и стремление к дальнейшему познанию. Так, например, детям можно объяснить, как природные условия влияют на хозяйственную деятельность человека, а затем находят отражение в детских играх. Можно объяснить, что у народов, живущих в средней полосе России, на юге и занимающихся земледелием, соответственно были игры, связанные с этим видом хозяйственной деятельности — «Редька», «Лен» и др., в которых отражались этапы роста той или иной культуры. Соответственно в других странах, например, в Японии и Китае, известны игры, сопровождавшие процессы сева риса, в которых участвуют и дети, и взрослые; в Германии дети играют в игру «Armziehen», символизирующую процесс уборки урожая репы. На Крайнем Севере наиболее распространены игры, связанные с оленеводством, охотой и т.д. В Бурятии традиционные детские игры связаны с разведением коней («Табун» и др.).

Такой подход способствует тому, что дети с интересом изготавливают атрибуты для игр, элементы народных костюмов, обыгрывают костюмы и др.

Отдельно хочется сказать о народных праздниках, проведение которых в дошкольных образовательных учреждениях совместно с родителями помогает возрождению народных игр. Таким праздникам всегда сопутствовали игры. Такое своеобразное сообщество взрослых и детей разных возрастов позволяет активно включаться в игру старших и самым маленьким, и даже простое наблюдение за играми старших позволяет детям на практике усвоить игровые действия и приобрести необходимый игровой опыт.

Традиционные игры способствуют возникновению эмоционально-психологического эффекта соучастия, сопереживания детей тому, о чем они узнают. Знакомство ребенка с традиционными играми разных народов способствует воспитанию уважительного отношения к культуре других народов, помогает укрепить отношения между родителями и детьми (совместный поиск забытых традиционных игр, запись игр, в которые играли бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки, и др.), между взрослыми разных поколений. В основе многих дошедших до нас народных игр лежат исторические события, объяснение этого момента ребенку также является важным элементом приобщения к традиционной культуре.

Приобщение к национальной культуре должно обеспечивать личностно-значимое обогащение общей культуры и эмоциональной сферы ребенка. Только в таких условиях может быть сформирована полноценная личность, которая в полной мере станет носителем и гарантом сохранности и приумножения собственной культуры.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознанны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

В народных играх, в том числе детских, отражены образ жизни, занятия, традиции, обычаи народа. Издавна в крестьянских семьях к игре относились так же серьезно, как и к другим сферам жизни. Процесс развития ребенка в игре надо рассматривать как процесс индивидуального развития в условиях конкретной среды, социальных контактов, форм обучения. Данные условия определялись традиционной культурой, особенностями традиционного воспитания. Каждое общество различными путями (через подбор игрушек, осуждение или одобрение игр определенного содержания и др.) сознательно или стихийно влияло на содержание детских игр, направляя развитие ребенка в русло социально желаемого. Общим направлением было постепенное приобщение к труду, причем огромное значение придавалось проявлению самостоятельности. Традиционная игровая культура немыслима без игрового инвентаря. Игровой инвентарь — это прежде всего игрушки, принимая во внимание широкое значение слова «игрушка» — предмет, которым играют (В.М. Григорьев).

В своих «Детских играх, преимущественно русских» Е.А. Покровский собрал и описал более 600 различных игр, из которых более 330 составляют игры с применением того или иного игрового инвентаря. Инвентарь этот очень различен: от обыкновенных камешков до целых сооружений, таких как колесо (карусель на льду) или качели, требующих для своего изготовления и мастерства, и знания некоторых основ материалов и техники. Различны и сами игры: одни вообще невозможны без соответствующих предметов («Кубарь», «Котел», игры в куклы), в других — инвентарь выполняет вспомогательную роль (палка для жеребьевки перед началом игры), для третьих используются вещи, на первый взгляд не предназначенные для игры (шапки, платки, иголки для шитья). Игрушки имели и имеют сегодня конкретные воспитательные задачи на каждом этапе жизни ребенка. Игрушки раннего младенческого возраста стимулируют движения, активизируют зрение и слух. «Народные сказки и народная игрушка, подобно каплям живой воды, вызывают к жизни те творческие семена, которые без этого могли бы пролежать бесплодными в душе ребенка».

Самой первой игрушкой малыша была погремушка, считают многие исследователи. О русских погремушках дает подробные сведения Е.А. Покровский. По свидетельству ученого, игрушки эти называли шаркунами, гремушками, складушками, брякулками, брякушками, делали их из разного материала и разной формы. Их плели из бересты, щепы в виде куба или многогранника, вытачивали в виде шара, бочоночка, шести-, восьмиугольника из древесины, лепили из глины. Чтобы ребенок сам мог держать такую игрушку, к ней приделывали удобную ручку. Погремушки могли быть простые и сложные. Так, широко бытовали в России погремушки из скотского пузыря. Встречались и погремушки из разных природных материалов, насчитывающие до 100 деталей, соединенных между собой без единого крепления. Чтобы игрушка соответствовала своему названию, внутрь ее закладывали камешки, горох и др. Благодаря различным форме и материалу погремушки производили разнообразные звуки, что было очень привлекательно и познавательно для детей.

Примерно с двух лет у крестьянского ребенка появлялись игрушки, которыми он уже распоряжался самостоятельно. Изготавливая их, взрослые проявляли свой педагогический талант.

Погремушке родственна трещотка — игрушка, взятая из жизни: в различных странах трещотку использовали ночные сторожа. Музыкальной игрушкой была свистулька. Это одна из давно и повсеместно известных вещиц, превращающихся в умелых руках в интересный музыкальный инструмент. Свистульки могли быть в виде птиц, лошадей, собак, кошек, солдатиков. Особый, более сложный вид свистулек составляли так называемые соловьи, маленькие глиняные горшочки с просверленным носиком. В такой горшочек наливалась вода, и тогда, при вдувании воздуха в носик, получались забавные звуки.

Большим успехом пользовалась жужжалка — короткая толстая закругленная палочка с кольцевой зарубкой посередине, где палочку перехватывает веревочная петля: при их взаимодействии и создавался своеобразный шумовой эффект.

Любимыми детскими забавами в Тульской, Московской и других губерниях были гармошки.. Все эти музыкальные игрушки, известные с давних времен, были очень близки местным народным инструментам. Сделанные из рога и дерева, они знакомили детей с народной музыкой.

Ребенок всегда испытывает большую потребность в активных действиях, движении. Учитывая это, народная культура выработала целый ряд игрушек, обладающих эффектом движения. Физическому развитию детей чрезвычайно способствовали летние и зимние подвижные игры (бег наперегонки, «Городки», «Бабки», скакание на палочке-коне и др.).

Мячи, скакалки, луки, наборы для бросания в цель помогали развитию физической силы и психологических качеств, выработке таких свойств, как быстрота реакции, сообразительность, внимание, память, смелость. Эмоциональный тонус игры обеспечивал здоровый отдых.

И сегодня игра в мяч — одно из любимых развлечений не только детей, но и взрослых.

Волчки, машущие крыльями мельницы, открывали тайны механики.

То, что игрушек было немного, приучало детей относиться к ним бережно (никогда в сельской семье не выбрасывались самодельные игрушки, они бережно хранились и передавались от старших к младшим). С 5—6 лет дети начинали мастерить игрушки сами. Подражая взрослым, учились владеть ножом, рубанком, швейной иглой.

Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые — мама, бабушка, старшая сестра, потом — она сама. Рукоделие всегда поощрялось, так как развивало необходимые навыки шитья, вышивания.

В одежде кукол, их головных уборах обязательно отражались особенности, присущие конкретным возрастным группам. Так, взрослые строго следили, чтобы на кукле-девушке был и девичий кокошник, венок, чтобы она имела одну косу. Для куклы-женщины непременно шили кичку, женскую юбку, душегрейку. Кукольная невеста наряжалась в подвенечный наряд. Иногда, во время игры, разыгрывалось целое действие — свадьба, посиделки, сватовство, девичник, такая игра сопровождалась пением, традиционным для того ил времяпрепровождения.

Иногда куклой в руках матери или бабушки становился пучок травы, сложенный пополам и перетянутый в двух местах, чтобы обозначить голову и талию. Наденешь на такой пучок косынку — вот тебе и кукла. И все-таки наиболее распространенной в целом ряде районов России была деревянная игрушка. Матрешек и неваляшек изготавливали почти всегда из березы и липы. Из мягкой осины вырезали коней, медвежат, лосей, лисиц, необходимую упряжь, делали сани телеги. Устраивали «охоту» с помощью самодельных ружей.

В игре дети воспроизводили почти все жизненные ситуации, играли в свадьбу, прием гостей, рождение младенца. Все это приобщало их к традиции, закладывало определенные моральные устои.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка игрового взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста с использованием социоигровых технологий «Путешествие на ковре-самолете»

Конспект игрового взаимодействия с детьми с задействованием 2 персонажей в лице взрослых предназначен для воспитателей ДОУ и  рассчитан для проведения с группой детей до 25 человек старшего дошко...

Методическая разработка использования технологии "Игровой стретчинг" с детьми старшего дошкольного возраста.

Материал подходит к применению физинструкторам и воспитателям дошкольных организаций. Содержит методику обучения, упражнения из разных исходных положений, подвижные игры и двигательные сказки....

Технологическая карта использования социо-игровой технологии с детьми старшего дошкольного возраста

Данная тенхнологическая карта позволяет в полной мере использовать социо-игровую технологию , как на занятиях, так и  в совместной деятельности с детьми....