Доклад Патриотическое воспитание
консультация
Патриотическое воспитание
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 28.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема сегодняшнего моего выступления «Система работы по патриотическому воспитанию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
В наш век высоких технологий, человек стремиться успеть как можно больше, зачастую забывая, что основным условием прогресса человечества является его продолжение – гармонично развитые дети! Как заведующий детским садом, как педагог, и как мать, я считаю, что важнейшими качествами ребенка, которые должны быть сформированы в детском саду – это его позитивное мировосприятие, духовная нравственность и патриотизм.
Дошкольный возраст – ответственный этап в становлении личности и ее нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие патриотизма многообразно по своему содержанию – это и уважение к культуре своей страны, и ощущение неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ и свою Родину.
Ребенок с первых лет жизни должен сердцем и душой полюбить свой родной край, культуру, испытывать чувство национальной гордости, что называется «пустить корни в родную землю». Дошкольный возраст, по утверждению психологов – лучший период для формирования любви к малой родине.
Патриотизм, применительно к ребёнку дошкольного возраста, определяется как потребность участвовать во всех делах на благо семьи, детского сада, родного города, Родины, представителей живой природы, наличие у детей таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства и осознание себя частью окружающего мира.
Из всего выше сказанного могу сказать, что патриотическое воспитание в детском саду проводится с целью воспитания любви к отечеству, ответственного отношения к окружающей природе и людям, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края, становления устойчивой связи поколений. Формирование этих ценностей происходит в результате целенаправленной, систематической работы с ребенком.
Работа патриотическому воспитанию дошкольников включает целый комплекс задач:
- Воспитание у ребенка любви и привязанности к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу;
- Уважения к людям труда;
- Формирование бережного отношения к родной природе и всему живому;
- Элементарных знаний о правах человека;
- Развитие интереса к русским традициям и промыслам;
- Чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
- Толерантности, чувства уважения и симпатии к другим людям, народам, их традициям;
- Расширение представлений о России, ее столице;
Знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн)
- Вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Проблема патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая всё большее общественное значение, становится задачей государственной важности.
В решении поставленных задач мы руководствуемся:
- Законом «Об образовании в Российской Федерации»
- Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации»;
- Постановлением Правительства Российской Федерации «Национальная доктрина образования в РФ»;
- «Порядоком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Федеральным образовательным стандартом дошкольного образования.
В государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» которая ориентирована на все социальные слои и возрастные группы граждан России сказано, что «Конечным результатом реализации Программы предполагается положительная динамика роста патриотизма в стране, возрастание социальной и трудовой активности граждан, особенно молодежи, их вклада в развитие основных сфер жизни и деятельности общества и государства, преодоление экстремистских проявлений отдельных групп граждан и других негативных явлений, возрождение духовности, социально-экономической и политической стабильности и укрепление национальной безопасности»
Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС подразумевает следующие задачи: формирование нравственно-духовных особенностей личности; формирование чувства гордости за свою нацию; формирование почтительного отношения к национальным и культурным традициям своего народа; формирование либеральной позиции по отношению к ровесникам, взрослым, людям других национальностей.
Работа по патриотическому воспитанию в нашем детском саду ведется в соответствии с Основной образовательной программой МБДОУ детского сада «Колосок» , разработанной на основе Основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Реализуем ли мы программу в контексте патриотического воспитания в полной мере в нашем детском саду? Во всяком случае, прилагаем все возможные усилия для раскрытия личности ребенка, его индивидуальности, творческого потенциала, создаем соответствующее гражданско-патриотическое пространство. Первая часть патриотического воспитания в детском саду подразумевает прежде всего организацию внутренней методологической работы в данном направлении. Так как если педагог сам не испытывает чувства любви к отечеству, то он не сможет передать его детям, также воспитателю нужно знать, как наиболее эффективно донести идеи патриотизма дошкольникам. Методологическая работа по патриотическому воспитанию в ДОУ направлена на повышение квалификационного уровня воспитателей, их педагогической грамотности. Подбираются инновационные формы и методы работы, соответствующие условия детского сада. Для этого проводятся тематические педсоветы, консультации
Вторая часть работы по патриотическому воспитанию направлена на взаимодействие педагогов с детьми. ФГОС ДО определяет методы работы с дошкольниками : обустройство патриотических уголков в ДОУ; организация экскурсий по достопримечательностям родного края, посещение музеев, выставок; организация тематических мероприятий (праздники, утренники, соревнования, конкурсы); проведение тематических занятий-рассуждений на тему любви к Родине, чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений, просмотр фильмов, передач.
С первого дня поступления в детский сад дети начинает получать значимые знания о своей Родине.
В каждой группе детского сада есть уголки патриотического и духовно-нравственного воспитания, в них располагаются атрибуты государственной символики, книги о Родине, альбомы с фотографиями родного края, страны, предметы русских народных промыслов, в старших и подготовительных группах детей знакомят с портретами президента и премьер-министра. Таким образом, ненавязчиво, через предметно-пространственную среду, каждый день у воспитанников прививаются патриотические чувства и знания о Родине. В детском саду растет маленький Гражданин России.
Большая роль в реализации задач патриотического воспитания отводится совместной организованной -образовательной деятельности воспитателя с детьми в течение всего времени пребывания детей в детском саду, ведь воспитание чувств – это процесс, который невозможно уложить в жесткие рамки расписания занятий. Это ежедневное, постоянное общение взрослого с ребенком, в результате и посредством которого формируется такое сложное образование, как чувство любви к Родине. В совместной деятельности педагоги используют дидактические и народные игры, театрализованную деятельность, беседы, выставки, конкурсы. Наибольший эмоциональный отклик у детей вызывают праздники, утренники, посвященные семейным, патриотическим и православным темам, встречам со старшим поколением – это и традиционные встречи с ветеранами, и участниками ВОВ, и другие массовые мероприятия. При подготовке к проведению торжественных мероприятий - День Победы , День защитника отечества и других государственных праздников дети узнают историю возникновения праздника, понимают, кому он посвящен и зачем отмечается. Например, при подготовке к празднованию Дня Победы дети изготовили фронтовое письмо, пилотку, приготовили открытку ветерану. Проведение таких праздников в детском саду помогают поддерживать сложившиеся традиции и создавать новые . Также это позволяет создавать в детском саду периоды повышенной творческой активности, задавать четкий ритм, избегать стихийности, определять степень воспитательного воздействия.
Особое внимание в нашем детском саду уделяется развитию этических и эстетических понятий: добро, зло, ответственность, совесть, честь, достоинство, прекрасное и безобразное. Все это способствуют формированию нравственно-волевой сферы личности дошкольника. В группах всех возрастов проводятся соответствующие занятия доступные пониманию детей. Всегда ярко проходят традиционные праздники и утренники, посвященные Дню семьи, Дню пожилого человека, Пасхе и многие другие.
Мы понимаем, что крайне важно создать пространство для гражданско-патриотического становления личности дошкольника, где функционирует система духовно-нравственного воспитания, пространство, построенное на ценностях традиций духовной культуры, которое отвечает потребностям развития личности ребенка.
Вся наша работа направлена на воспитание гуманной, духовно-нравственной личности, обладающей национальным самосознанием и патриотическими чувствами.
Важный этап работы по патриотическому воспитанию – это взаимодействие с родителями, семьей ребенка, так как они имеют существенное влияние на формирование личности дошкольника, и важно подсказать им основные направления для успешного развития у детей нравственно-духовных ценностей. С родителями проводятся тематические собрания, беседы, их привлекают к организации и участию в мероприятиях ДОУ. Спортивные игры и конкурсы не только развивают детей, но и формируют чувство команды, единения интересов, укрепляют семейные узы и традиции.
Заключительный этап работы – взаимодействие с социумом. На слайде вы видите с какими организациями мы сотрудничаем. Из-за отдаленности детского сада, мы не можем быть постоянными участниками мероприятий, но некоторыми из них являемся.
И в заключении хочу сказать, что систематическая работа, проводимая в нашем детском саду, позволяет привить дошкольникам первичные знания истории, географии родного края, его особенностей развития и становления. Созданные нами условия позволяют растить поколение достойных будущих граждан России, патриотов своего Отечества, гордящимися свой Родиной, страной, своим поселком, в котором он живет.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

доклад "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Краткий обзор методических рекомендаций....

Доклад "Патриотическое воспитание дошкольников в процессе знакомства с малой Родиной"
Патриотическое воспитание одно из ведущих направлений воспитания детей. Беседы о малой Родине, о ВеликойОтечественной войне, праздник Защитников Отечества и многое, многое другое.Конкурсы рисунков и с...

Доклад "Патриотические воспитание дошкольников посредством устного народного творчества"
Данная статья "Патриотическое воспитание дошкольников посредством устного народного творчества" актуальна, так как в обществе возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего народа, к его ...

конкурс Доклад Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в процессе знакомства с природно – историческим памятником «Сундуки»
В современной системе дошкольного образования использование региональных, природных особенностей осуществляется большей частью стихийно, несистемно. В частности, наше эмпирическое исследование п...

Доклад "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"
Доклад "Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста"...
Доклад«Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников»
В наше время очень актуален вопрос воспитания патриотизма и гражданственности. Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников - неотъемлемая составл...