Доклад«Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников»
статья

         В наше время очень актуален вопрос воспитания патриотизма и гражданственности. Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников - неотъемлемая составляющая общей культуры государства.  Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу.»                                                                                                                                                                                                               

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx23.21 КБ

Предварительный просмотр:

         В наше время очень актуален вопрос воспитания патриотизма и гражданственности. Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников - неотъемлемая составляющая общей культуры государства.  Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Ответ на вопрос «Что такое патриотизм?» в разные времена пытались дать многие известные люди нашей страны. Так, С.И. Ожегов определял патриотизм как «…преданность и любовь к своему Отечеству и своему народу.»                                                                                                                                                                                                              

        Формирование личности ребенка, его воспитание начинаются с воспитания чувств через мир положительных эмоций, через обязательное приобщение к культуре, обеспечение духовной и интеллектуальной пищей, в которой он так нуждается.  

         Мы, педагоги, должны сделать так, чтобы слова «Родина», «страна», «патриот» стали более понятны дошкольникам.

          Ребёнок должен научиться понимать, что такое обязанности (надо) и права(можно).                                                                                                                                           Нашей задачей является: воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским и мордовским традициям и промыслам; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о городах; знакомство детей с символами государства и республики (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям. Данные задачи решаются во всех видах деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту.

          Свою работу по патриотическому воспитанию детей я начала с темы «Моя семья». Ведь чувство Родины начинается у ребёнка с отношения к семье  к самым близким людям. Здесь мы обобщили  и уточнили знания о своей семье , имена и отчества близких , домашний адрес,  место работы родителей.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

        Совместно с родителями  мы оформили альбом «Моя семья», в котором разместили фотографии самых близких родственников, выставку детских рисунков«Мама,папа,я-дружнаясемья».                                                                                                         Далее мы знакомили детей с детским садом. Здесь обобщаются знания детей о детском саде, его местонахождении и значении для жителей города, о профессиях сотрудников. Проводятся беседы, экскурсии по детскому саду, посещение различных кабинетов и помещений, знакомство с работой повара, прачки и т.д.  Данная работа принесла свои плоды: наши дети, встречая сотрудников, всегда здороваются с ними, знают всех по имени- отчеству, приглашают их на детские утренники, поздравляют с праздниками.  

            В ходе работы мы подводили детей к тому,  что детский сад – это тоже семья, где старшие помогают младшим, уважают взрослых, что детский сад – это нужное учреждение для города, позволяющее родителям спокойно работать и не волноваться за своих детей.                                                                                                 Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков.                                                                                                        

Для приобщения детей к культуре мордовского народа мы используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.). В устном народном творчестве сохранились особенные  черты народного характера, присущие ему нравственные ценности, представление о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.

Для того, чтобы показать, как применялись необычные для сегодняшнего быта вещи, дети посещают музей. На занятиях по ознакомлению с народным творчеством дети видят деревянные столы, лавки, самотканые половики, чугун, самовар, деревянные ложки, расшитые полотенца, прялку, русский и мордовский костюм и т. д.

Особая роль отводится народно-прикладному искусству. Дети знакомятся со старинными  предметами, расписанными хохломской росписью, их названиями: чаша, ковш, бочонок,  деревянные ложки, кружки.

Дети знакомятся с русскими народными художественными промыслами (Гжель, Городец, жостовская роспись, народная вышивка, кружевоплетение, резьба по дереву). Отображают их в изобразительной  деятельности, лепке, аппликации. Знакомство с фольклором происходит и на музыкальных занятиях. Ни один праздник не обходится без игры на музыкальных инструментах. На музыкальных занятиях детям предлагается барабан, бубен, погремушка, колокольчик, ложки. Они играют на этих инструментах, узнают об их истории.

Одно из проявлений патриотизма – любовь к природе. Это сложное чувство включает эмоциональную отзывчивость, устойчивый интерес к природе и желание охранять и преумножать природные богатства. В любое время года проводим наблюдения за живой и неживой природой. На территории детского сада и вне его. Как только появляются первые проталины, дети находят жуков на солнцепеке под окнами детского сада, несут их мне, показывают, говорят, что они проснулись. Обращаем внимание на все изменения, происходящие в природе в разные времена года (осенью – листопад, хмурое небо, ветер, дождь; зимой – снегопад, мороз, метель; весной – оттепель, таяние снега, пробуждение природы.) Особенно большие возможности предоставляются для наблюдений в летнее время. Объекты – самые разнообразные – солнце, небо, деревья, насекомые, цветы, птицы и т.д. У детей очень цепкий взгляд, они все видят и замечают, и делятся своими впечатлениями и находками с воспитателем. Систематически проводили экскурсии в близлежащий парк в разное время года, отмечали изменения, произошедшие в природе; осенью собирали красивые листья, зимой измеряли глубину снега, весной слушали пение птиц, летом любовались, как расцвели цветы. Все полученные впечатления закреплялись на занятиях по изо-деятельности: в рисовании, лепке, аппликации. Дети с удовольствием рисуют картины родной природы.

В старшем дошкольном возрасте возрастает интерес детей к Армии. Регулярно проводим праздники к знаменательным датам: 23 февраля – День Защитника Отечества и 9 мая – День Победы в Великой Отечественной войне.

В преддверии Дня Победы тоже провели комплекс мероприятий по воспитанию у детей уважения к российской Армии.

  1. Чтение художественной литературы о Великой Отечественной войне:

«Твои защитники» Лев Кассиль.

«Сын артиллериста» К. Симонов.

«Почему ты шинель бережешь?» Е. Благинина.

«Сказка о громком барабанщике» С. Могилевская.

«Шел по улице солдат» С. Баруздин.

«Дозор» З. Александрова.

«Вот как это было» Ю. Герман.

«Алый» Ю. Коваль.

  1. Рассматривали альбомы, картины:

«Помни мир спасенный»

«Никто не забыт – ничто не забыто»

«На страже Родины»

«Энциклопедия Великой Отечественной войны».

  1. Предварительно до 9 мая мы с детьми совершили экскурсию к памятнику погибших воинов, и после праздника, чтобы посмотреть, как люди чтят память погибших воинов. Ко Дню Победы рисовали на тему: «Наша Армия», «Салют Победы», а также был конкурс рисунков на асфальте, возле детского сада.
  2. У нас в детском саду есть уголок государственной символики, я знакомила детей с российским флагом и гербом. И эти знания закрепили в аппликации – наклеивали из полосок Российский флаг, когда делали подарки для пап.

                     

Проделанная работа не прошла даром. В ответ на вопрос: «А вы хотите служить в армии?»,  все мальчики, отвечали: «Хотим».

 Первого августа этого года в нашем детском саду проводился праздник, посвященный «Дню города», в котором принимали участие дети нашей группы.

Они пели песни, читали стихи, отгадывали загадки, отвечали на вопросы викторины о нашем городе,  участвовали в соревнованиях.

Дети узнали много нового из истории нашего города.

 Одним из главных условий патриотического воспитания детей является приобщение их к трудовой деятельности. Любовь к Родине становится настоящим глубоким чувством, когда она выражается не только в словах, но и в желании трудится на благо Отечества, бережно относится к его богатствам.

Воспитать патриота и гражданина своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой  в дошкольном детстве только начинается .Хочется верить, что проводимая работа  по гражданско - патриотическому воспитанию дошкольников будет фундаментом для воспитания будущего поколения, обладающего духовно-нравственными ценностями, гражданско- патриотическими  чувствами, уважающими культурное, историческое прошлое и настоящее России.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: "Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников в современных условиях ФГОС"

Цели по ФГОС: Развитие в российском обществе высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становления граждан, обладающих позитивными ценностями и качествами, способных проя...

Протокол педагогического совета на тему: «Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников»

Протокол педагогического совета в ДОУ "Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников"...

Статья патриотическое воспитание и гражданское становление в ДОУ из опыта работы

Патриотическое воспитаниеи гражданское становление в ДОУ          Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из самых важнейших звеньев сист...

Музыкальные произведения в системе воспитания духовно — нравственного становления дошкольников

Духовно-нравственное воспитание, это длительный процесс, который предполагает, внутреннее становление человека, но результат его может найти отражение не сейчас, в дошкольном детстве, а гора...

Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников с позиции с позиции системного ценностного и разно вариативного подходов в условиях реализации ФГОС ДО.

Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Патриотическое воспитание дошкольников – это не только воспитание л...

Доклад: Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников с позиции с позиции системного ценностного и разно вариативного подходов в условиях реализации ФГОС ДО.

Свое выступление мне хочется начать словами выдающегося советского педагога Василия Александровича Сухомлинского:«Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садо...

«Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников в современных условиях ФГОС ФОП»

laquo;Патриотическое воспитание и гражданское становление дошкольников в современных условиях ФГОС ФОП»...