Самообразование «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
учебно-методический материал (младшая группа)
Перспективный план и отчет по самообразованию «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 475.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр
и нетрадиционных технологий»
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинский»
«Рука – это, своего рода, внешний мозг человека»
Кант.
Актуальность:
В дошкольном возрасте большое внимание уделяется развитию речи детей. Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности головного мозга. От того, насколько ловко научится ребенок управлять своими пальчиками, зависит его дальнейшее развитие.
Главная задача педагога в области развития речи детей дошкольного возраста — это помочь им в освоении правильной разговорной речи, родного языка. Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас.
Для развития речи детей, в своей работе я использую пальчиковые игры, и нетрадиционные технологии. Тему по самообразованию «Развитие речи детей с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий», я выбрала, т.к. эта тема очень актуальна и имеет немаловажное значение в жизни малышей. Организованные игры, в том числе и пальчиковые, сопровождаемые речью («Ладушки», «Сорока -ворона», «Коза рогатая» и т.д.) это не просто развлечения для малышей, а инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев, которые увлекают и приносят малышам радость.
Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики рук, ведь развитие рук ребенка и развитие речи взаимосвязаны. Мелкая моторика и артикуляция находятся в прямой зависимости. И чем выше двигательная активность, тем лучше развита речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Работа по развитию мелкой моторики предполагает тесное общение с детьми и родителями. Что благоприятно влияет на отношения и дружескую атмосферу в детском коллективе.
Период работы над темой: 1 год
Сроки работы над темой: сентябрь 2022 г. - май 2023 г.
Цель самообразования: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.
Задачи:
1. Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельности детей;
2. Совершенствовать мелкую моторику детей через пальчиковые игры;
3. Систематизировать работу по совершенствованию пальчиковой моторики;
4. Дать знания родителям о значимости пальчиковых игр, нетрадиционных формах работы для речевого развития детей;
5. Содействовать нормализации речевой функции;
6. Развивать речь, воображение, логическое мышление, произвольное внимание, зрительное и слуховое восприятие, творческую активность, через нетрадиционные технологии.
Практическая значимость: выполняя пальчиками различные упражнения, ребёнок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи (так как при этом индуктивно происходит возбуждение в речевых центрах мозга), но и подготавливает ребёнка к рисованию, а в дальнейшем и к письму.
Формы работы:
- Консультации для педагогов;
- Консультации для родителей по вопросам речевого развития детей;
- Совместная деятельность воспитателя с детьми;
- Специально организованная ООД;
- Игровые упражнения.
Методы обучения:
Наглядные (показ приемов рисования, лепки, аппликации, пальчиковой гимнастики и т.д.)
Словесные (объяснение, указание, чтение литературных произведений, поощрение, физкультминутки, скороговорки и т.д.)
Практические (пальчиковая гимнастика, пальчиковый театр, продуктивная деятельность и т.д.)
Методы и приёмы работы:
Традиционные:
- Пальчиковый игро-тренинг;
- Артикуляционная гимнастика;
- Массаж кистей рук;
- Пальчиковые игры со стихами;
- Пальчиковый театр.
Нетрадиционные технологии:
- Лепка из пластилина и солёного теста с использованием природного материла (крупы, ракушки и т.д.);
- Конструирование из бумаги, работа с конструктом;
- Использование элементов нетрадиционных техник в аппликации («обрывная аппликация»; «скатывание и обрывание бумаги»; аппликация из листьев, ниток, яичной скорлупы, макарон, крупы, ваты и т.д.);
- Нетрадиционные техники рисования: пальчиками, ватными палочками,
поролоновыми губками и т.д.;
- Шнуровки;
- Пазлы, мозаика;
- Работа со счётными палочками;
- Ручной труд: нанизывание бус;
- Рисование по трафаретам, штриховка.
Этапы реализации программы:
1 этап - Подготовительный этап
Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов; подбор программно-методического обеспечения; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала (в течение года); изучение образовательных технологий (выбор одной или нескольких технологий для прогнозируемых результатов); диагностика детей по речевому развитию на начало учебного года.
2 этап – Основной (практический):
Внедрение опыта работы по теме самообразования; изучение новинок в методической литературе в целях совершенствования педагогической деятельности; составление занятий и картотеки пальчиковой гимнастики; пополнение РППС в группе: «Сухой бассейн», дидактическими играми («Шнуровка», «Мозаика», «Баночки с цветными крышками» и т.д.), образцы картинок из счётных палочек, пальчиковый театр «Колобок», «Теремок».
3 этап – Заключительный (обобщающий):
Формирование отчетной документации по итогам реализации проекта по самообразованию (плана работы по самообразованию, конспектов, результатов продуктивной деятельности детей, фотоматериалов, подготовка итоговой презентации - отчета для педагогов и родителей «Пальчиками играем – речь развиваем»). Итоговое мероприятие —Пальчиковый театр по сказке «Теремок». Диагностика детей по речевому развитию на конец учебного года.
План работы на 2022-2023 учебный год.
Месяц | Формы работы |
Сентябрь | Изучить литературу по данной теме. Диагностика Цель: диагностика сформированности словаря детей на начало учебного года. |
Октябрь | Внедрить в работу с детьми. Массаж кистей. Рисуем нетрадиционным способом Тема: «Падают, падают листья…» Техника: рисование пальчиками, «Горошинки на зонтике» - рисование пальчиками. Лепка «Мухомор» Цель: Научить отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска и скатывать из них шарики диаметром 5-7 мм, надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. |
Ноябрь | Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук (Приложение). Пальчиковая гимнастика (по тематике). Лепка «Снег идет» Цель занятия: Продолжать учить надавливать указательным пальцем на пластилиновый шарик, прикрепляя его к основе, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга; формировать интерес к работе с пластилином; развивать мелкую моторику. Конструирование и бумаги в технике оригами. Косыночка для куклы Маши. Цель: Знакомство с базовой формой «косыночка», украшение поделок с помощью аппликации |
Декабрь | Консультация для родителей: «Значение развития мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста». Ручной труд: нанизывание бус «Бусы для куклы Кати». Цель: развитие мелкой моторики рук; шнуровки. Рисование по трафаретам, штриховки. Лепка «Украсим Новогоднюю елочку» Цель: Продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней. Развивать речь и мышление, память детей. |
Январь | Развитие мелкой моторики рук в процессе изобразительной деятельности. Рисование Тема: «Веселый Снеговичок». Техника: рисование методом тычка. Пазлы, мозаика, работа со счётными палочками. Конструирование и бумаги в технике оригами. Мордочка лисы, собаки. Цель: Совершенствование навыков складывания базовой формы «косыночка», украшение поделки путем прорисовывания деталей. |
Февраль | Разучивание новых пальчиковых игр, повторение старых. Консультация для родителей: «Пальчиковая гимнастика и развитие речи детей». Различные виды аппликаций. Деревянный домик в лесу» - продолжать знакомить детей с аппликацией из макарон. Конструирование из бумаги в технике оригами «Дверь» Цель: Знакомство с базовой формой «дверь», обучение технике нахождения центра листа по сгибу, совершенствования навыка проглаживания сгиба. |
Март | Использование нетрадиционных методов в работе: лепка с использованием природного материала (семена, ракушки, крупы) «Красивая чашечка»; самомассаж кистей пальцев рук. Аппликация «Подарим маме веточку мимозы» Цель: продолжать знакомить детей с аппликацией из салфетки; учить детей отрывать маленькие кусочки салфетки, скручивать его пальчиками в маленький шарик. |
Апрель | Чтение рассказов, потешек, стихотворений при помощи пальчиков. Пальчиковый театр - Сказка «Колобок». Цель: Создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности. Развивать способность, свободно и раскрепощено держаться при выступлении. Повышение уровня речевого развития детей. |
Май | Диагностика Цель: диагностика сформированности словаря детей на конец учебного года. Конструирование из бумаги в технике оригами «Лиса» Цель: Создание готовой поделки на основе уже знакомых базовых форм «косыночка» и «дверь», моделирование поделки из нескольких модулей. Повторение пальчиковых игр. Применение всех ранее используемых техник в деятельности детей. Итоговое мероприятие —Пальчиковый театр по сказке «Теремок» |
Список литературы:
- Акименко В. М. «Новые педагогические технологии»
- Антакова-Фомина Л. В. «Стимуляция развития речи у детей раннего возраста путем тренировки движений пальцев рук»
- Белая А. Е. «Пальчиковые игры для развития речи дошкольников»
- Гербова В.В. Развитие речи в детском саду. – М.: Мозаика-
Синтез, 2005. – 197 с.
5. Кольцова «Ребенок учится говорить». Пальчиковый игротренинг. – Екатеринбург, 2006.
6. Крупенчук О. И. Пальчиковые игры. – СПб: Изд. Дом «Литера», 2015.
7. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа
дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой,
М. А. Васильевой. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. - 304 с
8. Павлова Л.Н. Раннее детство: развитие речи и мышления. Методическое
пособие. – М.: Мозаика-Синтез. 2004.
9. Ушакова О.С., Методика развития речи детей дошкольного возраста
[Текст]/ О.С. Ушакова, Е.М. Струнина. – М.: «Владос», 2004 – 288с.
10000экз. – ISBN 5 – 691- 00871 – 4.
Приложение 1
Диагностика уровня речевого развития детей младшего дошкольного возраста. Авторы Н.Е. Вераксы, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой
Компоненты речевой деятельности | Дидактические игры, упражнения, вопросы | Критерии оценки |
I. Уровень сформированности словарного запаса | 1. Дидактическая игра «Назови, что покажу» Материал: предметные картинки с изображением посуды, одежды. Содержание диагностического задания: воспитатель показывает ребенку картинки и просит их назвать. – А теперь назови все предметы, одним словом. Показывает предметы посуды. Затем показывает картинки предметов одежды и просит назвать, одним словом. Затем воспитатель предлагает показать части предметов. Пример: – Покажи носик у чайника. – Покажи крышку. –Что есть у платья? Рукава, воротник, карманы, пуговицы и т. п. 2. Дидактическое упражнение «Каждой вещи свое место» Материал: мелкие картинки с изображением одежды, обуви, фруктов, овощей, птиц. Крупные картинки: с изображением шкафа, обувной полочки, вешалки для головных уборов, дороги, корзинки, грядки, деревьев. Содержание диагностического задания: воспитатель предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинки и поместить каждую картинку на свое место. Инструкция: «Сложи всю одежду в шкаф». «Поставь обувь на полочку». «Повесь головные уборы на вешалку». «Расставь посуду на столе». «Помести мебель в комнату». «Расположи машины на дороге». «Положи фрукты в корзину». «Посади овощи на грядку». «Посади птиц на деревья». 3. Дидактическая игра «Когда это бывает?» Показ сюжетных картинок с изображением частей суток. Воспитатель просит ребенка показать, где день, а где ночь. Вопросы: Когда мы играем? Когда мы кушаем? Что мы делаем ночью? | 1 балл – допускает ошибки в назывании предметов. Не различает существенные детали и части предметов. Путает названия частей суток. 2 балла – все предметы называет правильно, определяя назначение предмета, но не называет обобщающего слова. Правильно различает и называет контрастные части суток с помощью наводящих вопросов. 3 балла – все предметы называет правильно, определяет назначение предмета; понимает, различает и называет существенные детали и части предметов. Знает обобщающее слово. Различает и называет части суток. |
II. Уровень сформированности грамматической стороны речи | 1. Дидактическая игра «Чего не стало?» Материал: предметные картинки. Содержание диагностического задания: Воспитатель предлагает рассмотреть и запомнить ряд из 3-4 картинок. Воспитатель предлагает ребенку закрыть глаза, чтобы убрать одну из картинок. Ребенок должен ответить на вопрос: «Чего не стало?» 2.Упражнение «Прятки» Материал: мелкая игрушка. Содержание диагностического задания: Воспитатель прячет игрушку и просит назвать место, куда спрятал игрушку. Пример: в шкаф, за спину и т. д. 3. Дид/ игра «Кто это?» Материал: предметные картинки с изображением одного и нескольких животных и их детенышей. Содержание диагностического задания: воспитатель показывает картинки и задает вопрос: Кто это? Пример:Утка – утенок – утята. Заяц – зайчонок – зайчата. | 1 балл – на вопросы отвечает с помощью жестов или, одним словом. Затрудняется в инсценировке сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова. Пример: В-ль: «Жили-были дед и ...». Ребёнок: «…баба». В-ль:.» И была у них курочка…» Ребёнок: «… ряба». 2 балла – в речи преимущественно простые предложения из 2-3 слов. Инсценирует отрывки из знакомых сказок с незначительной помощью взрослого, соблюдая логичность и последовательность. Пример: В-ль: «Жили-были ...» Ребёнок: «… дед и баба». В-ль: «… и была у них...» Ребёнок: «…Курочка Ряба». 3 балла – самостоятельно отвечает на все вопросы, пользуется простыми нераспространенными предложениями и предложениями с однородными членами. Инсценирует отрывки из знакомых сказок, соблюдая логичность и последовательность, передаёт содержание текста. |
III. Уровень развития связной речи | 1. Беседа по сюжетной картинке Материал: сюжетная картинка Пример: играющие дети Содержание диагностического задания пример: – Посмотри, Мишутка нарисовал картинку. –Тебе она нравится? – Кто нарисован на картинке? – Что делают дети? И т. д. | 1 балл – на вопросы отвечает с помощью жестов или одним словом. Затрудняется в инсценировке сказки. Ребенок договаривает за взрослым отдельные слова. Пример: В-ль: «Жили-были дед и ...». Ребёнок: «…баба». В-ль:.»И была у них курочка…» Ребёнок: «… ряба». 2 балла – в речи преимущественно простые предложения из 2-3 слов. |
Приложение 2
Картотека пальчиковой гимнастики по тематическим неделям Воспитатель: Сметанина С.Н.
Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук.
Задачи:
- Стимулировать действия речевых зон головного мозга;
- Развивать мелкую моторику;
- Развивать чувства ритма;
- Развивать речь;
- Развивать память и внимание, воображение.
Тематическая неделя: «Детский сад»
Пальчиковая гимнастика «Детский сад»
Солнце скрылось за домами, («солнышко» над головой)
Покидаем детский сад. (шаги на месте)
Я рассказываю маме (показывают на себя, а потом на воображаемую маму)
Про себя и про ребят: (показывают на себя, а потом на других ребят)
Как мы хором песни пели, (движения по тексту)
Как играли в чехарду,
Что мы пили, что мы ели.
Что читали в дет саду.
Пальчиковая гимнастика «Ты и я»
Ты и я, ты и я, (указывают пальчиком друг на друга)
Мы с тобой одна семья. (кладут руки на плечи друг другу)
Вместе читаем, (делают «очки»)
Вместе играем, (прыгают на одной ноге)
Всегда и во всем мы (хлопают в ладоши)
Друзьям помогаем.
Пальчиковая гимнастика «Дружба».
Дружат в нашей группе
Девочки и мальчики (пальцы обеих рук соединяются в замок)
Мы с вами подружим
Маленькие пальчики (ритмичное касание пальцев обеих рук)
Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдное загибание пальцев на правой руке)
Начинай считать опять.
Раз, два, три, четыре, пять (поочерёдное загибание пальцев на левой руке)
Мы закончили считать.
Тематическая неделя: «Овощи. Огород».
Пальчиковая гимнастика «Капуста».
Мы капусту рубим-рубим (постукивать ребрами ладоней по столу)
Мы морковку трём-трём, (движение кулачками вперед-назад)
Мы капусту солим-солим, (движения по тексту)
Мы капусту жмем-жмем. (движения по тексту)
Тук-тук, тук-тук, (стук кулачков друг о друга)
Раздается в доме стук
Мы капусту порубили, (постукивать ребрами ладоней по столу)
Перетерли, (движение кулачками вперед-назад)
Посолили, (движения по тексту)
И набили плотно в кадку, (постукивание кулачков по столу)
Все теперь у нас в порядке! (вытягивание рук вперёд, поднимание вверх больших пальцев обеих рук)
Пальчиковая гимнастика «Хозяйка однажды с базара пришла»
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла: («шагают» пальчиками по столу.)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу. (на каждое название загибают пальчик)
ОХ! (хлопок в ладоши)
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле. (удары по столу кулачками и ладонями)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла. (на каждое название загибают пальчик)
ОХ! (хлопок в ладоши)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала (стучат ребром ладони по столу)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу. (на каждое название загибают пальчик)
ОХ! (хлопок в ладоши)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке (стучат ребром ладони по столу)
Картошка, капуста, морковка,
Горох, петрушка и свекла. (на каждое название загибают пальчик)
ОХ! (хлопок в ладоши)
И суп овощной оказался неплох.
Тематическая неделя: «Фрукты. Сад.»
Пальчиковая гимнастика «Апельсин»
Мы делили апельсин;
Много нас, а он один.
Эта долька — для ежа,
Эта долька — для стрижа,
Эта долька — для утят,
Эта долька — для котят,
Эта долька — для бобра,
А для волка — кожура.
(на каждую строчку сжимают пальцы рук в кулак, начиная загибать их с большого)
Он сердит на нас, беда!!! (бросательное движение правой рукой)
Разбегайтесь кто куда!!! (бегут пальцами по столу)
Пальчиковая игра «Компот»
Будем мы варить компот.
Фруктов нужно много, вот. («Варят» - мешают пальчиком на ладошке)
Будем яблоки крошить,
грушу будем мы рубить, (ребром ладони стучат по другой ладошке)
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок, (сжимают кулачки)
Варим, варим мы компот,
Угостим честной народ
Тематическая неделя: «Части тела».
Пальчиковая гимнастика «Весёлый человечек».
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. (Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.)
Разотру ладошки сильно, (Растирают ладони.)
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. (Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.)
Руки я затем помою, (Потирают ладони.)
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. (Складывают пальцы в замок.)
Тематическая неделя: «Семья.»
Пальчиковая игра «Семья».
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Этот пальчик – я, -
Вот и вся моя семья!
Пальчиковая гимнастика «Семья»
Раз, два, три, четыре (хлопки в ладоши)
Кто живет у нас в квартире? (повороты в стороны с подниманием плеч)
Раз, два, три, четыре, пять (Хлопки в ладоши)
Всех могу пересчитать; (указательным пальцем пересчитывают)
Папа, мама, брат, сестренка,
Кошка Мурка, два котенка,
Мой щегол, сверчок и я-
Вот и вся наша семья! (загибают поочередно пальцы на руке)
Тематическая неделя: «Труд людей осенью»
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три,четыре, пять, (Загибают пальчики)
Будем листья собирать. (Сжимают и разжимают кулачки.)
Листья березы
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберем, (Загибают пальчики)
Маме осенний букет отнесем («Шагают» по столу)
Тематическая неделя: «Игрушки».
Пальчиковая гимнастика «Мои игрушки».
Покажу я вам игрушки:
Это курочки пеструшки, Указательный и большой пальцы каждой руки соединить подушечками (клюв), остальные пальцы направить вверх и слегка согнуть (гребешок).
Это зайка, Средний и указательный пальцы правой руки направить вверх (ушки зайца), остальные прижать к ладони.
Это пёс. Ладонь правой руки стоит на ребре (мордочка пса), большой палец направлен вверх (ушко).
Вот машинка без колёс. Правую ладонь сложить в виде пригоршни и накрыть ею ладонь левой руки.
Это книжки-раскладушки.
Вот и все мои игрушки. Руки рёбрами поставить на стол, ладони прижать друг к другу, а затем раскрыть.
Тематическая неделя: «Дом и его части».
Пальчиковая гимнастика «Тук, тук молотком»
Тук, тук молотком,
Строим, строим новый дом.
Этот дом — для Маши,
Этот дом — для Саши,
Этот дом — для Даши,
Этот — для Наташи.
Этот дом — для Ксюши,
Этот — для Андрюши.
Все соседи,
Все друзья.
Жить без дружбы им нельзя.
Тематическая неделя: «Поздняя осень. Жизнь животных осенью».
Пальчиковая гимнастика «Осенние листья»
Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики, начиная с большого.
Будем листья собирать. Сжимают и разжимают кулачки.
Листья берёзы, Загибают пальчики, начиная с большого.
Листья рябины,
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём.
Тематическая неделя: «Книги. Сказки».
Пальчиковая гимнастика «Зайка»
Зайка, зайка, где твой хвост? хлопки
- Вот, вот, вот! руки за спиной
Зайка, зайка, где твой нос? хлопки
- Вот, вот, вот! показать нос
Зайка, зайка, лапы где? хлопки
- Вот, вот, вот! показать руки
Зайка, зайка, ушки где? хлопки
- Вот, вот, вот! показать ушки
Пальчиковая гимнастика «Коза рогатая»
Взрослый изображает пальцами руки рога, припевает и немного щекочет малыша.
Идет коза рогатая,
Идет коза бодатая.
За малыми ребятами.
Ножками – топ, топ!
Глазками – хлоп, хлоп!
Кто кашки не ест,
Кто молока не пьет,
Забодает, забодает, забодает!
Пальчиковая гимнастика «Сказки»
Будем пальчики считать,
Будем сказки называть:
Три медведя, Теремок,
Колобок- румяный бок!
Репку мы не забываем,
Знаем Волка и козлят
- Этим сказкам каждый рад!
Тематическая неделя: «Животные жарких стран».
Пальчиковая гимнастика «Жаркая страна»
-Если в жаркую страну (идут пальчиками)
Я случайно попаду
То увижу там ШАКАЛА, (зажимают пальчики)
КЕНГУРУ, ГИППОПОТАМА,
ОБЕЗЬЯНКУ, ТИГРА, ЛЬВА,
КРОКОДИЛА И СЛОНА!
Хорошо живется им-
НЕ бывает снежных зим. (хлопают в ладоши)
Тематическая неделя : «Животные холодных стран».
Пальчиковая гимнастика «Животные севера»
Кто на севере живет?
Кто там ест и кто там пьет?
Звери необычные к холоду привычные.
Вот песец из норки смотрит.
Белый мишка важно ходит,
Ну, а морж, как капитан
Покоряет океан.
Гордый северный олень
Грузы возит целый день.
Хлопки ладошки – кулачки, попеременно.
«Замок» - меняя положение пальцев
Соприкосновение подушечек пальцев с большим пальцем образовывая «колечки».
Пальчики – «шагают»
Ладони «лодочкой» двигаются вперед.
Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты.
Растирание ладоней движениями вверх, вниз
Пальчиковая гимнастика «Белые медведи»
Белые медведи мороза не боятся,
Нравится им в море ледяном купаться.
Не страшны им в Арктике
Клыкастые моржи,
На рыбу и тюленей охотятся они.
Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы правой руки в стороны и соединять.
Руки на столе, ладошками вниз; разводить пальцы левой руки в стороны и соединять.
Поднимать пальцы правой руки по одному, начиная с большого
Тематическая неделя: «Зима. Зимние забавы».
Пальчиковая гимнастика «Снеговик»
Мы слепили снежный ком (Лепим двумя руками комок),
Шляпу сделали на нём (Соединяем руки в кольцо и кладем на голову),
Нос приделали и вмиг (Приставляем кулачки к носу),
Получился снеговик (Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика).
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
Раз, два, три, четыре, пять Загибают пальчики
Мы с тобой снежок лепили «Лепят снежок»
Круглый, крепкий, очень гладкий Показывают пальчиками круг, замок, гладят одной ладонью другу
И совсем-совсем не сладкий Грозят пальчиками
Раз – подбросим «Подбрасывают»
Два – поймаем «Ловят»
Три – уроним «Роняют»
И сломаем. Топают
Тематическая неделя : «Новый год».
Пальчиковая гимнастика «Варежка»
Маша варежку надела: «Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, в свой домишко не попал».
Маша варежку сняла: «Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь и найдешь, здравствуй, пальчик,как живешь?
Сжать пальцы в кулачок.
Все пальцы разжать, кроме одного.
Разогнуть оставшийся согнутым палец.
Сжать пальцы в кулачок.
Пальчиковая гимнастика «Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять (указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались (ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись (кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп"),
спать легли (ладошки под щечку).
Тематическая неделя: «Дикие животные и их детеныши».
Пальчиковая гимнастика:
Этот пальчик – белочка,
Рыженькая девочка.
Этот пальчик – зайчик,
Зайчик – попрыгайчик.
Этот вот – лисичка,
Хитрая сестричка.
Этот – мишенька– медведь,
Любит громко пореветь.
Этот – серенький волчок.
Получился кулачок.
Разожми кулак скорей,
В лес всех выпусти зверей.
Пальчиковая гимнастика: «Зайчик скачет по лужайке»
Зайчик скачет по лужайке Сжать руки в кулаки, а указательный и средний пальцы поднять вверх – «зайчик».
Прыг – скок, прыг – скок, Сжать руки в кулаки, «зайчик» - чередовать движения.
Испугался волка зайка Прижать руки к груди.
И пустился наутек. Раскрыть ладошки, вытянуть руки перед собой
Тематическая неделя: «Дикие птицы».
Пальчиковая гимнастика: «Птичья кормушка»
Мы повесили кормушки, (движения рук, имитирующие «вешание» кормушки)
В них насыпали зерно. («насыпаем» зерно щепотками)
Для голодных птиц зимою
Очень вкусное оно.
Прилетайте к нам, синицы,
Голубь, клест и воробей! (на каждую птицу загибаем палец)
И, конечно, ждем мы в гости
Красногрудых снегирей.
Пальчиковая гимнастика: «Сколько птиц»
Сколько птиц в кормушке нашей (сжимать и разжимать кулачки)
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках. (на каждое название птицы загибать пальцы)
Всем хватило зернышек. (сжимать и разжимать кулачки)
Тематическая неделя: «Домашние животные и их детеныши».
Пальчиковая гимнастика: «Детеныши»
Детеныши в домике этом живут.
Их мамы зовут — они сразу бегут. (называя детенышей домашних животных, разгибают пальцы на руке, начиная с большого)
Жеребеночек быстрый,
Котенок пушистый,
Теленок бодливый,
Щенок шаловливый,
Козленок рогатый,
Убежали все ребята. (все пальцы — снова в кулак)
Тематическая неделя: «Домашние птицы»
Пальчиковая гимнастика:
Вышла курочка гулять (шагают двумя пальцами – указательным и средним – каждой руки),
Свежей травки пощипать (щиплющие движения всеми пальцами каждой руки),
А за ней ребятки – Желтые цыплятки (бегут всеми пальцами обеих рук).
«Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши),
Не ходите далеко (грозят пальцем ведущей руки),
Лапками гребите (гребущие движения каждым пальцем обеих рук одновременно, большие пальцы фиксируют ладони у края стола),
Зернышки ищите»
Пальчиковая гимнастика “УТИ-УТИ”
Ути-ути, полетели (машем руками ребенка).
На головушку сели. (Кладем ладони ребенка ему на голову).
Поклевали, поклевали (“Клюём голову ребенка его пальцами).
И домой улетали (Руки с головы “слетают”).
Тематическая неделя: «Транспорт».
Пальчиковая гимнастика: «Автобус»
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом. (вращаем сжатые кулачки)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит руль, руль (изображаем как крутим руль)
Едет-едет наш автобус,
Дворниками бжик-бжик бжик-бжик (параллельно двумя руками влево-вправо)
Едет едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Двери открываются — двери закрываются. (ладошки сводим и разводим)
Едет-едет наш автобус,
Крутит, крутит колесом.
Едет-едет наш автобус
Всем сигналит биииииип (нажимаем себе на нос)
Тематическая неделя: «Профессии».
Пальчиковая гимнастика «Будем мы варить компот»
«Будем мы варить компот,
Фруктов нужно много – вот.
Будем яблоки крошить,
Будем груши мы рубить,
Отожмем лимонный сок,
Слив положим и песок.
Будем мы варить компот,
Угостим честной народ».
Пальчиковая гимнастика “Строители”
Мы строители, мы строим, (Ребенок стучит кулачком о кулачок)
Много мы домов построим, (Загибает по очереди пальцы на обеих руках)
Много крыш и потолков,
Много окон, стен, полов,
Много комнат и дверей,
Лифтов, лестниц, этажей.
Будет у жильцов веселье (Произносит слова веселым голосом.)
В новом доме новоселье! (Произносит громко слово «новоселье», поднимая руки вверх)
Тематическая неделя: «День защитника Отечества».
Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»
Пальцы наши все бойцы,
Удалые молодцы.
Два больших и крепких малых,
И солдат в боях бывалых,
Два – гвардейца – храбреца.
Два – сметливых молодца,
Два – героя безымянных,
Но в работе очень рьяных.
Два – мизинца-коротышки.
Очень славные мальчишки.
1, 2, 3, 4, 5. 6, 7. 8. 9, 10
Встали пальцы дружно в ряд –
Десять крепких солдат.
Тематическая неделя: «Инструменты».
Пальчиковая гимнастика «Домик для котят»
Стук-стук, стук-стук (стучим кулачками по коленочкам)
Раздается странный звук (стучим кулачками по коленочкам),
Молоточки стучат, (стучим кулачком по кулачку)
Строят домик для котят. (стучим кулачком по кулачку)
Вот с такою крышею, (показываем руками над головой)
Вот с такими окнами, (показываем руками перед лицом)
Вот с такою дверью, (вытягиваем руку вперед, показывая ладонь)
И вот с таким замком! (руки в «замок»)
Тематическая неделя: «Мамин день»
Пальчиковая гимнастика: "Я пеку, пеку, пеку. "
«Я пеку, пеку, пеку, (движение ладошками «пекем пирожки»
Деткам всем по пирожку.
А для милой Манечки, («катать» между ладошками круглый
Испеку два пряничка
Кушай, кушай Манека, (протягивать вперед ладошки 2 раза)
Вкусные два пряничка.
А ребяток позову, (кистями рук махать к себе)
Пирожками угощу. (Развести руки в стороны и поклониться).
Кушайте пожалуйста!
Тематическая неделя: «Весна».
Пальчиковая гимнастика «Подснежник»
К нам Весна лишь заглянула Протягивают руки вперед
В снег ладошку окунула Руки внизу, перпендикулярно корпусу
И расцвел там нежный, Руки соединяют в бутон на уровне глаз
Маленький подснежник Медленно раздвигают пальцы («цветок раскрылся»)
Пальчиковая гимнастика «Капель»
С крыши капает капель: Пальцы стучат по ладошке.
Кап-кап, кап- кап! В медленном темпе.
Это к нам пришёл апрель: Кап-кап, кап-кап! Увеличиваем темп.
Солнце припекло сильней «Солнышко» из ладошек.
И быстрей звенит капель: Кап, кап, кап, кап, кап! В быстром темпе.
Тематическая неделя: «Посуда»
Пальчиковая гимнастика: «Посуда»
Девочка Иринка порядок наводила.
Показывают большой палец.
Девочка Иринка кукле говорила:
«Салфетки должны быть в салфетнице,
Масло должно быть в масленке,
Хлебушек должен быть в хлебнице,
А соль? Ну, конечно, в солонке!»
Пальчиковая гимнастика: «Помощники»
Раз, два, три, четыре, Ритмичные удары кулачками и в ладоши попеременно.
Мы посуду перемыли: Одна ладонь скользит по другой
Чайник, чашку, ковшик, ложку
И большую поварешку. Загибаем пальчики по одному на каждое название посуды.
Мы посуду перемыли, Одна ладонь скользит по другой.
Только чашку мы разбили,
Ковшик тоже развалился,
Нос у чайника отбился, Снова загибаем пальчики.
Ложку мы чуть-чуть сломали.
Так мы маме помогали. Ритмичные удары кулачками и в ладоши переменно
Тематическая неделя: «Одежда. Обувь. Головные уборы».
Пальчиковая гимнастика:
Постираю чисто с толком движение кулачками, имитация стирки
Рубашку, кофту и футболку поочередное потирание всех пальцев
Свитерок и брюки
Ох! Устали мои руки. встряхивание кистей рук
Пальчиковая гимнастика: «Перчатка»
Я перчатку надеваю,
Я в неё не попадаю,
Сосчитайте-ка, ребятки,
Сколько пальцев у перчатки,
1, 2, 3, 4, 5
Тематическая неделя: «Цветы».
Пальчиковая гимнастика: «Наши руки как цветочки»
Наши руки как цветочки,
Пальчики как лепесточки.
Солнце просыпается-
Цветочки раскрываются.
В темноте они опять
Будут очень крепко спать.
Тематическая неделя: «Птицы весной».
Пальчиковая гимнастика «Пальчики-птички»
Этот пальчик-Воробей.
Этот пальчик-Соловей.
Этот пальчик-Совушка, Сонная головушка.
Этот-Зяблик,
Этот-Стриж,
Этот-развеселый Чиж.
Этот пальчик-Скворушка, серенькое пёрышко.
Этот пальчик-Свиристель,
Этот пальчик-Коростель.
Ну, а этот-злой Орлан!
Птички, птички, по домам!
Тематическая неделя: «Насекомые».
Пальчиковая гимнастика «Насекомые»
Дружно пальчики считаем
Насекомых называем: (сжимаем и разжимаем пальцы)
Бабочка, кузнечик, муха,
Это жук с зеленым брюхом. (Поочередно сгибаем пальцы в кулак)
Это кто же тут звенит? (вращаем мизинцем)
Ой, сюда комар летит!
Прячьтесь! (прячем руки за спину)
Тематическая неделя: «Труд людей весной»
Пальчиковая гимнастика «Грабли»
Граблями сгребаем мы мусор с земли,
Чтоб к свету росточки пробиться могли.
Руки, как грабельки (большой палец прижат к ладони, а остальные слегка
разведены и полусогнуты), скребут по шершавой поверхности подушечками
пальцев (на ударные слоги)
Пальчиковая гимнастика «Грядка»
Я давно жду весну — дети берутся за руки и ходят по кругу
И никак я не засну — идут в другую сторону
Мне участок в огороде — меняют направление
Нынче мамочка дала — идут в другую сторону
Я возьму свою лопатку — имитация копания
И пойду копать на грядку — дальше копают
Мягкой грядка быть должна — работают граблями
Это любят семена — сеют-засевают
Посажу на ней морковку — садят пальчиками круглую морковку
И редиску, а с боков — продолжают садить
Будут кустики бобов — показывают кустики до пояса по бокам.
Тематическая неделя: «День победы».
Пальчиковая гимнастика: «На параде»
Как солдаты на параде, Сжимаем, разжимаем кулачки.
Мы шагаем ряд за рядом,
Левой — раз, левой — раз, Хлопки в ладоши.
Все захлопали в ладошки —
Дружно, веселей!
Застучали наши ножки
Громче и быстрей!
Тематическая неделя: «Моя страна. Моя малая Родина».
Пальчиковая игра «Дом на горе»
На горе мы видим дом. (Кисти рук сложить «домиком».)
Много зелени кругом. (Волнообразные движения кистями рук.)
Вот – деревья, вот – кусты. (Руками показать «деревья» и «кусты».)
Вот – душистые цветы (Пальцами показать «бутон».)
Окружает все забор. (Пальцами показать «забор».)
За забором чистый двор (Погладить ладонями стол.)
Мы ворота открываем, (Кистями рук показать «ворота».)
К дому быстро подбегаем. (Пальцами «пробежаться» по столу.)
В дверь стучимся: «Тук-тук-тук!» (Постучать кулаками по столу.)
Кто-то к нам идет на стук…(Ладонь приставить к правому уху, как будто прислушиваясь.)
В гости к другу мы пришли
И гостинцы принесли! (Вытянуть руки вперед, как будто протягивая что-то.)
Тематическая неделя: «Ягоды. Грибы».
Пальчиковая гимнастика «За грибами»
Раз, два, три, четыре, пять! («Шагают» пальчиками по столу.)
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, (Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца, поглаживая пальчики.)
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
А вот этот пальчик только ел ,
Оттого и потолстел.
- Вот теперь белочка смело собирай грибочки.
- Ребята нам пора в детский сад.
Пальчиковая гимнастика «За ягодами»
Раз, два, три, четыре, пять,
В лес идем мы погулять.
За черникой,
За малиной,
За брусникой,
За калиной.
Землянику мы найдем
И братишке отнесем.
Тематическая неделя: «Лето».
Пальчиковая гимнастика «Пчела»
Прилетела к нам вчера (загибать пальцы по одному)
Полосатая пчела.
А за нею шмель-шмелёк
И веселый мотылек,
Два жука и стрекоза,
Как фонарики глаза. (делать кольца из пальчиков, поднести к глазам)
Пожужжали, полетали, (машут ладошками)
От усталости упали. (уронить ладони на стол)
На ромашке – две букашки, (руки вместе, ладони раскрыты, поочереди соединять пальцы рук)
А на лютике – жучок,
В колокольчике – кузнечик,
На гвоздике – паучок.
А на маке-то – пчела, (пальцы одной руки в кулаке, круговые
Собирает мед она. движения указат. пальца – пчела жужжит)
Тематическая неделя: Наше тело. Органы артикуляции. Гигиена.
«Весёлый человечек»
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. Складывают пальцы в замок.
Тематическая неделя: «Игрушки»
«У Антошки есть игрушки»
У Антошки есть игрушки: (Поочередно сгибают пальцы, начиная с большого)
Вот веселая лягушка.
Вот железная машина.
Это мяч. Он из резины.
Разноцветная матрешка
И с хвостом пушистым кошка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий».
План работы по самообразованию во II младшей группе на тему: «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»....

План самообразования воспитателя младшая группа «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
План самообразования воспитателя второй младшей группы Русятинской ООШна 2020-2021 учебный год. ...

Самообразование «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Самообразование " Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий"...

Самообразование педагога по теме «Развитие речи детей 3-4 лет с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Тема: «Развитие речи детей 3-4 лет с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий» Актуальность:«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В.А. Сухомлинс...

План самообразования воспитателя второй младшей группы- «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Доказано, что мысль и глаз ребёнка двигаются с той же скоростью, что и рука. Значит, систематические упражнения по тренировке движений пальцев рук является мощным средством повышения работоспособности...

Планирование по самообразованию «Развитие речи детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, ...

Развитие речи с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных приемов.
Проработать с детьми различные приемы и виды деятельности для развития мелкой моторики рук и речи....