Дидактические игры для развития креативного мышления дошкольников.
материал

Кучумова Анна Львовна

Дидактические игры для развития креативного мышления дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл did_igry_dlya_razvitiya_kreativnogo_myshleniya.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры для развития креативного мышления дошкольников.

Составила Кучумова А.Л., воспитатель

МАДОУ «Детский сад «Радуга»

     Наряду с общим образованием, современному человеку также важно развивать множество других способностей, одной из которых является креативность. На сегодняшний день именно она задействуется во множестве сфер профессиональной деятельности. Искусство и творчество, реклама и маркетинг, наука и техника повсеместно требуют нестандартного подхода к решению рабочих задач. Креативный подход ценится  в любой сфере деятельности.

Что такое креативное мышление?

     Под креативным мышлением  психологи понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения проблем. Креативность является полной противоположностью шаблонному мышлению. Она уводит в сторону от банальных идей, привычного взгляда на вещи и рождает оригинальные решения.

Такое мышление помогает видеть в обычных вещах что-то новое, находить необычные решения проблемы, ум ребенка становится "подвижным" и "гибким", развивается фантазия и усидчивость, воображение.

    Очень важно тренировать в ребенке оригинальность мышления. И даже в самой безвыходной ситуации он сможет найти выход, что позволит добиться успехов в любой сфере деятельности, на протяжении всей жизни.

Зачем развивать креативное мышление? Способность мыслить нешаблонно и придумывать что-то новое много раз выручит в сложных и нестандартных ситуациях, поможет вырасти более самостоятельным и уверенным в себе. «Я справлюсь!» — так будет думать ребенок (а потом и взрослый).

Несколько простых и интересных игр, которые помогут ребенку в игровой форме развить ценный навык креативного мышления. 

Дидактическая игра «Мой любимый цвет»

Цель: способствовать развитию познавательной активности, умение творчески подходить к решению задачи, развивать воображение, фантазию.

Материал: карточки с предметными рисунками определенного цвета.

Ход игры. Предложите детям поочередно назвать различные предметы и явления любимого цвета. Например, если любимый цвет голубой, то ребенку могут нравиться такие предметы и явления, как бант, Василек, небо, подснежник и тому подобное.

Дидактическая игра «Пофантазируем»

Цель: формировать креативное мышление, развивать мелкую моторику рук, логическое мышление. Учить составлять фантастические фигурки с помощью различных предметов. Воспитывать художественно-эстетический вкус.

Материал: подручный и природный материал, силуэтные изображения из картона, кисти, клей, пластилин, салфетки, стеки, ножницы.

Ход: воспитатель раскладывает на столе силуэтные изображения из картона. Дети выясняют, на что похожи силуэтные изображения. Им предлагается образовать необычные, фантастические персонажи из разнообразного материала, составить о них рассказы.

Дидактическая игра «Плохая мысль – хорошая мысль»

Цель: способствовать развитию умения видеть в одном и том же предмете противоположные свойства, находить противоречия, смотреть на одни и те же явления под противоположными углами зрения.

Наиболее распространенной оценкой у детей является категория «хорошо-плохо». На использовании такой оценки и построена эта игра.

Предложите ребенку оценить, пользуясь этой категорией, такие явления природы, действия и предметы:

Зима, лето, осень, весна;

Дождь, снег, солнце, ветер, огонь;

Есть, спать, прогуливаться в лесу, лазить по горам;

Пить лекарство, делать зарядку, умываться;

Нож, тарелка, стекло, утюг.

Рассмотрим несколько примеров.

Лето: хорошо-потому что в это время года тепло, можно купаться, не нужно долго одеваться; плохо — потому что бывает очень жарко, часто потеешь, можно «сгореть» на солнце.

Огонь: хорошо — потому, что согревает, подогревает пищу; плохо — потому что обжигает кожу, от него возникают пожары.

Когда ребенок найдет добрые и плохие стороны приведенных явлений, действий и предметов, предложите ему самостоятельно называть любые предметы, которые попадаются на глаза и находить в них противоположные качества и функции, оценивать, что в них хорошее, а что плохое; чем они могут понравиться, а чем нет; в чем может быть их польза, а в чем вред, и т.д.

Дидактическая игра «Представь, что ты…»

Цель: учить обобщать и анализировать знания, приобретенные во время практической деятельности и из собственного опыта, развивать познавательную активность, желание экспериментировать и творчески мыслить.

Воспитатель спрашивает ребенка: «На чем ты сидишь?». Ребенок отвечает. Затем ему предлагается представить и изобразить, как бы он испугался, если бы сидел на крыше (на верхушке дерева). Ребенка спрашивают: «Что ты увидел?» Потом предлагают представить себе и показать, как бы он удивился, если бы увидел веселую лисичку (крупную птицу, медведя); как бы он испугалась, если бы увидел дракона (чудовище, Бабу Ягу).

Вопрос: «Кого встретил?» Ребенок показывает, как бы он обрадовался, если бы приехала бабушка (брат, друг)

Вопрос: «Кого проводил?» Ребенок изображает грусть от того, что уехала мама (потерялся щенок, котенок, заболел друг, сломалась любимая игрушка)

Вопрос: «На кого рассердился?» Ребенок представляет и изображает, как бы он рассердился, если бы у него отняли новый велосипед (конфету, игрушку).

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Цель: развитие внимания, логического мышления, усидчивости.

Материал: парные картинки, имеющие одно различие между собой.

Ход. Вариант № 1 Взрослый показывает ребенку иллюстрацию и предлагает ее рассмотреть, описать, затем предлагает рассмотреть вторую часть иллюстрации.

При рассматривании второй части иллюстрации предлагает ребенку найти отличия и определить, чем они отличаются.

Вопрос:

— Кто нарисован на картинке?

— Из какой сказки (мультфильма) этот герой?

— Какой он, добрый или злой?

— Кто нарисован на другой картинке?

— Они разные или одинаковые?

— Чем похожи?

— Чем они отличаются?

— Какая история приключилась с Буратино?

— Сможешь рассказать?

— А с кем львенок пел песню?

— Сможешь вспомнить эту песню? О чем эта песня?

— А кого из этих героев ты пригласил бы на свой день рождения?

Вариант № 2 ребенку предлагается рассмотреть две на первый взгляд похожие картинки отметить в них все отличительные элементы рисунка.

Вопрос:

— Кто нарисован на картинке?

— Из какой сказки (мультфильма) этот герой?

— Кто нарисован на другой картинке?

— Они разные или одинаковые?

— Чем они отличаются?

— Посчитай сколько отличий.

— На какой картинке отличий больше? На сколько больше, на сколько меньше?

— Какого цвета отличия?

(Какого цвета облако, солнышко, бабочка, сколько шариков и какого они цвета?)

— Какая картинка тебе больше всего понравилась?

— Какая картинка интереснее?

— А чем она тебе понравилась?

Дидактическая игра «Покажи этого героя таким, каким ты его представляешь»

Цель: развивать у детей театральные способности, воспитывать интерес к сказкам.

Материал: карточки с изображением любого известного сказочного персонажа

Ход игры. Каждый ребенок вытягивает для себя карточку с изображением любого известного сказочного персонажа и попытается показать его с помощью движений, так как его представляет ребенок. Другие дети пытаются его отгадать.

Дидактическая игра «Сделай по-другому»

Цель: учить детей подбирать слова-антонимы.

Воспитатель называет слово, а дети отвечают, подбирая антонимы.

Дидактическая игра «Придумай добрый поступок»

Цель: систематизировать информацию о добре; пополнять запас детей словами вежливости.

Ход игры. Воспитатель говорит, видите, как много здесь разных предметов: зернышки, сломанная сумка, порванная книжка, грязная чашка, лист бумаги и фломастер. Посмотрите на эти предметы. С их помощью можно совершить добрый поступок. Скажите какой?

Ответы: Например: книгу подклеить, грязную чашку вымыть, на листе нарисовать что-то приятное и подарить близкому человеку и т.п.

Игры и упражнения для развития креативного мышления у детей:

1. «Нарисуй то, чего не существует» (например, животное, дав ему свое название)

2. «Дорисуй фигуру» Изобразите на бумаге круг, квадрат, треугольник, ромб, волнистую линию — или просто любые каракули — пускай ребенок сам придумает, какие детали дорисовать, чтобы получился какой-то предмет, животное, растение, человек — всё, что угодно.

как закладку, скрепку и т.д. Для начала попросите придумать, 10 способов применения, затем увеличивайте.

3. «Ассоциации» Суть игры назвать как можно больше ассоциаций к слову, проигрывает тот, кто не может больше назвать ни одной. Например: ассоциации к слову дом: семья, уют, тепло и т.д.

4. «Существительные и прилагательные» Подбираем к словам существительные и прилагательные. Например, день: светлый, длинный, ясный, солнце, облака и т.д.

5. «Что будет если?» Предложите ребенку пофантазировать, что будет если: Кошки научатся говорить человеческим голосом? Рыбы научатся летать? Не выключить плиту, после того как сварился суп и т.д.

6. «Придумай историю» Предложите ребенку придумать историю на основе взятых наугад двух слов или словосочетаний, связав их единым сюжетом.

7. «Новое название» Предложите ребенку дать новое название привычным вещам, еде или любому другому предмету.

8. Любые виды занятий творчеством и сочетание разных его видов (лепка, рисование, театрализация, аппликации (из бумаги, ниток, круп и т.д.), плетение из бисера, составление коллажей и т.д.).

9. « Если бы я был…» Вы можете придумывать на ходу или заранее подготовить карточки с рисунками из обычного детского лото. Говорим «Если бы я был…— и вытягиваем карточку, — котом!». Надо рассказать, каким? Полосатым, прыгучим, ласковым , энергичным охотником породы.

Кем еще можно представлять себя в этой игре? Цветком,  деревом, блюдом,  погодой,  городом,  песней,  спортивной игрой,  фруктом, книжкой,  предметом мебели,  птицей…

Источник

https://detivsadu.ru/igri-upraghneniya-dlya-doshkolnikov/didakticheskie-igry-na-razvitie-myshlenija-doshkolnikov/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование риторики для развития креативного мышления дошкольников

В последнее время в своей работе с детьми все больше уделяю внимание развитию речи, развитию художественно-образного мышления детей,развитию риторики....

Психолого- педагогический потенциал сказок в развитии креативного мышления дошкольников.

Психолого- педагогический потенциал сказок в развитии креативного мышления дошкольников....

Презентация.Развитие креативного мышления дошкольников посредством использования современных технологий преподавания ИЗО

Презентация.Развитие креативного мышления дошкольников посредством использования современных технологий преподавания ИЗО...

Игры на развитие креативного мышления у детей средствами игры.

Воображение обогащает нашу жизнь, делает ее интересней, ярче.Особенно важно стимулировать развитие воображения в дошкольном возрасте, ведь мышление детей более свободно, независимо, еще не испорчено с...

Дидактические игры в развитии логического мышления дошкольников

Логическое мышление — процесс, который помогает человеку не только усваивать и преобразовывать получаемую информацию, но и применять её максимально, с наибольшей пользой и отдачей. Научить дошко...

Дидактические игры на расвитие креативного мышления у детей 5-6 лет

Развитие творческих возможностей детей всегда рассматривалось как одна из актуальных задач образования. Успешность в обучении связывается с развитием двух противоречивых процессов: логического ко...

Дидактические игры на развитие креативного мышления для дошкольников

Дидактические игры на развитие креативного мышления для дошкольников...