Использование риторики для развития креативного мышления дошкольников
консультация по развитию речи (подготовительная группа) на тему

Свириденко Галина Ивановна

В последнее время в своей работе с детьми все больше уделяю внимание развитию речи, развитию художественно-образного мышления детей,развитию риторики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ritorika.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Свириденко Г.И.

МКДОУ Павловский детский сад № 11

Возможности использования риторики в развитии  креативного мышления дошкольников.                                              

   В последнее время в своей  работе с детьми все больше внимания уделяю развитию речи , развитию художественно- образного мышления детей, этическому восприятию текста литературных произведений, работе над интонационной выразительностью речи (логическим, эмфотическим и психологическим паузам и ударениям,что, несомненно способствует развитию дивергентности мышления и в конечном итоге , как зто ни звучит, быть может, парадоксально, развитию и становлению личности ребенка.  Для   этого использую возможности риторики .

Риторика в детском саду подразделяется на речевые опыты, речевую этику и технику речи.Речевая этика предполагает работу с точки зрения нравственных норм поведения и социальной зтики и работу над правилами речевого этикета.Техника речи -работу над постановкой правильного дыхания, над артикуляцией, основными компонентами интанационной выразительности речи, ее мелодикой.Речевые опыты- работа над развитием познавательного интереса и любознательности в процессе наблюдения за реальными и вымышленными объектами и практического экспериментирования с ними; формирование нестандартных мыслительных действий.

Основная технология в работе с дошкольниками – это использование различных приёмов игровой деятельности, ориентированных на конкретную тему, целенаправленное создание проблемных ситуаций для самостоятельного определения детьми темы занятия. Игра в этом возрасте способствует более прочному усвое нию информации и ненавязчивому, естественному развитию речевой культуры На занятиях в детском саду я учу детей элементам анализа и прогнозирования, задавая им, например, такие вопросы: «Почему так поступил герой, почему у героя такое настроение?», Детям предлагается «войти» в речевую роль. Например: «Родители ушли вечером в гости. Тебя оставили дома с младшим братом. Он привык, чтобы перед сном ему рассказывали сказки. Он ждёт твоей сказки. Конечно, она должна быть интересной, чтобы братишка внимательно её слушал. Ты можешь рассказать сказку, которую хорошо знаешь, можешь придумать к ней продолжение, другой конец, можешь сочинить свою сказку. В дошкольном курсе риторики дети вспоминают и пересказывают сказки. На занятиях по риторике в детском саду я учу  детей включаться в ситуации общения, актуальные для этого возраста («Какие слова ты произнесёшь при просьбе? Как поприветствуешь лесного жителя – старичка – Боровичка? Что ответишь, благодаря собеседника?» и т.п.). Я всегда опираюсь  на конкретные коммуникативные ситуации, которые близки, понятны детям, на их жиз ненный опыт с целью достижения определённого результата общения (утешить, посочувствовать, предостеречь от опасности, На занятиях с дошкольниками использую  риторические игры: проводим соревнования, кто лучше произнесёт скороговорку, кто лучше сочинит чистоговорку . Использую  игру «Магазин»: кто лучше сможет объяснить с помощью мимики и жестов, что ему нужно приобрести (занятие «Можно ли общаться без слов?»). В игровой форме ребята разрабатывают речевой аппарат: задувают в ворота лёгкие предметы, например, ватку; соревнуются, у кого дальше улетит «бабочка»; кто дольше сможет подуть на «листочки дерева». Можно предложить им передвигать при помощи воздушной струи по гладкой поверхности стола лёгкие предметы: карандаши, пластмассовые шарики, приводить в движение вертушки, выдувать мыльные пузыри и т.д. Членами жюри обычно являются дети или воспитатель. В качестве поощрения за успешно выполненное задание дети  дарят друг другу улыбки, аплодисменты. Для того чтобы включиться в ситуацию, нам помогают средства наглядности (видео– и аудиозаписи). Это стимулирует речевую деятельность детей, вызывает живой интерес к происходящему. В видеозаписях ситуации общения представлены в динамике, в развитии, поэтому дети могут наблюдать за вербальным и невербальным поведением героев, слышать интонационную окраску их речи, видеть жесты, мимику. Чаще всего мною  используются мультфильмы про Винни Пуха, Незнайку, Буратино. Как показывает мой опыт, непрерывный курс риторики позволяет раскрепостить детей, помогает будущим первоклассникам легче адапти роваться в новой среде и чувствовать себя комфортно. Как правило, дети, изучавшие дошкольный курс риторики, в школе общаются свободнее, на уроках (не только риторики) не боятся высказать своё мнение, легко включаются в обсуждение речевых ситуаций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого- педагогический потенциал сказок в развитии креативного мышления дошкольников.

Психолого- педагогический потенциал сказок в развитии креативного мышления дошкольников....

Презентация.Развитие креативного мышления дошкольников посредством использования современных технологий преподавания ИЗО

Презентация.Развитие креативного мышления дошкольников посредством использования современных технологий преподавания ИЗО...

Выступление на педагогическом совете «Развитие креативного мышления дошкольников в разнообразных видах детской деятельности»

Выступление на педагогическом совете  «Развитие креативного мышления дошкольников в разнообразных видах детской деятельности»...

Психолого- педагогический потенциал сказок в развитии креативного мышления дошкольников.

Дошкольный возраст один из ответственных периодов социального и психологического развития личности. Это время связано с началом активного самоутверждения ребенка: обретениями, потерями, творческим пос...

Программа по самообразованию "Развитие креативного мышления дошкольников с использованием инновационных ресурсов систем НФТМ - ТРИЗ"

Программа способствует формированию у детей творческих способностей, подготовленности к стабильному решению нестандартных задач. Поможет педагогам вырастить креативно мыслящих ребятишек...

«Использование сингапурских обучающих структур на музыкальных занятиях для развития креативного мышления дошкольников» (опыт работы)

Данная методическая разработка адресована музыкальным руководителям дошкольных образовательных учреждений для работы с детьми старшего дошкольного возраста.Цель: изучение и внедрение элементов Си...