Краткосрочный проект "Если с другом вышел в путь"
проект (подготовительная группа)

Тасакова Татьяна Леонидовна

В старшем дошкольном возрасте повзрослевшие дети самоустанавливаются, утверждаются в коллективе детей, формируются дружеские отношения и умения сотрудничать, повышается внимание к сверстнику, как к партнеру, для совместной деятельности и общению.  Поэтому очень важно научить ребенка,  умению правильно общаться со сверстниками, формировать дружеские взаимоотношения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esli_s_drugom_vyshel_v_put.doc92 КБ

Предварительный просмотр:

           Муниципальное дошкольное  образовательное учреждение

                               «Детский сад «Чебурашка»

                

                 

                    Краткосрочный  проект

               по формированию читательской    

             грамотности дошкольников 6-7 лет

   (межличностные и общественные  отношения)

   

   «Если с другом вышел в путь»

                                                      Г.Качканар

                                                            2025г

Введение

Вид  проекта:  творческо-информационный, краткосрочный.

        Актуальность  проекта.  Наблюдая за детьми во время общения, было замечено, что не все дети умеют сотрудничать. Некоторым тяжело договариваться, отстаивать свою точку зрения без обид, драк и скандалов. В совместной деятельности, возникают трудности, когда надо уступить, или, видя затруднения другого ребенка, просто подойти и предложить помощь. Некоторым детям  бывает трудно определить настроение другого человека, поэтому они не могут оказать поддержку тому ребенку, который в настоящий момент в ней нуждается.

На утреннем круге с детьми обсудили  тему «Дружба». Большой интерес у ребят вызвала психотерапевтическая сказка «Праздник дружбы» под редакцией И.Вачкова. В ходе беседы обсуждали многие вопросы, в том числе: «Что такое дружба?», «А  умеете ли вы дружить?» и другие. Обсуждения среди детей продолжались в течении всего дня, а вопросы воспитанников по данной теме фиксировались на доске вопросов..

Так началась работа над проектом  – «Если с другом вышел в путь».

Цель  проекта:   Формирование первичных ценностных представлений о дружбе, воспитание способности к общению со взрослыми и сверстниками.

Задачи проекта:

  • обогащать опыт применения разнообразных способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками; развивать начала социально-значимой активности;
  • обогащать эмоциональный опыта ребенка, развивать способности  распознавать свои переживания и эмоции окружающих, осуществлять выбор социально одобряемых действий в конкретных ситуациях и обосновывать свои намерения и ценностные ориентации;
  • развивать способность ребенка понимать и учитывать интересы и чувства других; договариваться и дружить со сверстниками;
  •  разрешать возникающие конфликты конструктивными способами;
  • воспитывать привычки культурного поведения и общения с людьми, основ этикета, правил поведения в общественных местах.

Прогнозируемый  результат.  Дети:

  • успешно взаимодействуют с окружающим миром;
  • решают различные жизненные задачи в области социально-коммуникативного взаимодействия;
  • умеют строить социальные взаимоотношения в соответствии с нравственно-этическими нормами;
  • оказывают взаимопомощь в разных видах деятельности;
  • без напоминания используют в общении со сверстниками и взрослыми формулы словесной вежливости;
  • используют  основные  формы  речевого  общения,  умеют  вести  короткие  диалоги  в  ситуации  творческого  и  игрового  общения.

                                                                                                                                                                                                                                                                                             Работа  воспитателя  при  подготовке  к  проекту:

- подбор  методической  и  художественной  литературы;

- создание дидактических разработок, подбор методического материала.

- создание  и  разработка  картотеки  сюжетно-ролевых, дидактических  и  подвижных  игр,  игровых упражнений, коммуникативных игр  по теме проекта.

Совместная  работа  воспитателя  с  детьми:

- изготовление  атрибутов  для  сюжетно – ролевых  игр;

- создание  кодекса  лучшего  друга;

- детские  рисунки  «Мой  лучший  друг»;

- создание  визитной  карточки  группы.

                   

Этапы  работы  над  проектом:

        На  первом  этапе  (теоретико - поисковом)   - подбиралась, изучалась   специальная  литература  по  теме  «Если с другом вышел в путь», изучение  группы:  наблюдение  за  общением  детей,  выявить  особенности  общения,  коммуникабельность.

         На  втором  этапе  (мотивационный). НОД по теме проекта, беседы, дидактические, сюжетно-ролевые, словесные игры, решение образовательных ситуаций, беседы, чтение художественных произведение с последующей беседой, продуктивная деятельность..

        На третьем этапе (творческий) – создание  кодекса «лучшего  друга»;  оформление визитной  карточки  группы.

Проблемно – деятельностный  этап

Организация

образовательная  

деятельность,

осуществляемая

в  разных  видах

деятельности

Образовательная

деятельность

в   режимных  моментах

Самостоятельная  деятельность  

детей

(с использованием

ресурсов  среды)

Поиск  информации. Чтение художественной  литературы. Беседа  

«Что  такое  дружба».

Интервьюирование  детей.

Беседа  «Кто мой друг»

вспомнить  и  рассказать  о

том,  кого дети считают своим другом, обосновать свои мысли..

«Мысленная  картинка» на  

Тему «Дружба». Дети

 мысленно  

рисуют  картинку, а затем

 рассказывают  о  том,  что у них получилось.

Ситуация «Долгожданная  

встреча»

Создать  у  детей  ощущение  

радости  общения,  чувства  

единой  семьи,  взаимной  

доброжелательности  и  эмоционального  подъёма.

Чтение  литературных  произведений  «Праздник дружбы»  Вачков  И.В.

«Как  Антон полюбил  ходить

 в  детский  сад»  Зернова  Р.

Пальчиковые игры по теме «Дружба» 

Коммуникативные игры и упражнения  из картотеки педагога.

                                                          .

   

НОД по коммуникации и познание  

 «Что такое дружба»

Беседа  «Кто  такой  

настоящий  Друг»?(уточнить,  расширить  представление  детей  о  «друге»,  «дружбе»)

«Глупые ссорятся, а умные договариваются»

Беседа помогает детям

понять, что ссоры могут

привести к беде (прочитайте

рассказ по повести

 А. Гайдара «Чук  и Гек»)

Образовательная  ситуация  «К чему ведут ссоры в игре»

напомнить детям о том, что ссора мешает игре и дружбе.

 ( предложите детям

послушать стихотворение

 А. Шибаевой «Подружки»)

Дидактическая  игра  «Мы разные»  

игра  развивает  внимание,

 наблюдательность, умение различать

индивидуальные  особенности  других детей.

Викторина «Кто с кем дружит?»

1.Зелёный крокодил Гена и … (Чебурашка)

2.Доверчивый Буратино и … (Мальвина)

3.Смешной мишка Винни-Пух и … (Пятачок)

4. Мальчик по имени Малыш и … (Карлсон)

5. Забавные бурундучки Чип и …   (Дейл)

6. Белоснежка и … (7 гномов)

Рефлексия (Дети становятся в круг)

Ребята, я сейчас вложу вам в руки очень нежную вещь… воздушный шарик. Ведь воздушный шарик напоминает нам дружбу, тонкую, хрупкую. Постарайтесь не сломать нашу «дружбу». Передавайте шарик по кругу друг другу с добрым словом.

НОД по коммуникации и познание  

«Живет ли дружба среди нас»

Образовательная  ситуация

Ребята, давайте попробуем

определить,  какие же слова

относятся к понятиям

дружба и друг.

(Дружба, дружок, дружить,

друг, подружиться, дружелюбие,

дружелюбный,

дружественный,  

дружина, дружище).

Беседа «Вместе тесно, а врозь

скучно» Дети узнают, как

избежать ссоры, как можно

 помириться.

        

Подбор  пословиц  о  дружбе.

 •Нет друга – ищи, а нашел,

береги.

• Не имей сто рублей, а имей

сто друзей.

• Один за всех, и все за одного.

• Человек без друзей, что

дерево без корней.

• Сам пропадай, а товарища выручай.

• Кто любит лгать, того нельзя

 в друзья брать.

• Друг за друга держаться –

ничего не бояться.

• Друзья познаются в беде.

• Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает.

Организация  сюжетно – ролевых  игр.

«В  гостях». Игра  учить  

эмоционально  выражать

 чувство  радости  и  весёлого  настроения  от  общения  с  окружающими  людьми.

НОД по коммуникации и познание  

«Секреты дружбы»

Разучивание  танца.Детской

песенки «Всё мы делим пополам».

Беседа «Урок дружбы»

 В ходе беседы взрослый напоминает детям, что с друзьями нужно делиться.

( прочитайте детям рассказ

«Урок дружбы»  

М. Пляцковского)

Образовательная  ситуация.

«Новенькая» - побуждать  

детей  к  проявлению  

внимания  и  сочувствия  к  сверстникам.

Продуктивная

 деятельность

Этюд «Кто  виноват»

Ребята сидят  за  столом.  На  столе  лежат  бумажные  кораблики. Двое  мальчиков  одновременно  схватили  

кораблик  и  тянут  каждый  к  себе.  

Оба  мальчика  падают,  а  кораблик  валяется  на  полу  разорванный. В  конце  этюда  педагог  вместе  с  детьми  

делает  вывод,  кто  виноват,  

как  нужно  было  поступить.

Упражнение  «Закончи  предложение» Если  мой  друг  заболел, я……. .Мне  подарили  фломастеры, и я… . Когда  мне  нужна  помощь,  я…. .

Чтение стихотворений  

«Дружат  дети всей  земли»  Викторов  В. «Два  друга»  

Квитко Л.

НОД по коммуникации и познание  

«Без друзей нам не прожить»

«Подарки моим друзьям»

«Портрет друга»

Образовательная  ситуация.

«Помощь» - побуждать  

детей  к  проявлению  

внимания  к  трудностям  сверстника, стремления  поделиться  с  ним  

своими  достижениями.

Беседа «Кто кого обидел?»

В беседе знакомим

дошкольников с

проявлениями несправедливости

по отношению к своим

товарищам; продолжаем

воспитывать дружеские

взаимоотношения между

детьми. (прочитайте детям

рассказ И. Бутмана «Снежки»

Игра  «Узнай  друзей  по  голосу»

Определить  с  закрытыми  глазами,  кто  читает  стихотворение.  Чьи  голоса  мы  слышим  за  ширмой?

Игра  «Дай  совет».  Предлагаются  ситуации: «Ты  поссорился  с  другом,  а  теперь  хочешь  помириться».

Составление  «Кодекс  лучшего  друга»

  • Другу  помогай  всегда
  • Учись  видеть,  кому  нужна  твоя  помощь.
  • Делиться  игрушками.
  • Активно  помогать
  • Помогай другу в беде.
  • Умей с другом разделить радость.
  • Не смейся над недостатками друга.
  • Останови друга, если он делает что-то плохое.
  • Умей принять помощь, совет, не обижайся на критику.
  • Не обманывай друга.
  • Не предавай своего друга.

Чтение  «Два  товарища» Толстой Л.

НОД по коммуникации и познание  

«Я и мои друзья»

Образовательная  ситуация.

«Как  поступить?»

побуждать проявлять  

внимание  к  сверстникам,  учитывать  не  только  

личные  желания,  но  и  потребности  других  детей и взрослых.

Сюжетно -  ролевая  игра «Праздник  именинников» -

 игра  учит  детей веселиться и радоваться вместе с

другими.

Игра «Друг без друга нам

нельзя» Воспитатель ставит несколько препятствий на пути у детей. Последние, обернувшись лицом, друг к другу, соприкасаются ладошками и

таким образом преодолевают

препятствия (перешагивают

 через кубики, подлезают под

гимнастическую палку).

Игра «Комплимент» -

развивать  умение  входить  в  контакт,  видеть  и  подчёркивать  

положительные  качества  и  достоинства  сверстников.

Чтение «Незабудка не смогла

подружиться» О.Гавриченко.

Состовление правила дружбы,

которыми вы можете

пользоваться в жизни.

- Для этого каждый  из  Вас  возьмет  сердечко,  скажет  

свое  правило,  и  опускайте  сердечко  в эту  волшебную копилочку.

•  Правило первое - дружно играть.

•  Правило второе - уметь

договариваться.

• Правило третье - говорить спокойно, не повышая голос.

•  Правило четвертое – делиться

игрушками.

•  Правило пятое – уважать мнение другого человека.

Создание  визитной  карточки  группы

"Давайте познакомимся!"

(представляет собой

 фотопортрет всей

 группы, его также можно оформить в виде детских рисунков или общего

 коллажа);

НОД по коммуникации и познание  

«Дом  дружбы»

Заключение

Детское  взаимоотношения  постоянно  находятся  в  зоне  внимания  воспитателей  подготовительной  группы.  Именно  в  этих  группах  формируются  умение  войти  в  детский  коллектив,  установить  дружеские  отношения  и  сотрудничество. У  детей  формируется  чувство  «единой  семьи»,  углубляется  интерес  к  сверстнику  как  к  партнёру  для  общения  и  деятельности.

Воспитатель  продолжает  расширять  и  углублять  представления  детей  о  важности  проявления  доброжелательности  по  отношению  друг  к  другу  и  к  окружающим  людям.  Предметом  особого  внимания  дошкольников  становятся  правила  поведения  и  взаимоотношения  в  группе.

          В  соответствии  с  целью  и  гипотезой  были  реализованные   следующие  задачи:

        дано  понятие «Что такое Дружба?»;

        сформированы  навыки оказывать поддержку друг другу;

        сформированы умение замечать положительные качества другого человека и говорить о них;

        сформированы умения правильно оценивать свои поступки и своих друзей;

        побуждать детей к взаимопомощи;

        активизировано  умение детей к совместной деятельности;

        сформировано дружелюбие, доброжелательное отношение друг к другу, сопереживание, сочувствие, взаимопомощь, потребность проявлять доброту, заботу, внимательное отношение к окружающим, способствовать сплоченности коллектива.

        развиты коммуникативные навыки, социально - коммуникативные качества (сотрудничество, гибкость, терпимость, умение поддерживать развивающий диалог, умение применять свои знания на практике, развивать творчество в художественно - продуктивной деятельности.

        расширены  и систематизированы  знания о культуре поведения и взаимоотношениях между детьми, учить размышлять над нравственной сутью поступков.

            Работа в ходе реализации проекта может быть специально организованна, а  также внедрена в обычные плановые формы работы.

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

 1. Бабаева, Т.И. Образовательная  область «Социализация»  учебно – методическое пособие / А.Г. Гогоберидзе.  – СПб.: Детство – Пресс,  2012.  256с.

2. Фесюкова,  Л.Б. Комплексные  занятия  по  воспитанию  нравственности  для  детей 4 – 7 лет / Л.Б. Фесюкова. –Х.: ЧП  «АН  ГРО  ПЛЮС»,  2010. – 192 с.

3. Хухлаева,  О.В.  Тропинка  к  своему  Я /  О.В.  Хухлаева. – М.: Генезис, 2004. – 175с.

4. Шипицина,  Л.М.  Азбука  общения  /  Л.М.Шипицина, – СПб.:  Детство – Пресс,  2010. – 384с.

                                                                                                                                 

               

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему "Если с другом вышел в путь"

Конспектоткрытого просмотразанятия со старшими дошкольникамипедагога-психологаКостиной А.С.МДОУ детский сад № 2на тему«Если с другом вышел в путь»     Цель : развитие коммуникативных н...

Методическая разработка совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста "Если с другом вышел в путь"

Одним из направлений деятельности педагога-психолога с детьми является работа по формированию у воспитанников навыков общения, доброжелательных отношений, умений конструктивно разрешать конфликтные си...

"Если с другом вышел в путь"

Технологическая карта педагогического проекта "Если с другом вышел в путь"...

«Если с другом вышел в путь…»

Консультация для родителей по адаптации  ребенка к детскому саду...

Если с другом вышел в путь

Конспект занятия по развитию  навыков  общения у детей дошкольного возраста ....

ООД в старшей группе на тему « Если с другом вышел в путь»

Организованная образовательная деятельность в в старшей группе на тему « Если с другом вышел в путь»...