Для коллег "Занятие по экспериментальной деятельности"
план-конспект занятия

Журавлева Галина Ульяновна

Занятие по экспериментальной деятельности 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по экспериментированию в подготовительной группе «Чудо-магнит»

Цель: развитие способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.

Задачи: Расширять знания детей о свойствах магнита, опытным путем выявить его свойства (притягивать предметы; действие магнита на расстоянии (магнитное поле, через стекло, картон, воду, крупу и др.).

Развивать активность, любознательность, стремление к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявление творческого потенциала и проявление индивидуальности.

Развивать умение детей работать сообща, умение обсуждать, договариваться.

Предварительная работа: игры с магнитом, игры с магнитной доской и магнитными буквами.

Предложить детям с высокой познавательной активностью проделать дома опыт с магнитом (для демонстрации его перед детьми в группе)

Оборудование: магниты, картон, стакан с водой, игрушки с магнитами (самолетики, чашка с крупой, скрепки, презентация.

Ожидаемый результат: Повышение уровня знаний о магните и интереса к экспериментальной деятельности. Способность детей в дальнейшем самостоятельно экспериментировать с магнитом.

Ход занятия.

I. Орг. момент.

- Ребята, проходите. Как вы думаете, куда мы с вами пришли?

Дети рассматривают материалы, «оборудование», предлагают вариант ответа.

- Посмотрите на монитор (слайд 2 с изображением научной лаборатории, мы оказались в научно-исследовательском институте.

- Кто работает в научно-исследовательских институтах и чем занимаются люди данной профессии? (слайд 3)

— Ребята! Я предлагаю вам посетить наш институт и на некоторое время стать учеными — исследователями.

-Вспомним, правила работы в лаборатории.

1. Не кричать! Говорить в полголоса.

2. Не бегать!

3. Порядок на рабочем месте.

- Так как я уже была в лаборатории и знаю, чем здесь можно заняться, то буду старшим научным сотрудником. Вам предлагаю роли младших сотрудников и лаборантов (слайд 4).

II. Закрепление пройденного материала.

2.1

— В прошлый раз к нам в институт привезли предмет для исследования, вспомните что это?

Бывает маленьким, большим,

Железо очень дружит с ним,

С ним и незрячий, непременно,

Найдет иголку в стоге сена.

Ответы детей…

Вот перед нами обычный магнит.

Много секретов в себе он хранит (слайд 5).

— Наша задача была — познакомиться поближе с этим удивительным камнем.

- Какой магнит на ощупь? (Гладкий, холодный, на вес (тяжелый — легкий, цвет…

— «Магнит это камень, поверхность его холодная, гладкая, имеет вес….».

— Какое еще свойство имеет магнит, отличающее его от обычных камней?»

Ответы детей…. (магнит притягивает железо и металлические предметы)

- Давайте вспомним, какими еще свойствами обладает магнит? Какие опыты мы проделали на прошлом посещении лаборатории НИИ?

(Магнит образует вокруг себя магнитное поле, которое действует через бумагу, картон, стекло, воду) (слайд 6-10)

2.2 Задачка на сообразительность (от ребенка с высокой познавательной мотивацией).

- Наш младший научный сотрудник … хочет задать вам задачку. Пожалуйста, выходи …

- Я решил помочь сегодня маме на кухне. Насыпал (а) в миску манку. Но нечаянно задел коробочку со скрепками, и они попали прямо в манку. Как быть? Как можно быстро их собрать?

В ответ дети могут предложить несколько вариантов: на ощупь, просеять или воспользоваться только что определенным нами свойством магнита - притягивать все железно (слайд11).

Ребенок демонстрирует решение экспериментальным путем.

Делает вывод:

- Магнитное поле действует через манную крупу.

III. Ознакомление с новым материалом.

3.1 Полюса магнита.

- Изучение следующих свойств магнита мы можем продолжить в лаборатории № 2.

На столе лежит и одновременно демонстрируется на экране схема «Отталкивание и притяжение магнитов» и самолеты (из картона) с магнитными концами (красный — синий) (слайд 7).

— Коллеги, обратите внимание на схему, как вы думаете, какое исследование нам нужно провести? Ответы детей (Попробовать соединить магниты, самолетики разными концами)

- Почему магнит покрашен в два цвета? Дети ведут рассуждения….

-Я предлагаю вам соединить самолетики двумя одинаковыми концами. Что происходит? (самолетики отталкиваются). Если соединить разными концами - красным и синим (самолетики соединяются). Почему? Ответы детей… (Потому что одинаковые полюса магнита отталкиваются, а разные притягиваются)

- У магнита два полюса, если соединять два одинаковых полюса, то магниты будут отталкиваться, а если соединить два разных, то они притянутся друг к другу. Молодцы.

- Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости (слайд 8).

- Магниты используют для производства ювелирных изделий: ожерелья и браслеты могут иметь магнитную застежку или быть полностью изготовлены из магнитов (показывает детям некоторые магнитные украшения). Магниты используются и в детских игрушках (показывает детям магнитный конструктор из шариков или другую игрушку).

3.2 Динамическая пауза

Воспитатель предлагает пройти к аэродрому. — Посмотрите, я принесла сделанные вами самолетики: синие и красные, как полюсы магнита. Обратите внимание — наши аэродромы тоже имеют два цвета (красный и синий). Как только заиграет музыка, вы полетите по кругу, когда музыка остановится, вам нужно посадить самолет на тот аэродром, который его притянет. 2-3 детей объясняют, почему самолёты приземлились на тот или иной аэродром.

3.3 Игра-опыт «Магнитная регата»

Оборудование: кусочек пенопласта (пробка) в виде лодочки, портновская игла для мачты,

цветная бумага для паруса (можно сразу прикрепить парус к мачте); магнит, миска или таз с водой.

- Проведем в нашей лаборатории еще один опыт. Посмотрите, что я буду делать. Я пускаю лодочку плавать в таз с водой. Управляю лодочкой с помощью магнита, не касаясь её. (Результат опыта: магнит приводит лодку в движение, даже если не касается ее).

Вывод: Сила магнита действует даже на расстоянии.

- Благодаря свойству магнитов воздействовать на расстоянии и через растворы их используют в химических и медицинских лабораториях, где нужно перемешивать стерильные (очень чистые) вещества. Чтобы не соприкасаться с недостаточно стерильным инструментом, в пробирку с веществом, которое будут перемешивать, опускают маленькую стальную пластинку, покрытую стерильным материалом. Под пробиркой располагается магнит, который, вращаясь, приводит в движение пластинку в пробирке. Таким образом вещество перемешивается.

IV. Закрепление нового материала. Практическая часть.

- Итак, коллеги, какие же новые свойства мы сегодня с вами открыли в магните?

(У магнита есть 2 полюса. Одноименные полюса отталкиваются, а противоположные – притягиваются. Магнитное поле можно создать искусственно. Магнитное поле действует на расстоянии)

- Разделимся на группы по 3-4 человека:

1-я группа исследует свойство магнита действовать через бумагу и картон: игра «Гонки».

2-я группа исследует свойство магнита действовать через стекло и воду: игры «Рыбалка»«Достань гусеничку из стакана, не намочив руки»

3- я – действие магнитного поля на расстоянии: игра «Магнитная регата».

4-я – свойства полюсов магнита, т. е. притягиваться и отталкиваться: магнитный конструктор«Самолеты».

V. Итог занятия

- Нам пора возвращаться в детский сад. В следующий раз, посещая лабораторию НИИ, мы обязательно откроем с вами что-нибудь новое и удивительное. Спасибо всем за сотрудничество.

Ребенок читает стих про магнит:

Уже давно люблю магнит.

Он и теперь меня манит

Камня маленький кусок,

Невзрачный, серенький брусок.

- До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников» Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников»

Цель: Повысить уровень знаний и умений у педагогов в методике проведения опытов и экспериментов с дошкольниками. Задачи: Познакомить со специальными знаниями и практическими умениями в облас...

"Экспериментальная мастерская" (деловая игра для педагогов по организации экспериментальной деятельности с дошкольниками)..

Все знают о пользе экспериментальной деятельности для детей. Однако, использованию экспериментов не всегда отводится необходимое время. А ведь проведение экспериментов полностью соответствуют реализац...

Мастер-класс по экспериментальной деятельности «Веселая наука». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной к школе группе.

Данный мастер-класс будет полезен для воспитателей детских садов при организации групповых и индивидуальных занятий. Родителям тоже будет полезна эта разработка для того, чтобы поддержать ст...

Экспериментальная деятельность для воспитателей по организации детской опытно-экспериментальной деятельности:

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности у детей»Тема: «,Экспериментальная деятельность как средс...