Опыт работы «Символико-знаковая технология как эффективный метод интеллектуального развития детей»
материал
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы
СЛАЙД 1
Добрый день, коллеги, я …………
Представляю вам опыт работы «Символико-знаковая технология
как эффективный метод интеллектуального развития детей».
Слайд 2
Начать своё выступление я хочу словами К.Д.Ушинского«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету».
СЛАЙД 3
Дети дошкольного возраста еще не владеют навыками письменной речи, поэтому приминение символико-знаковой технологии будет являться наиболее эффективным способом фиксирования мыслей в графический образ. К средству символико-знаковой технологии относится метод пиктограмм. Пиктограмма – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры.
Использование пиктограмм в настоящее время становится актуальным.
Суть использования пиктограмм заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение, таким образом, зарисовывается всё стихотворение. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.Пиктограмм существует большое разнообразие. Мы можем использовать их в разнообразных образовательных областях и при работе с детьми ОВЗ.
Цель работы: Использование технологии пиктограмм в образовательном процессе в совместной и самостоятельной деятельности для интеллектуального развития детей.
СЛАЙД 4
В процессе работы решались следующие задачи:
1. развитие памяти, внимания, образного мышления;
2 перекодирование информации – преобразование абстрактных символов в образы;
3. развитие мелкой моторики при графическом воспроизведении.
СЛАЙД 5
Метод «Пиктограмм» был разработан в начале тридцатых годов и использовался в психологических исследованиях. В 60-70 годы применение данного метода расширилось.
Впервые метод пиктограммы был разработан Д.Б. Элькониным, Л.А. Венгером, Н.А.Ветлугиной, Н.Н. Поддьяковым.
СЛАЙД 6
Проведенный в начале работы мониторинг показал, что
при запоминании стихотворения вербальным способом результаты были такие – 20%низкий уровень запоминания, 50%средний уровень,30%высокий.
Запоминание стихотворений с помощью пиктограмм (невербальный способ) дало результат-0%низкого уровня, 40%средний уровень,60%высокий уровень.
СЛАЙД 7
Символ облегчает ребенку познание, открывает доступ к скрытым, непосредственно не воспринимаемым свойствам, качествам вещей, их связям. Усвоение применения символов на разном содержании позволяет детям структурировать содержание для дальнейшего его эффективного использования.
СЛАЙД 8
Пиктограммы можно использовать при выполнении детьми физических упражнений (для этого движения зашифровываются в рисунке, воспитателю достаточно показать карточку, и дети начинают выполнять упражнение, изображённое на модели).
СЛАЙД 9
Проводилась работа по подготовке дополнительного познавательного материала, расширяющего кругозор детей.Обсуждались с детьми проведенные перед занятием наблюдения явлений природы, чтение художественной литературы, готовилось оборудование и раздаточным материал, прослушивались аудиокассеты. нами выбирались приемы, при помощи которых можно заинтересовать детей:картинный план (моделирование), коллективное составление рассказов, опорные слова, использование наглядных пособий, создание проблемной ситуации, игровой момент и др.Чтобы выработать у детей определенные навыки и умения в образовательный процесс введены алгоритмы для организации навыков самообслуживания.
СЛАЙД 10
Осуществлялось перекодирование информации, т.е. преобразование из символов в образы.Занятия проводились индивидуально, подгруппами, фронтально с использованием различных пиктограмм: картинных планов, карточек-символов, сенсорно-графических схем.
СЛАЙД 11
Проводилась работа по развитию умения овладевать действиями замещения и схематизации поэтапно.
При помощи пиктограммы ребята пересказывали сказки, использовали шифры в играх, например:
- «Не зевай, пиктограмму выбирай». Воспитатель читает рассказ, а ребенок поднимает пиктограмму согласно тексту.
- «Продолжи рассказ». Педагог раздает пиктограммы, читает рассказ, а ребенок продолжает его, опираясь на пиктограмму.
- «Расставь правильно». Взрослый расставляет пиктограммы в неправильном порядке, читает рассказ, затем предлагает правильно расставить пиктограммы. В случае затруднений – задает вопросы детям.
- «Составь свой рассказ». Ребенку предлагают пиктограммы, он самостоятельно должен составить рассказ.
СЛАЙД 12
Метод пиктограмм необходимо использовать как в системе индивидуальной коррекционной работы с детьми дошкольного возраста, так и в групповой работе с детьми детского сада. На следующей образовательной ступени – в школе - знаково-символическая тенология используется повсеместно. С помощью её учащиеся кодируют изучаемую информацию. Это необходимый компонент обучения, а грамотная речь — один из показателей готовности ребёнка к школе, залог успешного обучения.
СЛАЙД 13
Одним из главных направлений в работе педагогическое просвещение родителей по вопросу использования пиктограмм. Проводились родительские собрания, семинар-практикум «Использование метода пиктограмм в развитии связной речи дошкольников», пополнился родительский уголок.
СЛАЙД 14
В результате работы:
- У детей появилось желание пересказывать сказки, составлять рассказы, загадки;
- Активировался словарный запас;
- Рассказыдетей стали более содержательные, эмоциональные;
- Расширился круг знаний об окружающем мире.
- Научились составлять символьные загадки;
- Переписываться друг с другом при помощи символов;
- Для запоминая стихотворений, дети используют рисунки, знаки, символы.
Таким образом, метод пиктограмм как одно из средств символико-знаковой технологии помогает эффективно осуществлять подготовку детей к школе, так как способствует развитию способностей к анализу и синтезу образов и графических символов, их раскодирования и воспроизведения через речь.
СЛАЙД 15
Спасибо за внимание!
Список использованной литературы:
- Большова Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб.,2005.
- Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. //М., Просвещение,1990.
- Омельченко Л.В. Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи. Логопед. 2008.№4.
- Лингвистический энциклопедический словарь (1990).
- Ушакова О.С., Струнина Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста.// М., Владос, 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы «Использование интегрированных занятий в познавательно – речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Методические рекомендации по использованию интегрированных в позновательно-речевом развитии....

Опыт работы "Пальчиковые игры в музыкальном воспитании и развитии детей раннего возраста".
«Игра имеет важное значение в жизни ребенка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба... Каков ребенок в игре, таков он будет в работе, когда вырастет…» А.С.Макаренко...

Опыт работы по теме:: "Роль дидактической игры в развитии детей младшего дошкольного возраста"
Опыт работы по теме:: "Роль дидактической игры в развитии детей младшего дошкольного возраста"...

Опыт работы на тему "значение пальчиковой гимнастики в развитии детей"
Опыт работы на тему "значение пальчиковой гимнастики в развитии детей"...

Опыт работы: "Организация экспериментальной деятельности как средство познавательного развития детей старшего дошкольного возраста".
Опыт может применяться воспитателями ДОУ, педагогами учреждений дополнительного образования. Опыт доступен как начинающим педагогам, так и педагогам со стажем. Может быть, использован, при организации...

Опыт работы по теме: "Сказки как средство познавательного развития детей дошкольного возраста"
Уникальные возможности сказки помогают реализации задач по познавательному развитию дошкольников. Ведь именно сказка питает детские игры, а свободная игровая форма сказки позволяет сохранить интерес д...

Мастер-класс для родителей по теме: « Гармонизация работы полушарий головного мозга как основа интеллектуального развития детей дошкольного возраста». Рисуем пейзаж
1. Познакомить родителей с теоретическими положениями нейропсихологии об особенностях функциональной асимметрии полушарий на практике.2. Рассм...