Кружкова работа "Волшебные пальчики"
методическая разработка
Кружковая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mbdou_ibresinskiy_detskiy_sad.docx | 24.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ Ибресинский детский сад «Солнышко»
Ибресинского муниципального округа Чувашской Республики
Кружковая работа
«Волшебные пальчики»
Составил: Патшина С.В.
воспитатель
МБДОУ «Ибресинский детский сад «Солнышко»
Программа кружковой работы
по развитию ручной умелости и подготовки руки к письму
«Волшебные пальчики»
Пояснительная записка
В современных условиях функционирования и развития дошкольного образования, как никогда остро стоит задача повышения эффективности обучения и воспитания подрастающего поколения. Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в функционировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а прежде всего в создании каждому дошкольнику условий для наиболее полного раскрытия и развития индивидуальных возможностей и особенностей ребенка его неповторимости и самобытности.
Содержание дополнительного образования в МДОБУ направлено на создание условий для социального, культурного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, укрепления психофизического здоровья. Цель внедрения дополнительных образовательных услуг –развитие индивидуальных способностей, креативности, самостоятельности у детей дошкольного возраста посредством организации кружковой работы.
Дополнительная образовательная программа разработана с учетом интересов и запросов родителей в учреждении, и предусматривает работу кружка по развитию мелкой моторики руки и подготовки ее к письму «Волшебные пальчики»
Актуальность.
Поступление в школу – чрезвычайно ответственный момент, как для ребенка, так и для родителей. Психологическое обследование показывает, что далеко не все дети всесторонне подготовлены к безболезненному и успешному вхождению в учебную школьную деятельность. Подготовка детей к обучению в школе в настоящее время - одна из актуальных проблем современной педагогики. Это объясняется тем, что в последние годы в практике массовой школы наблюдается совершенно определенная тенденция - неуклонное усложнение программы первого класса, внедрение в практику общеобразовательной школы альтернативных форм обучения и новых педагогических технологий, заставляющих предъявлять будущему первокласснику более высокие требования.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Анализируя графику письма у детей, педагоги отмечают частые отрывы ручки от бумаги, паузы между элементами, чрезвычайная медлительность письма, неустойчивость графических форм и движений руки. Особенно ярко эти недостатки выражены у детей с речевыми нарушениями: они плохо координируют движения руки и глаза, у них слабо развита мышечная моторика и координация пальцев. Такие дети не умеют строить свою деятельность и копировать предъявляемый им образец, недостаточно ориентируются во времени и пространстве. Исследователи, занимающиеся проблемами, связанными с началом обучения в школе: В.М.Лыков, Ю.Ф. Змановский, Т.И.Осокина, М.В.Антропова, М.М.Кольцова, С.О. Филиппова - отмечают, что многие трудности, с которыми сталкиваются ученики, в значительной мере обусловлены недостаточностью работы на предыдущем, дошкольном этапе. По статистическим данным, в нашей стране с каждым годом увеличивается число детей, у которых при поступлении в школу наблюдается несформированность физиологических предпосылок к овладению письмом, слуха- зрительно моторных координаций.
Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Подготовка к обучение учению письму требует особого педагогического воздействия, выстроенного в систему специальных игр, упражнений и заданий. Это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность ребенка под руководством и при помощи взрослого.
Выработать у детей четкое, красивое и скорое письмо невозможно в короткий срок. Для этого потребуется ряд лет, так как навык письма формируется медленно. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться, задолго до поступления в школу. В дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Для предотвращения перечисленных трудностей, мы организовали кружок по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму. Эта услуга была востребована и у родителей детей нашего сада.
Цель Программы:
Обеспечить качественную подготовку детей к школе, формировать интерес к выполнению графических упражнений, предупреждение нарушений и трудностей в овладении письмом.
Для решения поставленной цели были выдвинуты психолого-педагогические задачи, и определены направления работы, ориентированные на развитие ручной умелости у детей в разных возрастных группах. Система работы построена с учетом достижений в области педагогики и психологии.
Задачи:
1.Совершенствовать графические умения и навыки в заданиях разных видов. 2.Учить соблюдать во время работы правила письма (положение тетради перед собой, правильно держать карандаш, правильно сидеть), формировать умение работать в общем темпе. 3.Способствовать развитию психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения. 4.Формировать навык самоконтроля и самооценки выполненной работы. 5.Воспитывать трудолюбие, старательность и добросовестное отношение к работе.
Принципы построения программы:
Содержание, объем, порядок изучения программного материала рассчитаны на посещение кружка в течение одного года, и построены с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Методы работы с детьми
Дидактические игры и игровые упражнения. Занимательные задания и игры-соревнования. Изобразительная и творческая деятельность. Наглядный метод обучения и метод практических действий. Моделирование и кодирование информации.
Занятия по подготовке детей к обучению письму предполагают организацию разных видов работ в следующих направлениях:
1. Гимнастика пальцев и кистей рук.
2. Задания по изодеятельности и конструированию.
3. Развитие мелкой моторики в работе с мелкими предметами.
4. Ориентировка в пространстве и на листе бумаги.
5. Формирование элементарных графических навыков.
Учебный план Срок проведения: с 16 сентября 2019г. по 15 мая 2020г. Возрастная группа: подготовительная к школе группа. Количество занятий в год: 32 Периодичность занятий: 1 раз в неделю. Форма организации: подгрупповые занятия Длительность занятий: 30 минут Место проведения кружка: групповая комната Место проведения кружка в расписании ООД: вторник 16.00-16.30
Условия реализации Программы
1.Систематическое проведение занятий 2.Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода. 3.Создание условий для самостоятельной деятельности детей. 4.Сотрудничество педагога с семьей.
Дидактический материал и техническое оснащение
Материал для рисования, краски, восковые, цветные и простые карандаши, природный материал.
Мелкие предметы: счетные палочки, игрушки, природный материал, бусы, пуговицы, крупы (горох, фасоль, гречка), семена, ракушки…
Картотека пальчиковых игр, физкультминуток, пауз, речевых гимнастик, рисунков по клеточкам.
«Сухие» бассейны с разными наполнителями (гречка, фасоль, «киндер-сюрприз» …)
Фигурные и геометрические трафареты.
Карточки–таблицы для графических диктантов. Тетради в клетку, линейку, тетради на печатной основе с заданиями.
Тематические иллюстрации.
Перспективный план кружковой работы по развитию ручной умелости и подготовки ру > +79373950920: ки к письму
«Волшебные пальчики».
месяц Тема Задачи Содержание
Сентябрь
3 неделя Вводное занятие, диагностика Объяснить цель занятий, уточнить систематизировать знания детей о разных видах штрихов, развивать образное мышление, воображение. 1.Пальчиковая гимнастика: «Поиграем в пальчики». 2.Познакомить с тетрадью: обложка, лист, страница, поля. 3.Показать основные приемы штриховки. 4. Графический диктант.
4 неделя Фрукты. Овощи. Уточнить и систематизировать знания детей о разных видах штрихов, развивать образное мышление, воображение. 1. Пальчиковая гимнастика: "Засолка капусты"
2. Фигурки из палочек (машина везёт урожай с полей).
3. Обводка и штриховка трафаретов овощей и фруктов.
Октябрь
1 неделя Грибы
Развитие тонких дифференцированных движений пальцев и мелкой моторики рук. Обогащать знания детей о грибах. 1.Пальчиковая гимнастика: "Корзинка", "За грибами'
2. Фигурки из палочек (выложить гриб и пенёк).
3. Рисование грибов по клеточкам.
4. Игра для пальчиков "Чудесный мешочек» (найти грибок среди других предметов).
2 неделя Золотая осень Развитие мелкой моторики детей с помощью контурных рисунков. Развивать речь, мышление.
1. Пальчиковая гимнастика: «Пальчики в лесу». 2. Загадка об осени.
3. Обводка и штриховка силуэтов листьев. 4. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) листьев.
3 неделя Птицы осенью
Выполнять паузы и просветы между штрихами, развивать память, воображение, мелкую моторику руки. Обогащать знания детей о птицах. 1. Пальчиковая гимнастика: "Птичек стая", "Скворечник", "Птенчики в гнезде"
2. Фигурки из веточек (стайки птиц)
3. «Узнай меня!» (соединить точки одной линией)"Лебедь".
4 неделя Деревья и кустарники Развивать зрительно моторную координацию. Развивать пространственное воображение, координацию движений. Обогащать знания детей о деревьях. 1. Пальчиковая гимнастика: "Пальчики "Грабли"
2. Обрывание (форма листьев различных деревьев)
3. Самомассаж с шариками.
4 Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) дерева.
Ноябрь
1 неделя Марийский край Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. Развивать творческие способности. 1. Пальчиковая гимнастика:
2. Фигурки из палочек (марийский орнамент). 3. Срисовывание в тетрадь мнемотаблицы по марийской сказке «Любопытный заяц». 4.Самомассаж с гранёными карандашами.
2 неделя Посуда Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук. Формировать общую умелость руки. Воспитывать аккуратность. 1. Пальчиковая гимнастика: "Шалун" "Мы посуду мыли"
2. Фигурки из палочек: (конфетки, кастрюлька, коробка)
3. Ласковые пальчики "Чудесный мешочек"
4.Дорисуй узор на посуде.
3
неделя Моя семья. Профессии. Выполнять волнообразный штрих-зигзаг, продолжать учить координировать свои действия с партнерами. 1. Пальчиковая гимнастика: "Моя семья ", "Кто приехал'
2. Фигурки из палочек (рожица, очки).
3. Работа в тетради: рисуем мнемотаблицу к рассказу о семье. 4. Игра " Пианино".
4
неделя Домашние птицы Выполнять штрихи в несколько рядов, развивать творческие способности, воображение, обогащать представления детей о птицах. 1. Пальчиковая гимнастика: "Утята" "Гусь","Петушок", "Курочка".
2.Загадки о птицах. 3. Обвести утенка по контуру и
заштриховать.
4. Самомассаж гранеными карандашами
Декабрь
1
неделя Дикие животные.
Красная книга. Развивать творческие способности, пространственное воображение, усидчивость, мелкую моторику пальцев рук. Обогащать представления детей о животных. 1. Пальчиковая гимнастика: "Наш лужок", "Ёжик'
2. Фигурки из палочек (ёжик)
3. Самомассаж с гранёным карандашом.
4. Графический диктант.
2
неделя Транспорт.
Дорожная азбука. Выполнять штрихи, двигаясь по кругу, развивать воображение, обогащать представления детей о разных видах транспорта. 1. Пальчиковая гимнастика: "Вот волшебный самолет». 2. Фигурки из палочек (машины).
3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать самокат).
4. Рисование по клеточкам дорожных знаков.
3,4
неделя Новый год Продолжать учить выполнять штрихи, идущие от центра и по кругу, формировать умение задумывать тему работы и реализовывать ее.
1. Пальчиковая гимнастика: "Праздник" "Ёлочка".
2. Собери бусы для ёлки.
3. Загадки о ёлочных игрушках.
4. Обрывание (игрушки для ёлочки).
Январь
2
неделя Зима Познакомить с законом «композиции», развивать творческие способности, воображение, воспитывать аккуратность. 1. Пальчиковая гимнастика: "Погреемся", "Лёд", "Мороз'.
2. Рисование мнемотаблицы к рассказу о зиме.
3. Работа с ватой (снежные сугробы)
4. Работа с тонкими бумажными полосками (снежинка по образу меньшего размера).
3
неделя Зимние забавы Закреплять умение применять закон «композиции», учить использовать в работе разные виды штрихов, развивать образное мышление, воображение. 1. Пальчиковая гимнастика: "Снежный ком", "Снеговик".
2. Фигурки из палочек (санки)
3. Обведи контур коньков и заштрихуй.
4. Самомассаж с карандашом.
5. Графический диктант.
4
неделя Игра. Игрушки. Учить составлять композиции, развивать умение вести диалог, воспитывать аккуратность. 1. Пальчиковая гимнастика: "Шарик".
2. "Фигурки из палочек" (любимая игрушка).
3. Игра с горохом или бобами (выложить игрушку, кольцо, кубик).
4. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) игрушки.
Февраль
1
неделя Сказка в гостях у детей Учить детей рисовать и раскрашивать, используя разные виды штрихов, развивать воображение, обогащать знания детей о сказках. 1. Пальчиковая гимнастика: " 2. "Фигурки из палочек" (волшебные предметы из сказок). 3.Игра с крупами «Золушка». 4.Рисование героя любимой сказки простым карандашом.
2
неделя Мебель
Учить использовать разные виды штрихов при выполнении работы, развивать воображение, обогащать знания детей о мебели. 1. Пальчиковая гимнастика: "Стул, стол".
2. Фигурки из палочек.
3. Упражнения с грецкими орехами (катание между ладонями).
4. Дорисуй узор и раскрась, не выходя за контур.
3
неделя Рыбы Развивать координацию движений, графические навыки, мелкую моторику рук. 1. Пальчиковая гимнастика: "Рыбки"
2. Фигурки из палочек (рыбка, ракушка).
3. Работа с манкой (шторм)
4. Обведи и заштрихуй силуэты рыб.
4
неделя Защитники отечества
закреплять умение согласовывать свои действия, развивать творческие способности детей. 1. Пальчиковая гимнастика: "Солдаты", "Бойцы-молодцы'.
2. Фигурки из палочек (танк, самолёт).
3. Конкурс "Кто больше узелков завяжет на верёвке"
4. Графический диктант.
Март
1
неделя Семья. Профессии. Учить составлять мнемотаблицу. Учить задумывать тему работы и реализовывать ее. 1. Пальчиковая гимнастика: "О маме".
2. Фигурки из палочек (мельница).
3.Собери для мамы бусы.
4. Зарисовать мнемотаблицу о маме.
2
неделя Уголок природы Развитие кинетического компонента двигательного акта, координации движений. 1.Пальчиковая гимнастика: «Цветки».
2. Фигурки из палочек (кактус, ваза).
3. Обвести рисунок по точкам (тюльпан).
4. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) фикуса.
3
неделя Птицы весной Учить составлять композиции, закреплять умение согласовывать свои действия, развивать творческие способности. 1. Пальчиковая гимнастика: "Голуби", "Воробьи".
2. Работа с мелкими геометрическими фигурами (птичка).
3. Зарисовать мнемотаблицу о птицах.
4
неделя «Нам на улице не страшно» Развивать пространственное воображение, координацию движений, аккуратность, бережное отношение к материалам. 1. Пальчиковая гимнастика: «Кто приехал».
2. Фигурки из палочек (пешеходный переход).
3. Работа с манкой (кончиком пальцев на манке нарисовать знаки дорожного движения.)
4. Графический диктант.
Апрель
1
неделя Народные промыслы Развивать творческие способности, пространственное воображение, усидчивости, мелкую моторику пальцев рук 1. Пальчиковая гимнастика: "Моя семья ", "Кто приехал'
2.Лепка дымковской лошадки.
3. Раскрасить лошадку.
2
неделя Космос
Учить составлять композиции, закреплять умение согласовывать свои действия, развивать творческие способности. 1. Пальчиковая гимнастика: «Кулак, ребро, ладонь», «Комета».
2. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) ракеты.
3. Обрывание (звёзды на тёмно-синем небе).
3
неделя Дикие животные Развитие кинетического компонента двигательного акта, координации движений. 1. Пальчиковая гимнастика: "Черепаха, "Слон".
2. Работа с камушками (слон по контуру)
3. Обведи рисунок по линии, не отрывая карандаш от бумаги.
4. Работа с бросовым материалом (любимое животное).
4
неделя
Одежда Учить составлять композицию, развивать фантазию, формировать общую умелость.
1. Пальчиковая гимнастика: "Варежки, сапожки, крючки"
2. Работа с пуговицами, крючками, молнией, замками.
3. Работа со шнуровками.
4. Работа с бросовым материалом (украсить одежду, обувь).
Май
1,2
неделя
День Победы Развивать воображение, внимание, зрительно-моторную координацию. 1. Пальчиковая гимнастика: "Салют", "Солдаты".
2. Фигурки из палочек (звезда, флажок).
3. Работа с катушками (памятник павшим солдатам).
3
неделя
Цветы, насекомые Уточнить и систематизировать знания детей о разных видах штрихов, развивать образное мышление, воображение. 1. Пальчиковая гимнастика: "Божьи коровки", "Осы" "паук", "Бабочка", "Сороконожка".
2. Фигурки из палочек (бабочка, жук)
3. Обвести рисунок по точкам (комар)
4. Дорисовать вторую половину рисунка (зеркальное отражение) бабочки.
4
неделя
Итоговая диагностика Проверить знания детей о разных видах штрихов. Мониторинг. Определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.
Ожидаемые результаты (из ЦЕЛЕВЫХ ОРИЕНТИРОВ по ФГОС ДО)
Итоговая диагностика
К концу посещения кружка «Волшебные пальчики» мы предполагаем, что у детей будут сформированы следующие умения:
Ребенок проявляет интерес к выполнению графических заданий.
Ориентируется в пространстве и на микроплоскости.
Быстро и успешно справляется с заданиями, требующих координированных движений рук.
Выполняет задания по словесной и зрительной инструкции.
Сформированы графические навыки.
Могут самостоятельно оценивать правильность выполнения задания
Диагностика готовности руки к овладению письмом проводится с использованием методики Е.В.Колесниковой из книги «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Москва, 2009г.
Рекомендуемая таблица по итогам диагностики:
Фамилия Имя
ребенка Развитие мелкой моторики Ориентировка в пространстве Развитие графических навыков
Срисовывание
образца Штриховка Графический
диктант
1.
2.
Рекомендуемые задания для диагностики:
1.Развитие мелкой моторики
-Упражнения «Кольцо», «Зайчик»-пальцы зажаты в кулак, указательные и средний пальцы выпрямлены (комбинацию из пальцев выполняет по показу).
-Завязывание шнурков разной величины.
-Застегивание пуговиц (5шт) разного размера.
2.Ориентировка в пространстве
-Зрительные, слуховые диктанты.
-Д\И «Найди, где спрятано?».
3.Срисовывание образца
-задания на листе бумаги в клетку, в линейку
-дорисовывание второй половины рисунка (зеркальной отражение)
4.Штриховка
-выполняется штриховка в разных направлениях, разных форм.
Оценивается параллельность линий, соблюдение расстояний между ними, сохранение направления, соблюдение контура изображения.
5.Графический диктант.
-Задание по типу «Продолжи узор»
- Графический диктант Д.Б.Эльконина.
Критерии оценки деятельности ребенка:
За каждое правильное задание ставится 3 балла.
Высокий уровень- задания выполнены без ошибок и самостоятельно. Средний уровень- есть 2-4 ошибки, ребенок использует направляющую и стимулирующую помощь. Низкий бал-задание не выполнено.
Сотрудничество с родителями
Развитие мелкой моторики в быту
(советы для родителей)
Вот упражнения, в которых ребёнок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:
1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
2. Разбирать расколотые грецкие орехи (ядра от скорлупок). Очищать фисташки.
3. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, фасоль, бусинки).
4. Лепить из теста печенье.
5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А также разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать ботинки.
6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок.
7. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).
8. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
9. Помогать перебирать крупу.
10. Закрывать задвижку на двери под раковиной.
11. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
12. Собирать на даче или в лесу ягоды.
13. Доставать что-то из узкой щели под шкафом, диваном, между мебелью.
14. Включать и выключать свет.
15. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
16. Перелистывать страницы книги.
Методическое обеспечение
Гаврина С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербина С. В. Развиваем руки — чтоб учиться писать, и красиво рисовать. — Ярославль, 1997.
Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. «Пальцы помогают говорить», Москва, 2008
Готовим детей к школе. Н.Ю.Яшина. Н.Новгород, 1996
Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. — М., 2001.
Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», Москва 2007
Комарова Т.С. Формирование графических навыков у дошкольников.-М.,1970
Цвынтарный В.В. Играем пальчиками, развиваем речь. –СПб., 1997
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематическое планирование кружковой работы «Пальчики помогают говорить» в подготовительной к школе группе «Ракушка»
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук через организацию совместной деятельности для совершенствования речевых навыков, творческой фантазии, эстетического восприятия.Задачи: ·...
Кружковая работа «Пальчики - ладошки».
Рисование пальчиками прекрасно развивать мелкую моторику, которая оказывает огромное влияние на речь и память ребёнка. Позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка, постоянно повышать интерес к худ...
Кружковая деятельность "Пальчик, ручка,язычок" Март
Развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста в играх, упражнениях и разных видах продуктивной деятельности ....
"Кружковая деятельность "Пальчик,ручка,язычок"
Учить определять на ощупь предметы, развивать тактильные ощущения, речь. Развивать умение детей сгибать пальчики поочередно.....
Кружковая работа ПАЛЬЧИК,РУЧКА,ЯЗЫЧОК
развитие и укрепление мелкой моторики рук у детей раннего возраста в играх, упражнениях. ...
Кружковая работа"«Пальчик, ручка, язычок»
Данная программа предназначена для работы с детьми раннего возраста по правильному развитию мелкой моторики и является своевременной поддержкой в формировании последовательной координации движений пал...
Рабочая программа кружковой работы " Пальчик , ручка, язычок"
Содержание данной рабочей программы развития мелкой моторики у детей раннего возраста построена в соответствии с требованиями ФГОС и отражает основные направления всестороннего развития ребенка....