Фитнес-технология - как средство формирование здоровьесберегающей компетенций у дошкольников.
материал

 Тумакова Татьяна Александровна

В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ. Это предопределило появление в теории и практике физической культуры новых терминов: «инновационные технологии» «здоровьесберегающие технологии», «фитнес-технологии» и др.

     Использование элементов детского фитнеса в ДОУ (на занятиях по физкультуре, в рамках дополнительного образования) позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, формирует здоровьесберегающие компетенции. В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми, значительно расширился:

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fitnes_tehnologii.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

« Фитнес – технология, как средство формирования здоровьесберегающей компетенции дошкольников».

В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ. Это предопределило появление в теории и практике физической культуры новых терминов: «инновационные технологии» «здоровьесберегающие технологии», «фитнес-технологии» и др.

В процессе изучения проблематики настоящего исследования выявлено, что уточнение каждого из приведённых ниже терминов, и, прежде всего, такого как «технология», является не только лишь предметом научных дискуссий, но и имеет большое прикладное значение. В научной литературе технология рассматривается, от греческого techne – искусство, мастерство, logos – учение, а в обобщённом смысле может рассматриваться как система способов, приёмов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение поставленных задач. В связи с кризисным состоянием проблемы снижения здоровья подрастающего поколения в физкультурном образовании особую актуальность приобретает разработка здоровьесберегающих технологий для детей и подростков, предназначенных для формирования, сохранения и укрепления их здоровья. Однако большая часть появляющихся на современном этапе оздоровительных технологий связана с развитием в России фитнес-индустрии. Именно благодаря развитию фитнеса появился один из наиболее популярных терминов в физической культуре – фитнес-технологии. Фитнес-технологии - совокупность научных способов,  приёмов, сформированных в определённый алгоритм действий, реализуемый  в интересах повышения эффективности оздоровительного процесса, обеспечивающий гарантированное достижение результата, на основе свободного мотивированного выбора занятий физическими упражнениями с использованием инновационных средств, методов, организационных форм занятий фитнеса, современного инвентаря и оборудования [. Сайкина Е.Г., Пономарев Г.Н. Семантические аспекты отдельных понятий в области фитнеса // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 8. – С. 6–10.].

Научным исследованиям в области детского фитнеса в последнее время стало придаваться большее значение, некоторые аспекты его теоретического обоснования можно встретить в работах отдельных авторов (В.Е. Борилкевич, 1998 - 2006; Э.Т. Хоули, Б.Дон Френкс, 2000; А.Г. Лукьяненко, 2001;             Т.А. Кудра, 2002; Ю.В. Менхин, А.В. Менхин, 2002; Е.Б. Мякинченко, 2003; В.И. Григорьев, 2005 - 2008; С.В. Савин, 2008 и др.)

Однако на современном этапе детский фитнес не имеет разработанного теоретико-методологического обоснования, его внедрение в сферу физкультурного образования носит преимущественно стихийный характер, а многие фитнес- программы требуют научного обоснования. Об этом свидетельствуют исследования Л.В. Сидневой (2000), М.А. Мельничук (2001), О.В. Солодянникова (2003), Г.М. Лаврухиной (2004).

Современные дети испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Это вызывает утомление определенных мышечных групп, а как следствие, нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку в развитии основных физических качество: быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, что подтверждается результатами мониторинга  уровня здоровья воспитанников в возрасте 4 – 6 лет  МАДОУ «Детский сад № 53» , что лишь 43% детей в среднем по ДОУ имеет I группу здоровья, 43% - II группу здоровья, 8% - III группа, 6% - IV группа.  14% детей с высокой массой тела  , 10% часто болеющих    , 5% с нарушением осанки  , 18%  с плоскостопием, 3% с болезнями сердечно-сосудистой системы, 8% с болезнями ЖКТ, 33% аллергическими заболеваниям. Это главная причина, побудившая наш педагогический коллектив искать пути сохранения здоровья дошкольника, учиться эффективно применять здоровьесберегающие  технологии.

На протяжении нескольких лет (2010 – 2013 год) была организована опытно-экспериментальная деятельность по теме «Внедрение адаптированных к дошкольникам современных фитнес – технологий в образовательную область «Физическая культура» в ДОУ», которая способствовала решению  проблемы детского фитнеса. Главная задача исследования заключалась в выработке у детей  привычки здорового образа жизни, создания  необходимых условий для утоления «двигательного голода» дошкольников,  теоретико-методологическое и экспериментальное обоснование интеграции фитнеса в систему физкультурного образования дошкольников. 

Для решения поставленных задач использовались следующие методы: анализ научно-методической литературы и нормативных документов, программ; моделирование, проектирование; анализ отечественного и зарубежного опыта, ретроспективный  анализ; опрос (анкетирование, беседы), педагогическое наблюдение, экспертная оценка, самооценка, педагогическое тестирование физического развития и физической подготовленности; педагогический эксперимент; методы математической статистки.

В процессе опытно-экспериментальной деятельности по теме «Внедрение адаптированной фитнес – технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ» были выработаны новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению дошкольников, которые представлены в авторской программе по оздоровительно-развивающей гимнастике «Fitness Baby» (Курыгиной Н.И, 2010г).   Детский фитнес – это система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, улучшение физического и психического здоровья ребенка, его социальную адаптацию, формирование здоровьесберегающих компетенций (знаний и опыта необходимых для эффективной деятельности в области сохранения и укрепления здоровья).

     Использование элементов детского фитнеса в ДОУ (на занятиях по физкультуре, в рамках дополнительного образования) позволяет повысить объем двигательной активности, уровень физической подготовленности, знакомит с возможностями тела, учит получать удовольствие и уверенность от движений и физической деятельности, усиливает интерес к занятиям физическими упражнениями и, как следствие, формирует здоровьесберегающие компетенции. В последние годы спектр фитнес-технологий, используемых в работе с детьми, значительно расширился:

  • круговая тренировка - система тренировки, которая предполагает выполнение упражнений на различные группы мышц  поточным методом, по станциям;
  • интервальная тренировка – система тренировки, которая предполагает чередование аэробных и силовых упражнений, с применением тренажеров;
  • ритмическая гимнастика – комплексы общеразвивающих упражнений  под ритмичную музыку, выполняемых без остановок и пауз для отдыха  по принципу «делай, как я» с предметами и без предметов:

-«Cardio Class» - кардиотренировка - дозированные разновидности ходьбы, бега, циклические упражнения, использование кардиотренажеров;

- «Body Correction»- комплексы РГ, направленные на исправление осанки и создание мышечного корсета;

 - «Аeromix» - комплексы РГ, построенные на  аэробных упражнениях: шагах, прыжках с предметами и без предметов;

- «Fitball» - комплексы РГ с применением больших мячей  фитболов;

-  «Step Class» - комплексы РГ  с применением степ – платформы;

- «Mix Dance» - комплексы РГ, построенные на танцевальных элементах в русском, в восточном стиле, диско, джаз, хип-хоп или кантри с предметами или без предметов;

- «Muscle Toning» - комплексы РГ, включающие упражнения силового характера с отягощениями и весом собственного тела, с использованием дополнительного оборудования.

- «Pilates» - комплексы РГ для  формирования мышечного корсета, укрепления мышц спины и брюшного пресса в медленном темпе;

- «Body ballet» - комплексы упражнений у гимнастического станка, элементов хореографии,  акробатики и пластики;

- горизонтальный пластический балет – комплексы РГ, включающие в себя пластичные движения, выполняемые в основном в исходном положении лежа и сидя, наклоны, махи, перекаты, прогибы, фиксирование положения.

В соответствии с современными требованиями ФГОС к ДО,  дошкольное образование должно  идти в ногу со временем, знать потребности молодых, осовременивать физкультуру и спорт, находить такие педагогические   технологии, которые способствовали бы  формированию и укреплению здоровья дошкольников и  не требовали больших материальных затрат и формировали бы  социальные компетенции  здоровьесбережения дошкольников.

Опираясь на результаты мониторинга состояния здоровья и уровня физической подготовленности детей, коллектив МАДОУ «Детский сад № 53» Разработал мероприятия по сохранению и укреплению здоровья  детей: 

  • выявление причины  отставания детей в физическом развитии и физической подготовленности;
  • обеспечение индивидуально – дифференцированного подхода в процессе воспитания и социализации воспитанников;
  • соблюдение санитарно – гигиенических требований к организации образовательного процесса;
  • внедрение в практику новых методик воспитания, образования и контроля, вариативных программ по воспитанию и оздоровлению  детей;
  • создание многофункциональной системы физкультурно-оздоровительной работы по здоровьеформированию и здоровьюсбережению детей;
  •  осуществление диагностики  физической подготовленности  дошкольников и скрининг – тестирование, с целью определения уровня и состояния здоровья детей;
  • организация консультаций, мастер-классов для  родителей и педагогов по вопросам физического воспитания и оздоровления детей;
  • создание разнообразной предметно-развивающей среды;
  • осуществление взаимодействия родителей, педагогов, медперсонала и инструктора по физической культуре для решения вопросов по коррекции физического развития детей.

Проектная деятельность по модернизации образовательной области «Физическая культура»  образовательной программы ДОУ способствовала интеграции  фитнес - технологии  во все режимные моменты ДОУ:  утреннюю гимнастику, физминутки, в основную и заключительную части физкультурного занятия, на прогулке, в свободную деятельность детей средних, старших и подготовительных групп. Теперь двигательная активность детей в ДОУ организована так, что занятия стали доступными, увлекательными, разнообразными и полезными. Внесены изменения в структуру непосредственной образовательной деятельности ОО «Физическая культура» в ДОУ.

Для внедрения инноваций в  МАДОУ «Детский сад № 53» была создана разнообразная предметно-развивающая среда. Совместно с родителями спортивный зал оборудован  необходимым стандартным и нетрадиционным оборудованием,. Выделено  помещение для тренажерной комнаты, приобретены  современные тренажеры: велотренажеры, беговую   дорожку, батуты, фитболы, степ-платформы. Изготовлено нетрадиционное фитнес-оборудование: сигнальное устройство для отжимания, мини – тренажер «Чудо цвет», поролоновую дорожку – лестницу, гимнастические ленты и др.. В каждой групповой  комнате, в обязательном порядке, оформлены  спортивные  уголки,  оборудованные  необходимым  спортивным инвентарем  в соответствии с  возрастом  детей. На улице оборудована площадка для спортивных игр, отдельно, площадка для подвижных игр и мини футбола, беговые дорожки с разметкой, игры на асфальте, полоса препятствий, сектор для прыжков с места и с разбега, участвуя в региональном конкурсе среди дошкольных образовательных учреждений, внедряющих здоровьесберегающие  технологии и  за первое место в номинации «Здоровьесберегающие и здоровьеформирующие технологии» получили спортивный комплекс для спортивной площадки.

Вывод:  

1.Анализ состояния физкультурного образования детей дошкольного возраста в современных условиях выявил  причины, которые приводят к ухудшению состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности детей  и падение их интереса к занятиям физической культурой, что требует пересмотра существующих подходов к обновлению физкультурного образования.

2.  На основании анализа инновационных процессов, происходящих в физкультурном образовании  установлено, что фитнес является инновацией, его внедрение в сферу физкультурного образования дошкольников обусловлено социально-педагогическими предпосылками.

3. Теоретико-методологические и экспериментальные исследования позволили установить, что фитнес можно рассматривать как процесс улучшения физического совершенствования людей, совокупность материальных и духовных ценностей, систему оздоровительных занятий,  

4      Разработанная Концепция детского фитнеса представляет систему идей, положений, соответствующих не только потребностям современной жизни, но и рассчитанных на перспективу. В ней определены цели, приоритетные направления и принципы, обеспечивающие её эффективность, целостность воздействия, оздоровительную, культурную и социальную направленность.

      Её основными идеями являются:

- обновление физкультурного образования детей  путём внедрения    фитнес-технологий.

 - конкретизация цели и задач работы по физической культуре в ДОУ

- создание условий для самоопределения, повышения уровня физической подготовленности, укрепления здоровья, социализации личности посредством занятий фитнесом и повышения интереса к занятиям физической культурой.

Таким образом, двигательная деятельность детей, организованная в соответствии с требованиями ФГОС и  интегрированным использованием   фитнес - технологии,  стала не только  разнообразной, доступной, но и увлекательной, и полезной.  Данная педагогическая деятельность по сохранению здоровья подрастающего поколения  в МАДОУ «Детский сад № 53»  основана на дидактике здоровья , т.е. использовании на практике разнообразных форм организации  образовательного процесса, приемов  профилактики утомляемости  воспитанников,  активных форм обучения и воспитания, построение новых моделей  деятельности.

Мониторинг по внедрению здоровьесберегающих технологий, основанных на фитнес – технологии, показал, что предложенная нами концепция физического воспитания дает положительную динамику уровня физической подготовленности детей, овладения ими основными видами движений, прироста физических качеств, снижения заболеваемости детей, активизации двигательной деятельности детей, формировании потребности заниматься ежедневно физкультурой и вести здоровый образ жизни.  Результатом этой большой работы  стали высокие показатели уровня физической подготовленности детей, особенно в подготовительных к школе группах.  Детей с УФП выше среднего уровня в коррекционных группах – 57%, а в группах общеобразовательного вида стало 87%, в это высокие показатели качества физического воспитания детей. Существенным показателем правильного подхода является высокий  прирост уровня физической подготовленности -  в среднем на 15-24%.  Особенно заметен прирост показателей в упражнениях на силу, ловкость и гибкость ( у 10% детей прирост физических качеств наблюдается на 50%). Медработники, отметили заметное  снижение заболеваемости, повышение уровня функциональных возможностей организма, повышение работоспособности, общей выносливости, улучшение аппетита детей. Родители отметили повышение внимание, дисциплинированности, общей культуры ребенка, общую активность, интерес к занятиям физическими упражнениями хороший сон

В период внедрения  ФГОС к  дошкольным образовательным учреждениям необходимо совершенствовать программно-методическое обеспечение образовательной области «Физическая культура» и программ дополнительного образования по физическому воспитанию дошкольников. Программа «Fitness Baby», расширяет возможности интеграции непосредственной образовательной деятельности  ОО «Физическая культура» с формами дополнительного физкультурного образования и с оздоровительными мероприятиями в режиме дня, что является   хорошим примером такой интеграции.

Список литературы: .

 

  1. Закон РФ «ОБ образовании в Российской Федерации», № 273-фз от 29.12.2012.
  2. Федеральные государственные образовательные стандартыдошкольного образования, от 14.11.2013.

3. Конвенция о правах ребенка, от 28.11.1989.

4. Приказ Министерства образования РФ, Министерства здравоохранения России,  Государственного комитета РФ по физической культуре и спорту, Российской Академии образования от 16 июля 2002 года № 2715/227/166/19 «О совершенствовании процесса физического воспитания в образовательных учреждениях Российской Федерации»,

5. Григорьев В.И., Симонов В.С. Стратегия формирования индустрии рекреации. – СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2006. – 208 с.

6.Железняк Н.Ч. Занятия на тренажерах в детском саду. М., 2009

7. Машукова Ю.М. Степ-гимнастика в детском саду// Инструктор по физкультуре. 2009 №4

8.Моченов В.П. Социально-педагогические аспекты использования нетрадиционных форм и средств физической культуры в практике физкультурно-оздоровительной работы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 1994. – 24 с.

9. Сайкина Е.Г. Фитнес в модернизации физкультурного образования детей и подростков в современных социокультурных условиях: монография. – СПб.: Образование, 2008. – 301 с.

10. Сайкина Е.Г., Пономарев Г.Н. Семантические аспекты отдельных понятий в области фитнеса // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 8. – С. 6–10.

11.Сайкина, Е.Г.          Фитнес в модернизации физкультурного образования детей и подростков в современных социокультурных условиях: монография / Е.Г. Сайкина. - СПб.: Образование, 2008.- 301 с.     

12. Пономарев Г.Н., Сайкина Е.Г., Лосева Н.А. Фитнес-технологии как путь повышения интереса и эффективности урока физической культуры в школе // Теория и практика физической культуры. – 2011. – № 8. – С. 55–60.

13. Детский фитнес. М., 2006.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фитнес-технология - как средство формирование здоровьесберегающей компетенций у дошкольников.

В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ. Это предопределило появление в тео...

Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"

Сообщение из опыта работы "Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции дошкольников"...

Игра как основное средство формирования социальных компетенций дошкольников

В период дошкольного детства начинает формироваться индивидуальность ребенка и проявляются первоначальные социальные навыки, идет активное становление личности. Дошкольник, общаясь...

Фитнес – технология, как средство формирования здоровьесберегающей компетенции дошкольников

Использование инновационных здоровьесберегающихтехнологий  в ДОО....

Игровые технологии, как средство формирования коммуникатвных компетенций у дошкольников с ОВЗ.

Игровые технологии, как средство формирования коммуникатвных компетенций у дошкольников с ОВЗ....

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РЕСУРСОВ ГОРОДСКОЙ СРЕДЫ МИКРОРАЙОНА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДОШКОЛЬНИКОВ

В процессе планирования и реализации ОП ДОО, нас неотступно преследовали вопросы: «Как гармонично соединить возможности родителей и богатый опыт воспитателей дошкольного учреждения в вопросах со...