Статья: "Формирование здоровьесберегающих компетенций у дошкольников в ДОУ"
статья
«Здоровье - важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности и бодрости детей
Зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А.Сухомлинский.
«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия». Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов, является неосведомлённость родителей в вопросах физического воспитания детей. Развитие ребёнка, тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботиться о правильном физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой, приобщать к здоровому образу жизни.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры личности должно стать основополагающим принципом ее формирования.
Мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка.
Пути решения этой проблемы:
1)Работа с родителями: проведение консультаций по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, аутотренинги, дыхательные системы). Проводим практические семинары; семейные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья»; и другие мероприятия.
2)Организация здоровьесберегающего пространства: создание экологической и психологической комфортности образовательной среды; создание игровой и предметно-развивающей среды; обеспечение безопасности жизни детей; обеспечение условий для укрепления здоровья и закаливания организма каждого из них. Выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей.
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники. В режиме дня и занятий рационально используются двигательные и эмоционально-психологические разгрузки (физкультурные минутки, минутки здоровья, двигательные разрядки, элементы релаксации).
Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации. Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности.
Режимные моменты используют для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.
Созданию позитивного отношения дошкольников к формированию представлений о ЗОЖ способствуют различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов педагогов с дошкольниками.
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников обеспечивает высокий уровень реального здоровья воспитанников, совокупность осознанного отношения к здоровью ребенка, знаний о здоровье и умений оберегать, сохранять и поддерживать его.
КАКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮТ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ?
Здоровый образ жизни определяется сразу несколькими факторами, на каждом из которых хотелось бы заострить ваше пристальное внимание.
1.Рациональное питание:
2.физическое развитие
3.сон и отдых
Из всего сказанного выше можно понять: формирование здорового образа жизни ребенка следует начинать именно с раннего возраста, а не откладывать это на потом, когда уже начнут проявляться основательные трудности со здоровьем организма из-за невыполнения элементарных правил. Умеренное рациональное питание, систематичные физические нагрузки, соблюдение режима дня и отдыха, позволят вам и вашему ребенку радоваться активной здоровой жизнью до самой старости.
Список использованной литературы:
1.Павлова М.А., Лысогорская М.В., «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» издательство «УЧИТЕЛЬ», 2012
2.Тихомирова А.Ф. «Упражнения на каждый день. Уроки здоровья для детей» 5-8 лет. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003.
3.Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
4.Ковалева Г. А. «Воспитывая маленького гражданина»… : Практическое пособие для работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2003 – (Развитие и воспитание дошкольника). 5.Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье»: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Формирование здоровьесберегающих компетенций
у дошкольников в ДОУ
«Здоровье - важнейший труд воспитателя.
От жизнерадостности и бодрости детей
Зависит их духовная жизнь, мировоззрение,
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В.А.Сухомлинский.
«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия». Известно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек проходит огромный путь развития, не повторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.
Поступая в детский сад, многие дети имеют отклонения в физическом развитии: нарушение осанки, излишний вес, задержки в развитии быстроты, ловкости, координации движений. И одной из причин таких результатов, является неосведомлённость родителей в вопросах физического воспитания детей. Развитие ребёнка, тесно связано с образом жизни семьи, и родителям необходимо заботиться о правильном физическом развитии детей, регулярно заниматься с ними физкультурой, приобщать к здоровому образу жизни.
Сегодня под здоровым образом жизни мы понимаем активную деятельность того, кто хочет быть здоровым, направленную на сохранение и улучшение здоровья. Единство мировоззренческого, интеллектуального и телесного компонентов физической культуры личности должно стать основополагающим принципом ее формирования.
Мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка.
Пути решения этой проблемы:
1)Работа с родителями: проведение консультаций по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, аутотренинги, дыхательные системы). Проводим практические семинары; семейные соревнования «Папа, мама, я - спортивная семья»; и другие мероприятия.
2)Организация здоровьесберегающего пространства: создание экологической и психологической комфортности образовательной среды; создание игровой и предметно-развивающей среды; обеспечение безопасности жизни детей; обеспечение условий для укрепления здоровья и закаливания организма каждого из них. Выставки специальной и детской литературы, а также плакатов, выполненных в результате совместной деятельности детей и взрослых, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей.
Система работы с детьми предполагает различные формы, средства и методы формирования основ здорового образа жизни у дошкольников. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники. В режиме дня и занятий рационально используются двигательные и эмоционально-психологические разгрузки (физкультурные минутки, минутки здоровья, двигательные разрядки, элементы релаксации).
Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации. Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности.
Режимные моменты используют для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания.
Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность, использования для профилактики заболеваний закаливающих мероприятий, санитарно-гигиенических процедур, нелекарственных средств.
Созданию позитивного отношения дошкольников к формированию представлений о ЗОЖ способствуют различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов педагогов с дошкольниками.
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников обеспечивает высокий уровень реального здоровья воспитанников, совокупность осознанного отношения к здоровью ребенка, знаний о здоровье и умений оберегать, сохранять и поддерживать его.
КАКИЕ ФАКТОРЫ ВЛИЯЮТ НА ЗДОРОВЬЕ ДЕТЕЙ?
Здоровый образ жизни определяется сразу несколькими факторами, на каждом из которых хотелось бы заострить ваше пристальное внимание.
1.Рациональное питание:
2.физическое развитие
3.сон и отдых
Из всего сказанного выше можно понять: формирование здорового образа жизни ребенка следует начинать именно с раннего возраста, а не откладывать это на потом, когда уже начнут проявляться основательные трудности со здоровьем организма из-за невыполнения элементарных правил. Умеренное рациональное питание, систематичные физические нагрузки, соблюдение режима дня и отдыха, позволят вам и вашему ребенку радоваться активной здоровой жизнью до самой старости.
Список использованной литературы:
1.Павлова М.А., Лысогорская М.В., «Здоровьесберегающая система дошкольного образовательного учреждения» издательство «УЧИТЕЛЬ», 2012
2.Тихомирова А.Ф. «Упражнения на каждый день. Уроки здоровья для детей» 5-8 лет. – Ярославль: Академия развития, Академия холдинг, 2003.
3.Пензулаева Л.И. Физическая культура в детском саду: Подготовительная к школе группа. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
4.Ковалева Г. А. «Воспитывая маленького гражданина»… : Практическое пособие для работников ДОУ. – М. : АРКТИ, 2003 – (Развитие и воспитание дошкольника). 5.Шорыгина Т. А. «Беседы о здоровье»: Методическое пособие. – М. : ТЦ Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
СТАТЬЯ «ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
о зхдоровом образе жизни...
Фитнес-технология - как средство формирование здоровьесберегающей компетенций у дошкольников.
В настоящее время в системе физической культуры разрабатывается большое количество инновационных технологий, методик и оздоровительных программ. Это предопределило появление в тео...
статья "ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ"
Аннотация: статья посвящена формированию правильной культуры здо- рового образа жизни детей дошкольного возраста. Автором отмечается необ- ходимость оздоровления и сохранности детского организма, проф...
Статья "Формирование элементарных математических представлений у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата"
В статье рассматриваются особенности формирования количественных, сенсорных, временных и пространственных представлений у дошкольников с нарушениями опорно-двигательного аппарата....
Статья "Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников: требования ФГОС и их реализация"
Статья Разенковой Е.В. посвящена формированию коммуникативных навыков с помощью игр. В статье приводятся примеры игр и этюдов....
Статья "Формирование профессиональных педагогических компетенций в режиме онлайн"
В статье подробно рассматривается формирование профессиональных педагогических компетенций в режиме онлайн в ДОО. Материал будет полезен педагогам и специалистам ДОО....
- Мне нравится (1)