Тактильные (сенсорные) мешочки для детей 2-3 лет
проект (младшая группа)
"Источники способностей и дарований детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли"
В.И. Сухомлинский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pedagogicheskiy_proekt.docx | 17.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Светлячок» филиал «Сказка»
р.п. Благовещенка
Адрес: ул. Победы 42
Педагогический проект
Тактильные (сенсорные) мешочки для
для детей 2-3 лет
Составила:
Мамонтова В.Н.
Тактильные (сенсорные) мешочки для детей 2–3 лет
«Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли»
В. А. Сухомлинский
Дидактическое пособие «Тактильные мешочки» предназначено
для детей от 2 до 3 лет.
Ученые-нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Набор «Сенсорных (тактильных) мешочков» - это прекрасное пособие для развития мелкой моторики и сенсорики ребёнка. Мешочки поощряют любознательность, стимулируют развитие чувств ребёнка и обеспечивают бесконечные возможности для неструктурированной игры.
Значение развития мелкой моторики:
∙ Повышает тонус коры головного мозга.
∙ Развивает речевые центры коры головного мозга.
∙ Стимулирует развитие речи ребёнка.
∙ Согласовывает работу понятийного и двигательного центров речи.
∙ Способствует улучшению артикуляционной моторики.
∙ Развивает чувство ритма и координацию движений.
∙ Подготавливает руку к письму.
Развитие речи ребёнка зависит от многих факторов и напрямую - от степени развития тонких движений пальцев рук (то есть от развития мелких мышц пальцев, способности выполнять ими тонкие координированные манипуляции малой амплитуды). Если эти движения соответствуют возрасту ребёнка, то и развитие его речи находится в пределах нормы и соответствует возрасту. Потому и педагогам, и родителям, следует, занимаясь с детьми, использовать игры с разнотипными движениями, которые в отличие от игр с симметричными движениями развивают резервные возможности головного мозга.
Познание окружающего мира так же начинается с ощущений, с восприятия. Чем богаче ощущения и восприятия, тем шире и многограннее будут полученные человеком сведения об окружающем мире.
Таким образом, сенсорная культура ребенка, уровень развития его ощущений и восприятий являются важной предпосылкой успешной познавательной деятельности.
Одна из эффективных дидактических игр, предназначенных для развития мелкой моторики и сенсорного развития детей - «Сенсорные (тактильные) мешочки». Упражнения с мешочками полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо её нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно – упражнения будут эффективны при условии, что занятия будут регулярными, и длительностью не более 5 минут.
Цель пособия: сенсорное развитие детей раннего возраста.
Задачи:
1. развивать мелкую моторику пальцев рук;
2. учить анализировать тактильные ощущения;
3. развивать речь, воображение, эмоциональную сферу детей;
4. расширять словарный запас.
Данное пособие представляет собой комплект парных мешочков с разнообразным наполнением. У меня это:
• Крупы (манка, гречка, рис)
• Бобовые (горох, фасоль)
• Пуговицы, ракушки, синтепон, шарики, гайки, гремелки, шуршалки и др.
Пособие состоит из парных мешочков с одинаковым наполнителем. Один полностью изготовлен из ткани, и содержимое его можно определить только по тактильным ощущениям. Второй мешочек - прозрачный, при его обследовании подключается зрительный анализатор.
Сами мешочки сшиты из разнообразной ткани: бязи, ситца, атласа, креп-сатина, флиса.
Занимаясь с ребятами в этой сенсорной зоне, вы разовьете у них память, логику, наблюдательность, мелкую моторику, речь, словарный запас. Это простое занятие побуждает детей к активной деятельности, отлично развивает сенсорные способности, тренирует зрительную память, обучает счету, знакомит со свойствами предмета. Кроме всего вышеперечисленного, это просто интересная и увлекательная игра.
От тактильных ощущений напрямую зависит развитие речи и чем лучше они развиваются, тем быстрее и активнее развивается речь ребенка. Сенсорные мешочки - это мешочки, в которые помещаются мелкие предметы. Играя с ними, ребенок понимает, что на первый взгляд похожие предметы могут быть разные на ощупь, по-разному весить, издавать разные звуки, быть разного цвета. Ребенок учится анализировать, сравнивать и находить подобное и различное. В процессе игр с мешочками происходит развитие тактильного, зрительного и слухового восприятия, внимания, интеллектуальных способностей, речи, мелкой моторики.
Работа с данным пособием будет способствовать развитию у ребенка концентрации внимания, мелкой моторики, зрительной, слуховой, моторной, образной и др. видов памяти, утончению тактильных ощущений. Тактильные мешочки походят как для индивидуальной, так и для групповой работы. А выбор упражнений – простор для педагогического творчества.
Примеры игр и заданий с сенсорными (тактильными) мешочками
1. Использование прозрачных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Рассматриваем, учимся давать описание тому, что «прячется» внутри мешочка (форма, размер, есть ли звук).
2. Использование прозрачных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Просим найти все легкие мешочки (или только с мягким наполнителем, все тёмные или светлые и т. п.)
3. «Угадай, что внутри?»
Цель: учить детей с помощью тактильных ощущений определять содержимое мешочка.
Содержание игры: Ребенок выбирает непрозрачный мешочек, на ощупь определяя его содержимое.
Какие предметы можно положить в волшебный мешочек :
- ластик (круглый, треугольный, квадратный, прямоугольный)
- клубок ниток
- пальчиковая батарейка
- геометрические объемные фигуры, плоские геометрические фигуры
- монетки
- конфетки
- кубик
- камушек
- небольшие игрушки (машинка, матрешка, собачка)
- пуговицы (круглые или квадратные)
- природный материал (ракушки, шишки , желуди, каштаны)
Воспитатель: «Поработай своими пальчиками. Нащупай, что внутри мешочка. Опиши размер, форму. Твердые или мягкие предметы находятся внутри? Как ты думаешь, из чего они сделаны?».
4. Использование прозрачных и цветных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Берем прозрачный мешочек, оказываем, даем ощупать, рассмотреть, описать. Потом даем штук 5 непрозрачных цветных с очень различными формами и просим отыскать такой же.
5. «Найди на ощупь»
Цель: формировать умение детей на ощупь найти мешочек с заданным предметом.
Содержание игры: Постепенно усложняем игру 3, добавляя количество непрозрачных цветных мешочков, давая детям задание найти на ощупь определенный предмет.
6. «Найти пару для своего мешочка»
Цель: формировать умение детей найти парный мешочек с заданным предметом.
Содержание игры: Использование прозрачных и однотонных непрозрачных мешочков (работа зрительного и тактильного анализатора, развитие речи). Воспитатель просит ребенка найти и выстроит два параллельных ряда из мешочков с одинаковым наполнителем.
7. Из тактильных разноцветных мешочков можно выкладывать многослойные «торты», строить башенки с определённым количеством (или свойством) мешочков.
8. «Сортировка» – мешочки сортируются по группам в соответствии с определёнными свойствами: съедобное и несъедобное содержимое, лёгкие и тяжёлые, со звуком и без, мягкие и жёсткие.
9. Мешочки можно использовать как материал для других игр, например
"Какой мешочек пропал?", "Какие мешочки поменялись местами?", вправо-влево.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент нетрадиционного совместного занятия детей и родителей с использованием сенсорных мешочков.
Фрагмент нетрадиционного совместного занятия детей и родителейс использованием сенсорных мешочков. Цель: - развивать высшие психические функции, интеллект...
Фрагмент нетрадиционного совместного занятия детей и родителей с использованием сенсорных мешочков.
Фрагмент нетрадиционного совместного занятия детей и родителейс использованием сенсорных мешочков. Цель: - развивать высшие психические функции, интеллект...
Дидактическое пособие «Сенсорные (тактильные) мешочки» для детей от 2 лет
laquo;Тактильные (сенсорные) мешочки» Дидактическое пособие «Тактильные мешочки» предназначено для детей от 2...
Дидактическое пособие"Сенсорные (тактильные) мешочки для детей от 2 лет
Дидактическое пособие "Тактильные мешочки" предназначено для детей от 2 лет. Игровой материал представляет собой тканевый мешочек, в котором находится 10 пар мешочков, наполненных различным ...
Тактильные (сенсорные) мешочки для детей 2–3 лет
Тактильные (сенсорные) мешочки для детей 2–3 лет «Источники способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки...
"Развитие мелкой моторики пальцев и тактильно - сенсорного опыта у детей третьего года жизни посредством самодельных игровых пособий"
В данной презентации раскрывается вопрос: "Что такое мелкая моторика?", а также дается описание пособий, которые помогают ее развивать.....
Тактильные сенсорные мешочки
Тактильные сенсорные мешочки...