Методическая разработка «Северная сказка»
методическая разработка (старшая группа)

Сурук Лариса Николаевна

Данное мероприятие призвано прививать детям интерес к изучению родного края. «Сказки народов Севера» знакомят с бытом и культурой коренных народов Севера: звучат стихи о северном крае, демонстрируются некоторые национальные орнаменты, дети инсценируют сказку северных народов. Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotkasevernaya_skazka.docx24.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 14 «Брусничка»

Методическая разработка

 «Северная сказка»

                                                                         Разработали воспитатели:

                                                               

                                                                Сурук Лариса Николаевна

                                          Абдукамалова Милана Тюменбековна

        

г. Сургут, 2023г.

Методическая разработка «Северная сказка»

Данное мероприятие призвано прививать детям интерес к изучению родного края. «Сказки народов Севера» знакомят с бытом и культурой коренных народов Севера: звучат стихи о северном крае, демонстрируются некоторые национальные орнаменты, дети инсценируют сказку северных народов.

Мероприятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста (4-6 лет).

Цель: организация образовательно-развивающей среды с целью создания условий для расширения кругозора детей посредством ознакомления с образом жизни, традициями коренных народов севера через инсценированную сказку.

Задачи:

  1. Развивать у детей положительное эмоционально — ценностное отношение к малой Родине.
  2. Познакомить детей с бытом, культурой и традициями коренных народов Севера (ханты).
  3. Формировать познавательный интерес к культурному наследию народов Севера.
  4. Развивать чувство толерантности к сверстникам разных национальностей коренных народов Севера (ненцы, ханты, манси, селькупы, коми).
  5. Воспитывать дружеские чувства, уважение и гордость за свой родной край.
  6. Создание предметно-развивающей среды.

Предварительная работа: беседа о тундре, рассматривание иллюстраций: тундра, стойбище, чтение сказок народов Севера: «Голубика», «Кукушка». Нанайской сказки «Айога», дидактическая игра: «Собери чум». Разучивание стихотворений о Югре, отгадывание национальных загадок, знакомство с хантыйским весенним праздником «Вороний день», проведение развлечения «Вороний день».

Словарная работа:

 Стойбище, Анки, Шэвер, Вурни, Мэми.

 Стойбище- место, где расположено несколько чумов.

 Анки – мама (переводе с хантыйского языка)

Шэвер - заяц (перевод с хантыйского языка).

Вурни – ворона (перевод с хантыйского языка).

Мэми – медведь (перевод с хантыйского языка).

Оборудование: чум, люлька, кукла «Акань», дрова, огонь, дерево, яблоко.

Герои: Рассказчица, Мама Анки, два старших сына, младший сын Идэ, малютка в люльке, заяц (Шэвэр), ворона (Вурни), ёж, медведь (Мэми).

Ход мероприятия:

Педагог в сопровождении музыки приводит детей в зал на стульчики. На экране изображено стойбище.

- Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие гости!

Я рада приветствовать вас на нашем мероприятии. В рамках реализации проекта «Край в котором я живу. Моя Югра» мы подготовили «Северную сказку».

Моя Югра – заветный край России

Земля легенд и сказок старины.

Твои просторы, зори молодые

Мы с детских лет всем сердцем влюблены.

А на Севере, друзья,

Где тайга кончается,

Есть полярные края –

Тундрой называются.

Мох и ягель – там и тут,

Мошки да комарики...

А деревья в ней растут –

Маленькие-маленькие.

Скачут зайцы через них –

Зайцы здоровенные,

В небесах горят огни

Необыкновенные.

Там мышата, не дрожа,

Храбро и уверенно,

Собирают урожай

Спелых яблок северных.

Ведь не станут их ловить

Хищники бедовые,

Из боязни подавить

Деревца плодовые.

Если будешь там гулять,

Ты уж, по возможности,

Постарайся проявлять –

Побольше осторожности.

Приглашаю вас в путешествие по древнему, удивительному северному краю, краю белых ночей и глухариной песни, а совершить это путешествие нам поможет Хозяйка тайги. Послушайте её рассказ.

(Звучит мелодия ветра, перекликаясь со всполохами Северного сияния).

В национальном костюме выходит Хозяйка тайги.

Рассказчица:

Далеко-далеко на Севере, где дуют суровые холодные ветра и волнуют воображение всполохи Северного сияния, на зимнем стойбище жила-была семья – ханты: мать трое сыновей и малютка доченька.

Каждый день, когда занималась заря, старшие сыновья уходили в лес на охоту, а мать оставалась дома с младшими: маленьким Идэ и малюткой. Много дел в лесу у женщины -ханты: дрова наколоть, дома прибраться, еду сготовить, детей понянчить, да и шитья всякого хватает. Вот и мама Идэ, каждый день с утра до ночи, трудилась, не покладая рук. А вечером, когда уже с ног валилась от усталости, садилась к огню с шитьем в руках. А Идэ тут как тут! Он рос мальчиком любознательным, непоседливым и бесконечно донимал мать вопросами. Все ему было интересно.

Идэ:

- Анки, Анки! Почему снег белый?

- Анки, Анки! Почему солнце светит?

- А ветер почему дует?

- Анки. Анки! А куда наша река течет?

(Мать от работы всякой устанет, не до вопросов ей).

Анки:

- Сыночек, мама устала.

Идэ:

- А ты отдохни чуть, потом скажи. 

Анки:

- Давай лучше сказку тебе расскажу?

Идэ

- Давай, давай! Хочу сказкусказку хочу! А про кого будет твоя сказка, Анки?

Анки:

- Ладно, слушай сказку. (музыка) Эта сказка леснаяпро зверей: про зайца (Шэвер)быстрого, про ворону (Вурни) хитрую, про доброго ежа и про сильного, мудрого медведя (Мэми)

(И мама, укачивая люльку, начала свой рассказ, взяла в руки книгу)

Когда в лесу наступила осень и на деревьях уже не было листьев, бежал по лесу заяц.: вдруг видит он -на яблоне весит одно-единственное яблоко и захотел съесть его. Но как яблоко достать? На дерево заяц залезть не может. Стал он прыгать. Но яблоко высоко висит, не достанешь.Смотрит заяц: на ели сидит ворона и смеется.

Ворона:-Карр-карр-карр! Что ты, Заяц, прыгаешь?

Заяц:-Эй, ворона, сорви мне пожалуйста яблоко!

(Сорвала ворона яблоко.Только в клюве его не удержала. Упало яблоко вниз.)

Заяц:-- Спасибо тебе, Ворона!

(– сказал заяц. Хотел заяц поднять яблоко, а оно, как живое побежало. Что такое? Испугался заяц, а потом понял: яблоко упало прямо на ежа. Ёж испугался и побежал.)

Заяц:-- Стой, стой! (-кричит заяц.)

(Остановился еж и говорит:)

Еж:-- Это мое яблоко. Оно упало, а я его поймал. 

(А заяц кричит ежу:)

Заяц:-- Сейчас же отдай мое яблоко! Я его нашел!

(Подлетела ворона к ним и говорит:)

Ворона:-- Не спорьте. Это яблоко мое. Я его сорвала.

Заяц, ворона и еж(кричат друг на друга:)

-- Мое яблоко! Нет, моё! Моё!

(Вдруг, на шум из леса вышел медведь (мэми).)

Медведь:-- Что такое? Что за шум?

(Все звери подбежали к медведю:)

Заяц:-- Ты, Медведь, в лесу самый большой, самый умный.Рассуди, чьё это яблоко?

(И рассказали медведю все как было.Медведь подумал, подумал и спросил:)

Медведь:-- Кто из вас яблоко нашел?

Заяц:-- Я -Заяц! 

Медведь:-- А кто яблоко сорвал?

Ворона:-- Я - Ворона!

Медведь:-- Хорошо. А кто его поймал?

Ёж:-- Я -Ёж!

Медведь:-- Ну, вот что! - Каждый из вас должен яблоко получить.

Ворона:-- Но тут только одно яблоко!

Медведь:-- А вы разделите яблоко на равные части!

Заяц:-- Как же мы раньше не догадались?

(Заяц разделил яблоко на четыре части.)

(Один кусок дал вороне:)

Заяц:-- Это тебе, Ворона!

-- Ты яблоко сорвала.

(Второй кусочек ежу дал:)

Заяц:-- Это тебе, Ёж!

-- Ты яблоко поймал.

(Третий кусочек заяц себе в рот положил:)

Заяц:-- А это мне!Я первый яблоко увидел.

(Четвертый кусочек заяц дал медведю:)

Заяц:-- А это тебе, Медведь!

Медведь:-- А мне за что?

Заяц:-- А тебе за то, что ты нас всех помирил!

Анки:-- Ну, вот, сыночек и вся сказка! Понравилась?

Идэ:-- Да, Анки, понравилась. Очень понравилась!

Анки:А что ты понял, сынок, из этой сказки?

Идэ:Понял, Анки, что нельзя быть злым и жадным, что надо делиться и со зверем, и с птицей, и с человеком.

Анки: -- И это правильно, сынок, молодец! А сейчас, сынок, пора спать! Т-с-с-с!

Идэ:-- Хорошо, Анки, а еще сказку расскажешь?

Анки:-- Ш-ш-ш! А-а-ай! -- (качает колыбель с малюткой)

-- Расскажу, сыночек, расскажу, только завтра.

(Звучит колыбельная, перекликаясь с музыкой ветра).

Рассказчица:

Все артистами сегодня побывали.

Очень хорошо все показали.

Все старались, молодцы!

Похлопаем друг другу от души!

А нам память о нашем путешествии мы с ребятами приготовили для наших гостей куколок, сделанных своими руками.

Список литературы:

1. Н. И. Величко Институт развития образования Г. Ханты-Мансийск (Россия)

2. Ерныхова Е. А. Декоративно-прикладное искусство обско-угорских народов. - Йошкар-Ола, 2000.

3. Зуев В. Ф. Материалы по этнографии Западной Сибири (1771 - 1772). Л., 1947.

4. Базанов А. Г., Певгова Л. В. Игры малых народностей Севера // Сборник Музея антропологии и этнографии. Т. 11. М. ; Л., 1949. стр. 59

5. Кулемзин В. М. Игры детей обско-угорских народов. - СПб. ТОО «Алфавит», 1999.

6. Патканов С. К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям // Живая старина. Вып. 4. СПб., 1891.

7. Патканов С. К. Остяцкая былина про богатырей города Эмдсра // Живая старина. Вып. 2. СПб., 1899.

8. Сказки и куклы нерым-ях /сост. Т. А. Исаева и О. В. Стародубова; пер. с языка ханты О. И. Щербакова. - Тюмень, 2006.

9. Тахтуева А. М. Материальная культура юганских ханты. - Изд-во «Северный дом», 1990.

10. Чечулина Т. Золотой город (хантыйские сказки). Свердловск, 1969. Мифы, предания, сказки ханты и манси. М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Мнемотаблицы "Сказки"

Уважаемые коллеги! Вашему вниманию предлагаются 22 мнемотаблицы, отражающие ту или иную сказку, под общим названием "Сказки". В мнемотаблице схематически изображены персонажи сказки, некоторые предмет...

Методическая разработка - Авторская сказка "Путешествие Колобка" (ПДД для малышей).

Авторская сказка по ознакомлению малышей с правилами дорожного движения....

Методическая разработка. Проект "Сказки у избушки"

групповой среднесрочный проект для детей старшего возраста...

Методическая разработка. Тема: «Сказки Пушкина»

Старший дошкольный возраст Разработано Моисеевой А.А.. в дошкольном отделении ГБОУ школы  № 297 Пушкинского р-нагорода Санкт-ПетербургаЦель: Познакомить с  А.С. Пушкиным и созданными им сказ...

Методическая разработка - проект "Сказка за сказкой"

В настоящее время, в меняющейся социально-культурной ситуации перед дошкольными учреждениями как никогда остро стоит проблема формирования у детей интереса к книге. Нынешние дети отдаляются от книги, ...

Методическая разработка. Презентация "Сказка-мудрость, знание-свет" и "Электронно-методические материалы".

Презентация и электронно-методические материалы предназначены для расширения знаний детей о поведении с незнакомцами, посредством визуализации образов из русских народных сказок....

Методическая разработка. Проект "Сказка за сказкой" в младшей группе

Формирование речи является одной из главных задач речевого воспитания дошкольника, так как играет большую роль в формировании личности. Для развития речи ребенка необходимо использовать различные игры...