Мы волонтеры
материал (старшая группа)

Дешева Мызылдай Делдоновна

 Мы волонтёры, наша суть проста.

Дарить добро и радость на планете.

И если вдруг подступиться беда,

Быть первым на спасенье и в ответе.

 

                                                                                  О проделанной работе детско-взрослого сообщества старшей группы
                                                                                                                                               на 2023 – 2024 учебный год
  В настоящее время современное российское общество, переживает кризис духовно-нравственных ценностей. Материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей.
Меня, как педагога, заинтересовало волонтерское движение, как одна из активных форм общения среди детей и взрослых. Среди подростков движение широко распространено, а в дошкольном возрасте начинает зарождаться.
 В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети – волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Волонтёрское движение – гарантия того, что дети, вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему. Волонтерское движение в ДОУ при активном участии педагогов, родителей (законных представителей), – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.
              Новизна состоит в том, что волонтерское движение организовывается в условиях детского сада.  В ФГОС дошкольного образования одна из задач социально-коммуникативного развития ребёнка звучит так: «становление самостоятельности, целеустремлённости и саморегуляции собственных действий». Модернизация образования требует работать не только в режиме функционирования, но и в режиме развития. Развиваться – это значит применять инновационные технологии.
 
 Главной целью технологии «Дети волонтёры» является социально-коммуникативное развитие детей, воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Задачи педагогической технологии «Дети  волонтёры» следующие:
Развивать самостоятельность и ответственность у дошкольников, навыки общения в разновозрастном коллективе.
Создать ситуацию, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) в естественной среде, от старших – к малышам.
Возможность проявлять инициативу при выборе для себя рода занятий, участников совместной деятельности.
Воспитывать у детей чувства милосердия, самостоятельность, инициативность, ответственность, доброжелательность.
             Волонтерство – это синоним слова «доброволец». Поэтому волонтерство – это прежде всего инициатива. У детей начинает формироваться активная жизненная позиция, умение ориентироваться в социуме, жить среди людей и, по возможности, помогать им.
Волонтерство – это бесплатная помощь, в результате своего труда ребенок получает не материальную плату, а «плату в качестве внутреннего удовлетворения
       Я решила организовать в своей группе «Кунеш» волонтёрское движение «Јалакай колдор»( "Добрые ручки")
      В своей работе по организации волонтерского движения в условиях детского сада, были выделены следующие этапы: организационный, практический, итоговый.
         Организационный этап – «Узнай больше о волонтерском движении»
На этом этапе формировала у дошкольников понятия «волонтер», «волонтёрское движение». Мотивировала  детей на волонтерскую деятельность, организовала команду. Воспитанники ДОУ волонтерское движение приняли с большим интересом. Использовала следующие формы совместной деятельности с детьми:
беседы;
просмотр видеоматериалов, чтение книг о волонтерском движении;
приглашение гостей, действующих волонтеров нашего села;
разработка правил поведения детей – волонтеров.
           Совместно с воспитанниками разработали правила:
Найди того, кто нуждается в твоей поддержке и помоги ему.
Доведи начатое дело до конца.
Если ты волонтер, не будь равнодушным к проблемам других.
Умеешь сам – научи другого.
Учись слышать людей, уважать их мнение.
Будь настойчив в достижении целей. 
 
​​Вместе с ребятами мы выбрали название нашего движения, разработали эмблему, составили план нашей деятельности.
 Наша команда: « Јалакай колдор"» ("Добрые ручки")
Наш девиз:   ​«Не унывать!,Добрыми руками.Можешь ты смогу и я!»
 
 Мы разные, но вместе, делаем добрые дела.
   Готовы оказать помощь, всем кому она нужна.
   Помогаем всем от души, на радость всем.
            Практический этап – « Мы малы, но вместе делаем добрые дела»  реализация запланированных мероприятий, дел
Практический этап был разделен на  блоки
1. «Умеешь сам-научи другого» На этом этапе добровольцы, из числа воспитанников, старались  научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать. Ребята впервые по-настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей – волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе. 
«Подари частичку счастья» Влонтеры отряда «Јалакай колдор» трудились над поздравительными открытками для пожилых жителей нашего села Кырлык. Приготовили также концерт поздравление "Јаанамныҥ јаҥар кожоҥы" приуроченный ко дню пожилого человека.
3. «Письмо водителю». Ребята принимали участие с сотрудниками ГБДД в акции «Осторожно! Дети!», «Пристегни ребенка», «Засвети ребенка!» –   Был организован праздник – развлечение «Безопасная дорога».
4.«Помоги друзьям нашим меньшим» ребята вместе  с родителями собрали «подарки» для братьев наших меньших. Так же приняли активное участие в акции «Птичья столовая» – изготовление кормушек для птиц.
5.«Планета наш общий дом» Организовали субботник, собрали мусор,  разместили информацию, для отдыхающих «Как вести себя в лесу». Приняли участие в высадке деревьев на участке ДОУ, «Сохраним каждое дерево, каждый кустик, каждую травинку». А самое интересное для ребят стало участие в конкурсе поделка из бросового материала. Мы с мастерила Чудо –ракету, на которой потом отправились в космическое путешествие.
6.«Помощь нашему младшему воспитателю» Оказывали помощь младшему воспитателю.
7.  «Мы выбираем ЗОЖ» Волонтеры отряда «Јалакай колдор» привлекли родителей в помощь и организовали для них такие мероприятия как  утренняя зарядка, спортивный праздник .
«Мы помним. Мы гордимся» В преддвериях празднования Дня Победы, ребята – волонтеры готовили подарки и стихи ветеранам СВО ,участвовали на митинге ,посвященной  Великой Отечественной войне.
 
Также мои волонтеры в рамках празднования Дня Победы, участвуют в возложении гирлянды к памятнику героям Великой Отечественной войны.Наше движение продолжается, но уже можно сделать вывод: через партнерские отношения у детей формируются общечеловеческие ценности – забота о младших, уважение к старшим, доброта, милосердие, самостоятельность, инициатива. А у родителей (законных представителей) – ответственность за результаты воспитания своих детей.
          Итоговый этап   «Творческий отчет. Наши добрые дела» 
          Подведение итогов работы детей волонтёров. 
Волонтерство – очень полезная и нужная деятельность для детей. У них развивается уверенность в себе, начинают чувствовать себя нужными и ценными для других людей.
Мои воспитанники уже понимают, что волонтер обязательно должен быть добрым, терпеливым, ответственным. Выходя из стен детского сада, мои ребята, в отличие от других, не только узнали о таком благородном и нужном движении как волонтерство, но и сами в нем поучаствовали. Надеюсь, что в будущем это оставит отпечаток в сознании у детей, как желание помогать другим людям.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что организация  деятельности волонтёрского движения в детском саду – это уникальная возможность влиять на формирование качеств, необходимых не только для успешной адаптации и обучению в школе, но и для жизни в современном обществе.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогическая технология "Дети-волонтеры"

 Цель введения данной технологии: воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, гармоничному взаи...

Презентация "Дети - волонтеры"

Отчет о работе волонтерского движения "Кто, если , не я!" в детском саду......

методическая разработка обучающего занятия для волонтеров "Вишневое варенье" - социальное проктирование

на занятии учащиеся закрепляют понятие "социальный проект", использую метод "Фишбон" разрабатывают социальный проект под названием "Вишневое варенье"занятие расчитано на ...

Технология "Дети - волонтеры" как средство эффективной социализации дошкольников

Технология «Дети – волонтеры» как средствоэффективной социализации детей – дошкольников...

Беседа с детьми 5 – 6 лет на тему: «Кто такие волонтеры?»

Цель: сформировать у несовершеннолетних представление о волонтерском движении, о его основных направлениях в разные времена, о его значении в жизни социума....

План работы с детьми старшей группы, посвященных году семьи и году волонтеров

Данный материал предназначен для детей старшего и подготовительного к школе возраста (5 - 7 лет). В данном материале можно найти перечень мероприятий по месяцам, посвященных Году семьи и Году волонтер...

Маленькие волонтеры добрые дела дошколят.

Маленькие волонтеры или добрые дела дошколят.            В рамках объявленного в России Года добровольца (волонтера), дети средней группы «...