"Музыкально-ритмические нейроигры для развития интеллекта дошкольников: секреты и польза".
консультация (подготовительная группа)

Печенкина Алевтина Николаевна

Сообщение для воспитателей, музыкальных руководителей и родителей детского сада на тему "Нейроигры".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._vystuplenie.docx25.19 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Музыкально-ритмические нейроигры для развития интеллекта дошкольников.

На сегодняшний день все больше появляется детей с задержкой речевого и психического  развития, с речевыми нарушениями, гиперактивных и невнимательных. Все чаще встречаются дети моторно неловкие, они плохо переключаются с одного движения на другое. Почему же наблюдается такая ситуация?

Причин может быть много. Это и экологические, биологические, социальные факторы, влияющие на состояние и развитие наших детей. Но еще одна немаловажная причина, на мой взгляд, это малоподвижный образ жизни наших детей. Недостаточность физической активности ведет к плохому снабжению головного мозга кислородом, несформированной координации движений, не развитой ориентировки в пространстве, не развитого чувства ритма, а также дисгармоничному развитию межполушарных связей.

Развивать мозг необходимо с дошкольного возраста, тогда в школе и во взрослой жизни ребенку удастся избежать массы проблем, связанных с работой на компьютере, управлением автомобилем, каким-либо иным сложным устройством; он сможет полностью раскрыть свой внутренний потенциал и стать успешным.

   Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.

Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.

     Что же делать, чтобы наши дети развивались правильно?Предлагаю вашему вниманию нейроигры, которые использую в  своей практике.

 Нейроигры – это игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию координации, активизации речи, улучшают чувство ритма, способность к произвольному контролю и повышает позитивный и эмоциональный настрой.

Удобно  то, что играть в такие игры можно практически в любое время и включать их в  различные виды деятельности детей: занятия, прогулки, режимные моменты  и т.д.

Один из основных факторов, определяющих эффективность таких занятий, является положительная атмосфера. Положительный эмоциональный настрой существенно улучшает восприятие информации и позволяет достигать наилучших результатов

 Благодаря нейроиграм оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Улучшаются подкорковые структуры головного мозга, а главное, игры вызывают у детей чувства удовольствия и радости, пробуждают интерес к действию и выполнению заданий. Благодаря этому, повышается подвижность мышления и стабилизируется психологическое состояние у детей.

Итак, нейроигра – это специальные игровые комплексы, помогающие ребенку решать следующие задачи:

- ребёнок учиться чувствовать пространство, свое тело;

- развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука);

- формируется правильное взаимодействие ног и рук;

- ребёнок учится последовательно выполнять действия;

- развивается слуховое и зрительное внимание.

   Нейропсихологические игры и упражнения развивают и корректируют механизмы мозговой деятельности ребенка. Их воздействие имеет как немедленный, так и накапливающий эффект, который способствует повышению умственной работоспособности, оптимизирует интеллектуальные процессы (внимание, память, мышление, воображение) и активизирует его энергетический потенциал.

Каким детям необходимы нейроигры?

- если ребёнок гиперактивный, «не слышит» взрослых, на замечания не реагирует или, наоборот, чересчур медлительный и пассивный;

- заметна эмоциональная нестабильность, резкие перепады настроения;

- есть синдром дефицита внимания;

- постоянно путает «лево» и «право», сезоны, жалуется на память;

- плохо ориентируется в пространстве, не может скоординировать движения;

- быстро переключается с одного действия на другое;

- присутствуют навязчивые движения (почёсывания, рисует/пишет с высунутым языком, грызёт ногти и т. д.);

- быстро утомляется, не может сосредоточиться на задании, тяжело осваивает чтение, грамоту и счёт;

- есть проблемы с речью разной сложности;

- наблюдается слабая познавательная деятельность;

- плохо развита мелкая и общая моторика и т. д.

Преимущества использования нейроигр:

- игровая форма обучения;

- эмоциональная привлекательность;

- многофункциональность;

- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью, а не статичное выполнение заданий только за столом;

- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;

- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом;

- активизация работы с родителями, повышение компетентности родителей в коррекционно-развивающем процессе.

   Нейроигры очень полезны как для детей, так и для взрослых. А если нейроигру соединить с музыкой, то будет еще эффективней и увлекательней. Ведь музыка считается способом эффективной коррекционной помощи.

Высокая эмоциональность музыкального воздействия и взаимодействия облегчает установление контакта с ребенком, позволяет легче заинтересовать его совместной игрой и включить в предлагаемую деятельность.

Ритм – обязательная составляющая музыки.

   Все в нашей жизни подчиняется определенному ритму. День сменяет ночь, лето сменяет весну и т. д. В нашем организме ритмично работают сердце и легкие, мозговая деятельность также подчинена разным ритмам.

Что же такое ритм? 

    Ритм – это равномерное чередование каких-либо (звуковых, двигательных и т. п.) элементов, присущее действию, течению, развитию чего-либо.

Ритмическая способность рассматривается специалистами в качестве предпосылки и одновременного условия реализации различных видов деятельности – речевой, интеллектуальной и др. Развитое чувство ритма способствует более легкому запоминанию стихотворений, развиваются интеллектуальные способности ребенка, оно помогает координировать движения своего тела и даже правильно, ровно дышать. От чувства ритма зависит артикуляция, плавность и чёткость речи. Хорошо развитое чувство ритма создает базу для дальнейшего усвоения фонетической стороны речи: 

слоговой структуры слова, словесного и логического ударения, ритмичной организации речедвигательного акта, интонационной выразительности речи.

Работа над ритмом является одним из важных направлений коррекции в процессе преодоления речевых нарушений у детей, т.к.у дошкольников часто наблюдается общая моторная неловкость, их движения ритмично не организованы, повышена двигательная истощаемость.

Исследователи (К. В. Тарасова, Б. Теплов, К. Орф) отмечают, что ритмическое воспитание не может быть только зрительным и слуховым, оно должно быть двигательным. В развитии чувства ритма должно участвовать все наше тело. Игровые упражнения на развитие чувства ритма, необходимо включать уже с младшей группы и даже ранее.

     Совместно с воспитателями коррекционных групп и логопедом нами были разработаны нейроигры и упражнения для развития чувства ритма.     Представленные ниже игры и упражнения способствуют развитию не только чувства ритма, но и слухового восприятия, зрительной и моторной памяти, внимания, переключаемости, совершенствуют координацию и согласованность движений, межполушарное взаимодействие.

     Использовать данные игры можно как в свободной деятельности детей, так и непосредственно на занятиях индивидуальных, подгрупповых, фронтальных, как организационный момент или физкультминутку.

     Нейроигры рекомендуется проводить под музыку.

Что же входит в такое емкое понятие, как нейроигра?

Я вам сегодня расскажу о некоторых видах нейроигр.

Это:

- Тренажер «Мемори»;

- Ритмодекламация;

- Ритмические игры на стакане;

- Ритмические игры с мячиками;

- Классики.

   В последние годы проблема развития музыкальной памяти становится все более актуальной.

Современные интерпретации мемори вовсе не похожи на восточного прародителя, однако так же хороши для развития нашего мозга и позволяют с удовольствием провести тренировку.

Не смотря на тот факт, что данное упражнение находится в разделе для памяти, это вовсе не говорит о его узкой направленности. Напротив, занятия на данном тренажере для мозга, имеют комплексное благотворное воздействие на разные системы анализаторов.

Это тренажер "Мемори".

Тренажер "Мемори" прекрасно тренирует визуальную память детей, развивает их внимательность, образное и логическое мышление.

Для организации тренажера, мы использовали цветные салфетки из рогожки, купленные в магазине «Фикспрайс».

Наряду с цветными дисками, можно использовать цветные платочки листы цветной бумаги, кубики, мелкие игрушки и т.д..

   Все игры с ритмом обязательно с музыкальным сопровождением.

Для этого использую ритмичную музыку русских народных произведений в современной обработке («Два веселых гуся», «Ах вы, сени», «Калинка»), детские песни, китайская детская песенка «Кукушечка» и другие ритмичные произведения.

 «Мемори тренажер»

Задачи:

-Развитие зрительной памяти.

-Развитие цветового восприятия, изучение названия цвета.

-Развитие концентрации внимания, усидчивости.

-Синхронизация работы левого и правого полушария, межполушарных связей.

-Оптимизация и улучшение мозговой деятельности в целом.

Оборудование:  2 набора (можно изготовить из цветного флиса, фетра картона  

Ход игры:

Педагог и ребенок располагаются на ковре лицом друг к другу . Перед каждым расположен набор цветных листов.

Педагог дотрагивается до листов разного цвета. Задача ребенка повторить. (усложняем задачу, увеличивая количество действий).

Игра проводится как индивидуально, так и с подгруппой детей.

Во время игры можно проговаривать названия цвета.

Игра  «Повтори ритм»

Цветные диски можно использовать для ритмической игры на столе. Ребенок под музыку повторяет ритмический рисунок, который ему показал педагог.

Игра «Поймай ритм» (с елочками)

Использование данной технологии направлено на развитие: слухового восприятия музыки, чувства ритма, развитию общей и мелкой моторики, внимания;

В заключении хочу подвести итог своего сообщения.

С использованием в работе нейропсихологических игр и упражнений, мы увидели, как решаются следующие задачи:

  1. Ребенок учится чувствовать свое тело.
  2. Развивается зрительно-моторная координация (глаз-рука, способность точно направлять движение)
  3. Формируется правильное взаимодействие ног и рук.
  4. Развивается слуховое и зрительное внимание.
  5. Ребенок учится последовательно выполнять действия.

     Ученый, физиолог, создатель науки о высшей нервной деятельности, Нобелевский лауреат Иван Петрович Павлов сказал так:

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».                               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкально – ритмические упражнения как средство развития представления о себе у дошкольников.

в статье раскрываются и проводится аналогия таких понятий как самооценка , представления о себе. раскрываются цели , задачи  применения музыкально - ритмических упражнений  у дошкольников. Т...

Роль музыкально-ритмической деятельности в эстетическом развитии дошкольников.

Материал полезен для музыкальных руководителей ДОУ....

Педагогический проект "Танцевальная и музыкально-ритмическая деятельность, как средство развития творческих способностей дошкольников"

данный проект помогает развить творческие способности детей через эффективное использование системы форм, методов и приемов хореографического обучения...

«Музыкально-ритмический танец как средство развития эмоциональной сферы дошкольника».

laquo;Музыкально-ритмический танец как средство развития эмоциональной сферы дошкольника».Проблема развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста приобрела необычайную актуальность в с...

Консультация для воспитателей ДОУ "Развитие музыкально-ритмических движений в индивидуальной работе с дошкольниками"

Консультация для воспитателей  дошкольного образовательного учреждения по  планированию  индивидуальной работы по развитию музыкально-ритмических движений с дошкольниками....

Музыкально – ритмические упражнения как средство развития представления о себе у дошкольников.

Применение музыкально – ритмических упражнений  в работе с детьми дошкольного возраста....

Консультация для родителей "Значение музыкально-ритмических движений в музыкальном развитии дошкольников"

Предлагаю вашему вниманию консультацию по музыкально-ритмическому движению детей дошкольного возраста...