Экологический проект "Зимующие птицы"
проект (подготовительная группа)

Наумкина Татьяна Валерьевна

Экологический проект «Зимующие птицы» для подготовительной группы.

Актуальность проекта.  

 

Современные условия, дошкольники экологическое образование проблема, становясь частичным острым и релевантным. Это период дошкольного детства, когда преобладает формирование личности человека, формируется начало экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskiy_proekt_zimuyushchie_ptitsy.docx20.23 КБ

Предварительный просмотр:

Экологический проект «Зимующие птицы» для подготовительной группы.

Актуальность проекта.  

Современные условия, дошкольники экологическое образование проблема, становясь частичным острым и релевантным. Это период дошкольного детства, когда преобладает формирование личности человека, формируется начало экологической культуры.

  Тема проекта: «Зимующие птицы» выбрана не случайно. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное время года доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников наблюдать за жизнью пернатых, расширять представления о зимующих птицах, их повадках и образе жизни. Необходимо создать условия для общения ребенка с миром природы.          

Пояснительная записка.

«Экологическое воспитание – это формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают ребенка и с которыми он знакомится в дошкольном детстве». (С. Н. Николаева). 

 Для того чтобы научить детей дошкольного возраста правильно относиться к миру природы, необходимо, чтобы ребенок имел определенные знания о живой и неживой природе.

Экологическое воспитание дошкольников необходимо проводить в процессе интеграции разнообразных видов детской деятельности, занятий, наблюдений, экскурсий, опытнической и трудовой деятельности, дидактических и сюжетно-ролевых игр, чтения художественной литературы, просмотра видеофильмов и телепередач, а также самостоятельной деятельности детей.

Большое значение при этом отводится работе с родителями воспитанников.

Тип проекта: групповой, познавательно-творческий. 

Срок проекта: средней продолжительности (1 неделя)

Срок реализации проекта: с 09. 01. - 16. 01. 2025 г.

Тема проекта: «Зимующие птицы нашего района».

Руководитель проекта: воспитатель Наумкина Татьяна Валерьевна

Участники проекта: дети (6-7 лет), воспитатели, родители.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие, 

«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально- коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Форма проведения: занятия, беседы, наблюдения, дидактические и театрализованные игры,  досуги,  трудовая деятельность, чтение художественной литературы, презентации и просмотр обучающих видеофильмов.

Цель экологического проекта: формирование экологических знаний о зимующих птицах и бережного отношения к ним.

1. Задача оздоровительной направленности:

   - учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой.

 2. Задачи образовательной направленности:

   - формировать элементарные экологические знания;

   - развивать экологические представления;

   - формировать умение решать самостоятельно различные экологические  задачи;

3. Задачи воспитательной направленности:

- продолжать формировать у детей бережное и ответственное отношение к миру природы;

- формировать эмоционально-доброжелательное отношение к птицам;

- воспитывать отзывчивость и коммуникабельность, стремление помочь товарищам, поддерживать их в трудную минуту.

4. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природными явлениями:

- учить детей заботиться о зимующих птицах;

- учить делать кормушку для птиц из бросового материала.

5. Задачи по оформлению эстетических суждений о природе через продуктивные виды деятельности:

- развивать интерес и любовь к родному краю в процессе экологического воспитания и умения отражать это в рисунке, лепке и аппликации;

- учить детей отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природу.

Предполагаемые итоги реализации проекта: 

-Сформировать у детей обобщенные представления о зимующих птицах. 

-Закрепить знания детей о зимующих птицах, внешнем виде, образе жизни, приспособленности птиц к жизни в зимнее время года, о роли человека в их жизни.

-Вызвать постоянное желание детей помогать  и заботиться о птицах зимой.

-Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

-Воспитывать умение работать в коллективе сверстников,  выслушивать друг друга, приходить на выручку. 

-Приобщить к совместной деятельности родителей.

Необходимые материалы и оборудование: технические средства: компьютер, экран, музыкальный центр.      

Литература: энциклопедии мира животных, загадки о птицах, книги русских писателей, поэтов, сказки. 

Музыка: аудиозапись «Птичьи голоса».

Иллюстрации: зимующие птицы  нашего края, птицы зимой у кормушки. Раскраски, трафареты, шаблоны по теме: «Зимующие птицы».

Алгоритмы рисования и лепки птиц.  Дидактические и настольные игры по теме проекта.

Реализация проекта осуществляется в три этапа: 

 Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный. 

• Обсуждение цели и задач с детьми и родителями. 

• Создание необходимых условий для реализации проекта. 

• Перспективное планирование проекта. 

• Разработка и накопление методических материалов по проблеме. 

II этап – основной (практический). 

Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приёмов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах. 

III этап – заключительный.

• Организация и участие детей и родителей в выставке «Лучшая кормушка для птиц»

• Оформление альбома «Зимующие птицы».

•  Итоговое мероприятие: Изготовление экологических кормушек для птиц

Результаты реализации проекта:

• Расширен кругозор детей о зимующих птицах.

• Улучшилась предметно-развивающая среда.

• У детей сформировались любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки.

• У детей появилось желание помогать птицам в холодное время года.

• Дети и их родители приняли активное участие в оказании помощи зимующим птицам.

Работа с детьми. 

1 неделя. 

Задачи: Своевременно пополнять развивающую среду по теме проекта. Воспитывать желание у детей помогать птицам в трудное для них время. 

Понедельник:

• Книжная выставка: «Пернатые друзья».

• Чтение рассказа Михаила Пришвина «Птицы под снегом».

• Дидактические игры: «Сосчитай птиц», «Собери картинку. Птицы»; «Определи на ощупь» (Семена  подсолнечника, тыквы, зёрна пшеницы, ягоды рябины, шишки). 

• ООД по художественно-эстетическому развитию (рисование с элементами аппликации). Тема: «Снегири».

• Наблюдение за снегирём. 

• Подвижные игры: «Гуси-лебеди». 

• Прослушание аудиозаписи: «Птичьи голоса».

Вторник: 

• Беседа с детьми: «Чем отличаются друг от друга свиристель и клёст?».

• Дидактические игры: «Каких птиц зимой у кормушки не увидишь?»,

«Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?».

• Центр ИЗО: раскраски, трафареты, шаблоны по теме: «Зимующие птицы». Алгоритмы рисования и лепки птиц (синичек, снегирей).     

• Чтение художественной литературы Н. Носова «Как ворона на крыше заблудилась». 

• Подвижные игры: «Птички и кошка». 

Среда:  

• Дидактические  игры:  «Подбери признак». (Воробей (какой?) шустрый, быстрый, ловкий, драчливый, боевой, смелый, удалой, коричневый).

• ООД по художественно-эстетическому развитию (пластилинография). Тема: «Снегири». 

• Чтение рассказов из книги В. Бианки «Синичкин календарь».

• Наблюдение за воронами и галками.

• Подвижные игры: «Птички в гнездышках».

Четверг:

• Оформление картотеки загадок, стихов о птицах. 

• Беседа «Птичья столовая».   

• Дидактические  игры: «Выбери всех зимующих птиц».

• Подвижные игры: «Филин и пташка».

• Викторина: «Кто больше знает о зимующих птицах?».

Пятница  

• Настольно-печатные игры: «Лото» (птицы), «Разрезные картинки».

• ООД  по художественно-эстетическому развитию (обрывная аппликация). Тема: «Сова».

• Чтение рассказа А. Яшина «Покормите птиц зимой».

• Подвижные игры: «Воронята». 

• Дидактические игры: «Чье это?».

• Участие в экологической акции «Покорми птиц».

• Итоговое мероприятие: Изготовление экологических кормушек для птиц

Работа с родителями. 

Консультация и памятка: «Понаблюдайте с детьми зимой», «Покормите птиц зимой».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический проект: «Птицы»

Цель:Формирование начальных форм экологической культуры у детей дошкольного возраста.Задачи:1.Способствовать развитию системного мышления познавательной активности.2.Уточнить и систематизировать...

Экологический проект "Птицы"

Экологический проект "Птицы" - информациолнно-практико-ориентированный, среднесрочный. Разработан и реализован в подготовительной к школе группе.Участниками являются дети, педагоги, родители....

Этапы разработки и проведения экологического проекта "Птицы"

Суть проекта заключается в том, чтобы во время прогулок по территории сада и в повседневной жизни дети получа...

Экологический проект "Птицы на кормушке".

Задача взрослых  - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, ...

Экологический проект "Птицы наши друзья"

Цель: Формирование основ экологической культуры у дошкольников среднего возраста....

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....