Влияние театрализованной деятельности на развитие творческой личности дошкольников.
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Представлены варианты использования театрализованной деятельности (игры, упражнения)
для развития творческой личности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
teatr_moy.docx | 131.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс. Тема «Влияние театрализованной деятельности на формирование творческой личности дошкольников».
Подготовила:
Музыкальный руководитель Чернова М.С.
При входе в зал педагоги вытягивают записки с творческими заданиями, например, поздороваться с разной интонацией, изобразить мимикой или жестами предмет или живой объект.
- Дорогие коллеги, вы уже догадались, о чём будет идти разговор на нашей встрече? (ответы)
Совершенно верно, сегодня мы поговорим о влиянии театрализованной деятельности на развитие творческой личности дошкольников.
А что же такое творчество, творческая личность ребёнка? Творчество разделяют на продуктивное и репродуктивное. В театрализованной деятельности как ребёнок может проявить своё творчество?
Безусловно, в театрализованной деятельности важную роль играет воспитатель. От него требуется умение строить работу в системе, подбирать материалы соответствующего содержания, ставить и решать педагогические задачи, цель которых – формирование творческих способностей детей. Отсюда определились задачи в работе:
Развитие выразительной речи у детей.
Развитие их эмоциональной сферы.
Развитие навыков эмпатии. (язык жестов и двигательных умений)
Самое важное, на мой взгляд, в работе по развитию творческих способностей это сформировать у ребёнка представление о том, чтобы стать артистом, нужно много уметь, а именно чётко говорить, правильно дышать, красиво двигаться, уметь правильно подобрать костюм. Для формирования этих качеств существует много игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания, чёткой дикции и разнообразной интонации, эмоции и двигательных способностей, которые можно использовать в своей работе.
С этими упражнениями я и предлагаю вам сегодня познакомиться.
Игры на развитие выразительности речи.
«Комарики и пчёлы». Дети стоят прямо, кисти к плечам. Покачиваясь на месте, на выдохе з – ж.
Артикуляционная гимнастика.
Скороговорки.
От топота копыт пыль по полю летит.
Батон, буханку, баранку пекарь испёк спозоранку.
Произнесение скороговорок с разной интонацией (радостно, весело, удивлённо, сердито, вопросительно, огорчённо, задумчиво).
Мышка мышек насушила
Мышка мышек пригласила.
Чтение в лицах стихотворений, считалок, диалогов.
- Ты куда идёшь медведь?
- В город ёлку приглядеть!
- А на что тебе она?
- Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты её?
- В лес возьму, в своё жильё.
- Что ж не вырубил в лесу?
- Жалко, лучше принесу.
«Лис и мышонок» (В. Бианки)
- Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
- Землю копал.
- Для чего землю копал?
- Норку делал.
- Для чего норку делал?
- От тебя, Лис, прятаться.
- Мышонок, мышонок, я ведь твою норку разрою.
- А я от тебя в отнорочек – и был таков.
Игры на развитие пластической выразительности, умения снимать напряжение
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО, ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА И ВЗРОСЛЫХ
(из книги Э.Г.Чуриловой «Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников- М:Владос, 2001 г.).
«Мокрые котята».
Цель: умение снимать напряжение поочередно с мышц рук, ног, шеи, корпуса;
двигаться врассыпную мягким, пружинящим шагом.
Ход игры:
Дети двигаются по залу врассыпную мягким, слегка пружинящим шагом, как маленькие котята.
По команде «дождь» дети садятся на корточки и сжимаются в комочек, напрягая все мышцы.
По команде «солнышко» медленно встают и встряхивают «капельки дождя» по очереди с каждой из четырех «лапок», «с головы» и «хвостика», снимая соответственно зажимы с мышц рук, ног, шеи и корпуса.
«Насос и надувная кукла».
Цель: умение напрягать и расслаблять мышцы, взаимодействовать с партнером, тренировать три вида выдыхания, артикулировать звуки «с» и «ш»;
действовать с воображаемым предметом.
Ход игры:
Дети распределяются на пары. Один ребенок- надувная кукла, из которой выпущен воздух, он сидит на корточках, все мышцы расслаблены, руки и голова опущены;
Второй – «накачивает» воздух в куклу с помощью насоса, наклоняясь вперед, при каждом нажатии на «рычаг», он выдыхает воздух со звуком «с -с - с» (второй вид выдыхания), при вдохе – выпрямляется Кукла, «наполняясь воздухом», медленно поднимается и выпрямляется, руки раскинуты вверх и немного в стороны. Затем Куклу сдувают, вытаскивают пробку, воздух выходит со звуком «ш- ш-ш» (первый вид выдыхания), ребенок опускается на корточки, вновь расслабляя все мышцы. Затем дети меняются ролями. Можно предложить надувать куклу быстро, подключая третий вид выдыхания: С!с!С!
Логоритмические упражнения, игры.
• Игра «Повар Булочка»!
Задача: исполнять на мотив знакомой песни В.Шаинского «Улыбка» с ускорением, при этом чётко проговаривая слова, пропевая мелодию и выполняя движения
Мы поставим в печь пирог и достанем из печи
протянули руки вперёд от груди и вернули их обратно)
Из трубы идет дымок, такой приятный.
(Изображаем волну поднимающуюся вверх, качаем головой.)
Там за лесом, у реки, повар Булочка живет
(Показываем силуэт пекаря, движение – вдоль, река – руками волну)
По утрам печет пирог он ароматный.
(Печём пирожки, вкусный – рука направо, ароматный – рука налево)
Ритмическая гимнастика
Задача: развивать двигательную способность, моторику разных частей тела, координацию движений. Выполнять движения по тексту.
1..
Два притопа,
Два прихлопа,
Ежики, ежики (вращения кистями)
Наковали, наковали (удары кулачком по кулачку)
Ножницы, ножницы (перекрещивание рук).
Бег на месте
Бег на месте,
Зайчики, зайчики (прыжки).
Ну-ка, дружно,
Ну-ка, вместе (пружинка)
Девочки-мальчики
Вставай, Дунюшка, уже день занимается (Русская народная потешка)
Ведущая:
Вставай, Дунюшка, уже день занимается!
Ребенок:
Пусть занимается, у него до вечера много дел.
(Сдвинутые брови, оттопыренная нижняя губа.)
Ведущая:
Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит!
Ребенок:
Пусть всходит, ему далеко бежать нужно! (Мимика прежняя.)
Ведущая:
Вставай, Дунюшка, каша готова!
Ребенок:
А я уж, матушка, за столом сижу!
(Голова приподнята, на лице улыбка.)
Трудные пуговки (А.Седугин).
Мама сказала:
- Одевайся, Мишук, пойдем гулять.
Мишка пыхтел- пыхтел, но верхнюю пуговку на пальто никак не мог застегнуть. Не хватает у Мишки терпения на эту упрямую пуговицу.
- Ну, что ты возишься?- сказала мама.- Пора научиться застегивать пуговицы.
Мишка весело сказал:
- Готово!
И только мама отвернулась, взял и оторвал эту трудную пуговицу.
Когда Мишка пришел с улицы, мама удивилась:
- Что это у тебя все на одном и том же месте пуговицы отлетают?
Мишка пожал плечами:
- Сам удивляюсь…
Не знала мама, что Мишка трудные пуговки отрывает и в коробочку складывает.
А как- то мама сказала:
Нет у меня больше пуговиц для твоего пальто. Придется тебе дома посидеть.
И тут Мишка высыпал на стол все пуговицы из коробочки и виновато сказал:
- У меня их штук пять накопилось. Пришей, пожалуйста.
Этюд-пантомима «Вкусная конфета».
Атрибуты: Газета, блюдечко, конфеты.
Задание. На воображаемом столе лежит воображаемая газета и стоит воображаемая вазочка с конфетами. Актёр читает газету, сворачивает из неё кулёк, наполняет его конфетами. Поочерёдно угощает ими присутствующих. Те берут по одной конфете, жестом благодарят, разворачивают обертку и берут конфету в рот, показывая мимикой и жестами, какие они на вкус. Последнему человеку конфеты не хватило! Необходимо выйти из положения, не обидев этого участника.
Коммуникативные упражнения, игры, танцы.
"Зеркало".
Участники распределяются на пары и договариваются, кто будет "Зеркалом", и кто - "Человеком, смотрящимся в зеркало" Далее принимаются любые позы, а "Зеркало" повторяет их с максимальной точностью. После 3-4 поз партнёры меняются местами.
Задание. Представьте себя маленькой девочкой. Мама купила вам новое платье (костюм, наряд), и вы стоите у зеркала. Рассматриваете свое отражение, оно вам очень нравится. Вам очень нравятся рукава, воротничок. Тихонько пальчиками трогаете пышные рукава, боитесь их помять, испачкать. А этот наряд вам так идет! Покрасуйтесь перед зеркалом.
Игра-этюд «Одно и то же по-разному».
Цель. Развивать умение обосновывать свои действия нафантазированными
причинами (предполагаемыми обстоятельствами), развивать воображение, веру, фантазию.
Задание. Участникам предлагается придумать и показать несколько
вариантов поведения по определенному заданию: человек «идет», «сидит»,
«бежит», «поднимает руку», «слушает» и т.д.
Каждый участник придумывает свой вариант поведения, а остальные должны догадаться, чем он занимается и где находится. Одно и то же действие в разных условиях выглядит по-разному. Участники делятся на 2—3 творческие группы, и каждая получает определенное задание.
1 группа. Задание «сидеть». Возможные варианты:
а) сидеть у телевизора;
б) сидеть в цирке;
в) сидеть в кабинете у зубного врача;
г) сидеть у шахматной доски;
д) сидеть с удочкой на берегу реки и т.п.
2 группа. Задание «идти». Возможные варианты:
а) идти по ровной дороге;
б) идти, обходя лужи и грязь;
в) идти по горячему песку;
г) идти по палубе корабля;
д) идти по бревну или узкому мостику;
е) идти по узкой горной тропинке и т.д.
3 группа. Задание «бежать». Возможные варианты:
а) бежать, опаздывая в театр;
б) бежать от злой собаки;
в) бежать, попав под дождь;
г) бежать, играя в жмурки и т.д.
4 группа. Задание «размахивать руками». Возможные варианты:
а) отгонять комаров;
б) подавать сигнал кораблю, чтобы заметили;
в) сушить мокрые руки и т.д.
Игра «Покажи стихотворение»
Задание. Звучит стихотворение, дети показывают движения «по тексту».
— Только в лес мы пришли, появились комары.
— Вдруг мы видим: у куста птенчик выпал из гнезда.
Тихо птенчика берем и назад в гнездо несем.
— На полянку мы заходим, много ягод мы находим.
Земляника так душиста, что не лень и наклониться.
— Впереди из-за куста смотрит рыжая лиса
Мы лисицу обхитрим, на носочках побежим.
— Лесорубами мы стали, топоры мы в руки взяли.
И руками сделав взмах, по полену сильно — БАХ!
— На болоте две подружки, две зеленые лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Лапками шлепали, лапками хлопали.
Лапки вместе, лапки врозь, лапки прямо, лапки вкось,
Лапки здесь и лапки там, что за шум и что за гам!
Театр-экспромт «Летом».
Действующие лица:
Бабочки
Девочка
Мальчик
Дерево
Монетка.
Текст.
Наступило лето.
На полянке весело летают БАБОЧКИ.
Прибегает ДЕВОЧКА с САЧКОМ в руках и пытается поймать БАБОЧЕК.
Но БАБОЧКИ проворно разлетаются в разные стороны.
Мимо идет МАЛЬЧИК.
Он о чем-то задумался и не заметил, как врезался в ДЕРЕВО.
МАЛЬЧИК потирает ушибленный лоб и плачет.
ДЕВОЧКА протягивает МОНЕТКУ, МАЛЬЧИК благодарит и прикладывает
МОНЕТКУ ко лбу.
ДЕТИ берутся за руки и вприпрыжку уходят из леса...
Таким образом, Уважаемые коллеги, я надеюсь, что мой мастер – класс помог вам прочувствовать, что театральная деятельность учит детей быть творческими личностями, коммуникативными, добрыми, веселыми, умными, развитыми, талантливыми, музыкальными, инициативными, художественно-изобразительными, непосредственными, наконец здоровыми, способными к восприятию новизны, умению импровизировать.
А нашему обществу необходим человек именно такого качества, который бы смело, мог входить в современную ситуацию, умел владеть проблемой творчески, без предварительной подготовки, имел мужество пробовать и ошибаться, пока не будет найдено верное решение. И у себя в саду вы непременно займетесь развитием творческих способностей средствами театрализованной деятельности.
На этом мой мастер – класс закончен. Еще раз всем спасибо!
- Ты куда идёшь медведь?
- В город ёлку приглядеть!
- А на что тебе она?
- Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты её?
- В лес возьму, в своё жильё.
- Что ж не вырубил в лесу?
- Жалко, лучше принесу.
- Ты куда идёшь медведь?
- В город ёлку приглядеть!
- А на что тебе она?
- Новый год встречать пора.
- Где поставишь ты её?
- В лес возьму, в своё жильё.
- Что ж не вырубил в лесу?
- Жалко, лучше принесу.
«Лис и мышонок» (В. Бианки)
- Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
- Землю копал.
- Для чего землю копал?
- Норку делал.
- Для чего норку делал?
- От тебя, Лис, прятаться.
- Мышонок, мышонок, я ведь твою норку разрою.
- А я от тебя в отнорочек – и был таков.
«Лис и мышонок» (В. Бианки)
- Мышонок, мышонок, отчего у тебя нос грязный?
- Землю копал.
- Для чего землю копал?
- Норку делал.
- Для чего норку делал?
- От тебя, Лис, прятаться.
- Мышонок, мышонок, я ведь твою норку разрою.
- А я от тебя в отнорочек – и был таков.
Вставай, Дунюшка, уже день занимается (Русская народная потешка)
Ведущая: Вставай, Дунюшка, уже день занимается!
Ребенок: Пусть занимается, у него до вечера много дел. (Сдвинутые брови, оттопыренная нижняя губа.)
Ведущая:Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит!
Ребенок:Пусть всходит, ему далеко бежать нужно! (Мимика прежняя.)
Ведущая: Вставай, Дунюшка, каша готова!
Ребенок: А я уж, матушка, за столом сижу!
(Голова приподнята, на лице улыбка.)
Вставай, Дунюшка, уже день занимается (Русская народная потешка)
Ведущая: Вставай, Дунюшка, уже день занимается!
Ребенок: Пусть занимается, у него до вечера много дел. (Сдвинутые брови, оттопыренная нижняя губа.)
Ведущая:Вставай, Дунюшка, уже солнышко всходит!
Ребенок:Пусть всходит, ему далеко бежать нужно! (Мимика прежняя.)
Ведущая:Вставай, Дунюшка, каша готова!
Ребенок: А я уж, матушка, за столом сижу!
(Голова приподнята, на лице улыбка.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"
Развитие творческих способностей способствует развитию личности ребенка в целом. Именно театрализованная деятельность является уникальным средством развития творческих способностей детей. Решение зада...
влияние театрализованной деятельности на развитие творческой личности ребенка!!!
Ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Театральная деятельность одна из самых доступных видов деятельности для детей, она позволяет решать многие актуальные проблемы современной...
Влияние театрализованной деятельности на развитие коммуникативных способностей дошкольников
Человек без коммуникации не может жить среди людей, развиваться и творить. Оптимальным возрастным периодом для подготовки человека к общению является дошкольный возраст, поскольку ...
Статья «Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей»
Театрализованная деятельность дает удивительные возможности для раскрытия творческого потенциала ребёнка, воспитания творческой направленности личности. Приобщение детей к театрализованной деяте...
Театрализованная деятельность в формировании творческой личности дошкольника с детьми комбинированной направленности
статья посвящена проблеме формирования творческой личности средствами театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста...
Образовательный проект "Влияние театрализованной деятельности на развитие творческих способностей детей"
С целью ознакомления детей с миром театра педагоги дошкольных образовательных органищаций используют разные методы и формы работы с дошкольниками. Примером эффективный деятельности в этом направлении ...
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи младших дошкольников
В последние годы отмечается увеличения количества детей, имеющих нарушения речи. Наблюдается бедный запас слов, дети не могут полностью выразить свои мысли, у них слабо развито воображение, связная ре...