Статья "ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ"
статья (старшая группа)

Афошина Вера Александровна

В статье рассматриваются некоторые формы работы по приобщению детей к истокам культуры чувашского народа, развитию у детей национального самосознания, формированию чувства уважения к своему народу, его орнаментам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРНАМЕНТАЛЬНЫЙ ОБРАЗ, КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

МБДДОУ «Детский сад № 6» г. Чебоксары,  https://detsad6.rchuv.ru/

Аннотация: В статье рассматриваются некоторые формы работы по приобщению детей к истокам культуры чувашского народа, развитию у детей национального самосознания, формированию чувства уважения к своему народу, его орнаментам.

Ключевые слова: орнамент, чувашская вышивка, дидактические игры, народное творчество

Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где человек родился. Любимый край и есть исток, начало, откуда человек делает шаг в большой мир. Надо уметь вслушиваться в голос истории, осмысливая ее связь с современностью.

Изделия народных мастеров позволяет ребенку  увидеть мир глазами другого человека, помогает осмыслить национальное своеобразие и миропонимание народа, отсюда – познать и себя самого, стимулирует творческую деятельность.  

   Художественно-образное начало произведений народного изобразительного творчества вызывает у дошкольников нравственно-эстетическое переживание, переданных в них духовных ценностей, помогает ему познать закодированный в орнаменте смысл, по-своему интерпретировать его содержание, по-новому увидеть окружающий мир, понять национальное своеобразие и мировосприятие народа, отсюда – и себя самого, свои возможности в творческой деятельности [4].

       По статистическим данным, около миллиона детей нашей страны страдают нарушением зрения. Дети с нарушением зрения не могут воспринимать окружающий мир во всем его качественном многообразии, так как искажается система сенсорных эталонов.

При нарушении зрительных функций у дошкольников возникает ряд отклонений, связанных с ослаблением познавательных процессов (восприятия, воображения, наглядно-образного мышления), происходят изменения в развитии зрительно-моторной  координации, мелкой моторики, ограничивается овладение чувственного опыта. Дети с косоглазием и амблиопией из-за монокулярного характера зрения и снижения зрения испытывают значительные трудности при определении насыщенности цвета, формы предметов [3].

 Поскольку дети с нарушением зрения недостаточно получают информацию из окружающей жизни, чем нормально видящие, нами была поставлена цель создания и апробация системы работы по ознакомлению с чувашским орнаментальным искусством  через  дидактические игры  и упражнения с учетом диагноза и группы зрения. Для реализации поставленной цели были выделены следующие задачи:

1.Развивать способность восприятия и осмысления содержания орнаментального образа в изделиях чувашского национального искусства;

2. Подобрать чувашские игры и упражнения по ознакомлению с чувашским орнаментом для осуществления коррекции зрительных нарушений;

3.Приобщить родителей к изучению искусства чувашского орнамента.

Поставленные мною задачи активно решались в процессе проведения специально-организованных занятий, совместной деятельности и самостоятельная изобразительная деятельность, возникающая по инициативе самих детей. Для этого созданы в группах зоны творчества, уголки изобразительной деятельности.

В ходе специально созданных игр происходит «развитие последовательного, целенаправленного, целостного художественного восприятия,  «насмотренности» подлинно художественными произведениями народного искусства, умение высказывать доказательные суждения и оценки увиденного».

Анализируя тематику выпускаемых игр по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством для детей мы выявили что, в основном это раздаточный дидактический материал или настольно-печатные игры типа лото, домино, разрезных картинок. К сожалению, игр, направленных на реализацию национально-регионального компонента, очень мало и сделаны они кустарным способом.

 Необходимо отметить, что весь дидактический материал был адаптирован в соответствии с требованиями к наглядности, представленный  в играх, должен быть  изготовлен с учетом минимальных размеров,  предъявляемых детям с патологией зрения.

Нами проведен подбор и созданы чувашские дидактические игры и упражнения по ознакомлению с чувашским орнаментальным искусством с учетом зрительного диагноза:

- для понимания разных элементов узоров, тайны красоты чувашских узоров: д/и «Назови элемент узора», «Найди пару», «Найди узор», «Найди лишний узор (по разным промыслам)», «Узнай элемент узора», д/упр. «Обведи и раскрась», «Зашумленные картинки»

-для обучения детей технике рисования узоров: д/и «Что означает узор», «Найди такой», «Разложи по порядку», «Найди пару», «Сложи узор», «Четвертый лишний», «Домино», трафареты;

- для формирования у детей способности к композиционному построению узоров чувашского орнамента: д/и «Что изменилось», «Лото», «Разрезные картинки», «Сложи масмак», «Найди фрагмент узора, д/упр. «Продолжи узор» (в тетрадях в клетку);

-для развития творческих способностей детей с помощью чувашских дидактических игр и упражнений: д/и «Укрась масмак», «Составь узор» (украшение платья, варежки, салфетки), «Укрась сурпан».

Реализация данных игр в воспитательно-образовательном процессе позволила увеличить уровень развития творческих способностей детей. Дети старшего возраста научились «читать» чувашские узоры, понимать смысловое значение элементов чувашского орнамента, находить собственные композиционные решения.

Нами совместна с родителями и детьми была создана коллекция чувашских дидактических игр по ознакомлению с чувашским орнаментальным искусством для осуществления коррекции зрительных нарушений детей.

Анализируя проведенную работу, следует отметить, что, приобщая детей к истокам народной культуры, мы развиваем у дошкольников национальное самосознание, а именно уважение к своему народу, его традициям, обычаям и прививаем любовь к природе; формируем устойчивый интерес к народному искусству, развиваем самостоятельность, инициативу и творческие способности в самостоятельной художественно-творческой деятельности.

Литература

  1. Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях. – М.: Просвещение, 1986. 207с.
  2. Васильева Л.Г. «Детское орнаментальное творчество: учебно-методическое пособие. – Чебоксары: ЗАО «ЦСП «Типография Брындиных», 2015. – 96с.
  3. Васильева Л.Г. Загадочный мир народных узоров. Развитие у детей 5-7 лет способностей к созданию образов-символов чувашских узоров в рисовании и аппликации. Учебно-методическое пособие. Чебоксары: Новое время, 2005.-88 с.
  4. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. – Чебоксары : Новое время, 2002. – 144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения"

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с нарушениями зрения...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

Именно комплексный подход, благодаря которому решаются не только задачи защиты здоровья детей от угрожающих и постоянных воздействий, но и задачи формирования и укрепления здоровья детей, воспитания у...

Презентация Этнокультурное образование детей дошкольного возраста средствами музейной педагогики

Музейную педагогику рассматривают как инновационную педагогическую технологию. Это особая форма работы с детьми и родителями, это способ «погружения» детей в информативную, новую и необычн...

Этнокультурное образование детей дошкольного возраста

Этнокультурное образование как важная часть воспитания дошкольников...

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с нарушением зрения

Статья о формировании здорового образа жизни у дошкольников с нарушением зрения....

Модель коррекционно-развивающей работы в дополнительном образовании для детей дошкольного возраста с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО

Разработанная модель для дошкольников с нарушениями зрения  способствует овладению детьми  сенсорными эталонами, конкретизации зрительного образа, обобщению предметных представлений, формиро...