Модель коррекционно-развивающей работы в дополнительном образовании для детей дошкольного возраста с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО
статья по коррекционной педагогике (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Разработанная модель для дошкольников с нарушениями зрения способствует овладению детьми сенсорными эталонами, конкретизации зрительного образа, обобщению предметных представлений, формированию способов обследования, пространственной ориентировки , следовательно она может выступать средством формирования образов предметов как системного, многоуровневого образования. Также данная модель направлена на создание условий для гармоничного развития детей с нарушением зрения посредством рисования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_model_6.docx | 265.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Модель коррекционно-развивающей работы в дополнительном образовании для детей дошкольного возраста с нарушением зрения в соответствии с ФГОС ДО
Косенко И.В., педагог
дополнительного образования «Школа №842»
Рисование - это возможность у ребёнка выразить себя в творчестве. Поэтому многие родители восхищённо рассматривают первые рисунки своего малыша, находя в них, несомненные признаки гениальности и они недалеки от истины! Рисунки ребёнка действительно уникальны, поскольку они рождены в удивительном, пока ещё свободном воображении не ограниченном условностями. Подобные способности можно обойти вниманием - и тогда они с годами сами собой сойдут на нет. Поэтому педагогам детскую склонность к рисованию необходимо поддерживать и развивать.
Педагоги и психологи подчёркивают, что работа пальцами развивает речь. В рисунке ещё проще повествовать. Рисуя, ребёнок упорядочивает и отражает свои знания о мире. Предварительно нарисовав что-то, ребёнку легче поведать о нём, вот почему мастера уточняют: рисовать детям так же нужно, как и разговаривать.
Детское рисование вызывает интерес исследователей различных наук. Психологи через детское рисование ищут возможность проникнуть в своеобразный внутренний мир ребёнка. В рисунках детей выражается и их двигательный опыт, и представления об окружающем мире, отражающие особенности детского восприятия и мышления, и отношение ребёнка к изображаемому. По словам известного скульптора В.С. Мухиной - рисование является одним из важных видов детской деятельности, выражает определённые результаты психического развития ребёнка.
Дети любят рисовать цветными карандашами, фломастерами, красками. Возможность использовать цвет в рисунках формирует у ребёнка определённое отношение к этому выразительному средству. На определённом этапе в рисунках появляются цвета, которые ребёнок использует чаще и больше, они доминируют в его работах. Использование разнообразных художественных средств ребёнком в изодеятельности, говорит о творческости и раскрывает внутренний мир автора.
Изобразительная деятельность – одно из эффективных средств развития ребёнка-дошкольника, так как в её процессе он учится видеть, понимать и отображать окружающие предметы и явления, анализировать сходства и отличия различных предметов окружающего мира, изучать большое количество иллюстративного материала, что служит основой для последующего отображения объектов с натуры.
Дети с проблемами зрения испытывают определённые трудности и задача педагогов не упустить сензитивный период в развитии ребёнка.
Анализ научно – методической литературы показал, что у детей с нарушением зрения страдают все уровни образов предметов (сенсорно-перцептивный, представленческий и вербально-логический). Однако, изучение образов как системного многоуровневого образования в возрастном аспекте их становления в зависимости от степени, глубины и времени наступления зрительного дефекта является актуальным на современном этапе совершенствования качества образования.
Разработанная нами модель для дошкольников с нарушениями зрения способствует овладению детьми сенсорными эталонами, конкретизации зрительного образа, обобщению предметных представлений, формированию способов обследования, пространственной ориентировки , следовательно она может выступать средством формирования образов предметов как системного, многоуровневого образования. Также данная модель направлена на создание условий для гармоничного развития детей с нарушением зрения посредством рисования.
При нарушенном зрении отбор признаков и формирование образа иногда базируется на некоторых случайных свойствах и качествах предмета. Это в значительной мере объясняется бедностью чувственного опыта и трудностью сохранения образов в памяти. Нарушается их предметность, целостность, обобщённость, скорость формирования и правильность (адекватность).
Зрительная депривация сказывается и на развитии аналитико – синтетической деятельности. Неполное отражение свойств и признаков предметов затрудняет мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, сохранения их в памяти.
Неполноценность зрительного восприятия у дошкольников отрицательно сказывается на формировании образов предметов как многоуровневом системном образовании, что проявляется в обеднении образов, нарушении их целостности, обобщённости, ограничивая познавательные возможности и социализацию этих детей.
Коррекционная направленность модели, включает в себя общеразвивающие методы и нетрадиционные техники, способствует обучению детей коррекционно – компенсаторным способам и приёмами аналитико – синтетической деятельности, восприятию предметов на полисенсорной основе, расширению и обогащению образов предметов у детей с нарушением зрения.
Модель коррекционно – развивающей работы по формированию образов предметов у детей с нарушением зрения с использованием средств изобразительной деятельности обеспечивает комплексность и оптимизацию педагогического процесса с учётом индивидуальных психофизиологических и возрастных особенностей детей.
Наличие полисенсорности (перцептивные действий, наглядность т.д) на занятиях по изобразительной деятельности, взаимосвязь с тифлопедагогом помогут детям сформировать чёткие образы предметов и явлений окружающей деятельности.
Форма осуществления дополнительной образовательной программы по изобразительной деятельности:
- Традиционные: занятия (фронтальные, по подгруппам)
- Нетрадиционные: досуги, выставки, праздники и др.
Модель коррекционно-развивающей работы для детей дошкольного возраста с нарушением зрения
Развитие готовности сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающей действительности.Формирование сенсорных эталонов. Развитие зрительного, осязательного, слухового, обонятельного восприятия. | Формирование навыка обследования предметов на полисенсорной основе. Развитие моторики. Развитие зрительно-двигательной координации. Совершенствование орудийных действий. | Повышение речевой активности детей. Расширение словаря детей за счёт слов- названий предметов, их признаков. Развитие у ребёнка понимания обращённой к нему речи. | Развитие аналитико-синтетической деятельности. Формирование умений у детей анализировать предмет, выделяя его главные и второстепенные признаки. | Отображение образов в предметно, сюжетном рисовании/ аппликация с натуры по представлению, по замыслу с использованием нетрадиционных технологий и элементов тифлографики. | ||
Активизация серно-перцептивных процессов, представлений о предметах, вербально-логических процессах. | Предупреждение возможных и коррекции имеющихся недостатков образов предметов, закрепление сформированных образов. | |||||
Коррекционная направленность изобразительной деятельности на формирование образов предметов | ||||||
Формы, методы и приёмы коррекционно-развивающей работы | ||||||
Коррекционные занятия Комбинированные занятия Ознакомление с окружающим миром | Логопедические занятия Занятия по изобразительной деятельности Экскурсии, прогулки | Самостоятельная деятельность Игровая деятельность Работа с родителями | ||||
Игры с силуэтными и контурными изображениями Работа с трафаретами Сравнение предметов по форме, величине, цвету Работа с картиной Пальчиковые игры Игры на сравнение предметов, ассоциации Отгадывание и составление загадок Словесные дидактические игры Составление разрезных картинок | Игры на активизацию осязания, обоняния, слуха Использование картинно-графических алгоритмов, обследование предметов Игры-драматизации и инсценировки Сравнение реальных предметов с их изображением Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности и элементов тифлографики Работа с неполными, неоконченными изображениями Коллективные работы | |||||
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Акуненок Т.С. Использование в ДОУ приемов нетрадиционного рисования /Дошкольное образование. - 2010.
- Анцифирова Н. Г. Необыкновенное рисование // Дошкольная педагогика. 2011.
- Венгер, Л.А. Воспитание сенсорной культуры ребенка /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. - М.:«Просвещение», 2015.
- Грибовсская А.А. «Народное искусство и детское творчество» Просвещение, 2009
- Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. - М.: Академия. – 2010
- Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду», Москва, 2008г.
- Ендовицкая Т. О развитии творческих способностей. - Дошкольное воспитание. – 2011
- Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ Под ред. А. А. Грибовской.-М.: ТЦ Сфера, 2009
- Иванова. О.Л. Васильева. И.И. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2011.
- Казакова Р.Г. «Занятия по рисованию с дошкольниками: планирование, конспекты занятий».- М.: ТЦ Сфера, 2009г.
- Калинина Т.В. Первые успехи в рисовании. Большой лес. - СПб.: Речь, Образовательные проекты; М.: Сфера, 2009
- Квач, Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7лет[Текст] /Пособие для ДОУ/Н.В.Квач. - М.: ВЛАДОС, 2011.
- Киселева Н. В. Пластилиновая живопись в детском саду.//Дошкольная педагогика. 2009.
- Колдина Д.Н «Рисование с детьми 4-5 лет».-М.: Мозаика- Синтез, 2009
- Колль М.-Э. Дошкольное творчество, пер. с англ. Бакушева Е.А. - Мн: ООО «Попурри», 2015
- Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.: МаРТ, 2009
- Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду подготовительная к школе группа.- Москва.2009
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011.
- Никитина А.В., Нетрадиционные техники рисования в детском саду. 2009
- Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». - СПб.: КАРО, 2010г.
- Погодина С. Художественные техники - классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009
- Прохорова Л. Развиваем творческую активность дошкольников. - Дошкольное воспитание. – 2009
- Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. - М.: Сфера, 2010.
- Соломенникова О.А. Радость творчества. Развитие художественного творчества детей 5-7 лет. - Москва, 2011.
- Фатеева А.А. Рисуем без кисточки - Ярославль, 2014.
- Цквитария Т.А. нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ.- М.: ТЦ Сфера, 2011.
- Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста. - М.: ТЦ Сфера, 2009
- Швайко Г.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. - М.: ВЛАДОС, 2011
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста "Новый Год" в соответствии с ФГОС
В данном материале представлен материал, который будет полезен педагогам, работающим с детьми старшего дошкольного возраста, для планирования работы по тематической недели "Новый Год". Материал состав...
Циклограмма календарно-тематического планирования воспитательно-образовательной работы по программе «От рождения до школы», разработанной в соответствии с ФГОС (вторая группа раннего возраста)
В циклограмме представленна индивидуальная работа с детьми, в режимных моментах и в совместной деятельности в течении всего дня....
«Модель системы коррекционно-развивающей деятельности в ДОУ с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения зрения».
Коррекционно-развивающая деятельность с детьми осуществляется в тесной взаимосвязи с комплексом лечебно-восстановительного процесса на основе максимального сближения медицинских и педагогических сре...
«Особенности организации коррекционно-развивающей деятельности инструктора по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
Выступление на РМО инструкторов по физической культуре. Деловая игра "Здоровье - это здорово". Цель: Повышение компетентности и успешности педагогов в обучении и развитии навыков з...
Памятка для педагогов ДОУ "Содержание воспитательно-образовательной работы по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста (образовательным областям) в соответствии с ФГОС ДО"
Содержание воспитательно-образовательной работы по направлениям развития и образования детей дошкольного возраста (образовательным областям) в соответствии с ФГОС ДО...
Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС»
Методическая разработка «Применение здоровьесберегающих технологий в работе с детьми младшего дошкольного возраста в ДОУ в соответствии с ФГОС»...
Модель коррекционно-развивающей деятельности специалистов как условие речевого и личностного развития ребёнка
Выступление на семинаре-практикуме для педагогов дошкольного учреждения "На эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает ог...