Семинар-практикум "Взаимодействие с родителями в рамках реализации ФОП ДО"
учебно-методический материал
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 35.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«Взаимодействие с родителями в рамках реализации ФОП ДО»
Цель: обмен опытом профессионального мастерства руководителей дошкольных образовательных организаций в вопросах взаимодействия с семьями воспитанников.
Задачи:
- Создание эффективных условий для взаимодействия ДОУ и семьи, что способствует успешному развитию и реализации личности ребенка.
- Оптимизация современных форм сотрудничества дошкольной организации с семьями воспитанников.
- Расширение знаний руководителей в вопросах взаимодействия ДОУ и семьи.
Добрый день! Свое выступление, я бы хотела начать такими словами
Семья – поистине высокое творенье.
Она заслон надёжный и причал.
Она даёт призванье и рожденье.
Она для нас основа всех начал.
Е.А Мухачева
Федеральная Образовательная Программа Дошкольного Образования (ФОП ДО) – это фундаментальный документ, определяющий основы дошкольного образования. Определяет основные принципы и цели дошкольного образования, направленные на гармоничное физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие детей. Она нацелена не только на подготовку детей к школе, но и на формирование гармоничных личностей, способных успешно функционировать в обществе.
В рамках этой программы, взаимодействие с родителями становится ключевым фактором обеспечения качественного образовательного процесса и личностного развития детей. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года (далее – Закон) обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В Законе предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с реализацией нового федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования эксклюзивная роль принадлежит семье.
Статья 44 Закона гласит: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». В статье впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями, с целью создания единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства».
Проблема взаимодействия детского сада и семьи в настоящее время является одной из самых актуальных. Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Взаимосвязь семьи и детского сада - один из важнейших факторов повышения воспитания подрастающего поколения.
Основные цели взаимодействия детского сада с семьёй в соответствии с Федеральной образовательной программой (ФОП ДО) Согласно Федеральной образовательной программе дошкольного образования главными целями взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся дошкольного возраста являются:
- обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах образования, охраны и укрепления здоровья детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов;
- обеспечение единства подходов к воспитанию и обучению детей в условиях ДОО и семьи; повышение воспитательного потенциала семьи.
Задачи взаимодействия педагогического коллектива ДОО с семьями обучающихся.
- Информирование родителей (законных представителей) и общественности относительно целей ДО, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации, о мерах господдержки семьям, имеющим детей дошкольного возраста, а также об образовательной программе, реализуемой в ДОО.
- Просвещение родителей (законных представителей), повышение их правовой, психолого-педагогической компетентности в вопросах охраны и укрепления здоровья, развития и образования детей.
- Способствование развитию ответственного и осознанного родительства как базовой основы благополучия семьи.
- Построение взаимодействия в форме сотрудничества и установления партнёрских отношений с родителями (законными представителями) детей младенческого, раннего и дошкольного возраста для решения образовательных задач.
- Вовлечение родителей (законных представителей) в образовательный процесс.
Задача нашего дошкольного учреждения состоит в том, чтобы сделать родителей полноправными участниками образовательного процесса, понимающими значимость педагогического труда, готовыми к интенсивным взаимоотношениям с ребенком в различных образовательных и жизненных ситуациях.
Сотрудничество – это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.
Взаимодействие - предоставляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется с помощью общения.
Упражнение «Каким вы видите современного родителя?»
(по кругу передается мяч и каждый участник одним словом должен охарактеризовать «современного родителя»)
Выделяют три основных направления взаимодействия с родителями:
- Диагностико-аналитическое. Получение и анализ данных о семье каждого обучающегося, её запросах в отношении охраны здоровья и развития ребёнка, а также планирование работы с семьёй с учётом результатов этого анализа.
- Просветительское. Просвещение родителей по вопросам особенностей психофизиологического и психического развития детей младенческого, раннего и дошкольного возрастов, выбора эффективных методов обучения и воспитания детей определённого возраста.
- Консультационное. Консультирование родителей по вопросам их взаимодействия с ребёнком, преодоления возникающих проблем воспитания и обучения детей, особенностей поведения и взаимодействия ребёнка со сверстниками и педагогом и другим.
Мы определили направления взаимодействия с родителями, теперь следует остановиться на формах взаимодействия детского сада и семьи, разновидности это:
- Диагностико-аналитическое направление реализуется через опросы, социологические срезы, индивидуальные блокноты, «почтовый ящик», педагогические беседы с родителями, дни (недели) открытых дверей, открытые просмотры занятий и других видов деятельности детей и так далее.
- Просветительское и консультационное направления реализуются через групповые родительские собрания, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, тренинги и ролевые игры, консультации, педагогические гостиные, родительские клубы и другое.
- Досуговая форма — совместные праздники и вечера, семейные спортивные и тематические мероприятия, тематические досуги, знакомство с семейными традициями и другое.
И так, на диагностическом-аналитическом этапе, с помощью различных методик, мы определяем роль родителя в воспитании ребенка, его позицию, его отношение к ребенку, стиль воспитания, ожидания от детского сада.
Правильно организованная диагностика помогает определить основные задачи взаимодействия с родителями, определить направления и пути реализации задач, устранить в дальнейшем существующие проблемы.
На данном этапе выявляются группы родителей согласно их ролевым позициям. Диагностика позволяет педагогам выяснить существующие проблемы в семейном воспитании родителей, их недостаточную педагогическую компетентность, пассивность, инертность, нежелание участвовать в воспитательно-образовательном процессе.
Мы выяснили, что родителей можно объединить в некоторые группы по стилю воспитания, степени участия в жизни ДОУ.
Упражнение "Самый трудный родитель, самый приятный родитель"
Инструкция. Участники делятся на две группы и получают задание:
1. Первая группа создает обобщенный портрет родителя, взаимодействие с которым вызывает отрицательные чувства. Портрет может быть выполнен разными техниками (в виде пиктограммы, схемы, карикатуры и т. п.). На стикерах воспитатели записывают отрицательные качества, которые они отразили в этом портрете.
2. Вторая группа создает портрет того родителя, общение с которым всегда вызывает положительные эмоции. На стикерах записываются положительные качества созданного образа.
Полученные портреты закрепляются на магнитных мольбертах, после чего проходит обсуждение: Какие эмоции вы испытывали, создавая портрет родителя, с которым неприятно вступать в контакт? Были ли в вашей практике такие родители? Что вы чувствовали при создании положительного портрета? Есть ли в ваших образовательных учреждениях такие родители?
После обсуждения участники сравнивают записанные отрицательные и положительные качества. Для этого стикеры прикрепляются в два столбика, соотнесение по количеству указывает на отрицательный или положительный настрой в восприятии воспитателями родителей.
Вывод: "Как вы считаете, нужно ли искать подход к тем родителям, которые вам неприятны? Общаясь с родителями, невозможно постоянно обращать внимание на их недостатки – люди вправе их иметь. Поэтому разрешите родителям ваших воспитанников быть такими, какие они есть, а не причисляйте их сразу к “трудным”.
Родители как основные заказчики образовательных услуг имеют право принимать участие в организации образовательного процесса дошкольного учреждения. Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса.
Просветительское и консультационное направление направлено на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями, формирование у родителей практических навыков воспитания (общие и групповые родительские собрания, консультации и индивидуальные беседы, выставки детских работ, совместные экскурсии, открытые НОД).
Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы сотрудничества (родительские собрания, анкетирование, посещение семьи, беседы и консультации), так и современные – родительские клубы, акции, совместные мероприятия (досуги, проекты, экскурсии), мастер-классы.
На этом этапе важен правильный анализ эффективности тех или иных форм работы, выявление наиболее интересных на взгляд родителей мероприятий, их целесообразность, соответствие поставленным целям и задачам. В процессе взаимодействия с родителями вполне допустимы корректировки плана работы составленного с учетом диагностики на учебный год. Это вполне объяснимо тем, что в процессе организации и проведения каких-либо мероприятий, некоторые из них могут быть не столь эффективны как предполагалось заранее, а значит подобные им, могут быть заменены на другие, пользующиеся успехом у родителей.
Родительское собрание. Тщательная подготовка, оптимальная форма предоставления материала (фотовыставки, презентации, изучение методических пособий, памятки, дискуссия, круглый стол по обмену опытом, родительский ринг, родительская конференция) – залог продуктивного взаимодействия с родителями.
Консультация - одна из форм дифференцированной работы с родителями. Консультационные темы обширны и глубоки: от выбора правильных игрушек до подготовки к школе. Консультации могут быть индивидуальные и групповые и привлекать к консультированию родителей необходимо весь коллектив детского сада: педагогов, специалистов, представителей администрации, медицинских работников. Консультационная деятельность планируется на основании результатов анкетирования и диагностики всех аспектов учебно-воспитательной деятельности, психофизиологического развития детей, затруднений, с которыми сталкиваются члены семей дошкольников. Консультируя родительскую общественность, коллектив ДОУ делится знаниями и опытом и предлагает алгоритм действий и апробированные на практике рекомендации. По характеру подготовки различают консультации двух видов: плановые и экстренные, служащие средством оперативного реагирования на возникающие проблемы, обнаруженные недочеты и вопросы родителей.
Наиболее востребована у родителей такая форма взаимодействия, как индивидуальные консультации со специалистами по наиболее актуальным вопросам развития и воспитания их детей.
А для родителей (законных представителей) детей, в возрасте от 2-х месяцев до 7 лет, не посещающих образовательные учреждения, создан консультативный пункт, обеспечивающий получение детьми дошкольного образования.
Взаимодействие с родителями и детьми в консультационном пункте проводится в различных формах: групповых, подгрупповых, индивидуальных. В КП организуются лектории, теоретические и практические семинары, мастер-классы для родителей и детей. Целью создания Консультативного пункта является обеспечение единства и преемственности семейного и общественного воспитания, оказание психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям, поддержка всестороннего развития личности дошкольников, не посещающих образовательные учреждения. Основными задачами Консультативного пункта является :
• оказание консультативной помощи родителям (законным представителям) по различным вопросам воспитания, обучения и развития детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет, получающих дошкольное образование;
• диагностирование проблемных зон в развитии ребенка с целью профилактики дальнейших личностных нарушений;
• проведение комплексной профилактики различных отклонений в физическом, психическом, речевом и социальном развитии детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование;
• осуществление необходимых коррекционных и развивающих мероприятий в рамках деятельности Консультативного пункта;
• оказание содействия в социализации детей дошкольного возраста, получающих дошкольное образование.
Методическая, психолого-педагогическая, диагностическая и консультативная помощь осуществляется через следующие формы деятельности:
• обучение — информирование родителей (законных представителей), направленное на предотвращение возникающих семейных проблем и формирование педагогической культуры родителей (законных представителей) с целью объединения требований к ребенку в воспитании со стороны всех членов семьи, формирование положительных взаимоотношений в семье;
• консультирование — информирование родителей о физиологических и психологических особенностях развития ребёнка, основных направлениях воспитательных воздействий, преодолений кризисных ситуаций; психолого-педагогическое изучение ребенка, определение индивидуальных особенностей и склонностей личности, ее потенциальных возможностей, а также выявление причин и механизмов нарушений в развитии, социальной адаптации, разработка рекомендаций по дальнейшему развитию и воспитанию ребенка;
• проведение коррекционных и развивающих занятий на основе индивидуальных особенностей развития ребенка, направленных на обучение родителей организации воспитательной деятельности в условиях семьи;
• социальная адаптация ребенка в детском коллективе — развитие у ребенка навыков социального поведения и коммуникативных качеств личности.
Основная форма – адресные консультации, по запросу родителей.
Так же создана службы ранней помощи, которая оказывает информационную и социально – психологическую поддержку семьям, имеющих ребенка с выявленными нарушениями развития (риском нарушения), не посещающего образовательное учреждение и оказывающая подбор адекватных способов взаимодействия с ребенком, его воспитания и обучения, коррекции в отклонении в развитии.
Службы ранней помощи направленна на:
-проведение психолого-педагогического обследования детей с нарушением развития (риском нарушения) и их семей;
- оказания комплексной коррекционно-развивающей помощи детям с нарушениями развития (риском нарушения) и психолого-педагогическая поддержка их семьям;
- осуществление работы по адаптации, социализации и интеграции детей с нарушением развития (риском нарушения);
- включение родителей (законных представителей) в процесс воспитания и обучения ребенка;
- обучение родителей (законных представителей) методам игрового взаимодействия с детьми, имеющими нарушения развития (риском нарушения);
- определение дальнейшего образовательного маршрута ребенка.
Наша страна и наш народ переживает непростые времена, идет специальная военная операция, огромное число мобилизованных, контрактников, военных, мужчины воюют, их семьи и дети находятся в непростой жизненной ситуации, объективно нарушающей жизнь человека. В статье 1ФЗ РФ от 24 июля 1998 года №124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка РФ» дана следующая формулировка «дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи», следовательно, призыв на военную службу по мобилизации для участия в СВО и является этими «сложившимися обстоятельствами», которые серьезным образом меняют весь жизненный уклад семьи. Наш детский сад и конкретно нашу группу посещают дети участников СВО. Работа с данной категорией детей и семей требует особого подхода
Семьи участников СВО нуждаются не только в государственной помощи, а также и в поддержке образовательного учреждения, которое посещает ребенок. В связи с тем, что наш детский сад посещают дети из таких семей, в дошкольном учреждении им оказывается помощь.
При построении взаимодействия с семьями участников СВО мы пользуемся разработанным Министерством просвещения РФ и Министерством высшего образования РФ «Алгоритмом сопровождения детей ветеранов (участников) СВО» .
МБДОУ «Детский сад № 25» по психолого-педагогическому сопровождению детей ветеранов (участников) СВО
- по проведению мониторинга психологического состояния детей ветеранов (участников) СВО;
- по реализации основных направлений психолого-педагогического сопровождения детей ветеранов (участников) СВО в период обучения;
- по организации и проведению мероприятий, направленных на формирование в образовательной организации необходимого психологического климата для сохранения и (или) восстановления психологического здоровья детей ветеранов (участников) СВО;
- по оказанию экстренной психологической помощи, психологической коррекции и поддержки детям ветеранов (участников) СВО и членам их семей в очном и дистанционном режиме;
- по организации сетевого и межведомственного взаимодействия для оказания необходимой помощи и поддержки детей ветеранов (участников) СВО;
- по обеспечению информирования детей ветеранов (участников) СВО, членов их семей, педагогических работников образовательной организации о возможности и ресурса получения психологической помощи, психолого-педагогической поддержки.
Работа дошкольного учреждения с семьями участников СВО и организация патриотического воспитания являются важными аспектами в современном образовательном процессе. Эти направления требуют комплексного подхода и внимательного отношения к каждому ребенку и его семье. Только в сотрудничестве с родителями и общественными организациями можно создать гармоничную и поддерживающую среду, способствующую формированию у детей чувства гордости за свою страну и уважения к ее героям.
В работе с родителями используются и электронные средства общения. Сайт – самый полный и удобный источник информации об организации. Информация открыта и общедоступна. На сайте расположены ссылки на веб-порталы, электронные информационные ресурсы, содержащие полезную для родителей информацию (сайт отдела образования города; совет родительской общественности; родительские сообщества и пр.).
Возможности, предоставляемые пользователям сети интернет:
- размещение информации о структуре и организации работы учреждения,
- размещение фото и видеоматериалов групп (праздники, досуги, прогулки)
- публикация творческих работ,
- обеспечение обратной связи с родителями.
- своевременное информирование родителей о происходящих в группе событиях,
- размещение полезных ссылок для родителей.
Социальная сеть– это удобная форма работы с молодыми родителями. Позволяет напоминать родителям о предстоящих мероприятиях (праздники, досуги, родительские собрания); общаться с родителями воспитанников в форме вопрос-ответ.
Досуговое направление как одна из инновационных форм работы с родителями. Целью досугового направления призвано устанавливать теплые доверительные отношения, эмоциональный контакт между педагогами и родителями, между родителями и детьми.
Так же одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовать родителей перспективами нового направления развития детей.
Участие в акциях - экологических, социальных, тематических, патриотических. Воспитательная роль совместных детско-родительских мероприятий бесценна.
Конкурсы и выставки так же способствуют вовлечению родителей в образовательное пространство ДОУ. Проведение разнообразных выставок и конкурсов семейного творчества позволяет укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников, активизировать педагогическое общение родителей с детьми. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединиться родителям одной группы, повышает инициативность неактивных родителей.
Тренинговые игровые упражнения и задания помогают дать оценку различным способам взаимодействия с ребенком, выбрать более удачные формы обращения к нему и общения с ним, заменять нежелательные конструктивными. Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает общение с ребенком, постигает новые истины.
Таким образом детский сад сегодня находиться в режиме развития, а не функционирования, представляет собой мобильную систему, стараемся быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого могут меняться формы и направления работы с семьей.
Притча.
Один восточный властелин увидел страшный сон, как будто у него выпали все зубы. В сильном волнении он позвал к себе толкователя снов. Тот выслушал его и озабоченно сказал: «Повелитель, я должен сообщить тебе печальную новость. Ты потеряешь одного за другим всех своих близких». Эти слова вызвали гнев властелина. Он велел бросить толкователя снов в тюрьму и позвал другого толкователя, который, выслушав сон, сказал: «Повелитель, я счастлив сообщить тебе радостную весть – ты переживешь всех своих родных». Властелин был обрадован и щедро наградил толкователя за предсказание. Придворные очень удивились. Ведь ты же сказал ему то же, что и твой бедный предшественник, так почему же он был наказан, а ты вознагражден? – спрашивали они. На что последовал ответ: мы оба одинаково истолковали сон, но все зависит не только от того, что сказать, но и от того, как сказать».
Вопрос для обсуждения: какое отношение, на ваш взгляд, эта притча имеет к теме нашего семинара?
Воспитатель несет ответственность за последствия того, что он говорит и как преподносит информацию. Чтобы речь положительно воздействовала на собеседника нужно выбирать фразы, исключающие срабатывание психологической защиты. Существует несколько правил, которые следует учитывать при формулировании фразы: утверждается осведомленность собеседника в обсуждаемой проблеме; инициатор беседы уверен в себе, исключается неуважение и пренебрежение к собеседнику, вынуждающее его обороняться. Например: не «Я бы хотела…», а «ВЫ хотите…», не «Вероятно вы об этом еще не слышали…», а « Вы, наверное, об этом уже слышали», не «Я пришла к такому выводу…», а «Думается, ваша проблема заключается в том, что…», не «А у меня на этот счет другое мнение…», а «А если предположить, что мы с вами не правы…»
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:
- проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
- возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
- рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
- увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
- стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
- размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
• готовность родителей к сотрудничеству с педагогами, повышение их активности не только по хозяйственным вопросам, но и в педагогическом процессе;
• положительные изменения в неблагополучных семьях;
• выражение родителями обоснованного мнения о развитии ребёнка в детском саду, наличие конструктивных предложений к педагогам и администрации ДОУ.
Видеоматериал «Калейдоскоп взаимодействий».
Мы не собираемся останавливаться на достигнутом, будем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель: воспитать будущих созидателей жизни. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать свою страну, свою работу, любить своих близких и уважать окружающих их людей. Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/04/picture-216356-1362417859.jpg)
Продукты совместной деятельности детей и родителей в рамках реализации проекта "Мой город Нефтеюганск"
В октябре наш родной город Нефтеюганск отметил свое 45 - летие. К юбилею города педагогами ДОУ был разработан межгрупповой проект "Мой город - Нефтеюганск". Во всех возрастных группах вела...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/16/picture-520505-1508101881.jpg)
Работа с родителями в рамках реализации проекта
нетрадиционные формы работы с родителяти над проблеммой домашнего чтения представленные в виде презентации для интерактивной доски...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/31/picture-550932-1427801253.jpg)
Статья "Сотрудничество с родителями в рамках реализации основной образовательной программы дошкольного образования с учетом федерального государственного стандарта"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"7655109","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"360","width":"480"}}]]...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/03/picture-171830-1391448042.jpg)
"Формы работы с родителями в рамках реализации ФГОС ДО"
Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы, который позволяет добиться положительных результатов во взаимодействии с родителями, повысить их педагогическую культуру и интерес к воспитанию детей....
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/01/picture-213774-1362109571.jpg)
Организация работы по взаимодействию с родителями в рамках реализации проекта «Дети в музее». Способы реализации проекта.
Взаимодействие с родителями...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/24/picture-801898-1540375775.jpg)
Проектная деятельность как форма взаимодействия с родителями в рамках реализации ФГОС ДО.
Проектная деятельность как форма взаимодействия с родителями в рамках реализации ФГОС ДО. актуальность, цели, задачи проектвов. Проект "Моя семья"...