Роль хореографии в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья
консультация

Губа Наталья Алексеевна

консультация для педагогов

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль хореографии в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Большую роль в преодолении недостатков моторного, психомоторного и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, играет хореографическое искусство, которое является комплексным сочетанием и ритмики и лечебной физкультуры.

Занятия хореографией способствуют повышению работоспособности организма детей с ограниченными возможностями здоровья, укреплению здоровья, коррекции двигательных нарушений. Учат формированию умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий, во времени и пространстве, управлять темпом движений и подчинять свои движения музыке. Развивают пространственно-ориентировочную деятельность, способность ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряжения и расслабления мышц. Они придают движениям целесообразность, стройность.

Коррекция особенностей моторного развития осуществляется путем специальных упражнений и общепринятых способов физического воспитания. Занятия хореографией направлены на нормализацию мышечного тонуса, развитие статической выносливости, равновесия, упорядочение темпа движений, синхронного взаимодействия между движениями и речью, запоминание серии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции.

Хореография - искусство, любимое детьми. Ежегодно тысячи любителей танца приходят в хореографические коллективы, ансамбли, студии. Ребенку с ограниченными возможностям здоровья необходим индивидуальный подход. Необходимо, чтобы в работе детского хореографического коллектива создавались специальные программы для работы с такими детьми. Им необходимо соприкасаться с творчеством, они приучаются к общению в коллективе, учатся правилам поведения в общественных местах, социализируются, расширяется их кругозор. Занятия хореографией помогает выбрать для них самые эффективные средства развития и коррекции психофизических недостатков учащихся вспомогательной школы.

Занятия хореографии для детей с ограниченными возможностями здоровья будут эффективны если:

  1. Будут учитываться особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
  2. Особенности развития психомоторики, учет которых позволит более успешно осуществлять коррекционно-развивающую работу по хореографии.
  3. Если хореографическая лексика и музыкальный материал будет подобран и доступен для восприятия детей.

В процессе занятий дети приучаются к сотворчеству, у них развиваются творческие способности. Учащиеся осваивают также природу музыкально – танцевального искусства, у них развивается творческая инициатива, воображение, умение понять и передать характер музыки и содержание образа движения. На каждый год обучения предлагается определенный минимум умений, навыков, дается материал по некоторым разделам хореографии:

  • ритмика - исполнение хлопками, притопами ритмических рисунков некоторых музыкальных произведений, овладение простейшими навыками координации движений;
  • основы классического танца - формирует у детей хорошую осанку, гибкость, координацию и культуру движений;
  • основы русского народного танца - предполагает изучение лексики, манеру исполнения русского народного танца;
  • модерн – джаз танец - координации движения ног с движениями корпуса, головы, рук.

Так же одна из главных задач работы с детьми с ОВЗ – социализация детей в условиях современной жизни и их творческое развитие. Необходимо уделить особое внимание при решении этой задачи в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, детьми-инвалидами, как категории детей, особо нуждающихся в помощи и поддержке не только близких людей, но и общества.

Специфика преподавания в работе с детьми ОВЗ заключается в моральной подготовке, особенности характера, наличии знаний об особенностях заболеваний, а главное - в степени владения педагогом психологических знаний и умений определить индивидуальную модель взаимодействия с ребёнком, его возможности и потребности. Общение должно быть обогащено душевной теплотой, чуткостью, умением тонко чувствовать ситуацию на занятии. Отношения педагог-ученик должны строиться на основе взаимного уважения и доверия, что оказывает значительное влияние на развитие личности ребенка с ОВЗ.

Во-первых, это приводит к созданию благоприятной ситуации для изучения ребенка: он ведет себя доверчиво, открыто, прямо и без утайки говорит о себе, идёт на контакт.

Во-вторых, такая атмосфера является наиболее оптимальной для индивидуального развития обучающегося, его самореализации.

В-третьих, складываются благоприятные условия для педагогического влияния (ребенок воспринимает этот процесс не как вмешательство, а как помощь, совет, рекомендацию в изучении определённых действий).

Учитывая психофизические отклонения, в работе с детьми, имеющими трудности обучения, педагог должен обращать особое внимание на качество своей речи. Речь должна быть небыстрой, размеренной, состоять из коротких и ясных по смыслу предложений, эмоционально выразительной, четко формулирующей задания. Необходимо следить за тембром и высотой голоса; тембр должен быть мягким, голос не высоким, без резких повышений и понижений. Внешний облик педагога не должен быть вызывающим, одежда в тёплых, пастельных тонах, без рисунка вызывающего у таких детей раздражение и беспокойство желательно для занятий иметь постоянную форму одежды.

Музыкальный материал, используемый для занятий должен быть узнаваемый детьми или несущий определённый образ с чётким музыкальным размером. От этих факторов зависит атмосфера на уроке в свою очередь - качество восприятия учебного материала детьми. А, главное, общий фон поведения педагога и обращения к ребенку должны быть благожелательными, вызывать у ребенка желание сотрудничать, то есть повторять, запоминать и показывать самим, предложенный педагогом танцевальный материал.

Дети с ОВЗ нестабильны в своём поведении и порой непредсказуемы, попадая в незнакомую среду, им бывает трудно адаптироваться к новой, непривычной обстановке, каковой является для них образовательный центр, клуб, школа или класс, куда они приходят на занятия. Так или иначе, - это новая среда, вокруг новые дети, новые педагоги. В то же время для обучения и развития им необходима специальным образом организованная обучающая среда. Эта среда должна постепенно изменяться в соответствии с познавательными и личностными потребностями ребенка и, следовательно, ребенок не всегда чувствует себя в ней абсолютно комфортно. Перед педагогом стоит сложная задача: нужно, с одной стороны, создать для ребенка с ограниченными возможностями здоровья развивающую среду, а с другой - помочь ему научиться адекватно вести себя в ней, несмотря на постоянное изменение ситуации. Мастерство педагога состоит в том, чтобы научиться обыгрывать всевозможные отклонения от запланированного занятия и инциденты, не нарушая технической последовательности, делать эти отклонения, элементами занятия, включая их в развитие темы, но никогда не делать их причиной замечаний ребенка.

Учебный материал, как и план каждого занятия, строится на дидактических принципах: доступность и постепенность. Задача педагога построить обучение так, чтобы в процессе обучения ребенок осознал свои возможности и определился: «это я делаю, это я могу», а также принял помощь взрослого человека в саморазвитии и самообразовании без ощущения навязываемости и обязательности исполнения.

Восприятие у детей с ОВЗ отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но в то же время остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью». Эти дети в то же время с живым любопытством воспринимают окружающую жизнь, которая каждый день раскрывает перед ним что-то новое. Малая дифференцированность восприятия, слабость анализа отчасти компенсируются ярко выраженной эмоциональностью восприятия. Опираясь на нее, опытные педагоги постепенно приучают детей с ОВЗ целенаправленно слушать и смотреть, развивают наблюдательность.

Первую ступень ребенок завершает тем, что восприятие, будучи особой целенаправленной деятельностью, усложняется и углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает организованный характер. Поэтому весь процесс обучения и воспитания ребенка с ОВЗ подчинен воспитанию культуры внимания.

Жизнь требует от ребенка постоянных упражнений в произвольном внимании, волевых усилий для сосредоточения. Память в этот период имеет преимущественно наглядно-образный характер. Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий, образный. Однако дети с ОВЗ не умеют распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения.

Податливость и известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется педагог, создают благоприятные предпосылки для формирования личности. Основы поведения детей с ОВЗ закладываются именно во время занятий хореографией, а роль педагога в процессе социализации личности огромна. Ребёнок не ограничен во времени, он в своем темпе может усваивать материал в соответствии со своим уровнем развития и способностями. Работа с ребенком строится не с учетом возраста, а с учетом того, на каком уровне развития он находится.

Таким образом, двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма ребенка. Большую роль в преодолении недостатков моторного, психомоторного и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья играют специальные коррекционные занятия хореографии. Среди многих факторов, оказывающих влияние на развитие личности детей с ограниченными возможностями здоровья, хореография занимает одно из самых важных мест, выполняет уникальную роль комплексного развития всех аспектов целостной личности: физического, интеллектуального, психического, нравственного, эстетического, постепенно подготавливая воспитанника к социальной адаптации в жизни общества.

Хореографическое искусство является комплексным сочетанием ритмики и лечебной физкультуры. Занятия хореографией способствуют повышению работоспособности организма, укреплению и сохранению здоровья, коррекции двигательных нарушений и недостатков физического развития. А также формированию умения дифференцировать движения по степени мышечных усилий, во времени и пространстве, управлять темпом движений и подчинять свои движения музыке. Происходит развитие пространственно-ориентировочной деятельности, двигательной сферы, способности ощущать и оценивать быстроту движений, их амплитуду, степень напряжения и расслабления мышц. Занятия хореографией придают движениям детей с ОВЗ целесообразность, стройность.

Список литературы

  1. Давыдова, Е.К. Движение как сигнал./ Е.К. Давыдова. - М.: 2016. - 47 с.
  2. Зимина, А.Н. Музыкальные игры и этюды в детском саду. Пособие для музыкального руководителя. / А.Н. Зимина.- М.: 2018.-71 с.
  3. Коц, Я.М. Организация произвольного движения. /Я.М. Коц.- М.:2016.-49 с.
  4. Конорова, Е. Танец и ритмика в начальной школе./Е. Конорова.-М.:2016.-9 с
  5. Луговская, А. Ритмические упражнения, игры и пляски. Для детей дошкольного и младшего школьного возраста./А. Луговская. - М.:2017.-35 с.
  6. Мастерс, Р. Телесное осознание. Психофизические упражнения./ Р. Мастерс.- М.: 2017. – 91 с.
  7. Пуртова, Т. В., Учите детей танцевать. / Т. В. Пуртова - М.: 2019. - 272 с.
  8. Франио Г. Методическое пособие по ритмике./Г. Франио, И. Лифиц. - М.: Музыка, 2017. -55 с.
  9. Фомин, А.Н. Физиологические основы двигательной активности. / А.Н. Фомин, Ю.Н. Вавилов. - М.: 2019.- 95 с.

Электронный ресурс

  1. «Хореография как способ самореализации детей с ОВЗ» URL:https:// horeografiya.com/index.php?route=information/article&id=13_180_1879
  2. Роль хореографии во всестороннем развитии детей. URL:https:// cyberleninka.ru/article/n/rol-horeografii-vo-vsestoronnem-razvitii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
  3. Роль хореографии во всестороннем развитии детей с ограниченными возможностями здоровья. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-horeografii-vo-vsestoronnem-razvitii-detey-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovya
  4. Танец как средство реабилитации и социализации. URL: https://xn-80 aidamjr3akke.xn--p1ai/articles/tanec-kak-sredstvo-reabilitacii-i-socializacii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль ручного труда в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Характеристика детей с ограниченными возможностями здоровья,примеры некоторых видов ручного труда,...

РОЛЬ ВОСПИТАТЕЛЯ В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Организация деятельности воспитателя по развитию речи ребенка в детском саду....

Роль лечения и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья

Родителям детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо знать, насколько важно медикаментозное вмешательство  параллельно с обучением их детей....

Роль педагога в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья

УДК 376.3А. В. Красникова(воспитатель, муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска "Детский сад № 193 комбинированного вида", Новосибирск)РОЛЬ ПЕДАГОГА ...

Роль хореографии в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья

Большую роль в преодолении недостатков моторного, психомоторного и физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья, играет хореографическое искусство, которое является комплексным со...