Консультация для педагогов «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»
консультация по физкультуре (старшая группа)

Толмачева Светлана Викторовна

Консультация для педагогов

 

                                      «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

Детский сад — первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка. Одно из требований ФГОС дошкольного образования — создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, необходимого и достаточного физического развития каждого ребенка, в том числе и ребенка с ограниченными возможностями здоровья, создание равных стартовых возможностей для адаптации его к различным социальным ситуациям, а значит, к социализации и интеграции в общество.

Физическое развитие – одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально-ритмические занятия.

Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, развивается сила мышц, подвижность суставов, а также умение преодолевать трудности, закалять волю. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности.

 

Структура танцевальных упражнений, их четкий ритмический рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка с ОВЗ. Все это создает эмоциональное равновесие: собирает, успокаивает детей, облегчает переход от одного занятия к другому.

Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, с нарушением зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями которым просто необходима особая технология физического развития.

Создание интереса к физическим упражнениям, обеспечение более дифференцированного подхода к подбору движений, способствует использование нестандартного оборудования.

Целесообразный подбор и рациональное использование такого

оборудования и пособий способствует формированию разнообразных

двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих

способностей, воспитанию нравственно – волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям.

Занятия степ-аэробикой рассматриваются как средство преодоления трудностей, связанных с ограничениями здоровья.

Для всех детей с ограниченными возможностями здоровья важно, что на занятиях степ-аэробикой они учатся лучше осознавать свое тело и управлять им.

Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие.

Задачи детского фитнеса:

  • Повышать сопротивляемость организма к заболеваниям.
  • Укреплять опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку, укреплять силу мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, т.к. оно может ограничить двигательную активность ребёнка.
  • Развивать и укреплять все основные мышцы групп.
  • Укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшать обменные процессы в организме, оптимизировать пищеварение и теплорегуляцию и предупреждение застойных явлений.
  • Улучшать физические способности: координацию движения, силу, выносливость, гибкость, скоростные качества, формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.
  • Формировать устойчивый интерес к занятиям физической культуры.

С.Я. Файнштейн утверждал, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия.

Нестандартное спортивное оборудование, применение которого решает задачи качественной физической подготовки детей ОВЗ – это снаряд «Степ-платформа».

Степ — аэробика, наверное, один из самых простых и эффективных стилей и направлений в большом семействе аэробики. «Степ» — в переводе с английского означает шаг. Пусть это будет ваш первый шаг на пути к красивой и тренированной фигуре.

Степ, в качестве гимнастики, был изобретён в США известным фитнес — инструктором Джиной Миллер. Она приспособила его для своих ежедневных тренировок после перенесённой ею травмы колена. Первым тренажёром, которым она воспользовалась для выздоровления, были ступеньки крыльца её собственного дома.

Степ-аэробика — одна из форм проведения занятий по физической культуре,

способствующая воспитанию интереса детей с ОВЗ к процессу выполнения физических упражнений.

Занятия степ-аэробикой с детьми с ОВЗ представляют собой не просто комплекс движений, помогающих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию движения и умения чувствовать ритм, но в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье через элементарную творческую составляющую. Ритмичные танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию ребенка и его самоощущения как индивидуальности. Степ-аэробика способствует более успешной адаптации детей с ОВЗ в среде сверстников.

Степ-аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по специальной

степ-платформе, высота которой меняется в зависимости от уровня

сложности упражнений.

Степ-аэробика:

  • развивает подвижность в суставах,
  • формирует свод стопы, тренирует равновесие,
  • укрепляет мышечную систему,
  • улучшает гибкость, пластику,
  • восстанавливает тонус тела,
  • нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы,
  • помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные и точные движения,
  • способствует гармоничному развитию

На занятиях по степ-аэробике решаются следующие задачи:

1. Укрепление здоровья:

  • Способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;
  • Повышать работоспособность и двигательную активность;
  • Формировать правильную осанку;
  • Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем;
  • Развивать потребность в систематических занятиях спортом.

2. Совершенствование психомоторных способностей:

  • Развивать двигательные качества: мышечную силу, выносливость, быстроту, гибкость и координационные способности;
  • Развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умения согласовывать движения с музыкой;
  • Способствовать улучшению психического состояния, снятию стрессов;
  • Формировать навыки выразительности, пластичности и грациозности движений;
  • Развивать чувство уверенности в себе.

3. Повышение эмоционального уровня, психорегуляция:

  • Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях;
  • Развивать чувство товарищества, взаимопомощи;
  • Воспитывать коллективные движения (синхронность).

Степы обладают для детей особой привлекательностью как некоторые

ограничители персонального пространства «домики». Для педагога подобные «ограничители» места являются действенным способом организации и управления группой. Степ требует от детей обостренного чувства пространства и равновесия. На нем сложнее двигаться, чем на коврике, требуется контроль над собственными движениями, точная ориентировка. Но задача эта, если усложнять ее постепенно, для детей посильна и интересна, и к тому же отмечена новыми игровыми штрихами. Занятия на степах приносят ощутимую пользу детям с ОВЗ. Им, казалось, должно быть, особенно сложно контролировать свое тело на ограниченном пространстве, но психологическая привлекательность мини-степов и общий энтузиазм, характерный для занятий, таковы, что через 2-3 занятия дети адаптируются к требуемым условиям. И степ становится для них тем сдерживающим и организующим фактором, в котором они так нуждаются в обычной жизни.

Продумывая содержание занятий степ-аэробикой для детей с разными физическими возможностями необходимо учитывать их морфофункциональные особенности, уровень физической подготовленности и развития, соблюдать основные физиологические принципы:

  • Рациональный подбор упражнений для детей, имеющих различную этиологию отклонений в развитии
  • Равномерное распределение нагрузки на детский организм
  • Постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки

Степ-аэробика – это целый комплекс упражнений различных по темпу и интенсивности, где идёт работа всех мышц и суставов, в основе, которой — ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы – степа. Её выполняют под ритмичную музыку и сочетают с движениями различными частями тела (руками, головой).

Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус. Ритмичные движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления.

Каждый аэробный комплекс ведёт к достижению не одного, а нескольких результатов: стать сильным и гибким, стройным и подтянутым, получить

ощущение физического и психического расслабления, улучшить координацию движений, развить чувство ритма, повысить физическую активность. Упражнения для степ — аэробики подбираются обычно преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба), вызывающие активную деятельность кровообращения и дыхания, тренирующие мышцы сердца, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре.

Степ — аэробикой можно заниматься в различных вариантах:

В детском саду используются следующие варианты степ — аэробики:

  • как часть физкультурных занятий в виде ОРУ с предметами и без;
  • в подвижных играх;
  • в показательных выступлениях детей на праздниках;
  • в развлечениях;
  • в кружковой деятельности.

Степ-платформа используется разнообразно:

  • в качестве оборудования для формирования основных видов движений:

бег, ходьба, прыжки, ползание;

  • для подвижных игр для детей старшего возраста,
  • для проведения эстафет,
  • для выполнения ритмических композиций, танцевальных движений;
  • для индивидуальной и самостоятельной двигательной активности.

Особенность степ — аэробики состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения.

Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход занятия, диктует скорость движений. При выборе музыкального сопровождения должны отдаваться предпочтения музыкальным композициям с наличием чёткого ударного ритма. Для каждого отрезка степ — программы музыка должна подбираться с учётом рекомендаций по темпу и продолжительности.

Музыкальное сопровождение на занятиях аэробикой способствует развитию чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение детей совмещать свои движения с музыкой.

Выполнения движения под музыку и синхронность, создает положительный настрой у детей для работы на степ — платформах. Музыка должна быть яркой, веселой, мажорной тональности.

Работу со степами начинаем с несколько простых, но важных правил:

  • Выполнять шаги в центр степ — платформы;
  • Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
  • Опускаясь со степ — платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней.
  • Не отступать от степ — платформы больше, чем на длину ступни;
  • Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;
  • Не подниматься и не опускаться со степ — платформы, стоя к ней спиной;
  • Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ — платформе ногами.

Таким образом, использование инновационной технологии — степ – аэробика даёт возможность координировать, сочетать работу всех групп мышц, вырабатывать необходимую точность движений, ритмичность, ловкость, умение правильно распределять силы. Нагрузка регулируется характером упражнений, изменением исходных положений, темпа, длительности и интенсивности выполнения. Зрительное восприятие создает образ движения в его динамике, выразительности, пространственных отношениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_igrovyh_i_dvigatelnyh_sposobnostey.docx23.11 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

        «Возможности использования степ — аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья»

Детский сад — первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка. Одно из требований ФГОС дошкольного образования — создание максимально благоприятных условий для укрепления здоровья, необходимого и достаточного физического развития каждого ребенка, в том числе и ребенка с ограниченными возможностями здоровья, создание равных стартовых возможностей для адаптации его к различным социальным ситуациям, а значит, к социализации и интеграции в общество.

Физическое развитие – одна из важных задач, решению которой способствуют музыкально-ритмические занятия.

Двигательная активность необходима для развития здорового организма: усиливается обмен веществ, улучшается деятельность нервной и сердечно-сосудистой систем, развивается сила мышц, подвижность суставов, а также умение преодолевать трудности, закалять волю. Доказано, что движение, организованное музыкой, усиливает свои оздоровительные возможности.

 

Структура танцевальных упражнений, их четкий ритмический рисунок формируют внешние опоры для личностного поведения ребенка с ОВЗ. Все это создает эмоциональное равновесие: собирает, успокаивает детей, облегчает переход от одного занятия к другому.

Для детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с нарушением интеллекта, с нарушением зрения, с тяжелыми нарушениями речи, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, комплексными нарушениями которым просто необходима особая технология физического развития.

Создание интереса к физическим упражнениям, обеспечение более дифференцированного подхода к подбору движений, способствует использование нестандартного оборудования.

Целесообразный подбор и рациональное использование такого

оборудования и пособий способствует формированию разнообразных

двигательных умений и навыков, развитию физических качеств и творческих

способностей, воспитанию нравственно – волевых качеств, повышению интереса к разным спортивным играм и физическим упражнениям.

Занятия степ-аэробикой рассматриваются как средство преодоления трудностей, связанных с ограничениями здоровья.

Для всех детей с ограниченными возможностями здоровья важно, что на занятиях степ-аэробикой они учатся лучше осознавать свое тело и управлять им.

Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление здоровья детей и их полноценное психофизическое развитие.

Задачи детского фитнеса:

  • Повышать сопротивляемость организма к заболеваниям.
  • Укреплять опорно-двигательный аппарат, формировать правильную осанку, укреплять силу мышц стопы и голени с целью предупреждения плоскостопия, т.к. оно может ограничить двигательную активность ребёнка.
  • Развивать и укреплять все основные мышцы групп.
  • Укреплять сердечно-сосудистую и дыхательную систему, улучшать обменные процессы в организме, оптимизировать пищеварение и теплорегуляцию и предупреждение застойных явлений.
  • Улучшать физические способности: координацию движения, силу, выносливость, гибкость, скоростные качества, формирование основных жизненно важных двигательных умений и навыков.
  • Формировать устойчивый интерес к занятиям физической культуры.

С.Я. Файнштейн утверждал, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия.

Нестандартное спортивное оборудование, применение которого решает задачи качественной физической подготовки детей ОВЗ – это снаряд «Степ-платформа».

Степ — аэробика, наверное, один из самых простых и эффективных стилей и направлений в большом семействе аэробики. «Степ» — в переводе с английского означает шаг. Пусть это будет ваш первый шаг на пути к красивой и тренированной фигуре.

Степ, в качестве гимнастики, был изобретён в США известным фитнес — инструктором Джиной Миллер. Она приспособила его для своих ежедневных тренировок после перенесённой ею травмы колена. Первым тренажёром, которым она воспользовалась для выздоровления, были ступеньки крыльца её собственного дома.

Степ-аэробика — одна из форм проведения занятий по физической культуре,

способствующая воспитанию интереса детей с ОВЗ к процессу выполнения физических упражнений.

Занятия степ-аэробикой с детьми с ОВЗ представляют собой не просто комплекс движений, помогающих исправлению осанки, постановке правильного дыхания, формированию движения и умения чувствовать ритм, но в первую очередь направлены на компенсацию ограничений в здоровье через элементарную творческую составляющую. Ритмичные танцевальные движения выполняют функцию психической и соматической релаксации, восстанавливают жизненную энергию ребенка и его самоощущения как индивидуальности. Степ-аэробика способствует более успешной адаптации детей с ОВЗ в среде сверстников.

Степ-аэробика – это ритмичные движения вверх и вниз по специальной

степ-платформе, высота которой меняется в зависимости от уровня

сложности упражнений.

Степ-аэробика:

  • развивает подвижность в суставах,
  • формирует свод стопы, тренирует равновесие,
  • укрепляет мышечную систему,
  • улучшает гибкость, пластику,
  • восстанавливает тонус тела,
  • нормализует деятельность сердечно-сосудистой системы,
  • помогает выработать хорошую осанку, красивые, выразительные и точные движения,
  • способствует гармоничному развитию

На занятиях по степ-аэробике решаются следующие задачи:

1. Укрепление здоровья:

  • Способствовать оптимизации роста и развитию опорно-двигательного аппарата;
  • Повышать работоспособность и двигательную активность;
  • Формировать правильную осанку;
  • Содействовать развитию и функциональному совершенствованию органов дыхания, кровообращения, сердечно-сосудистой и нервной систем;
  • Развивать потребность в систематических занятиях спортом.

2. Совершенствование психомоторных способностей:

  • Развивать двигательные качества: мышечную силу, выносливость, быстроту, гибкость и координационные способности;
  • Развивать чувство ритма, музыкальный слух, память, внимание, умения согласовывать движения с музыкой;
  • Способствовать улучшению психического состояния, снятию стрессов;
  • Формировать навыки выразительности, пластичности и грациозности движений;
  • Развивать чувство уверенности в себе.

3. Повышение эмоционального уровня, психорегуляция:

  • Воспитывать умения эмоционального выражения, раскрепощённости и творчества в движениях;
  • Развивать чувство товарищества, взаимопомощи;
  • Воспитывать коллективные движения (синхронность).

Степы обладают для детей особой привлекательностью как некоторые

ограничители персонального пространства «домики». Для педагога подобные «ограничители» места являются действенным способом организации и управления группой. Степ требует от детей обостренного чувства пространства и равновесия. На нем сложнее двигаться, чем на коврике, требуется контроль над собственными движениями, точная ориентировка. Но задача эта, если усложнять ее постепенно, для детей посильна и интересна, и к тому же отмечена новыми игровыми штрихами. Занятия на степах приносят ощутимую пользу детям с ОВЗ. Им, казалось, должно быть, особенно сложно контролировать свое тело на ограниченном пространстве, но психологическая привлекательность мини-степов и общий энтузиазм, характерный для занятий, таковы, что через 2-3 занятия дети адаптируются к требуемым условиям. И степ становится для них тем сдерживающим и организующим фактором, в котором они так нуждаются в обычной жизни.

Продумывая содержание занятий степ-аэробикой для детей с разными физическими возможностями необходимо учитывать их морфофункциональные особенности, уровень физической подготовленности и развития, соблюдать основные физиологические принципы:

  • Рациональный подбор упражнений для детей, имеющих различную этиологию отклонений в развитии
  • Равномерное распределение нагрузки на детский организм
  • Постепенное увеличение объема и интенсивности нагрузки

Степ-аэробика – это целый комплекс упражнений различных по темпу и интенсивности, где идёт работа всех мышц и суставов, в основе, которой — ритмичные подъёмы и спуски при помощи специальной платформы – степа. Её выполняют под ритмичную музыку и сочетают с движениями различными частями тела (руками, головой).

Привлекая эмоциональностью и созвучием современным танцам, степ-аэробика позволяет исключить монотонность в выполнении движений, поддерживает хорошее самочувствие ребёнка, его жизненный тонус. Ритмичные движения выполняются легко и длительное время не вызывают утомления.

Каждый аэробный комплекс ведёт к достижению не одного, а нескольких результатов: стать сильным и гибким, стройным и подтянутым, получить

ощущение физического и психического расслабления, улучшить координацию движений, развить чувство ритма, повысить физическую активность. Упражнения для степ — аэробики подбираются обычно преимущественно циклического характера (в основном, это ходьба), вызывающие активную деятельность кровообращения и дыхания, тренирующие мышцы сердца, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной структуре.

Степ — аэробикой можно заниматься в различных вариантах:

В детском саду используются следующие варианты степ — аэробики:

  • как часть физкультурных занятий в виде ОРУ с предметами и без;
  • в подвижных играх;
  • в показательных выступлениях детей на праздниках;
  • в развлечениях;
  • в кружковой деятельности.

Степ-платформа используется разнообразно:

  • в качестве оборудования для формирования основных видов движений:

бег, ходьба, прыжки, ползание;

  • для подвижных игр для детей старшего возраста,
  • для проведения эстафет,
  • для выполнения ритмических композиций, танцевальных движений;
  • для индивидуальной и самостоятельной двигательной активности.

Особенность степ — аэробики состоит в том, что темп движений и интенсивность выполнения упражнений задается ритмом музыкального сопровождения.

Она служит одновременно мотивирующим фактором, направляет ход занятия, диктует скорость движений. При выборе музыкального сопровождения должны отдаваться предпочтения музыкальным композициям с наличием чёткого ударного ритма. Для каждого отрезка степ — программы музыка должна подбираться с учётом рекомендаций по темпу и продолжительности.

Музыкальное сопровождение на занятиях аэробикой способствует развитию чувства ритма, позволяет целенаправленно развивать умение детей совмещать свои движения с музыкой.

Выполнения движения под музыку и синхронность, создает положительный настрой у детей для работы на степ — платформах. Музыка должна быть яркой, веселой, мажорной тональности.

Работу со степами начинаем с несколько простых, но важных правил:

  • Выполнять шаги в центр степ — платформы;
  • Ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъёме, а, спускаясь, ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
  • Опускаясь со степ — платформы, оставаться стоять достаточно близко к ней.
  • Не отступать от степ — платформы больше, чем на длину ступни;
  • Не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в совершенстве, движениями ног;
  • Не подниматься и не опускаться со степ — платформы, стоя к ней спиной;
  • Делать шаг с лёгкостью, не ударять по степ — платформе ногами.

Таким образом, использование инновационной технологии — степ – аэробика даёт возможность координировать, сочетать работу всех групп мышц, вырабатывать необходимую точность движений, ритмичность, ловкость, умение правильно распределять силы. Нагрузка регулируется характером упражнений, изменением исходных положений, темпа, длительности и интенсивности выполнения. Зрительное восприятие создает образ движения в его динамике, выразительности, пространственных отношениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на конференции 2015 г: "Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования ряда техник декоративно-прикладного творчества".

Повышение уровня интеллектуального развития детей с ограниченными возможностями здоровья посредством использования ряда техник декоративно-прикладного творчества...

Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Средства информационных компьютерных технологий позволяют нам сделать процесс развития ребенка с ОВЗ  достаточно эффективным....

Использование ИКТ в коррекции психофизического и речевого развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Использование ИКТв коррекции психофизического и речевого развитиядетей с ограниченными возможностями здоровья  Подготовила:  Воспитатель:  Гуслякова  Н.В. ...

Консультация "Возможности авторской технологии В.В.Воскобовича в реализации социально – коммуникативного развития детей с ограниченными возможностями здоровья"

В данной статье раскрываются широкие возможности игровых технологий В.В.Воскобовича для развития фонематического слуха, коррекции звукопроизношения, развития связной речи, грамматического строя речи у...

Консультация для воспитателей «Значение познавательно-исследовательской деятельности в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья»

Особое значение для развития личности дошкольника имеет ознакомление с окружающей действительностью, когда она предстоит перед ним во всём многообразии и ребёнок приобщается ко всему. Ребёнок пытается...

Возможности использования степ - аэробики для развития детей с ограниченными возможностями здоровья

Детский сад - первая ступень общей системы образования, главной целью которой является разностороннее развитие ребенка.Одно из требований ФГОС дошкольного образования - создание максимально благоприят...