Проект в старшей (подготовительной) группе "Быт русского народа"
проект (старшая, подготовительная группа)
Проект патриотической направленности позволяет познакомить детей старшего дошкольного возраста с бытом русского народа (национальная одежда, русская изба и убранство русской избы)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 638.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Проскоковская средняя общеобразовательная школа»
(МБОУ «Проскоковская СОШ»)
ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Быт русского народа»
в разновозрастной дошкольной группе
Разработчики:
Плиско С.Н., воспитатель,
Лыхина Н.С., старший воспитатель
Содержание
1. Паспорт проекта…………………………………………………….. | 3 |
2. Этапы реализации проекта…………………………………………. | 6 |
3. План мероприятий проекта…………………………………………. | 8 |
Список литературы…………………………………………………….. | 14 |
Приложение 1. Информационный материал для проекта…………... | 15 |
Приложение 2. Фотографии…………………………………………... | 20 |
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тема проекта | Быт русского народа |
Вид проекта | Творческий |
Тип проекта | Групповой |
Участники проекта | Воспитанники старшей и подготовительной группы дошкольного отделения (разновозрастная группа) |
Сроки реализации | Краткосрочный. Даты реализации проекта: 23.09.2024г. - 27.09.2024г. |
Актуальность проекта | В настоящее время русская народная культура исчезает: исчезло деревянное зодчество, традиционная русская архитектура заменяется европейской, в устной и письменной речи появляется все больше заимствованных из иностранных языков слов при наличии в родном языке слов, обозначающих эти же предметы и явления. Дети, начиная с дошкольного возраста, все больше увлекаются гаджетами и все меньше интересуются художественным словом, отражающим, в том числе, русскую культуру, родной язык, народные традиции. Сейчас больше известны европейские и американские праздники, а не народные праздники русского народа, Санта Клаус, а не Дед Мороз, песня ««Jingle Bells», а не «В лесу родилась ёлочка». Именно поэтому, на современном этапе особенно важным является развитие детей дошкольного возраста на основе духовно-нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. Важность патриотического воспитания закреплена во ФГОС ДО, федеральной образовательной программе дошкольного образования. |
Проблема | Значимость и актуальность патриотического воспитания на современном этапе развития общества и дошкольного образования, реальный дефицит знаний и представлений детей дошкольного возраста о русской народной культуре привели к необходимости формирования представлений о быте русского народа через реализацию краткосрочного творческого проекта. Именно в ходе проектной деятельности, а не в формате традиционной беседы или занятия, дошкольники с большей заинтересованностью и увлеченностью расширят представления о русской культуре. |
Цель проекта | Приобщение детей старшего дошкольного возраста к русской культуре. |
Задачи проекта | Задачи для детей: Образовательные: 1. Познакомить детей с бытом русского народа: традиционной русской одеждой, русской избой. 2. Познакомить с устаревшими словами, обозначающими предметы быта. Развивающие: 1. Развивать умение планировать свою деятельность. 2. Развивать познавательный интерес, инициативность. 3. Способствовать развитию творческих способностей и продуктивной деятельности. Воспитательные: 1. Воспитывать интерес к русской культуре, русским традициям. 2. Способствовать формированию устойчивого чувства гордости за уникальность русского народа. Задачи для педагогов: 1. Пополнить РППС группы в центре патриотизма. 2. Способствовать развитию сотрудничества с родителями (законными представителями) воспитанников. 3. Активизировать работу по познавательному развитию и патриотическому воспитанию с детьми. |
Продукт проекта | Улица в русской деревне. |
Презентация продукта проекта | Адресаты презентации: воспитанники средней группы, родители (законные представители). Форма презентации продукта — выставка русских изб, экскурсия по улице русской деревни. |
Ожидаемые результаты | 1. Обогащение представлений детей о быте русского народа. 2. Формирование у детей навыка ведения проектной деятельности. 3. Заинтересованность родителей (законных представителей) воспитанников воспитательно-образовательной деятельностью. |
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Этап проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей |
1.Постановка проблемы. (23.09.2024г.) | 1. Создание «точки удивления», игровой ситуации. 2. Постановка проблемы. 3. Обозначение детской цели. 4. Создание мотивации у детей на достижение цели. | 1. Вживание в игровую ситуацию. 2. Вхождение в проблему. 3. Принятие цели. 4. Готовность и заинтересованность в достижении цели. |
2.Обсуждение проблемы, принятие задач. (23.09.2024г.) | 1. Помогает спланировать деятельность для достижения цели. 2. Совместно с детьми планирует деятельность по срокам реализации (дням недели). 3. Организует выбор продукта проекта. 4. Информирование родителей о теме, сроках и плане реализации проекта, о необходимой помощи родителей для реализации проекта. | 1. Совместно с воспитателем формируют «Модель трёх вопросов». 2. Совместно с воспитателем планируют деятельность по дням недели. 3. Совместно с воспитателем определяют продукт проекта. |
3. Работа над проектом. (23.09.2024г. - 27.09.2024г.) | 1. Направляет проект. 2. Поддерживает интерес и мотивацию детей к проектной деятельности. 3. Организует деятельность. 4. Оказывает практическую помощь в создании продукта проекта и в реализации детской деятельности (по необходимости). 5. Дает домашние задания детям и родителям. 6. Организует изменения в РППС группы. 7. Совместно с детьми ежедневно формирует «Карту ума» по теме проекта. | 1. Формирование знаний, умений, навыков. 2. Формирование продукта проекта. |
4. Презентация продукта проекта. (27.09.2024г.) | 1. Организует и помогает провести презентацию продукта проекта. | 1. Совместно с воспитателем представляют продукт проекта воспитанникам средней группы и родителям. |
5. Подведение итога. (30.09.2024г.) | 1. Помогает детям обобщить знания, определить ценность и полезность полученных знаний и умений. | 1. Участвуют в обобщающей работе по «Карте ума». 2. Делятся впечатлениями. 3. Высказывают предложения. |
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ПРОЕКТА
День проекта | Тема дня (на основе плана, составленного детьми совместно с воспитателем) | «Точка удивления» | Проблемная ситуация. Примерные наводящие вопросы для детей | Содержание детской деятельности | Необходимое оборудование, материалы | Взаимодействие с родителями |
Понедельник 23.09.2024г. | Русский народный костюм | В гости к детям пришел Иванушка (кукла Иванушка в русском национальном костюме) | Что вас удивило или заинтересовало в Иванушке? Почему Иванушка так одет? Как называется его наряд? (русская народная одежда). Где можно встретить людей в таком наряде? Почему у нас другая одежда, ведь мы с вами русские? (такую одежду носили в старину). Модель трех вопросов: 1. Что вы знаете еще про жизнь русского народа в старину? 2. Что бы вы хотели узнать о жизни в старину? Наводящий вопрос (при необходимости): «Как вы думаете, если Иванушка одет по-другому, что еще было другим в прежние времена?» 3. Где и как мы можем узнать все, что нас интересует? Мы с вами многое хотим узнать, а времени у нас мало. Давайте составим план на неделю и каждый день будем узнавать что-то новое. | 1.Изготовление русских народных костюмов для бумажных кукол. 2.Игра с бумажными куклами. 3.Чтение русских народных сказок и рассматривание иллюстраций к сказкам. 4.Изготовление папки-передвижки для родителей «Русская национальная одежда». 5.Формирование «Карты ума» на вечернем круге. | 1.Кукла Иванушка в русском костюме. 2.Бумажные силуэты мужчины и женщины в русских костюмах. 3.Цветная бумага, тесьма, различные шаблоны для декора одежды. 4. Фломастеры. 5.Клей, ножницы. 6.Набор иллюстраций с русской национальной одежды. 7.Книги с русскими народными сказками. 8. Иллюстрации к русским народным сказкам. 9. Ватман для формирования «Карты ума». | 1.Оформление информационного стенда для родителей о проекте. 2.Папка-передвижка «Русская национальная одежда». 3.Домашнее задание для детей и родителей: какие еще предметы одежды были в старину? Принести (по возможности) предметы русской одежды (валенки, пуховую шаль, цветную шаль и т.п.) |
Вторник 24.09.2024г. | Русская изба | Иванушка плачет. | Вечером все ушли домой, а Иванушка остался один в детском саду — ему некуда было пойти. Как помочь Иванушке? Наводящие вопросы: - Иванушке нужен дом такой же, как у нас сейчас? | 1. Прослушивание рассказа воспитателя о том, какие раньше были дома, как назывался раньше дом. 2.Рассматривание иллюстраций с русскими избами, теремом, примерами деревянного зодчества. 3.Изготовление каждым ребенком из пустой коробки дома для Иванушки. 4.Украшение крыши и стен дома в русском стиле. 5.Продолжение заполнения «Карты ума» на вечернем круге. | 1.Кукла Иванушка. 2.Иллюстрации русской избы, традиций украшения дома (наличники, ставни, резьба и т. п.). 3.Пустые коробки по количеству детей, подготовленные для изготовления дома. 4.Цветная бумага, клей, ножницы. 5.Природный материал. 6. «Карта ума» | 1.Домашнее задание детям и родителям: узнать, почему окна так называются. |
Среда 25.09.2024г. | Домашняя утварь | Иванушка исчез и оставил записку и коробку. В записке Иванушка пишет, что его не будет несколько дней, т. к. он ушел звать гостей к себе на новоселье в новую избу. И просит открыть коробку. В коробке находятся самовар и иллюстрации русской печки, посуды, ухвата, прялки, люльки, лавок и т.п. | Что за предметы оставил нам Иванушка? Почему они так выглядят? Зачем он нам их оставил? | 1.Рассматривание иллюстраций посуды и утвари. 2.Прослушивание рассказа воспитателя о посуде, других предметах и их назначении. 3.Изготовление детьми из различных материалов посуды, утвари и пр. 4.На вечернем круге дети находят в коробке Иванушки случайно оставшуюся там иллюстрацию рубеля. 5.Продолжение заполнения «Карты ума» на вечернем круге. | 1.Письмо от Иванушки. 2.Коробка. 3.Самовар. 4.Иллюстрации посуды и утвари, в том числе - рубеля. 5.Выкройка для изготовления русской печки. 6.Макет русской печки. 7.Белая и цветная бумага. 8.Пластилин. 9.Клей, ножницы. 10. «Карта ума» | Домашнее задание детям и родителям: «Что за предмет нашли дети вечером в коробке: как называется и для чего он был нужен?» |
Четверг 26.09.2025г. | Улица | Утром, когда дети приходят в группу, все изготовленные ими дома хаотично расставлены по группе. | У нас очень много домов. Почему они разбежались по всей группе? Что нам с этим делать? Наводящий вопрос (при необходимости): «Утром, когда я шла на работу, я обратила внимание, какие красивые дома у нас в селе, как ровно и аккуратно они стоят вдоль дороги. Может быть, и нам так расставить наши дома?» | 1.Прослушивание рассказа воспитателя о том, почему улица так называется. 2.Рассматривание иллюстраций деревенских улиц, подворий, деревянных ворот и калиток в старину. 3.Расстановка домов в улицу. 4.Оформление прилегающих к домам территорий, изготовление ворот и калиток. 5.Продолжение заполнения «Карты ума» на вечернем круге. | 1.Изготовленные детьми дома. 2.Иллюстрации улиц в русской деревне, домов с подворьем, с воротами и калиткой. 3.Цветная бумага, цветной картон. 4.Пластилин. 5.Клей, ножницы. 6. «Карта ума». | Домашнее задание: сделать и принести фотографию своего дома. |
Пятница 27.09.2025г. | Новоселье | Иванушка вернулся с гостями - детьми средней группы. | Пришли гости, которых пригласил Иванушка. Что мы можем рассказать гостям о своей улице? | 1.Сравнение русской избы и современного дома. 2.Рассказ детей о русской избе. 3.Перенесение улицы в приемную для расстановки изб на кабинках детей. 4.Завершение «Карты ума» на вечернем круге. | 1. Кукла Иванушка. 2.Иллюстрации русской избы. 3.Фотографии домов, в которых живут дети. 4.Избы, изготовленные детьми. 5. «Карта ума». | 1.Рассказывание родителям об избе, которую изготовил ребенок; о том, почему улица так называется. 2. Совместное с родителями придумывание название улице из изб. |
Список литературы
1. Веракса, Н.Е. Пространство детской реализации. Проектная деятельность / Н.Е. Веракса. - Москва : Мозаика — Синтез, 2021. - 64 с. - ISBN 978 - 5 - 4315 — 1867 - 6. - Текст : непосредственный.
2. Михеева, Е.В. Современные технологии обучения дошкольников / Е.В. Михеева. - Волгоград : Издательство «Учитель», 2014. - 223 с. - ISBN 978 - 5 - 7057 - 3210 - 4. - Текст: непосредственный.
3. Сыпченко, Е.А. Инновационные педагогические технологии. Метод проектов в ДОУ / Е.А. Сыпченко. - Санкт-Петербург : Детство-Пресс, 2013г. - 96 с. - ISBN 978 — 5 — 89814 — 737 - 2. - Текст: непосредственный.
Приложение 1
Информационный материал для проекта «Быт русского народа»
1. Одежда русского народа
Раньше женщины, девушки сами шили одежду.
Наряды, которые носили русские женщины:
- красивый и удобный наряд – сарафан. Его носили и молодые девушки, и замужние женщины. Сарафан распашная, широкая длинная одежда без рукавов, на лямках;
- женские головные уборы - кокошники, косынки.
Наряды, которые носили русские мужчины:
- на Руси главными частями мужской одежды были рубаха и порты. Косоворотка — рубаха с косым воротом, то есть с разрезом сбоку, а не посередине, как у обычных рубашек. Рубаху подпоясывали кушаком (пояс). - мужской головной убор того времени – картуз (кепка).
Рубашки, как мужские, так и женские, украшали вышивкой. На Руси употребляли слово «узор». «Узор» происходит от древнеславянского слова «узреть» - увидеть. Увидеть красоту. Мастерицы вышивали знаки: ромбы, кресты, цветы, круги.
Узор в виде орнамента, т. е ритмично повторяющегося рисунка, «клали» на ворот, рукава и подол. Считалось, что вышивка – «оберег» предохраняла, оберегала от злых сил.
Человека, который шьет одежду – это портной – от слова порты).
Во все времена люди ухаживали за своей одеждой, чтобы она выглядела красиво и опрятно. Одежду на Руси берегли, не выбрасывали, передавали по наследству, перешивали и донашивали до полной ветхости.
Обувь русского народа: сапоги, лапти; зимой — валенки.
2. Русские дома
В старину люди строили дома, которые назывались избами.
Строили избы рядом с лесами и реками.
Изба была нужна прочная, такая, чтобы долго стояла, чтоб и дети, и внуки в ней жить могли. Поэтому, деревья выбирали очень тщательно.
Русские мастера с помощью топора строили из сосен красивые дома. Русская изба просторна да хороша, построена без единого гвоздя. Наши прадеды любовно топором тесали брёвна. Брёвна четырёхугольником клали, четырёхугольник называли венцом. Мастера венец с венцом соединяли, сруб избы поднимали. Затем крышей закрывали.
Когда-то давным-давно крышу клали из соломы. Крыши делали из ржаной соломы, сжатой серпом. И такая крыша могла прослужить полвека. Но кто хотел и мог себе позволить крышу побогаче, то делали ее из тёса - тонких досок. Для изготовления тёса бревно сначала раскалывают пополам, а затем обтёсывают топором. Отсюда и название. Тёс покрытие дорогое, для него нужно отыскать брёвна без сучков.
Русские мастера избу украшали резьбой, по краю крыши прикреплялась волнистая резьба.
Чтобы в избе было светло, вырубали окна - окон было много. На окнах прикрепляли резные ставни, т. е. ставни тоже украшали деревянным узором. На ночь ставни закрывали, чтобы было темно, а утром открывали.
Окна получили такое название, потому что окна на стене дома похожи на глаза людей на лице. А глаз раньше называли «око» - отсюда и пошло название «окно».
В избу заходили по крыльцу. Крыльцо тоже было резным.
Дома выстраивались в улицу, вдоль дороги по обе стороны дороги — чтобы был проезд. Стояли дома главной стеной к дороге, как будто бы лицом друг к другу. Отсюда и пошло название «Улица» - у лица дома.
3. Русская печь
Крестьяне любили порядок, и все в доме (включая людей) «знало свое место».
Войдя в избу, на печь сразу обратишь внимание: она занимает почти пол-избы.
Печь помещалась справа от входа.
«Дом без печки – нежилой дом», - говорили в народе. «Кормилицей», «матушкой» ласково называли печь крестьяне, ведь она и в самом деле кормила людей – в ней пекли хлеб, варили кашу, щи, картошку… . На печи сушили одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбёшку. Здесь можно было спать. Для этого делалась специальная лежанка.
Правый от печи угол назывался бабий кут. Здесь командовала хозяйка, всё было приспособлено для приготовления пищи, стояла прялка. Отсюда и слово закуток, то есть отгороженное где-нибудь в помещении место, обособленный уголок.
От жарко протопленной печи в доме становилось тепло и уютно даже в самую лютую зимнюю стужу.
С печью связаны весь быт, вся жизнь крестьянина. Народ недаром наделял печь волшебными свойствами, а образ печи стал традиционным для русских сказок: она прячет Машу и её братца от злых гусей-лебедей, везёт Емелю к царю и т. д.
Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Такой русская печь дожила и до наших дней.
Человек, который умел класть печь, - печник - пользовался почётом и уважением.
Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.
4. Посуда и мебель в русской избе
Левый от печи угол, назывался красный, то есть красивый.
Красный угол – самое чистое, светлое и нарядное место во всем крестьянском доме. Здесь на особой полочке – божнице («где боги стоят») – у верующих крестьян всегда стояли домашние святыни – иконы (изображения Бога и почитаемых святых). Их называли еще образами. Входя в дом, гость обязательно снимал шапку и крестился на образа, а затем кланялся, приветствуя хозяев. Этим гость показывал, что пришел в дом с добром, плохого не замышляет: «Доброму гостю – особая честь».
Здесь же стояли стол, скамейки. Это было особое место для гостей.
На столе в избе всегда стоял горячий самовар.
Самовар изобрели очень давно в городе Туле. Вода в нём быстро закипала и долго не остывала. Несмотря на изобретение газа и электричества, самовар сохранился до наших дней. Наши предки, в отличие от нас, пили чай не просто из стаканов и чашек, а наливали его в блюдце, которое держали за донышко.
Возле печки в русском доме всегда стояли большие и маленькие чугуны и горшки.
Чугунок был сделан из чугуна, поэтому так назывался. В нем варили кашу, щи и картошку. Еда в чугунке была очень вкусной.
А у глиняного горшка своя история. Вот послушайте, что он хочет нам рассказать: «На топтале был, на кружале был, на пожаре был, на базаре был – домой пришел».
Голыми руками чугунок со щами или горшок с кашей из раскаленной печи не вытащишь, это делали с помощью ухвата.
Ухват – это палка с надетой на неё металлической рогатиной. С помощью ухвата ставят в печь и достают из неё горшки, чугунки. Ухват похож на вилы.
Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.
А еще ложки использовали как музыкальные инструменты.
Раньше не было такой мебели как сейчас. Мебелью в избе служили: стол, лавки, скамьи, сундуки. Вещи хранили в сундуках, а вместо стульев, были скамьи или лавки.
В избе необходимым атрибутом как стол или печь была люлька, её еще называли колыбелькой.
Люлька – это подвесная или качающаяся на полу кроватка для младенца. Поэтому делать люльку поручали настоящему мастеру.
Люльку подвешивали, чтобы теплый воздух поднимался вверх и младенцу было тепло.
В старину в каждой крестьянской избе были прялки. Когда осенние работы на полях заканчивались, женщины и девушки пряли пряжу, чтобы потом связать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества ещё не было, девушки пряли и пели песни.
Почти всё в избе делалось своими руками. Люди долгими зимними вечерами резали миски и ложки, долбили ковши, ткали, вышивали, плели лапти, корзины.
Всё делалось с любовью, и было не только полезным, но и красивым, радующим глаз.
Приложение 2
Фотографии
День первый. «Русская национальная одежда».
День второй. Русская изба.
Продолжение приложения 2
День третий. Изба с утварью.
День четвертый. Готовимся к построению улицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект Тема: «Быт и традиции русского народа»
Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развит...

Проект «ОБЫЧАИ И ТРАДИЦИИ КУЛЬТУРЫ РУССКОГО НАРОДА» (для детей старшего дошкольного возраста)
Вид проекта: информационно - творческийПродолжительность: краткосрочный – 2 недели (14.03 - 25.03)Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, музыкальный руководитель.Актуальность:...
Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников "Традиции русского народа"
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность на...

Педагогический проект по духовно-нравственному воспитанию старших дошкольников "Традиции русского народа"
В настоящее время одним из важнейших приоритетов современного образования является духовно-нравственное воспитание детей, подростков и молодёжи. Народная культура передает национальную самобытность на...