Проект «Календарные и обрядовые праздники русского народа»
проект
Предварительный просмотр:
Проект:
«Календарные и обрядовые праздники русского народа»
МДОУ «Детский сад «Морозко» п. Приозерный
Человек – это замок: к каждому
нужно ключик подобрать.
Русская пословица.
Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее.
Когда-то давно год начинался на Руси по церковному календарю первого сентября. С этого же месяца начинается новый профессиональный год для воспитателей, которые проявляют заинтересованность в сохранении и передаче детям культурного наследия предков, считают задачу знакомства ребенка с родной культурой очень важно. Многие традиции утрачены и даже утеряны, поэтому мы собрали праздники, приметы, присловья о временах года и о погоде в единый народный месяцеслов, для пользования всеми участниками в совместной деятельности взрослых и детей, для получения информации о временах года, о приметах и предсказаниях, о явлениях природы, для оформления развивающей среды (сезонные папки передвижки, календари и пр.), для использования в интегративной работе по ознакомлению детей с русской культурой. В нем отражение всевозможных метеорологических, астрономических и агрономических знаний. Вместе с тем народный календарь – это и энциклопедия народной эстетики, собрание переходящих народных ценностей.
Одна из отличительных черт нашего учреждения является поиск и использование современных инновационных подходов в работе, в том числе:
- объединение усилий всего коллектива с целью разработки новых воспитательных технологий;
- обновление содержания образования, интегрированный подход к проведению занятий;
- формирование у дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информаций.
- поддержка современной инновационной активности педагогов;
- активное вовлечение родителей в педагогический процесс.
Последнее является особенно важным для ДОУ. Уметь общаться с родителями, убеждать их, увлекать интересными нововведениями – одно из главных направлений ДОУ.
Направление проекта:
- постепенное освоение взрослыми и детьми традиционной культуры русского народа.
Цели проекта:
- использование в работе ДОУ народного календаря «Месяцеслов» для приобщения детей к народному наследию;
- развитие эмоциональной сферы, чувство сопричастности к народному наследию.
3адачи проекта:
- расширять знания детей о народных приметах, присловьях о временах года и о погоде, о традициях и праздниках русского народа;
- использовать месяцеслов в приобщении детей к народному наследию;
- организовать сотрудничество ДОУ с семьей по приобщению детей к народному наследию;
- созданию комфортных условий пребывания воспитанников приближенных к домашнему.
Участники проекта:
- воспитанники ДОУ;
- родители;
- воспитатели ДОУ;
- музыкальный руководитель;
- инструктор по физической культуре;
- педагог по дополнительному образованию.
Продолжительность проекта:
- сентябрь – август.
Основные формы организации проекта:
- оформление «Календаря народных примет и праздников»;
- детское чтение, слушание, беседы по картинкам русских художников, ознакомление с народными музыкальными произведениями, занятия по изобразительной деятельности (рисование, аппликация, конструирование), занятия по физической культуре.
- праздники, развлечения, посиделки
Тип данного проекта можно охарактеризовать как информационно – наглядное пособие для приобщения детей к истокам русской народной культуры в образовательном процессе, применяющееся в различных видах детской деятельности: игре, изобразительной и художественной деятельности, в умении наблюдать за природой, пользоваться благоприятными погодными условиями.
Визитной карточкой ДОУ стали сезонные папки – передвижки. На цветном листе формата А4 размещается
название времени года. Название месяца меняется в соответствии с календарем.
Такие разделы как: «Месяцеслов», «Природные явления», «Пословицы и поговорки» меняются еженедельно, а «Народные праздники» - оформляются на время проведения праздника. |
Пословицы и поговорки, относящие как к году в целом, так и к отдельным сезонам, месяцам , дням, вошедшие в народный календарь обогащают и украшают язык, органично вплетаются в народную речь, раскрывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы. Понимание детьми пословиц и поговорок в значительной мере зависит от умения воспитателя применять их в подходящих случаях. Краткое изречение, полное мудрости и юмора, запомнится воспитаннику, значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры.
Фольклор является богатейшим источником нравственного развития детей. В доступной форме через художественные образы дети подготавливаются к восприятию в дальнейшем больших идей, лежащих в основе всенародных праздников, вошедших в данный проект. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. При чем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Основные из них :
- Рождество Христово;
- Крещение;
- Вербное воскресенье;
- Пасха;
- Масленица и Прощенное воскресенье;
- Осенины;
Каждый народный праздник организуется совместно с родителями и детьми. Ответственными за праздник разрабатывается план действия, где принимаются все предложения и пожелания, при этом придерживаются главного принципа – соблюдение чувства меры. Каждый праздник входит в образовательный процесс и в режимные моменты, они интересны всем участникам проекта: и взрослым, и детям. Фома проведения народных праздников может быть самой различной: ряжание, посиделки, игры – развлечения, ярмарка, праздник, гулянье и т.п.
Таким образом, на праздниках в единстве решаются задачи всестороннего развития ребенка.
Планирование интегрированной работы по ознакомлению детей с праздниками русского народа.
Цель:
- дать детям представления о народных праздниках;
- познакомить детей с аграрным периодом жизни русского народа;
- закрепить собирательный образ народных праздников, обрядовые действия.
Праздник | Деятельность | Репертуар, продуктивная деятельность |
Рождество Христово | Детское чтение | С. Маршак «После праздника» (стихи о новогодней елке), А.Мень «Свет миру» (глава «Рождество»), Б.Пастернак «Рождественская звезда»,О.Ефремова «Рождество Христово». |
Беседы по картинкам русских художников | П.Каверзиев «Ряжание», А. Кившенко «Колядки» (илл. К повести Гоголя «Ночь перед рождеством»). | |
Ознакомление с музыкальными произведениями | П.Чайковский «Утренняя молитва», «Зимнее утро». | |
Занятия по изобразительной деятельности | Выполнение коллективной работы на тему «Зимние забавы», изготовление кукол для театра «Рождественский «Вертеп». | |
Занятия по развитию речи | Разучивание: М. Свободин «Новый год» | |
Занятия по физической культуре | Народные игры зимних посиделок: «Терем», «Как у дяди Трифона». | |
Крещение | Детское чтение | С.Маршак «Двенадцать месяцев», С.Есенин «Зима поет». |
Беседы по картинкам русских художников | А.Саврасов «Зимний пейзаж», А. Рябушкин «Катание на колесе на Масленицу». | |
Ознакомление с музыкальными произведениями | С. Прокофьев «Утро», Р.Шуман «Зимой», «Дед Мороз». | |
Занятия по изобразительной деятельности | Изготовление подарков для родителей и друзей. | |
Занятия по развитию речи | В.Жуковский «Крещенский вечерок». Беседы направленные на закрепление обрядово-праздничной культуры в зимний период. | |
Занятия по физической культуре | Зимние спортивные развлечения – катание на лыжах, на санках по ледяным дорожкам. | |
Вербное воскресенье | Детское чтение | А. Пушкин «Великолепная молитва», «За весной, красой природы», Н. Никрасов «Дед Мазай и зайцы», А.Плещеев «Всна», В.Бианки «Дед Мороз и весна» |
Беседы по картинкам русских художников | Ф.Грец «Холодная весна», К.Юон «Мартовское солнце». | |
Ознакомление с музыкальными произведениями | В.Молотова «Солнечный зайчик», Э.Григ «Весной», «Утро», А.Блока «Вербочки» | |
Занятия по изобразительной деятельности | Лепка из глины и слоеного теста «Ветка вербы». | |
Занятия по развитию речи | Заучивание: А.Фет «Уж верба вся пушистая», Е. Благинина «Черемуха» | |
Занятия по физической культуре | Народные подвижные игры: «Жмурки», «Краски», «Горелки», «Пятнашки», «Волк во рву». | |
Пасха | Детское чтение | Я. Ролонский «Пасхальные вести», С. Есение «С добрым утром». |
Беседы по картинкам русских художников | П. Александров «Катание на деревянных качелях. Пасха», В. Маковский «Молебен на Псхе»; К. Савитский «Встреча икон»; Н. Плахов «Освещение семян». | |
Ознакомление с музыкальными произведениями | П. Чайковский «Весна» из цикла «Детские песни»; «Март. песня жаворонка», «Апрель. подснежник» из цикла «Времена года»; А. Вивальди: «Приход весны». | |
Занятия по изобразительной деятельности | Роспись пасхальных яиц. Изготовление корзиночек, подставок для пасхальных яиц. Оформление интерьера групповой комнаты к празднику Пасха. | |
Занятия по развитию речи | Беседа о символе Солнца в язаческой культуре древних славян – это тепло, жизнь. заучивание стихотворений: А. Пушкин «Птичка», А. Майков «Христос Воскрес» и др. | |
Занятия по физической культуре | Музыкально-фолькорные игры: «Гуси», «Дрема», «Сиди, сиди Яша». | |
Осенины | Детское чтение | Н.Сладков «Осень на пороге», К.Паустовский «Прощание с летом», Г.Скребицкий «Четыре времени года». |
Беседы по картинкам русских художников | И.Левитан «Золотая осень», «Золотая осень. Слободка», И.Шишкин «Рожь». | |
Ознакомление с музыкальными произведениями | Р.Шуман «Народная песенка», «Веселый крестьянин», «Песенка жрецов». | |
Занятия по изобразительной деятельности | Коллективная работа «Фантазии осени», рисование на темы «Как изменила осень природу , «Осенние натюрморты». | |
Занятия по развитию речи | А. Плещев «Осень наступила», «Скучная картина». | |
Занятия по физической культуре | Осенние игры и состязания «Горшки», «Кто сильнее», «Карусель», «Перетяни». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обмен опытом по ознакомлению детей с обрядовыми традициями русского народа
Педагог детского сада, стремящийся развить у своих воспитанников жизнерадостность, каждый момент общения с ними, будь это утренний прием, завтрак, прогулка и т.п., строит свою работу так, чтобы...
Проект «Традиции и праздники русского народа»
Цель: развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о традициях и праздниках русского народа....
"Народный календарь. Обрядовые праздники мордовского народа."
Культурное наследие народа осознаётся современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Обратиться к своим истокам – з...
«Обрядовые праздники мордовского народа».
презентация...
Презентация "Народный календарь. Обрядовые праздники мордовского народа"
quot;Народный календарь. Обрядовые праздники мордовского народа"...