Проект «Календарные и обрядовые праздники русского народа»
проект

Литвинова Ирина Анатольевна

проект

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kalendarnye_i_obryadovye_prazdniki.doc140 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:  

«Календарные и обрядовые праздники русского народа»

 МДОУ «Детский сад «Морозко» п. Приозерный

                                                                     Человек – это замок: к каждому

                                                          нужно ключик подобрать.

                                                                                                      Русская пословица.

     Каждому человеку и каждому народу, чтобы жить осмысленно и с достоинством, чтобы пользоваться уважением окружающих, надо знать себя, понимать свое место в мире природы, других людей, других народов. Такое знание и понимание возможны, когда органически освоена родная культура, когда понятно прошлое – далекое и близкое. Вот тогда можно самостоятельно и с успехом планировать свое будущее.

      Когда-то давно год начинался на Руси по церковному календарю первого сентября. С этого же месяца начинается новый профессиональный год для воспитателей, которые проявляют заинтересованность в сохранении и передаче детям культурного наследия предков, считают задачу знакомства ребенка с родной культурой очень важно. Многие традиции утрачены и даже утеряны, поэтому мы собрали праздники, приметы, присловья о временах года и о погоде в единый народный месяцеслов, для пользования всеми участниками в совместной деятельности взрослых и детей, для получения информации о временах года, о приметах и предсказаниях, о явлениях природы, для оформления развивающей среды (сезонные папки передвижки, календари и пр.), для использования в интегративной работе по ознакомлению детей с русской  культурой. В нем отражение всевозможных метеорологических, астрономических и агрономических знаний. Вместе с тем народный календарь – это и энциклопедия народной эстетики, собрание переходящих народных ценностей.

    Одна из отличительных черт нашего учреждения является поиск и использование современных инновационных подходов в работе, в том числе:

  • объединение усилий всего коллектива с целью разработки новых воспитательных технологий;
  • обновление содержания образования, интегрированный подход к проведению занятий;
  • формирование у дошкольников желания и способностей к самостоятельному поиску, сбору информаций.
  • поддержка современной инновационной активности педагогов;
  • активное вовлечение родителей в педагогический процесс.

     Последнее является особенно важным для ДОУ. Уметь общаться с родителями, убеждать их, увлекать интересными нововведениями – одно из главных направлений ДОУ.

   Направление проекта:

  • постепенное освоение взрослыми и детьми традиционной культуры русского народа.

  Цели проекта:

  • использование в работе ДОУ народного календаря «Месяцеслов» для приобщения детей к народному наследию;
  • развитие эмоциональной сферы, чувство сопричастности к народному наследию.

  3адачи проекта:

  • расширять знания детей о народных приметах, присловьях о временах года и о погоде, о традициях и праздниках русского народа;
  • использовать месяцеслов в приобщении детей к народному наследию;
  • организовать сотрудничество ДОУ с семьей по приобщению детей к народному наследию;
  • созданию комфортных условий пребывания воспитанников приближенных к домашнему.

  Участники проекта:

  • воспитанники ДОУ;
  • родители;
  • воспитатели ДОУ;
  • музыкальный руководитель;
  • инструктор по физической культуре;
  • педагог по дополнительному образованию.

  Продолжительность проекта:

  • сентябрь – август.

  Основные формы организации проекта:

  • оформление «Календаря народных примет и праздников»;
  • детское чтение, слушание, беседы по картинкам русских художников, ознакомление с народными музыкальными произведениями, занятия по изобразительной деятельности (рисование, аппликация, конструирование), занятия по физической культуре.
  • праздники, развлечения, посиделки

  Тип данного проекта можно охарактеризовать как информационно – наглядное пособие для приобщения  детей к истокам  русской народной культуры в образовательном процессе, применяющееся в различных видах детской деятельности: игре, изобразительной и художественной  деятельности,  в умении наблюдать за природой, пользоваться благоприятными погодными условиями.

       Визитной карточкой ДОУ стали сезонные папки – передвижки. На цветном листе формата А4 размещается

 название времени года. Название месяца меняется в соответствии с календарем.

Такие разделы как: «Месяцеслов», «Природные явления», «Пословицы и поговорки» меняются еженедельно, а  «Народные праздники» - оформляются на время проведения праздника.

 

Пословицы и поговорки, относящие как к году в целом, так и к отдельным сезонам, месяцам , дням,  вошедшие в народный  календарь  обогащают и украшают язык, органично вплетаются в народную речь,  раскрывают детям некоторые правила поведения, моральные нормы. Понимание детьми пословиц и поговорок в значительной мере зависит от умения воспитателя применять их в подходящих случаях. Краткое изречение, полное мудрости и юмора, запомнится  воспитаннику, значительно сильнее, чем любые нравоучения и уговоры.

           Фольклор является богатейшим источником нравственного развития детей.   В доступной форме через художественные образы дети подготавливаются к восприятию в дальнейшем больших идей, лежащих в основе всенародных праздников, вошедших в данный проект. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. При чем эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии. Основные из них :

  • Рождество Христово;
  • Крещение;
  • Вербное воскресенье;
  • Пасха;
  • Масленица и Прощенное воскресенье;
  • Осенины;

     Каждый народный праздник организуется совместно с родителями и детьми. Ответственными за праздник разрабатывается  план действия, где принимаются  все предложения и пожелания, при этом придерживаются главного принципа – соблюдение чувства меры. Каждый праздник входит в образовательный процесс и в режимные моменты, они интересны всем участникам проекта: и взрослым, и детям. Фома проведения народных праздников может быть самой различной: ряжание, посиделки, игры – развлечения, ярмарка, праздник, гулянье и т.п.

Таким образом, на праздниках в единстве решаются задачи всестороннего развития ребенка.

Планирование интегрированной работы по ознакомлению детей с праздниками русского народа.

Цель:

- дать детям представления о народных праздниках;

- познакомить детей с аграрным периодом жизни  русского народа;

- закрепить собирательный образ народных праздников, обрядовые действия.

Праздник

Деятельность

Репертуар, продуктивная деятельность

Рождество Христово

Детское чтение

С. Маршак «После праздника» (стихи о новогодней елке), А.Мень «Свет миру» (глава «Рождество»), Б.Пастернак «Рождественская звезда»,О.Ефремова «Рождество Христово».

Беседы по картинкам русских художников

П.Каверзиев «Ряжание», А. Кившенко «Колядки» (илл. К повести Гоголя «Ночь перед рождеством»).

Ознакомление с музыкальными произведениями

П.Чайковский «Утренняя молитва», «Зимнее утро».

Занятия по изобразительной деятельности

Выполнение коллективной работы на тему «Зимние забавы», изготовление кукол для театра «Рождественский «Вертеп».

Занятия по развитию речи

Разучивание: М. Свободин «Новый год»

Занятия по физической культуре

Народные игры зимних посиделок: «Терем», «Как у дяди Трифона».

Крещение

Детское чтение

С.Маршак «Двенадцать месяцев», С.Есенин «Зима поет».

Беседы по картинкам русских художников

А.Саврасов «Зимний пейзаж»,  А. Рябушкин «Катание на колесе на Масленицу».

Ознакомление с музыкальными произведениями

С. Прокофьев «Утро», Р.Шуман «Зимой»,  «Дед Мороз».

Занятия по изобразительной деятельности

Изготовление подарков для родителей и друзей.

Занятия по развитию речи

В.Жуковский «Крещенский вечерок». Беседы направленные на закрепление обрядово-праздничной культуры в зимний период.

Занятия по физической культуре

Зимние спортивные развлечения – катание на лыжах, на санках по ледяным дорожкам.

Вербное воскресенье

Детское чтение

А. Пушкин «Великолепная молитва», «За весной, красой природы», Н. Никрасов «Дед Мазай и зайцы», А.Плещеев «Всна», В.Бианки «Дед Мороз и весна»

Беседы по картинкам русских художников

Ф.Грец «Холодная весна», К.Юон «Мартовское солнце».

Ознакомление с музыкальными произведениями

В.Молотова «Солнечный зайчик», Э.Григ «Весной»,  «Утро»,  А.Блока «Вербочки»

Занятия по изобразительной деятельности

Лепка из глины и слоеного теста «Ветка вербы».

Занятия по развитию речи

Заучивание: А.Фет «Уж верба вся пушистая», Е. Благинина «Черемуха»

Занятия по физической культуре

Народные подвижные игры: «Жмурки», «Краски», «Горелки», «Пятнашки», «Волк во рву».

Пасха

Детское чтение

Я. Ролонский «Пасхальные вести», С. Есение «С добрым утром».

Беседы по картинкам русских художников

П. Александров «Катание на деревянных качелях. Пасха», В. Маковский «Молебен на Псхе»; К. Савитский «Встреча икон»; Н. Плахов «Освещение семян».

Ознакомление с музыкальными произведениями

П. Чайковский «Весна» из цикла «Детские песни»; «Март. песня жаворонка», «Апрель. подснежник» из цикла «Времена года»; А. Вивальди: «Приход весны».

Занятия по изобразительной деятельности

Роспись пасхальных яиц.

Изготовление корзиночек, подставок для пасхальных яиц.

Оформление интерьера групповой комнаты к празднику Пасха.

Занятия по развитию речи

Беседа о символе Солнца в язаческой культуре древних славян – это тепло, жизнь. заучивание стихотворений: А. Пушкин «Птичка», А. Майков «Христос Воскрес» и др.

Занятия по физической культуре

Музыкально-фолькорные игры: «Гуси», «Дрема», «Сиди, сиди Яша».

Осенины

Детское чтение

Н.Сладков «Осень на пороге»,  К.Паустовский «Прощание с летом», Г.Скребицкий «Четыре времени года».

Беседы по картинкам русских художников

И.Левитан «Золотая осень», «Золотая осень. Слободка», И.Шишкин «Рожь».

Ознакомление с музыкальными произведениями

Р.Шуман «Народная песенка», «Веселый крестьянин», «Песенка жрецов».

Занятия по изобразительной деятельности

Коллективная работа «Фантазии осени», рисование на темы «Как изменила осень природу , «Осенние натюрморты».

Занятия по развитию речи

А. Плещев «Осень наступила», «Скучная картина».

Занятия по физической культуре

Осенние игры и состязания «Горшки», «Кто сильнее», «Карусель», «Перетяни».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обмен опытом по ознакомлению детей с обрядовыми традициями русского народа

Педагог детского сада, стремящийся развить у своих воспитанников жизнерадостность, каждый  момент общения с ними, будь это утренний прием, завтрак, прогулка и т.п., строит свою работу так, чтобы...

Проект «Традиции и праздники русского народа»

Цель: развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о традициях и праздниках русского народа....

"Народный календарь. Обрядовые праздники мордовского народа."

Культурное наследие народа осознаётся современным обществом как значимый фактор духовности, преемственности поколений, приобщения к жизненным национальным истокам. Обратиться к своим истокам – з...

Презентация "Народный календарь. Обрядовые праздники мордовского народа"

quot;Народный календарь. Обрядовые праздники мордовского народа"...