Проект в старшей группе "Куклы русского народа"
проект (старшая группа) на тему

Москальцова Алена Ивановна

Проект "Куклы русского народа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_v_star.gruppe_kukly_russkogo_naroda.docx39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №2»

Проект

«Куклы русского народа»

                                                                                                        Выполнила: воспитатель

                                                                                                                                         Москальцова А.И.

Ардатов, 2016

Актуальность проекта: Мы с вами живём в удивительное время, когда происходит много разных интересных открытий.  Наша жизнь не стоит на месте, она движется вперёд по присущим ей законам диалектики. Люди и дети меняются, но природа детства остаётся прежней, как и сто, и двести лет назад: дети растут, играют, познают мир.

В современном мире игрушки наших детей стилизованы под героев американских мультфильмов и ребёнок не владеет информацией о традиционной русской кукле. Да и многие родители не знают какими игрушками играли наши дедушки и бабушки.

В семье, да и детском саду – изобилие игрушек, которые  покупаются постоянно и не несут художественного смысла и выражения. Отношение к ним у ребёнка спонтанное: поиграл и забросил, порвал и забыл. А родителям легче их выбросить, чем отремонтировать вместе с ребёнком, прививая любовь и доброе отношение к труду человека.

 С помощью игрушки ребенку передается сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение. Она носитель народной культуры и родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек детей всегда была кукла.

Исследователи приписывают  кукле главную роль посредника, между миром детей и миром взрослых.  Через кукольный мир дети входят во взрослую жизнь. 

Великий русский педагог К. Ушинский еще в 19 веке писал, что западный человек (даже менее образованный) ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский.

Поэтому мы решили помочь своим воспитанникам, и на примере народной игрушки расширить знания об истории и традициях в использовании кукол, проявить интерес к изготовлению кукол и использованию их в игровой деятельности. А так же воспитать бережное отношение к культуре своего народа.  Узнавая историю  возникновения куклы, мы узнаем свое прошлое, узнаëм во что и как играли наши бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.

Цель проекта: Формирование интереса к истории возникновения кукол, исследовательской деятельности, приобщение   дошкольников  к   истокам русской  народной    культуры. 

Учить изготавливать некоторые виды кукол самостоятельно и с помощью родителей и педагогов.

Задачи проекта:

 Обучающие:

Обогащать знания дошкольников об истории возникновения кукол;

Приобщать к истокам духовной культуры русского народа;

Закрепить на примере изготовленных кукол понятия о семье, семейных ценностях, традициях и быте русского народа;

Развивающие:

Развивать творческие и познавательные способности;

Формировать знания о разнообразии и назначении традиционной русской куклы;

Формировать умения детей изготавливать куклы своими руками с помощью родителей и педагогов;

Воспитательные:

Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа;

Совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной работы.

Обогащать словарный запас дошкольников.

Вид проекта: Информационно-творческий

 

Продолжительность: с 3 по 31 октября

Участники проекта: дети старшей группы «Знайки», воспитатели, родители.

Возраст детей: 5-7 лет.

Предполагаемый результат:

формирование знаний об истории русской народной тряпичной куклы, материалах, инструментах, необходимых для  изготовления  разнообразных кукол;

 - развитие познавательного интереса к истории, национальным традициям;

- совершенствование учебно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.

- приобретение детьми навыков социального общения с взрослыми и сверстниками;

- повышение интереса дошкольников к культуре русского народа, к русским народным куклам.

- создание необходимых условий для ознакомления детей с тряпичной куклой (альбом разных видов тряпичных кукол; подборка иллюстраций и фотографий; технологические карты по изготовлению тряпичных кукол; мини-музей «Куклы русского народа»).

- воспитание в детях любви и уважения к народным традициям и прошлому русского народа.

- развитие умения детей самостоятельно создавать тряпичную куклу.

Этапы работы над проектом.

1 этап.

Проблема: Проанализировав уровень знаний детей об истории русского народа, пришли к выводу, что он недостаточно сформирован. Данные наблюдения показали, что необходимо изменить формы организации педагогического процесса по ознакомлению детей с историей и традициями русского народа. Я считаю, что с решением данной проблемы поможет справиться проект «Куклы русского народа», который знакомит детей с культурой и традициями русского народа.

На мой взгляд, приобщение детей к русской народной культуре сегодня необходимо. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Проектная деятельность с детьми помогает просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такая деятельность учит ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе проектной деятельности формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе. Кроме того, проектная деятельность помогает и самому педагогу развиваться и самосовершенствоваться.

2 этап.

Составление плана совместной работы с детьми, педагогами и родителями: подбор материала и оборудования для образовательной деятельности, бесед, сюжетно-ролевых игр с детьми; подбор песен, музыкальных игр, танцевальных композиций, связанных с тематикой проекта; оформление папок передвижек по теме проекта, подборка информации, иллюстраций, литературы; беседы с родителями о необходимости участия их в проекте.

3 этап.

Мероприятия с детьми.

Познавательное развитие. 

- Рассказ воспитателя: «Жизнь и быт предков», «Многообразие кукол»

- Просмотр презентации «Куклы русского народа», «История кукол».

- Рассматривание книг, иллюстраций, фотографий с куклами – «Путешествие в прошлое куклы».

- Исследование куклы. Знакомство с тканью, нитками, лентой, тесьмой и другими материалами, их свойствами (рвутся, мнутся, режутся, кроятся) и видами (шерстяная, льняная, ситцевая).

-Просмотр видеофильмов: «Кукла-кувадка своими руками», «Как сделать куклу мотанку «Крупеничка и Богач»», мастер-класс «кукла-закрутка своими руками».

- Дидактические игры: «Третий лишний», «Одень бумажную куклу», «Что из чего», «Узнай элемент узора».

Речевое развитие.

-  Беседа с детьми «Знакомство с тряпичной куклой» (игровые, обрядовые, обереговые).

- Чтение русских народных сказок «Василиса Прекрасная», «Терешечка» (кукла-пеленашка), «Матушкина куколка», «Крупеничка», «Снегурочка», «Куколка в траве», «Кукла».

- Чтение и заучивание стихотворений, потешек о кукле (приложение № 1).

- Составление описательных и творческих рассказов «Моя любимая игрушка».

Социально-коммуникативное развитие.

- Ситуативные беседы: «Моя любимая кукла».

- Сюжетно-ролевые игры: «Магазин кукол», «В музее», «День рождение Куклы», «Мастерская кукол»,

- Игры-инсценировки по стихотворениям о кукле (укладывание спать, кормление и т.д.), игра-драматизация по сказке «Терешечка».

- Презентации: «Куклы-обереги», «Кукла своими руками»

- Создание предметно - развивающей среды и совместное изготовление кукол: оформление мини- музея «Куклы русского народа», пополнение кукольного уголка, фото и репродукции различных времен с изображением кукол, изготовление кукол-кувадок, куклы «малышок-голышок», куклы-пеленашки, куклы-капустки.

Художественно-эстетическое развитие.

- Рисование: «Нарисуй тряпичную куклу».

- Аппликация: «Кукла в национальном костюме».

- Изготовление с детьми кукол («кукла-пеленашка», «кукла-кувадка», «кукла малышок-голышок», «куклы-капустка»).

- Конструирование: «Домик для куклы»

Музыкальная деятельность.

- Хороводные игры:  «У бабушки Меланьи», «Платок», «Приехала купаленка…».

- Слушание музыкальных произведений о куклах, русских народных песен.

- Слушание музыки: Ольга Зарубина «Песня куклы», «Русские матрешки».

Физическое развитие.

- Русские народные подвижные игры «Карусель», «Ярмарка», «Жмурки Ваня и Маня», «Гуси-лебеди», «Ай ду-ду-ду».

- Пальчиковая гимнастика: «Наперсток», «Не плачь, куколка моя», «Катины куклы».

Мероприятия с родителями:

- Выставка творческих работ детей.

- Оформление папок-передвижек для родителей на тему: «История и традиции русской народной куклы».

- Рекомендации о том, какую литературу можно прочесть детям по этой теме.

- Участие в создании мини-музея «Куклы русского народа»

Консультация для родителей: «Расскажите детям, как вы жили, во что играли».

Заключительный этап:

- выставка детского творчества «Куклы русского народа».

- Организация мини-музея «Куклы русского народа».

- Презентация проекта.

Ожидаемый результат: Если в ходе реализации проекта дети приобретут знания о культуре и традициях русского народа, об истории русской народной тряпичной куклы, будут знать различные виды тряпичных кукол, проявлять интерес к истории своего народа и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.

                                                                                                                                         

   

Приложение №1.

 

Стихи о куколке

Русская тряпичная куколка простая.

Славила Россию игрушка удалая.

Бодрая, веселая, немного озорная,

А по нраву русская, значит нам родная.

* * *

В этих куклах доброта и грусть,

Они помнят Киевскую Русь.

Мы берем этих кукол в руки –

Оживают истории звуки...

* * *

Я кукла, кукла-оберег,

Твоя помощница навек.

Люби меня и уважай,

И никогда не обижай.

Я принесу тебе удачу.

Жизнь станет ярче и богаче!

* * *

Лоскуток да ниток катушка.

В умелых руках оживает игрушка.

* * *

Кручу, верчу,

Создать хочу

Куколку красивую,

Дивную и милую.

Пусть нас она оберегает

И злых духов отгоняет.

* * *

Тряпичную куклу сшила мама дочке,

Надела на ножки в красные носочки.

Ниточки – косички, платьице в горошек.

Вся теплом согрета маленьких ладошек.

* * *

Моя куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей,

Кукле будет веселей.

* * *

У кукол, знаю точно, есть душа,

В груди тряпичной сердце бьется часто...

Прижми ее к себе, увидишь, счастье

Из глаз струится, как у малыша.

Согрета человеческим теплом,

Тех рук, что эту куклу создавали,

Лелеяли, ночами обшивали...

Теперь она несет тепло в твой дом.

А ты в ответ мне: «Верится с трудом».

* * *

Есть иголка у меня, ножницы, напёрсток,

Куклу сделаю сейчас из лоскутьев пёстрых.

Я лицо ей разошью нитками цветными

И волшебное сама выдумаю имя.

* * *

Подарили куклу мне на день рожденья.

Это просто чудо, радость и везенье.

Бросила игрушки, только с ней играю,

Обо всём на свете с Машей забываю.

Я кормлю и мою милую подружку,

Спать кладу в кроватку Машу на подушку.

Мы гуляем с куклой, делаем зарядку,

Вместе привыкаем с Машенькой к порядку.

Куклу берегу я, я её лелею.

С ней я стала лучше, стала я добрее.

* * *

Кукла просто загляденье,

Детям всем на удивленье!

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

* * *

Свою куклу я качаю, спать укладываю.

Чтобы кукла не скучала, байки складываю.

Потом песню пропою ей тихо, ласково

Да поправлю одеяльце ей атласное.

Спи, усни, моя подружка, без забот-хлопот.

За окном на небе звёзды водят хоровод.

Нам с тобой не будет скучно до утра:

Сказки ждут нас в снах чудесных, спать пора.

* * *

Кукла на улице снега наелась,

В дом пришла мокрая и не разделась,

Плачет, что горлышко сильно болит.

Надо нам куколку будет лечить.

Градусник ставим, положим в кроватку,

Сделаем теплый компресс ей из ватки,

Чаем напоим, таблетку дадим.

Скажем об этом игрушкам другим,

Чтобы, гуляя, снег в ротик не брали

И по сугробам сырым не скакали.

* * *

Не сержусь на куклу Дашу

И в обиду не даю.

Целый день её проказы

И капризы я терплю.

Пусть она чуть-чуть упряма,

Но ведь я для куклы – мама.

* * *

Я пекла, варила,

Кукол накормила.

Куклы меня слушали,

Быстренько все скушали:

И суп из цветочков,

И пирог из песочка,

И котлеты из глины,

И компот из рябины.

* * *

Нет у куклы носа,

Растрепались косы.

Сидит она косматая,

В платьице с заплатами...

Потеплей укутаю

Милую мою,

«Баю-баю, баюшки», –

Песенку спою.

***

«Спи, моя красавица,

Спи, моя хорошая,

Будет тебе платьице –

Новое, в горошину!»

* * *

Кукла Катя в новом платье, сшила я его сама.

Я полдня над ним корпела, доводила до ума.

Только вечером попало мне от мамочки моей.

Я потратила на платье кучу новых простыней.

* * *

Ах вы, куклы, замарашки,

Где испачкали рубашки?

И чулочки, и носочки.

Как же вам не стыдно, дочки?

Снова целый день стирать,

Даже некогда играть!

* * *

Сонница-бессонница, не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой… (куколка Бессонница)

* * *

Фея знала свое дело,

И, летая в небесах,

Днем и ночью то и дело

Совершала чудеса.

Фея кукол создавала,

Мастерила, колдовала.

Все, чего она касалась,

Оживало, просыпалось.

И в ее руках послушно

Обретали куклы души.

Ведь у кукол судьбы тоже

С человеческими схожи.

А потом свои трофеи

Раздавала людям фея,

Потому что это средство,

Чтобы вечно помнить детство.

* * *

Куколка любимая, я тебя люблю,

Перед сном я для тебя песенку спою.

Баю-баюшки-баю, спать укладываю.

Спать укладываю, приговариваю:

«Ты, собачка, не лай

Мою детку не пугай.

Баю-баю, баю-бай».

Приложение №2.

Игра-хоровод «Приехала купаленка…»

Приехала купаленка

(дети ходят по кругу)

На семидесяти тележеньках,

Привезла нам купаленка

(наклоняются в круг и разводят руки в стороны)

Добра и здоровья,

(хлопки руками вправо-влево)

Богатства и почести.

(хлопки руками вправо влево).

Игра-хоровод «У бабушки Маланьи»

Дети идут хороводом, приговаривая:

«У Маланьи, у старушки,

Жили в маленькой избушке:

Семь сыновей,

Семь дочерей,

Все без бровей,

С вот такими вот носами,

(показывают жестами)

С вот такими бородами.

Все они сидели,

Ничего не ели,

Делали вот так…»

(воспроизводят действия, показанные Ведущим)

Игра-хоровод «Платочек»

Дети становятся в круг, не держась за руки. В центре круга стоит Галя с голубым платочком в руке.

Галя по садочку ходила,

Свой платочек там уронила.

Дети поют, стоя в кругу. Галя с платочком проходит мимо детей и на слово «уронила» роняет платочек. Ребенок, около которого упал платочек, поднимает его.

Обошла тут Галя садочек,

Ищет голубой свой платочек.

Галя ходит и ищет платочек. Не найдя его, садится в центре круга и делает вид, что плачет (закрывает лицо руками).

Не горюй, подруженька Галя!

Мы платочек твой разыскали

Под малиновым под кусточком,

Под зелененьким под листочком.

Дети, взявшись за руки, сужают круг, подходя к Гале, чтобы её утешить. Дети отходят назад, расширяя круг. С окончанием куплета останавливаются и разъединяют руки.

 Игра-хоровод «Ярмарка»

Дети стоят в кругу. Это – «продавцы». Руки держат за спиной, в руках мелкие предметы разных цветов – красного, оранжевого, зеленого, синего, желтого, фиолетового и т.д. Можно использовать кубики, шарики или заготовленные заранее картонные кружки. В центре круга находится ребенок. Он – «покупатель». Дети все вместе произносят слова, под которые ребёнок-покупатель поворачивается вокруг себя, вытянув вперёд руку, наподобие стрелки:

Ваня, Ваня, покружись,

Всем ребятам покажись,

И какой тебе милей,

Укажи нам поскорей!

Стоп!

На последнем слове ребёнок останавливается. Тот, на которого указала «стрелка», спрашивает «покупателя»:

– Что угодно для души?

Все товары хороши!

Ведущий «делает заказ»:

– Хочу фрукт! (или овощ, ягоду, цветок)

Теперь ребёнок, «принявший заказ», должен предложить фрукт, цвет которого совпадает с игрушкой, спрятанной у него за спиной.

– На тебе грушу, – говорит продавец и протягивает жёлтый кубик.

Ход игры может быть разным – смена покупателя через определённое количество покупок или начисление очков за каждый правильный ответ (детям до 6 лет не рекомендуется). Играть можно и вдвоём с ребёнком, по очереди изображая покупателя и продавца.

Жмурки «Ваня» и «Маня».

Выбираются двое водящих (девочка и мальчик) и назначают одного из них «Маней» с тоненьким голоском, а второго – «Ваней», который говорит басом. (Для большего веселья мальчика можно сделать «Маней», а девочку «Ваней».) Водящим завязывают глаза, иногда кружат вокруг себя. Остальные играющие образуют вокруг водящих круг и берутся за руки. «Ваню» отводят подальше от «Мани» и предлагают ее найти.

Протянув вперед руки, «Ваня» начинает искать и звать: «Где ты, Маня?». «Я здесь», – отвечает «Маня», но сама, чувствуя его приближение, отбегает в сторону. «Ваня» может принять за «Маню» кого-нибудь из играющих. В этом случае ему объясняют ошибку. Вместе с тем играющие не дают и «Мане» выйти из круга и натолкнуться на что-нибудь. Когда «Ваня» находит «Маню», их заменяют новой парой водящих.

Стоящие в кругу дети не должны подсказывать водящим, где кто находится. Чтобы поймать «Маню», достаточно коснуться ее рукой, не хватая и не удерживая. Если «Ваня» долго не может поймать «Маню», следует предложить им поменяться ролями или уступить место новой паре желающих.

«Жмурки»

Водящий – жмурка – становится в центре. Ему завязывают глаза и поворачивают несколько раз вокруг себя. Происходит диалог жмурки и играющих:

– Где стоишь?

– На мосту.

– Что продаёшь?

– Квас.

– Ищи три года нас.

Участники расходятся по комнате, жмурка идёт их искать. В ходе игры участники не должны сходить со своих мест. Им разрешается приседать, отклоняться, вставать на колени. Если водящий находит и угадывает ребёнка, он передаёт ему роль жмурки.

 

Приложение №3.

Дидактическая игра «Узнай элемент узора».

Цель: научить узнавать и понимать знаки в обережных вышивках.

Значение узоров:

Кресты – преграда и отвращение зла, знак закрытости.

Дерево (чаще всего елочка) – символ взаимосвязи всего в мире, символ долгой жизни.

Цветок – символ красоты и непорочности, красный цветок – символ земной любви, внешней привлекательности.

Звезды – знак небесного огня. Звезды должны иметь треугольные или ровные лучи. Знак разума и просветительских мыслей.

Круги – символ плодородия, материнства, изобилия, знак женского начала в природе.

Квадраты – знак земледельцев, символ плодородия полей. Часто перемежаются светлый и темный квадраты, иногда они усиливаются штриховкой вдоль или поперек квадрата.

Спираль – символ мудрости; если цветовая гамма сине-фиолетовая – сокровенных знаний.

Мощнейший отвращающий знак для всех «темных» сущностей теневого мира, если цвет красный, белый или же черный.

Волнистая линия – волны, вода, Мировой океан. Символизирует начало жизни, умение приспособиться к обстоятельствам. Если линии расположены вертикально – это знак самосовершенствования, «лестница в небо», путь к тайным знаниям.

Треугольник – символ человека; особенно если сопровождается небольшими точечками или кружками со стороны вершины. Символ человеческого общения.

Дидактическая игра «Что из чего».

Цель: закрепить 1) названия тканей; 2) умение подбирать одежду к разным сезонам; 3) понятия зимняя и летняя одежда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Быт и традиции русского народа"

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненн...

Проект "Быт и традиции русского народа"

Формирование основ народной культуры, должно пронизывать все виды деятельности дошкольников....

Проект «Традиции и праздники русского народа»

Цель: развитие познавательного интереса, формирование представлений о жизни предков, о традициях и праздниках русского народа....

Проект "Культура и традиции русского народа"

Краткорочный проект о культуре, традициях, промыслах России....

Проект «Ознакомление с традициями русского народа. Покров» (старший дошкольный возраст)

Проект направлен: на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о событиях,   связанных с подготовкой и празднованием Покрова Пресвятой Богородицы;  приобщение к н...

Краткосрочный проект «Культура и традиции русского народа» для детей старшего и подготовительного возраста.

Формирование у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами, культурой и традициями; организацию художественно - продуктивной и творче...