план по самообразованию: «Экологическое воспитание детей в ДОУ» старший дошкольный возраст
методическая разработка (старшая группа)

Новикова Анастасия Сергеевна

Цель: способствовать воспитанию экологической культуры дошкольников посредством использования проектной технологии.

Задачи:

  • Способствовать формированию экологической культуры и экологического сознания в процессе ознакомления с природой
  • Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.
  • Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.
  • Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
  • Привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_raboty_po_samoobrazovaniyu_2024.docx27.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Индивидуальный план работы по самообразованию на 2024 - 2025 год

Тема работы по самообразованию: «Экологическое воспитание детей  в ДОУ»

старший дошкольный возраст

Ф.И.О. педагога: Новикова Анастасия Сергеевна

Специальность: воспитатель

Образование: высшее не педагогическое

Стаж педагогической работы: 7 лет

Квалификационная категория: первая

Курсы повышения квалификации: курсы завершены в октябре 2024года

Дата начала работы над темой: сентябрь 2024года

Предполагаемая дата окончания работы над темой: май 2025 года

Цель: способствовать воспитанию экологической культуры дошкольников посредством использования проектной технологии.

Задачи:

  • Способствовать формированию экологической культуры и экологического сознания в процессе ознакомления с природой
  • Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
  • Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению.
  • Осознание ребёнком собственного «Я» как части природы.
  • Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
  • Привлечение семьи к сотрудничеству с детским садом в вопросах экологического воспитания дошкольников.

Источники самообразования: Научная и методическая литература, мероприятия по обмену опытом, курсы повышения квалификации, семинары в условиях ДОУ и на городском уровне, интернет, работа на своем мини-сайте.

Формы самообразования: Индивидуальная – через индивидуальный план; групповая-участие на педсоветах, в творческих группах через сетевое взаимодействие с педагогами посредством сети Интернет.

Используя проектный метод в экологическом воспитании, я придерживалась ряда принципов:

  • принцип природосообразности предусматривает организацию педагогического процесса в соответствии с законами природы, ее ритмами, циклами;
  • принцип проблематизации заключается в создании условий для постановки и решения проблем;
  • принцип опоры на ведущую деятельность реализуется в организации связи игры с другими специфическими видами детской деятельности, которые взаимодействуют и обогащают друг друга;
  • принцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия;
  • принцип краеведения реализуется через максимальное включение в образовательный процесс природы и культуры родного края;
  • принцип учета возрастных особенностей позволяет рассматривать проблемы на доступном уровне.

Ожидаемый результат самообразования:

  • Повышение своей компетентности в вопросах формирование экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной  деятельности
  • Разработка и апробирование занятий по экологии, картотек экспериментов,  создание педагогических разработок по теме
  • Выработка и проведение родительских собраний и консультаций с родителями, мини - проектов, выставок по исследуемой теме
  • Сообщения, выступление на педагогическом совете
  • Продвижение персональной страницы в сети Интернет, корректировка ее основных разделов, размещение на ней методических материалов

Планируемые результаты самореализации:

  • Ведение электронного портфолио воспитателя
  • Выступление на педагогическом совете, обмен опытом с воспитателями на своем сайте - работа в группе по экологии
  • Разработка проектов по теме и транслирование их другим педагогам

Для успешной реализации задач по проблеме, я создала  эколого-развивающую среду в группе, на участке.

Развивающая пространственная среда нашей группы состоит из разнообразных элементов. Каждый из них выполняет свою функциональную роль:

         Экологический центр – в нем растут и развиваются растения, здесь есть все необходимое для ухода за ними.

         Игротека – в ней дети играют в настольно-печатные, дидактические и другие развивающие игры.

         Лаборатория «Умная сова» – в ней дети проводят разнообразную исследовательскую деятельность, в том числе и самостоятельную. В лаборатории есть все необходимое для проведения различных опытов

         Мини-музей «Загадочная Природа» – в него собираем природные экспонаты: интересные и необычные.

Практические выходы:

Раздел плана

Сроки реализации

Формы реализации

Практический выход (рефераты, доклады, публикации, открытые просмотры, выставки работ, изготовление различных картотек, выступления с открытым показом и т.д.).

I. Теоретический. Изучение литературы по данной теме (автор, название книги, журнала, статьи)

На протяжении учебного 2024-2025г

Работа с литературой

Разработка памятки/буклета с примерами игр по экологическому воспитанию

II. Реализация изучаемой темы в работе с воспитанниками

Октябрь 2024г- май 2025г

1.Образовательная деятельность по экологическому воспитанию:

моделирование ситуаций;

игровая деятельность (сюжетно-ролевые, дидактические);

опытно-исследовательская деятельность;

разучивание песен, стихов, пословиц, поговорок;

просмотр мультфильмов;

экологические спектакли

2.Досуги, экологические, народные праздники и развлечения:

«Масленица»;

«Пасха»;

«День Земли»;

«День птиц»;

«День посадки деревьев»;

«Всемирный день охраны окружающей среды» и др..

3.Проведение сезонных выставок поделок;

4.Участие в дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах в сети интернет;

5.Беседы с использованием компьютерных презентаций на темы:

«Значение воды в жизни людей»;

«Зеленая аптека»;

«Синичкин день»;

«Покормим птиц зимой»;

«Значение почвы и воды в жизни всего живого»;

«Морские млекопитающие»;

«Естественные водоемы Земли»;

«Что такое заповедник»;

«Путешествие по заповедникам»;

«Мы друзья природы»;

«Лес и наше здоровье»;

«Поможем природе»;

«Овощи и фрукты – лучшие продукты»

Проекты:

«Хлеб-всему голова»;

«Экологическая тропа»

Лес-наше богатство»

«Покормите птиц зимой»

«Огород на подоконнике»

6.Экологические акции:

«Птичья столовая»

7.Изготовление нестандартного оборудования для игр из бросового материала

8.Организация наблюдений, целевых прогулок, экскурсий.

9.Организация труда на прогулках, как средство экологического воспитания

Проект «Эко-патруль». Участие в экологических акциях и конкурсах.  Обмен опытом на педагогических советах в предстоящем учебном году

III. Реализация изучаемой темы в работе с родителями

Декабрь- май 2024г

Анкетирование родителей по экологии.

Разработка плана – программы взаимодействия с семьями воспитанников.

1.Разработка и проведение консультаций для родителей:

«Экология и мы»;

«Родители – пример для детей в соблюдении экологической культуры»

«Игры экологического содержания»;

«Ребенок и природа»;

«Птичья столовая»;

«Прогулки на природу – основа здоровья ребёнка».

«Чистая планета Земля»

2.Памятки для родителей:

«В каких продуктах «живут» витамины»;

«Синичкин день»;

«Экологическое воспитание»;

«Берегите природу»;

«Мы против мусора»;

«День Земли»;

«День птиц»;

«День посадки деревьев»;

«Зеленая весна»;

«Всемирный день окружающей среды»

3.Участие родителей в изготовлении поделок вместе с детьми для игр и групповых выставок;

4.Помощь родителей в изготовлении кормушек.  В рамках экологической акции «Птичья столовая»;

5.Участие родителей с детьми в проектах, акциях, выставках, конкурсах;

6.Привлечь родителей к участию по изготовлению атрибутов и костюмов к праздникам и экологическим спектаклям;

7.Привлечение родителей для участия с детьми на дистанционных всероссийских конкурсах, олимпиадах, турнирах по интернету.

Размещение информации по данной теме в родительском уголке.

IV. Реализация изучаемой темы в работе над модернизацией развивающей предметно-пространственной среды

На протяжении учебного года 2022-2023г

Активное изучение литературы по теме. Прохождение онлайн курсов по экологическому воспитанию. Совместная работа с родителями. Обмен опытом с коллегами.

Изготовление пособия для игр, подборка демонстрационного материала, разработка памятки. Картотека экологических игр для детей 5-6 лет

Литература (включая интернет источники):

1. С. Н. Николаева «Юный эколог». Программа формирования начал экологической культуры у детей 2-7 лет в ДОУ.

2. О. Ф. Горбатенко. «Система экологического воспитания в ДОУ»2- издание 2008г. «Учитель» Волгоград.

3. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова «Хрестоматия для дошкольников 5-7 лет» Москва. Издательство АСТ 1997г. старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

4. Л. Г. Селихова. «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» - интегрированные занятия для работы с детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2005г.

5. Т. И. Попова. «Мир вокруг нас» Москва. Издательство «Линка-пресс».1998г.

6. Л. С. Журавлева. «Солнечная тропинка» Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. Москва. Издательство «Мозаика-синтез» 2006г.

7. С. А. Козлова. «Я человек» Программа социального развития ребенка. Москва. «Школьная Пресса» 2004г

8. Т. И. Гризик. «Ребенок познает мир» Издательский дом «Воспитание дошкольника» 2003г.

9. Л. Я. Гельперштейн. «Моя первая энциклопедия» Москва. РОСМЭН. 2013г.

10. Н. А. Рыжова «Не просто сказки» Экологические рассказы, сказки и праздники. Москва. «Линка-пресс» 2002г.

Отчет по теме.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная деятельность по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста на тему:"Экологическая тропа"

Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе (сравнивать, анализировать).Воспитывать любовь и бережное отношение к природе....

Перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.

Разработтанный и опробированный перспективный план работы по экологическому воспитанию с детьми старшего дошкольного возраста.             ...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста: «Формирование экологической культуры дошкольника через наблюдения объектов живой и неживой природы родного края в разное время года»

Дошкольное учреждение сегодня - это образовательное учреждение, где дети получают  физическое, речевое, познавательное, художественно - эстетическое, социально-коммуникативное развитие.Экологичес...

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая сказка»

Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологическая сказка»Проект по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологи...

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет 2019-2020 учебный год

Перспективный план работы с родителями по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста от 5 до 6 лет2019-2020 учебный год...

Проект по формированию экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, посвященного году экологии в России «Экологическое ассорти».

Проект по формированию экологического воспитания у детей старшего дошкольного возраста, посвященного году экологии в России«Экологическое ассорти»....

Игра – ходилка по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологический патруль»

Игра – ходилка по экологическому воспитанию  для детей старшего дошкольного возраста«Экологический патруль»Цель.  формирование экологического воспитания дошкольни...