Обобщение опыта работы воспитателя 1кк Власовой Валентины Васильевны
материал (младшая группа) по теме

Валентина Васильевна Власова

Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta_raboty_vlasova.docx43.68 КБ

Предварительный просмотр:

                                МБДОУ «Детский сад комбинированного

                                вида №180

 

 

 

 Обобщение опыта работы воспитателя

                                      1кк Власовой Валентины Васильевны

                                                           по теме:

 «Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г Воронеж 2016 г                                                                                                                    

«Взаимодействие с родителями как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации» 

                                                                          

В МБДОУ «Детский сад КВ №180 функционируют 13 групп, 2 из которых - группы раннего возраста для детей от 1,6 года до 3 лет, поэтому вопрос адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению для нас особенно актуален. В группе раннего возраста работаю более 3 лет. С интересом наблюдаю за вновь поступившими малышами, родителями в адаптационный период.  Прихожу к выводу, что очень часто ни дети, ни родители (законные представители) не готовы к поступлению в детский сад. Ребенок переживает стрессовое состояние: у него появляется торможение, возникают ориентировочные реакции, напряженное состояние из-за комплекса воздействия, что вызывает у него страх, отрицательные эмоции. Если взрослые, как и педагоги, так и родители на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку, он гораздо быстрее адаптируется к новым условиям.

Практика показывает, что родителям часто не хватает качественной информации о жизнедеятельности ДОУ, оптимальных условиях развития детей раннего дошкольного возраста.

 Работа с родителями в адаптационны период важная задача образовательной системы.  В период адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению взаимодействие и преемственность между воспитателем и родителями актуальна. Ребенок часто находится между этими двумя важнейшими институтами воспитания, попадая в мир противоречивых требований, что влияет на его эмоциональное и психологическое развитие.

Если в детском саду и дома требования взрослых и стиль взаимодействия между ребенком и взрослыми во многом различны, малышу трудно в них сориентироваться, и ребенок научится вести себя по-разному в разных ситуациях и в зависимости от того, с кем он в данный момент взаимодействует.

 Проблема адаптации детей раннего возраста насущна и актуальна, так как воспитатели испытывают трудности при построении взаимоотношений с родителями. Кроме того, часть родителей относятся к периоду адаптации недостаточно серьезно, как к чему-то само собой разумеющемуся или склонны приписывать все плохой работе воспитателей групп раннего возраста.  

      Считаю что проблема адаптации у детей раннего дошкольного возраста важное и необходимое область теории воспитания и обучения, актуальность, которой диктуется современными условиями. И поэтому, так актуальна на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению. Если воспитатели и родители объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту, эмоциональный комфорт, интересную и содержательную жизнь в детском саду и дома – то это будет залогом оптимального течения адаптации детей раннего возраста в детском саду.  Важность и актуальность рассматриваемой проблемы, определила выбор темы педагогического опыта.

Новизна педагогического опыта состоит в том, что расширено сотрудничество педагогов групп раннего возраста и семьи: взаимодействие с родителями детей раннего возраста начинается до поступления ребёнка в группу детского сада.  Родители имеют возможность уже получать квалифицированную помощь по развитию и воспитанию своих детей.

Организуя процесс взаимодействия с родителями, исходим из следующего:

  1. Взаимодействие организовано с учетом конституционных прав ребенка и интересов семьи (при условии неприкосновенности ее интимного мира).
  2. Процесс взаимодействия целостный, управляемый, учитывающий в равной степени потребности семьи и ДОО.

3.Методы взаимодействия   носят личностно-ориентированный характер.

 Цель работы по обеспечению успешной адаптации: повысить компетентность родителей, участвующих в процессе адаптации детей раннего возраста.

Задачи:

  • Помочь родителям подготовить ребёнка к посещению ДОО.
  • Ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОО.
  • Активно вовлекать родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приёмам работы с детьми раннего возраста.
  • Повысить уровень психологической культуры родителей.
  • Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе.

Система взаимодействия с родителями для успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО сроится из 3 этапов.

  1. Этап - организационный (июль-август):
  • родительское собрание «Пора в детский сад» (знакомство с воспитателями, экскурсия по ДОО);
  • знакомство с участком, групповым помещением;
  • сбор информации о потенциальных воспитанниках;
  • ознакомление с условиями пребывания в детском саду, характеристика возрастных возможностей, показателями развития детей раннего возраста;
  • знакомство с особенностями адаптационного периода и факторами, от которых зависит его течение;
  • выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад;
  • установление партнерских, доброжелательных отношений;
  • анкетирование (социальное, медицинское);
  • прогулка на участке (ребёнок – родитель – воспитатель) до прихода детей в группу.

 

На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка к поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.

  1. Этап – основной (наблюдений)  (сентябрь):
  • поэтапный прием детей в группу;
  • постепенное увеличение времени пребывания детей в группе;
  • консультирование родителей;
  • наблюдения за поведением детей;
  • разработка индивидуального режима для ребенка;
  • организация библиотеки для родителей развивающих и дидактических игр, педагогической литературы для повышения компетенции в вопросах адаптации малышей к ДОО;
  • оформление листов адаптации;
  • заполнение карт нервно-психического развития детей.
  1. Этап – итоговый (анализ и выводы, ноябрь-декабрь):
  • обработка результатов (анализ адаптивных листов, анализ индивидуальных карт развития);
  • выявление детей с тяжелой адаптацией;
  • оценка уровня нервно – психического развития детей.
  • индивидуальная работа с детьми;
  • рекомендациям родителям по проведению развивающих игр

                 занятий с детьми;

  • родительское собрание «Чему мы научились за год».

На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации.

 Используются следующие формы и методы по организации процесса адаптации ребёнка  раннего возраста к новым условиям:

Формы:

  • беседы с родителями;
  • опрос – анкетирование родителей « Ваш ребенок дома, какой он?», «Давайте познакомимся»;
  • рассматривание семейных альбомов  в группе;
  • фотовыставки;
  • информационные стенды;
  • консультации;
  • родительские собрания;
  • наглядно – консультативный материал: буклеты, журналы, стенды;
  • родительская почта;

               Методы:

  • игровой самомассаж;
  • засыпание с любимой мягкой игрушкой;
  • создание положительных установок на предстоящие режимные процессы; развивающие игры;
  • рассказывание сказок, пение колыбельных перед сном, игровые методы взаимодействия с ребёнком;          наблюдение за поведением детей.

 

 Вывод: Важными результатами проведенной работы явились заметные изменения в эмоциональных контактах матери и ребенка в ситуациях разлук: повысилась рефлексивность у мам, способность их анализировать свое эмоциональное состояние, понять эмоциональное состояние ребенка.

В поведении матерей стало меньше эмоциональных срывов, раздраженности, появилась уверенность в воспитательных воздействиях, адресованных ребенку.

Таким образом, следует считать, что выбранные направления работы по адаптации детей к ДОО  с детьми, родителями являются успешными, а условия создаваемые – благополучными. Только при взаимодействии с родителями  дети раннего возраста успешно прошли период адаптации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перспективный план работы 

 «Воспитатель-родитель» 

 

п/п 

Мероприятия 

Месяц 

Отметка о выполнени

и 

1

.

«День открытых дверей».

Родительское собрание «Пора в детский сад».

Экскурсия по детскому саду, знакомство с группой.

Встреча с педагогами «Будем знакомы».  

Обратная связь через интернет ресурсы (электронная почта). Сбор информации о проблемах, особенно интересующих родителей

июль

 

2

.

Помощь в подготовке группы к новому учебному году. Коллективная уборка группы: совместный труд – сближение родителей и воспитателей.

 Беседа, анкетирование («Ваш ребѐнок дома, какой он?», «Давайте познакомимся»), изучение специфики семьи.

Сбор информации об особенностях внутрисемейного воспитания Обратная связь через интернет ресурсы (электронная почта).

август

 

3

.

 Консультация «Как помочь ребенку в период адаптации.

Индивидуальные контакты, консультации «Первые дни в ДОО».

Присутствие родителей на  прогулке.

 Разговор о проблемах.

Библиотека для родителей педагогической литературы.

Наглядно-консультативный материал «Возрастные особенности детей раннего возраста».

Обратная связь через интернет ресурсы (электронная почта).

сентябрь

 

4

.

Консультация «Игры в период адаптации».

 Клуб вопросов и ответов.

Индивидуальные консультации по запросам родителей. 

Библиотека для родителей развивающих игр.

Наглядно-консультативный материал «Роль пап для успешной адаптации детей к детскому саду».

Обратная связь через интернет ресурсы (электронная почта).

октябрь

 

5

.

Беседа «Значение режима дня».

Фотовыставка «Мой ребенок в детском саду.  

Субботник на территории детского сада и в группе.

Информационный стенд «Расти здоровым, малыш!».

 Обратная связь через интернет ресурсы (электронная почта).

ноябрь

 

6

.

Обсуждение насущных проблем, итогов диагностики нервнопсихического развития и освоения Основной общеобразовательной  программы детьми, обмен опытом.

Родительское собрание «Наши достижения».

декабрь

 

         

 

 

 

 

 

Перспективный план работы 

 «Воспитатель-ребёнок» 

 

Месяц 

 

 

август 

сентябрь 

октябрь 

Знакомство с будущими воспитанниками 

Ведение листов адаптации 

Итоги адаптации 

Сбор информации о детях 

Поэтапный приём детей в группу 

Оценка уровня нервнопсихического развития детей 

Совместная с родителями прогулка на участке детского сада 

 

Индивидуальная работа с детьми 

 

Создание оптимальных условий  для адаптации детей к ДОУ 

 

 

Наблюдение за детьми в группе 

 

 

Заполнение карт нервнопсихического развития детей 

 

 

Разработка индивидуального режима дня ребёнка 

 

 

Проведение адаптационных игр и упражнений 

 

 

Оформление листов адаптации 

 

 

 

Наблюдение за поведением детей 

 

Использование методов: элементы телесной терапии, засыпание с любимой игрушкой, создание положительных установок на предстоящие режимные процессы, развивающие игры, рассказывание сказок, пение колыбельных перед сном, игровые методы взаимодействия с ребёнком и т.д. 

 

         

 

 

 

                            Консультация «Стили семейного воспитания» 

Цель: защитить ребенка от неблагоприятных стрессовых ситуаций в              условиях семьи.                             

Задача: познакомить родителей со стилями семейного воспитания                           помочь в выработке правильных, целесообразных стилей и               методов воспитания в семье; оказать помощь в организации               содержательной и радостной жизни ребенка. 

Поведение ребенка во многом зависит от стилей семейного воспитания. 

    Императивный (авторитарный) стиль. 

Беспрекословное подчинение ребенка требованиям родителей, жесткий контроль всех сфер жизни ребенка, подавление его инициативы. Дети боятся своих родителей, становятся замкнутыми, неуверенными, менее самостоятельны и менее нравственно зрелые, чем сверстники, пользующиеся большей свободой. 

    Эмоционально холодные отношения (воспитание по типу Золушки). 

Такие родители обычно равнодушные и жестокие. Дети и таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки. 

    Гиперопека. 

Излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль всех сторон жизни, основанный на тесном эмоциональном контакте. Это приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками. 

    Гипоопека. 

Детям позволено делать все, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. Но дети должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.  Такие дети становятся зависимы от других внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения. 

    Демократический стиль. 

Родители и ребенок стоят на позиции дружественного взаимопонимания, отношениях сотрудничества, что обеспечивает ребенку активную позицию. Это вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает обоюдную радость при достижении успеха. Помогает осознать ребенку свои права и обязанности, предполагает развитие мотивации целенаправленного управления своим поведением. 

         Какова атмосфера вашей семьи? 

   В какой семье дети чувствуют себя нужными любимыми, вырастают здоровыми и умными? 

Только в той семье, где: 

  • принимается любое индивидуальное различие: 
  • любовь выражается открыто: 
  • ошибки служат для приобретения нового опыта: 
  • общение откровенно и доверительно: 
  • личная ответственность и честность – часть взаимоотношений. 

 

Игры в адаптационный период с детьми 2-3 лет 

Основная задача игр в этот период -  формирование эмоционального  контакта, доверие  детей к  воспитателю.

При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт («Качели», «По ровненькой дорожке»). Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности: знакомство;

игры с использованием игрушек и предметов; контакт руками; телесный контакт.

Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:

Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;

Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих играх используются стихотворения и потешки.  При этом следует выбирать небольшие по объему стихотворные тексты с простым, понятным и конкретным, но интересным ребенку раннего возраста содержанием;

В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления ребенком инициативы, подбадривает;

В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны;

В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый – один ребенок).

Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно. Чтобы повысить малышу настроение, заставить его улыбнуться, можно начинать логопедическое занятие с проведения одной из таких игр и в том случае, если контакт ребенка с педагогом уже наладился. Такая игра поможет настроиться на активное общение. налаживания контакта с ребенком.

«Дай ручку!» 

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

– Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик – лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

«Привет! Пока!» 

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

  • Привет! Привет!

Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.

  • Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!

При прощании игра повторяется – педагог машет рукой.

  • Пока! Пока!

Затем предлагает малышу попрощаться.

  • Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

«Хлопаем в ладоши!» 

Цель: развитие эмоционального общения ребёнка  со  взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами: – Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

  • Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы. «Ку-ку!» 

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания.

Оборудование: кукла Петрушка (в ступке).

Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).

  • Ой! Кто это там прячется? Кто там?

Затем Петрушка показывается со словами:

  • Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!

Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

«Лови мячик!» 

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

  • Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

  • Кати мячик! Оп! Поймала мячик!

Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

«Иди ко мне» 

Ход  игры.  Взрослый  отходит  от  ребенка  на  несколько  шагов и  манит  его  к  себе,  ласково приговаривая: «Иди ко  мне,  мой  хороший!»  Когда  ребенок  подходит, воспитатель его  обнимает:  «ах, какой  ко  мне  хороший  Коля  пришел!»

«Пришел  Петрушка» Материал. Игрушка  Петруша, погремушки.

Ход  игры. Воспитатель  приносит  Петрушку,  рассматривает  его  с  детьми.  Петрушка  гремит  погремушкой, потом  раздает погремушки  детям.  Они  вместе  с  Петрушкой  гремят  погремушками,  радуются.

«Выдувание мыльных  пузырей» 

Ход игры.  Воспитатель  на  прогулке  выдувает  мыльные  пузыри. Пробует получить  пузыри, покачивая трубочкой, не  дуя  в  неѐ.  Считает, сколько  пузырей  может  удержаться  на  трубочке за  один раз. Пытается  поймать  на лету все  пузыри, пока  они   не  коснулись  земли. Наступает  на  мыльный  пузырь  и  удивленно спрашивает  у детей,  куда он  пропал.  Затем  учит  каждого  ребенка  выдувать  мыльные пузыри (напрягать  мышцы  рта  очень  полезно  для  развития  речи.)

«Хоровод» 

Ход  игры. Воспитатель  держит ребенка  за  руки  и  вместе с ним  ходит  по кругу,  приговаривая:

Вокруг  розовых  кустов,

Среди  травок  и  цветов

Кружим, кружим хоровод, До  того  мы  закружились, Что  на  землю  повалились.

Бух!

При  произнесении  последней  фразы  оба  падают  на землю.

Вариант  игры. Воспитатель  держит  ребенка за  руки и  вместе  с ним  ходит  о  кругу,  приговаривая:

Вокруг  розовых  кустов,

Среди  травок  и  цветов

 Водим, водим  хоровод,

Как  заканчиваем круг,

Дружно  прыгаем  мы  вдруг, Гей! Взрослый  и  ребенок  вместе  подпрыгивают.

                                 

«Покружимся» 

Воспитатель  берет  игрушечного  мишку,  крепко  прижимает  его  к  себе  и  кружится  с  ним.

 Дает  другого  мишку  малышу  и  просит  также  покружиться,  прижимая к себе игрушку. Затем  воспитатель  читает  стишок  и  действует в  соответствии  с  его  содержанием.  Ребенок  вслед  за  ним  выполняет  его  движения. Я кружусь, кружусь, кружусь.

           А потом  остановлюсь.

        Быстро- быстро  покружусь,

        Тихо- тихо  покружусь,

        Я кружусь, кружусь, кружусь         И на землю  повалюсь!

«Прячем  мишку» 

        Воспитатель  прячет  знакомую  ребенку большую  игрушку( например,  медведя)  так, чтобы  она  немного  была  видна. Говорит: «Где  мишка?» -  ищет  его  вместе  с  ребенком. Когда  малыш  найдет игрушку,   воспитатель  прячет ее  так,  чтобы искать  было сложнее. После  игры  с  мишкой  прячется  сам  воспитатель,  громко  произнося: «Ку-ку!». Когда  ребенок  найдет  его, он  перебегает  и  прячется  в  другом  месте. В конце  игры  воспитатель  предлагает  спрятаться  ребенку.

«Солнышко и дождик» 

        Дети  присаживаются  на  корточки  позади  стульев, расположенных  на  некотором  расстоянии  от  края  площадки  или  стены  комнаты, и  смотрят  в «окошко» (в  отверстие  спинки  стула).  Воспитатель  говорит6 «на небе  солнышко!  Можно  идти  гулять».  Дети  бегут  по всей площадке.  По сигналу «Дождик! Скорей  домой!»  бегут на  свои  места  и  присаживаются  за  стульями. Затем  игра  повторяется.

«Хоровод с куклой»  (проводится  с 2-3  детьми) 

        Воспитатель  приносит  новую куклу,  здоровается  с  детьми,  гладит  каждого  по  голове.  Затем  просит  детей  по  очереди подержать  куклу  за  руку. Кукла  предлагает  потанцевать.  Воспитатель  ставит  детей в  кружок, берет  куклу  за  одну  руку,  другую  дает  ребенку  и  вместе  с  детьми  двигается  по  кругу вправо и  влево,  напевая  простую  детскую  мелодию (например, «Веселую  дудочку» М.  Красева).

«Догонялки»  (проводится  с 2-3 детьми) 

        Кукла,  знакомая  детям  по  игре «Хоровод  с куклой»,  говорит, что  хочет  поиграть  в  догонялки.  Воспитатель  побуждает  детей убегать  от  куклы,  прятаться  за  ширму.  Кукла  их догоняет, ищет, радуется, что  нашла, обнимает: «Вот  мои  ребятки».

«Солнечные  зайчики» 

        Воспитатель  маленьким  зеркальцем  пускает  солнечных  зайчиков,  декламируя:         Солнечные  зайчики         Прыгают на  стене.         Помани  их  пальчиком,         Пусть  бегут  ко  тебе!

По  сигналу «Лови  зайчика!» дети  пытаются  его  поймать.  Игру  можно повторить 2-3 раза.

«Игра  с  собачкой» 

        Воспитатель  подходит  с  собачкой  к ребенку,  имя, которого  названо, предлагает  взять  ее  за  лапу, покормить.  Приносит  миску  с воображаемой  едой,  собачка «ест  суп»,  «лает»,  говорит  ребенку: »Спасибо!»

        При  повторении  игры  воспитатель  называет  имя  другого  ребенка.

«Игра  с  кистями  рук» 

(Выполняя  движения,  воспитатель просит  ребенка  повторять  их). 

Взрослый  опускает  пальцы  вниз  и шевелит  ими – это «струи  дождя2.  Складывает  пальцы  каждой  руки колечками  и прикладывает  к  глазам,  изображая  бинокль.  Рисует пальцем – «кисточкой»  кружки  на  щеках ребенка, проводит  сверху  вниз  линию  по его  носу  и  делает  пятнышко  на  подбородке.

        Стучит  кулаком  о  кулак,  хлопает  в  ладоши.  Чередуя  такие  действия,  воспитатель  создает определенную  последовательность  звуков, например: стук-хлоп, стук- стук- хлоп,  стук-  хлоп-хлоп и т.д.

«Покатаемся  на  лошадке» 

        Воспитатель  сажает  ребенка  на  лошадку – качалку  и  говорит: «Маша  едет на  лошадке (произносит  тихим  голосом), нно-нно» Ребенок  повторяет  тихо: «Нно-нно». Воспитатель: «Чтобы  лошадка  бежала  быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги  лошадка!» (сильнее раскачивает  ребенка) 

Малыш  повторяет  фразу  вместе  с  воспитателе5м,  затем  самостоятельно. Важно  добиться, чтобы  ребенок  произносил  звук (н)   протяжно, а  все  звукосочетание -  громко  и  четко.

        Игра  развивает речевую  активность.

«Дуть  во  что- нибудь и на что- нибудь» 

        Воспитатель  дует на маленький  воздушный  шарик  через  соломинку, заставляя  его  перемещаться  по  комнате.  Дует  на  все  пальцы, затем  на  каждый отдельно.  Сдувает  листочек  с  ладони  ребенка.  Дует  на  цветок  или травинку. Ребенок  повторяет  действия  взрослого. «Подуй  на  шарик, подуй  на  вертушку, подуй в  рожок» 

На  уровне лица  ребенка  подвешивается  воздушный шарик, а  перед ним  на  стол  кладут  вертушку  и рожок. Воспитатель  показывает. Как  надо  дуть  на воздушный  шарик, чтобы  он высоко  взлетел, и  предлагает  ребенку  повторить действие. Затем  воспитатель  дует  на  вертушку, чтобы  она  завертелась, дудит  в  рожок. Ребенок  повторяет.

«Мы топаем ногами» Ход игры.

Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении: «Мы топаем ногами, Мы хлопаем руками, Киваем головой,

мы руки поднимаем, Мы руки опускаем,

Мы руки подаем»

(Дети берутся за руки, образуя круг)

«Мы бегаем кругом» Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!», дети останавливаются, игра повторяется.

   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации родителям по подготовке детей к детскому саду 

  • Следует обратить внимание на домашний режим питания и сна и постепенно приблизить его к тому режиму, который будет в детском саду.
  • Нужно постепенно формировать навыки общения ребенка со сверстниками: можно гулять с ним на участке детского сада и привлекать к совместной деятельности с другими детьми.

•        Постепенно приучайте малыша к самостоятельности и  доступному  для      его возраста  самообслуживанию. Следует рассказать ребенку, что такое      детский сад, зачем туда ходят     дети, почему вы хотите, чтобы он туда пошел.

  • Проходя мимо детского сада, с радостью напоминайте ребенку, как ему повезло -  он сможет ходить сюда. Рассказывайте родным и знакомым в присутствии малыша о своей удаче, говорите, что гордитесь своим ребенком, ведь его приняли в детский сад.
  • Подробно расскажите ребенку о режиме детского сада: что, как и в какой последовательности  он будет делать. Чем подробнее будет ваш рассказ, и чем чаще вы будете его повторять, тем спокойнее и увереннее будет чувствовать себя ваш ребенок, когда пойдет в дошкольное учреждение.
  • Психологи выявили четкую закономерность между развитием предметной деятельности ребенка и его привыканием к детскому саду. Легче всего адаптируются малыши, которые умеют длительно, разнообразно и сосредоточенно действовать с игрушками. Впервые попав в ясли, они быстро откликаются на предложение поиграть, с интересом исследуют новые игрушки. Для ребенка, умеющего играть, не составит труда войти в контакт с любым взрослым.
  • Разработайте вместе с ребенком несложную систему прощальных знаков внимания, так ему будет легче отпустить вас.
  • Помните, что на привыкание ребенка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.
  • Убедитесь в собственной уверенности в том, что вашей семье детский сад необходим именно сейчас. Любые ваши колебания ребенок использует для того, чтобы воспротивиться расставанию. Легче и быстрее привыкают дети, у родителей которых нет альтернативы дошкольному учреждению.
  • Никогда не пугайте ребѐнка детским садом.
  • Примерно за неделю до первого посещения детского сада следует предупредить малыша, чтобы он спокойно ожидал  предстоящее событие

  

   

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ   ДЛЯ   РОДИТЕЛЕЙ   ДЕТЕЙ, ПОСТУПАЮЩИХ  В   ДОУ. 

Главная задача родителей – подготовить ребенка к периоду адаптации так, чтобы у него было как можно меньше поводов для ломки устоявшихся стереотипов.

С этой целью необходимо:

  1. Привести домашний режим в соответствие с режимом, по которому ребенок будет жить в ДОУ.
  2. Ввести новые блюда в рацион ребенка, познакомившись с меню ДУ.
  3. Обратить внимание на формирование  у  ребенка необходимых по возрасту навыков самообслуживания.  
  4. Научить ребенка самостоятельно и по назначению пользоваться игровым материалом. Занятый интересным делом, малыш не так остро будет переживать разлуку с мамой.
  5. Следует расширить рамки социализации ребенка : ходить с ним в гости к родным, знакомым, необходимо учить ребенка налаживать общение с детьми на детской площадке. (Это до того как вы стали посещать д/с. Во время адаптационного периода важно создать дома спокойную обстановку: временно не ходить в гости, пораньше укладывать малыша спать. В этот период нежелательно посещение общественных многолюдных мест, чтобы не перегружать ребенка впечатлениями, охранять его нервную систему, не принимайте и дома шумные компании, т.к. в первые дни и недели посещения д/с малыш испытывает эмоциональную перегрузку.)
  6. Избегайте обсуждения при ребенке волнующих Вас проблем, связанных с ДОУ. Никогда не пугайте ребенка д/с.
  7. В период адаптации эмоционально поддерживайте малыша: чаще обнимайте, интересуйтесь его успехами и нуждами.
  8. Оставляя ребенка в ДОУ, будьте спокойными и уверенными сами,  т.к. малыш может уловить Ваше беспокойство и будет расстраиваться и плакать еще больше.
  9. Не затягивайте расставание долгими объяснениями, поцелуями и сладкими обещаниями.  Чѐтко дайте ребѐнку понять, что какие бы истерики он ни закатывал, он всѐ равно пойдѐт в детский сад.  Если вы хоть раз поддадитесь, в дальнейшем вам будет уже гораздо сложнее справиться  с его капризами и слезами.
  10. Отправляйте ребенка в д/с только здоровым. Помните: д/с только для здоровых детей.
  11. Успех адаптации  зависит от особенностей семейного воспитания. Препятствуют успешной адаптации малышей отсутствие единства требований к ребенку, единства оценок, суждений; повышенная критичность, необоснованная требовательность родителей;  отвержение ребенка и противопоставление его другим детям; безразличие родителей к успехам малыша; отсутствие помощи и поддержки со стороны взрослых; преобладание в воспитании женского влияния на мальчиков и мужского – на девочек; чрезмерное  «заласкивание»  малыша, воспитание по принципу «кумир семьи». 12. Адаптация может занять время от 1-2 до 4-6 месяцев.        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Игры  в адаптационный период с  детьми 2-3 лет

Основная  задача  игр в этот период -  формирование эмоционального  контакта, доверие  детей к  воспитателю.

Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно. Чтобы повысить малышу настроение, заставить его улыбнуться, можно начинать логопедическое занятие с проведения одной из таких игр и в том случае, если контакт ребенка с педагогом уже наладился. Такая игра поможет настроиться на активное общение.  «Дай ручку!» 

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта. Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.

– Давай здороваться. Дай ручку!

Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик – лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу.

«Привет! Пока!» 

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.

  • Привет! Привет!  Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.
  • Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!  При прощании игра повторяется – педагог машет рукой.
  • Пока! Пока!Затем предлагает малышу попрощаться.
  • Помаши ручкой на прощание. Пока!

Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми.

«Хлопаем в ладоши!» 

Цель: развитие эмоционального общения ребенка  со  взрослым, налаживание контакта.

Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами: – Хлопну я в ладоши, буду я хороший,

Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!

Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:

– Давай похлопаем в ладоши вместе.

Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативы.

«Ку-ку!» 

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания.

Оборудование: кукла Петрушка (в ступке).

Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).

  • Ой! Кто это там прячется? Кто там?

Затем Петрушка показывается со словами:

  • Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!

Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз.

«Лови мячик!» 

Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.

Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.

Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.

  • Давай поиграем в мячик. Лови мячик!

Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.

  • Кати мячик! Оп! Поймала мячик!

Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.

«Иди ко мне» 

Взрослый  отходит  от  ребенка  на  несколько  шагов и  манит  его  к  себе,  ласково приговаривая: «Иди ко  мне,  мой  хороший!»  Когда  ребенок  подходит, воспитатель его  обнимает:  «ах, какой  ко  мне  хороший  Коля  пришел!»

 «Выдувание мыльных  пузырей» 

Ход игры.  Воспитатель  на  прогулке  выдувает  мыльные  пузыри. Пробует получить  пузыри, покачивая трубочкой, не  дуя  в  неѐ.  Считает, сколько  пузырей  может  удержаться  на  трубочке за  один раз. Пытается  поймать  на лету все  пузыри, пока  они   не  коснулись  земли. Наступает  на  мыльный  пузырь  и  удивленно спрашивает  у детей,  куда он  пропал.  Затем  учит  каждого  ребенка  выдувать  мыльные пузыри (напрягать  мышцы  рта  очень  полезно  для  развития  речи.)

«Хоровод» 

Ход  игры. Воспитатель  держит ребенка  за  руки  и  вместе с ним  ходит  по кругу,  приговаривая:

Вокруг  розовых  кустов,         Среди  травок  и  цветов Кружим, кружим хоровод,       До  того  мы  закружились, Что  на  землю  повалились.      Бух!

При  произнесении  последней  фразы  оба  падают  на землю.

Вариант  игры. Воспитатель  держит  ребенка за  руки и  вместе  с ним  ходит  о  кругу,  приговаривая:

Вокруг  розовых  кустов,

Среди  травок  и  цветов

 Водим, водим  хоровод,

Как  заканчиваем круг,

Дружно  прыгаем  мы  вдруг,

Взрослый  и  ребенок  вместе  подпрыгивают.

                        «Покружимся» 

Воспитатель  берет  игрушечного  мишку,  крепко  прижимает  его  к  себе  и  кружится  с  ним.  Дает  другого  мишку  малышу  и  просит  также  покружиться,  прижимая к себе игрушку.

Затем  воспитатель  читает  стишок  и  действует в  соответствии  с  его  содержанием.  Ребенок  вслед  за  ним  выполняет  его  движения.

Я кружусь, кружусь, кружусь.           А потом  остановлюсь.               Быстро- быстро  покружусь,             Тихо- тихо  покружусь,                Я кружусь, кружусь, кружусь        И на землю  повалюсь!

«Прячем  мишку» 

        Воспитатель  прячет  знакомую  ребенку большую  игрушку( например,  медведя)  так, чтобы  она  немного  была  видна. Говорит: «Где  мишка?» -  ищет  его  вместе  с  ребенком. Когда  малыш  найдет игрушку,   воспитатель  прячет ее  так,  чтобы искать  было сложнее. После  игры  с  мишкой  прячется  сам  воспитатель,  громко  произнося: «Ку-ку!». Когда  ребенок  найдет  его, он  перебегает  и  прячется  в  другом  месте. В конце  игры  воспитатель  предлагает  спрятаться  ребенку.

«Солнышко и дождик» 

        Дети  присаживаются  на  корточки  позади  стульев, расположенных  на  некотором  расстоянии  от  края  площадки  или  стены  комнаты, и  смотрят  в «окошко» (в  отверстие  спинки  стула).  Воспитатель  говорит6 «на небе  солнышко!  Можно  идти  гулять».  Дети  бегут  по всей площадке.  По сигналу «Дождик! Скорей  домой!»  бегут на  свои  места  и  присаживаются  за  стульями. Затем  игра  повторяется.

 «Солнечные  зайчики» 

        Воспитатель  маленьким  зеркальцем  пускает  солнечных  зайчиков,  декламируя:

        Солнечные  зайчики               Прыгают на  стене.

        Помани  их  пальчиком,        Пусть  бегут  ко  тебе!

По  сигналу «Лови  зайчика!» дети  пытаются  его  поймать.  Игру  можно повторить 2-3 раза.                                            

«Игра  с  собачкой» 

        Воспитатель  подходит  с  собачкой  к ребенку,  имя, которого  названо, предлагает  взять  ее  за  лапу, покормить.  Приносит  миску  с воображаемой  едой,  собачка «ест  суп»,  «лает»,  говорит  ребенку: »Спасибо!»         При  повторении  игры  воспитатель  называет  имя  другого  ребенка.

«Игра  с  кистями  рук» 

Взрослый  опускает  пальцы  вниз  и шевелит  ими – это «струи  дождя2.  Складывает  пальцы  каждой  руки колечками  и прикладывает  к  глазам,  изображая  бинокль.  Рисует пальцем – «кисточкой»  кружки  на  щеках ребенка, проводит  сверху  вниз  линию  по его  носу  и  делает  пятнышко  на  подбородке.    Стучит  кулаком  о  кулак,  хлопает  в  ладоши.  Чередуя  такие  действия,  воспитатель  создает определенную  последовательность  звуков, например: стук-хлоп, стук- стук- хлоп,  стук-  хлоп-хлоп и т.д.

«Мы топаем ногами» 

Играющие становятся в круг на таком расстоянии друг от друга, чтобы при движении не задевать соседей. Воспитатель вместе с детьми произносит текст медленно, с расстановкой, давая им возможность сделать то, о чем говорится в стихотворении: «Мы топаем ногами,

Мы хлопаем руками,          Киваем головой, мы руки поднимаем,           Мы руки опускаем,

Мы руки подаем»              «Мы бегаем кругом»

Через некоторое время воспитатель говорит: «Стой!», дети останавливаются, игра повторяется.     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План самообразования воспитателя 1кк Власовой Валентины Васильевны группа раннего возраста №2

План самообразования воспитателя 1кк в группе раннего возраста на 2016-2017 уч.г...

Обобщение опыта работы воспитателя МБДОУ «Детский сад №2» г.Сосногорска, Перфильевой Татьяны Анатольевны

по организации проектной деятельности с детьми дошкольного возраста...

Обобщение опыта работы воспитателя Рубенко Е.М. МБДОУ № 15 г.Кандалакша за 2016 - 2017 год по теме «Развитие речи и интегративных качеств по средствам моделирования из Lego конструктора»

В данном материале представлен опыт работы по теме с детьми с тяжелыми нарушениями речи. С помощью слаженной работы педагогов, родителей и детей мы добились отличных результатов освоения детьми...

Особенности работы с детьми с ТМНР. Обобщение опыта работы воспитателя и дефектолога

Для того чтобы ребенок полноценно развивался ему необходимо наладить контакт хотя бы с одним из взрослых, которые за ним ухаживают. Тогда он сможет чувствовать себя в безопасности и начнет изучать окр...

обобщение опыта работы воспитателя Ошроевой Л.В. Тема: «Повышение ИКТ компетентности через работу с интерактивной доской»

Одним из ключевых направлений процесса информатизации ДОО является - внедрение информационных коммуникативных технологий в образовательное пространство. Использование ИКТ дает возможность обогатить, к...