Краски музыки - НОД
план-конспект занятия (старшая группа)

Лебедева Наталья Эдуардовна

Интегрированное занятие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moe_zanyatie.docx27.85 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

             центр  развития ребенка – детский сад №21 «Елочка»

                                                г. Ессентуки

Конспект непосредственно образовательной деятельности

Направление развития: художественно-эстетическое  

Доминирующая образовательная область: музыка

Тема непосредственно образовательной деятельности: «Краски музыки»

Возрастная группа: старшая

                                                                 

                                                                         

                                                                                             Подготовила и провела:

                                                                                             Музыкальный руководитель

                                                                                             Высшей  квалификационной

                                                                                             категории

                                                                                            Лебедева Наталья Эдуардовна

                                             г. Ессентуки  2023 г.

Методы и приемы:

Методы формирования сознания (рассказ, фронтальная беседа);

Методы организации деятельности и формирование опыта поведения (дидактические игры – упражнения, развитие эмоциональной сферы);

Методы стимулирования поведения (поощрения);

Методы контроля, самоконтроля и самооценки (опрос, умения и навыки игровой деятельности).

Интеграция образовательных областей: «коммуникация», «познание», «чтение художественной литературы», «музыка».

Вид детской деятельности: художественно-эстетическая деятельность, игровая, коммуникативная, двигательная.

Цель: создавать условия для художественно-эстетического развития и эмоционально-чувствительной сферы детей.

Задачи:

1. Воспитательная: воспитывать доброжелательность и эмоциональную отзывчивость, толерантность общения, учить чувствовать других, поддерживать и сопереживать.

2. Развивающая: развивать мышление, коммуникативные умения и навыки индивидуальных и групповых работ, внимание и восприятие, координация речи с движениями. Развитие памяти и воображения, музыкально-сенсорных способностей.

3. Образовательная:  знакомить детей со средством музыкальной выразительности – тембром; уточнить и закрепить восприятие таких средств музыкальной выразительности, как динамика, ритм, регистр, мажорный и минорный лад; учить детей петь выразительно,

передавая ладовые изменения в музыке, слышать темповые изменения в музыке, отражать их в движении; расширять словарный запас детей новыми понятиями: мажор, минор, темп, тембр; продолжить знакомство с творчеством Э. Грига.

Планируемые результаты:

Личностные: активный, любознательный, коммуникативный и эмоционально отзывчивый.

Интеллектуальные: узнают творчество Э. Грига, умеют петь, выразительно передавая ладовое изменение в музыки, слышат изменения темпа, динамики, тембра, ритма, расширили словарный запас понятиями мажор и минор.

Физические: двигательная активность.

Организация среды для проведения непосредственно образовательной деятельности детей: аудиозаписи, карточки светофориков, тематические пазлы, дидактические карточки, музыкальные инструменты.

Подготовка к непосредственно образовательной деятельности в режимные моменты: разучивание валеологической песенки-приветствия, песни данной тематики, игра на музыкальных инструментах, слушанье музыки Э. Грига, работа над ритмом, танцевальные движения.

Дифференцированный подход: модули по теме.

Время проведения: 25 минут.

 

Конспект содержания непосредственно образовательной деятельности

Вводная часть:

Дети, входят в зал под музыку.

 Муз.руководитель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте их по приветствуем (дети здороваются). А сейчас я предлагаю вам спеть нашу песенку – распевочку

«Доброе утро»(с движениями).

  1. Доброе утро! (разводят руки в стороны

Улыбнись скорее! и слегка кланяются друг другу)

И сегодня весь день ("пружинка")

Будет веселее. (поднимают ручки вверх)

Мы погладим лобик, (выполняют движения по тексту)

Носик и щечки.

Будем мы красивыми, (наклоны головы к правому и левому

Как в саду цветочки! плечу поочередно)

2. Разотрем ладошки Сильнее, сильнее! (движения по тексту)

А теперь похлопаем Смелее, смелее!

Ушки мы теперь потрем и здоровье сбережем.

Улыбнемся снова, будьте все здоровы!( разводят руки в стороны)

(после песни садятся на места).

Ребята, посмотрите как украшен наш зал! Это ваши рисунки, вы с Тамарой Эдуардовной и Ниной Витальевной   говорили о красках в природе. А сегодня я хочу по говорить с вами о красках музыки! Для этого я предлагаю вам путешествие в сказку.

Основная часть:

Закройте глазки (звучит волшебная музыка)

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаю колдовать.

(в этот момент накидываю накидку феи).

Раз, два, три, четыре, пять

Открывайте их опять!

(в руках у феи волшебная палочка в форме скрипичного ключа)

Фея: Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, дорогие любители музыки! В музыке тоже есть краски, чтобы она нас удивляла, радовала, заставляла прислушиваться.

Музыка не всегда звучит одинаково. Она может звучать высоко и низко, отрывисто и плавно, громко и тихо. (Сопровождать игрой на фортепиано). «Громко» и «тихо» — это динамические краски, или динамические оттенки (показ модуля «Динамика»). Самое время пригласить вас в другую сказку, и поможет это сделать моя волшебная палочка. Видите, на ней главный музыкальный знак(дети называют: скрипичный ключ)…

Во мгле поднялась средь деревьев гора,

Пещерой под землю уходит она,

Горбатый король в той пещере живёт,

Со свитой своею сюда он идёт.

Вы догадались, о какой сказочной музыке идёт речь?( Ответы детей). Вспомните, кто её написал? (показываю портрет Э. Грига). Сейчас вы будете слушать музыку и выполнять задание. Вы должны обозначить цветом краски музыки - её динамические оттенки. Помогут вам в этом волшебные султанчики, возьмите их в руки.  Когда будет звучать тихая музыка - будут махать дети, у которых жёлтые султанчики, громкая музыка - будут махать дети, у которых синие султанчики, очень громкая музыка - будут махать дети, у которых красные султанчики. По взмаху «волшебной палочки» начинает звучать пьеса Э. Грига «В пещере горного короля»

Дети выполняют задание.

С заданием вы справились хорошо. Молодцы! Следующая сказка, про кота. Я расскажу вам, каким он был и что с ним приключилось. А вас я попрошу помочь мне рассказать эту сказку. Слушайте внимательно: я буду менять силу голоса, а вы мне будете помогать игрой на музыкальных инструментах. Когда я буду тихо читать, вам я предлагаю играть на колокольчиках, а когда громко – на погремушках (дети берут музыкальные инструменты).

Подготовились? А теперь слушаем всю сказку:

Жил кот Василий. Ленивый был кот.

Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда ходил,

Громко, настойчиво кушать просил

Да потихоньку на печке храпел –

Вот вам и всё, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой:

Будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал

Своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились:

- Ох, пожалей, пощади, сделай милость!

Громко воскликнул тут Васенька: «Брысь»! –

И врассыпную они понеслись.

А на самом деле, пока кот Василий спал, происходило вот что:

Мыши тихо вышли из норки,

Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом, очень тихо смеясь над котом,

Они ему хвост завязали бантом.

Василий проснулся, очень громко чихнул,

Потом повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались,

До вечера громко над ним потешались!(Е. Королёва)

Положите инструменты на место. Выразительно рассказать сказку нам помогли сила голоса и звучание инструментов. Но каждый инструмент, да и голос человека имеют свою окраску – тембр(модуль со второй краской «Тембр»). Угадайте по тембру, какой инструмент будет звучать?(звучат пианино, скрипка, баян, балалайка).

Как я говорила, человеческий голос то же имеет тембр. И я предлагаю вам поиграть в игру «Воробей, чирикни» и  во время игры  внимательно слушайте голоса  друг – друга.

Ну, а сейчас мы отправимся на нотный бал! Кого же можно встретить на нотном балу? (ноты, скрипичный ключ). А самые важные гости на этом балу – мажор и минор! Давайте мы споём одну песню для мажора, а другую для минора.

(дети поют на мелодию восходящего и нисходящего звукоряда следующие строки)

в мажорном ладу:                  в минорном ладу:

Вот мы дружно встали в ряд,       Мы – минорный звукоряд,

Получился звукоряд,                    Грустных звуков длинный ряд.

Светлый и просторный –              Песню грустную споём,

Это лад мажорный!                      Погрустим с тобой вдвоём.(Е. Королёва)

Фея:  Ну, а теперь можно и песню спеть.

Дети исполняют песню «Отчего плачет осень» (1 куплет - в миноре, 2 куплет - в мажоре)

Что вы слышите сейчас? (исполняю несколько звуков на фортепиано). Я сыграла вам несколько музыкальных звуков, но это ещё не музыка. Позовём на помощь краску музыки – ритм (модуль с краской «Ритм»). Ритм – это долгие и короткие звуки, которые мы можем простучать или прохлопать. У каждой мелодии свой ритм, по ритму можно узнать мелодию. Ритм какой знакомой вам мелодии я сейчас прохлопаю?(ответы детей).

Мелодия «В траве сидел кузнечик».

Когда музыка звучит то медленно, то быстро, такая краска называется темпом(модуль с краской «Темп»).

А сейчас на балу для вас будет звучать танцевальная музыка. Но будьте внимательны, слушайте, когда музыка звучит медленнее, когда быстрее, и все изменения темпа вы должны показать в своих движениях.

Танец «Вальс» (дети импровизируют).

Вы молодцы, услышали изменения темпа в музыке. Вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Посмотрите, какие краски музыки мы с вами собрали! (модуль со всеми красками: динамика, тембр, ритм, темп). Знакомство с музыкальными красками мы будем продолжать при каждой встрече с музыкой.

Есть у радуги семь красок,

А у музыки семь нот.

На земле для нашей радости

Вечно музыка живёт!(Е. Зитта)

Заключительная часть:

На этом разрешите мне откланяться,

Закройте глазки (звучит волшебная музыка)

Раз, два, три, четыре, пять –

Начинаю колдовать.

(в этот момент снимаю накидку феи).

Раз, два, три, четыре, пять

Ухожу теперь от вас …

Муз. руководитель: ребята, скажите вам понравилось ваше путешествие?

Что именно вам понравилось? Что нового вы узнали?( Ответы детей)

На этом наше занятие подошло к концу. До свидание. (Звучит распевка.)

Дети под музыку уходят из зала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по музыке в подготовительной группе «Краски музыки»

Программные задачи:        Образовательные задачи:знакомить детей со средством музыкальной выразительности – тембром;уточн...

Тема: «Волшебные краски музыки».

Знакомство с волшебником Оле-Лукойе, а так же цветами музыки....

Краски музыки

Метод музыкальной гафики. Рисуем музыку на стекле....

Конспект занятия: "Краски музыки"

В этом разделе предоставлен конспект занятия "Краски музыки" в весеннее время....

"Вальс цветов" музыка А.Петрова из раздела Краски музыки.

Здесь описаны движения, совместно придуманные с детьми для Вальса цветов из раздела Краски музыки....

Конспект музыкального занятия "Краски музыки" .

Природа. Ее рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников – краски, у поэтов-стихи. У композитора – только звуки. Но ведь звуками можно прекрасно рисовать природу... Ребята, как вы думаете, ...