Консультация для педагогов: "Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе"
консультация (старшая группа)
Консультация для педагогов на тему: "Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
на тему:
"Создание условий для познавательно - исследовательской деятельности в старшей группе"
Подготовили педагоги МДОУ "Д/С № 27":
Старший воспитатель
Кузнецова О. А.
Воспитатель:
Акулова Л. О.
Ярославль,
2024г.
Ознакомление с природой и природными явлениями.
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля.
- Формирование элементарных экологических представлений.
- Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
- Воспитание умения правильно вести себя в природе.
- Воспитание любви к природе, желания беречь её.
Общие требования к организации уголков природы в дошкольных учреждениях
Прежде чем приступить к обустройству и наполнению уголка природы, воспитатель должен ознакомиться с СанПиН и другими нормативными документами. Создавая уголок, нужно учесть такие моменты:
Содержание животных (млекопитающих, птиц, рыб, пресмыкающихся) в групповом помещении современными санитарными нормами запрещено.
- Чистят клетки, меняют подстилки и выполняют прочие работы по уходу за животными только взрослые. Привлечь детей старшего дошкольного возраста к труду можно, поручив им сбор корма для питомцев (например, попросить сорвать листья капусты на огороде для морской свинки).
- Оборудование и экспонаты уголка природы не должны представлять опасность для детей.
- Воспитателю следует ответственно отнестись к подбору инструментов, исключить острые, режущие, колющие.
- Также нужно знать, какие растения ядовиты, и не допустить их появления в уголке природы.
- Не рекомендуется разводить колючие растения. Дежуря в уголке, выполняя трудовые действия, дети могут пораниться о них.
- Мебель, полки, крупные части оформления необходимо как следует закрепить, проверить на отсутствие острых углов, мелких деталей, которые дети могут отсоединить.
- Материалы для самостоятельной исследовательской деятельности не должны быть мелкими настолько, чтобы дети могли их засунуть в ухо, нос. Даже на шестом году жизни ребятишки иногда проявляют свои таланты исследователей во вред собственному здоровью. Поэтому перед работой с природным материалом необходимо каждый раз проводить инструктаж, напоминать детям, как обращаться с пособиями и материалами. Мелкие семена, ракушки, камушки дают для рассматривания в прозрачных пластиковых пакетах, ёмкостях, которые наглухо запаяны или закрыты.
- Нельзя использовать для опытов бьющиеся стеклянные пробирки, стаканы и пр. Их заменяют пластиковой прозрачной посудой.
- Если у кого-то из детишек замечена аллергия на определённые растения, от живого объекта следует отказаться и заменить другим растением.
- Эстетичность и гармоничность. Цвет мебели, а также оформление календарей природы, наблюдений должны сочетаться с общим дизайном группы. Растения в уголке природы размещают здоровые, хорошо облиственные, обильно цветущие, что радует детей и способствует воспитанию любви к живой природе. Украшают и повышают интерес детей к уголку рисунки и поделки детей на природоведческую тематику.
Оборудование уголка природы в старшей группе
Уголок природы в старшей группе оснащают разнообразным оборудованием, которое помогает педагогу решать требования программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС). В первую очередь, это живые объекты (растения) и всевозможные инструменты и приспособления по уходу за ними.
Растения в уголке природы для старшей группы и уход за ними.
Требования:
- расширять представление детей о комнатных растениях;
- учить разным способам ухаживать за растениями в зависимости от их внешнего вида;
- дать представление о вегетативных способах размножения комнатных растений.
В уголке одновременно могут находиться до 10 различных видов растений (из которых дети называют 6–7). Подбирать их нужно так, чтобы дошкольники могли исследовать и сравнивать различную форму и особенности листьев (крупные или мелкие, цельные или рассечённые, опушённые или гладкие), положение стебля (прямостоячий, стелющийся, вьющийся), форму корней и корневищ (мочковатая, клубень, луковица).
Поскольку растения в уголке природы пополняются с самой младшей группы, их состав к старшей группе будет очень разнообразен:
обыкновенная герань; фуксия; бегония вечноцветущая; примула; бальзамин; камелия; китайский розан; колеус; аралия; фикус; алоэ; агава; бегония-рекс; аспарагус; душистая герань; традесканция; комнатный виноград; вьющийся плющ; цикламен; примула; камнеломка; кливия.
Дети старшей группы должны уметь сравнивать свойства и особенности внешнего вида объектов природы, поэтому в уголке природы одновременно размещают и очень похожие растения (два вида бегоний, колеуса), и различные (традесканция и алоэ), обращая внимание на их отличия и сходства.
Дошкольники шестого года жизни уже способны выполнять такие виды работ по уходу за растениями:
- очищение листьев от пыли;
- удаление сухих листьев, частей стебля;
- полив и рыхление почвы;
- перевалка в горшки большего объёма, пересадка;
- размножение растений отпрысками, частями корневищ, листовыми черенками, луковицами.
Первые три действия дети выполняют самостоятельно, перевалку и разведение — при непосредственном участии и контроле воспитателя. Воспитанники могут под руководством педагога готовить и посадочный материал (ставить листовые черенки на проращивание, разделять и очищать луковицы).
-дети выращивают рассаду
Вместе с воспитателем дети могут и развести рассаду для огорода, и комнатные цветы пересадить
Чтобы дети могли сами ухаживать за «зелёными друзьями», им нужно предоставить инструменты, обустроить место и дать знания об особенностях различных растений. Что необходимо иметь:
- Фартуки и нарукавники из непромокаемой ткани для защиты одежды от загрязнений. Поскольку в уголке природы проводится и коллективный труд, желательно иметь 10–15 комплектов. Сшить фартуки помогут мамы воспитанников, это не потребует большого вложения средств.
- Клеёнку, ею застилают стол, если намечена перевалка и пересадка в помещении.
- Лейки, тазики, горшки разных размеров, запас грунта, совки, лопатки, дренаж (керамзит, пластиковые крышки и т. д.)
- Палочки для рыхления почвы, деревянные, удобные для детской руки, с -закруглёнными краями, толщиной около 1,5–2 см.
- Инструменты для удаления пыли с листьев. Они различаются в зависимости от особенностей листовой пластины. Для широких гладких листьев, как у фикуса, используют влажные губки. Для плотных игольчатых типа алоэ — жёсткие влажные кисточки на длинной ручке (можно использовать широкие для клея или самые маленькие для хозяйственных работ). Пыль с фиалки и других растений, у которых есть опушение, но сам лист нежный, осторожно удаляют сухой мягкой кистью. Это может быть большая рисовальная кисть.
- Схемы процесса работы. Помимо словесной инструкции педагога, детям старшей группы предлагают использовать схемы, на которых указаны основные этапы работы, которую необходимо выполнить. Использовать их можно тогда, когда дети хорошо усвоили словесные инструкции, для развития памяти, образного и абстрактного мышления.
- Тряпочки для протирания полок и стола, щётка и совок для пола.
дежурные в уголке природы
Календари и дневники наблюдений
Не менее важными задачами организации уголка природы являются:
Совершенствование представлений о временах года, сезонных изменениях в живой и неживой природе, месяцах, частях суток.
Формирование понятий о связях между живой и неживой природой.
Развитие наблюдательности, любознательности, познавательной активности детей.
Решению этих задач служит такой важный элемент уголка природы как календарь наблюдений. Основным видом наблюдений в природе в старшей группе является наблюдение за погодой. Следовательно, на ярком информационном стенде, каким является календарь наблюдений в старшей группе, основное место отводится отображению состояния погоды.
Наблюдение за погодой проводят после утреннего приёма или во время дневной прогулки. Чтобы определить состояние погоды, дети должны хорошо знать её характеристики и пользоваться соответствующими терминами: «Солнечная, дождливая, пасмурная, облачная и т. д.» Возвратясь в группу, воспитанники заносят результат наблюдений в календарь, используя упрощённые изображения (солнышко, облако, тучу с дождевыми каплями, снежинку).
Для записи ежедневных наблюдений воспитатель расчерчивает альбомный лист на столько частей, сколько дней в месяце, и подписывает название месяца, указывает числа. Дети рисуют определённый значок в нужной клетке или вклеивают заранее подготовленную картинку.
Календарь природы
Календарь наблюдений за погодой должен содержать множество обозначений, которые дети рисуют сами или с помощью педагога, закрепляя свои знания о погодных явлениях
Кроме наблюдений за погодой, проводятся наблюдения за объектами живой и неживой природы, результат которых также заносят в календарь. Для этого на календаре размещают несколько окошек небольшого формата, а воспитатель готовит набор картинок для каждого времени года, которые дети будут выставлять по мере того, как увидят то или иное явление на прогулке.
Календарь природы декоративный
Среди множества готовых календарей природы для детских садов лучше выбрать тот, на котором предусмотрено место для рисунков воспитанников
Кроме наблюдений за погодой и объектами природы на прогулке, в старшей группе детского сада ведутся наблюдения за птицами (какие именно прилетали к кормушке или к окну в зимние дни), ростом лука, гороха или овса в огороде на окне. Такие наблюдения длятся не дольше двух-трёх месяцев, но их результаты заносятся в дневник, альбом или тетрадь, которые потом хранятся в уголке природы.
Оборудование для познавательно-экспериментальной деятельности
Исследование природы и познание её тайн тесно связано с опытной, экспериментальной и исследовательской деятельностью. Чтобы стимулировать познавательную активность детей, уголок природы должен быть оснащён оборудованием и материалами для экспериментирования и опытов. В первую очередь, это простые и в то же время занимательные предметы, соединив которые попарно, воспитатель даст ребёнку и увлекательное занятие, и пищу для размышлений:
Магнит и алюминиевые, медные, железные предметы (безопасные для детей
Трубочки от коктейля и пёрышки, шарики для пинг-понга, салфетки, камушки, монеты. Таз с водой и бумажные кораблики, полоски бумаги, салфетки, монеты, камни.
Обычно материалы для опытов и экспериментирования располагают рядом с уголком природы, потому что наблюдения в природе и экспериментирование тесно связаны
Помимо вышеперечисленных, в уголке природы могут находиться такие предметы и объекты естественного происхождения:
песок, глина; сахар и соль (их не пробуют на вкус, а изучают растворимость в воде);каштаны, жёлуди, шишки; обрезки дерева, опилки в плотно закрытой таре;
чай, кофе (чтобы рассмотреть, растворяются ли они в воде, окрашивают ли её, и провести беседу с опорой на опыт детей);крупы, мука; семена растений.
Сезонные объекты в уголке природы
В разное время года в уголок природы вносятся сезонные, сменные объекты:
Букет осенних листьев; корзинка с овощами или фруктами;
грозди рябины (следует подчеркнуть в беседе с малышами, что после того, как рябина«погостит» у них, её отдадут на корм птицам и ягоды не пропадут зря);еловая или сосновая ветвь; макет (поделка) снегиря на ветке;
макет снеговика; полянка с подснежниками (поделка) и так далее.
сказочный герой в уголке природы В уголке природы может также находиться сказочный герой, который будет давать детям задания, загадывать загадки, помогать советами
Дидактические игры и пособия
Как любая развивающая зона в группе детского сада, уголок природы невозможен без разнообразных развивающих и обучающих игр. Это игры на природоведческую и экологическую тематику, которые призваны закреплять и углублять представления детей:
- О диких и домашних животных, особенностях их поведения, повадках, отличиях и схожих чертах (волк похож на собаку внешним видом, но собака — друг человека, помогает ему, защищает, а волк — дикое животное, живёт в лесу, опасен для человека).
- О растительном мире ближайшего окружения (деревьях, травах, кустарниках).
- Об экосистемах «лес», «луг», «сад», их особенностях.
- О представителях животного мира: насекомых, земноводных, пресмыкающихся.
- О растениях и животных разных климатических зон (Арктика, Антарктика, пустыня, джунгли).
- О связях между сезонными изменениями в природе и переменами в жизни людей.
- О влиянии факторов природы (свежий воздух, солнце, вода) на здоровье человека, об использовании даров природы человеком.
- О природе космоса, небесных телах, исследовании космоса человеком.
Чтобы знания на эти темы постоянно могли совершенствоваться и развиваться в индивидуальной и групповой работе с детьми, в уголке природы необходимо иметь настольно-печатные игры: «На огороде и в саду», «Кто где живёт, какую пользу приносит?», «Маленькие друзья человека (о полезных насекомых)», «Экологическая ромашка», «Экологическое солнышко», «Мы путешествуем», «С какой ветки эти детки?», «Выстрой цепочку», «Друзья природы» и др.
Подбор литературы для уголка природы в старшей группе ДОУ
Дети старшей группы любят рассматривать иллюстрации в книгах, а многие ребятишки уже читают сами. Поэтому в уголке природы нужно иметь книги: детские энциклопедии, сборники рассказов, стихов, загадок о природе, её явлениях, растениях и животных для чтения детям воспитателем, а также книги с крупным шрифтом и одним-двумя небольшими произведениями для самостоятельного чтения. Книги меняют в зависимости от сезона.
Паспорт уголка природы в старшей группе ДОУ
Всё оборудование и объекты уголка природы заносят в специальный паспорт.
Примерное содержание паспорта уголка природы
Название уголка | "Мы и природа"; "Окошко в природу"; "Как прекрасен этот мир" и т.д. |
Ответственное лицо | Воспитатели группы |
Пояснительная записка | Раскрываются цели и задач, работы уголка, ожидаемые результаты его функционирования |
Растения | Название и характеристики растений (Из какого региона происходит, потребность в свете, поливе, особенности ухода) |
Материалы и оборудование для экспериментирования | Перечисляется материал для опытов и экспериментов, инструменты, оборудование, дается краткое описание как ими пользоваться |
Природный материал | Перечень объектов |
Дидактические игры | Перечень игр |
Пособия, литература | Перечень пособий и книг с кратким описанием |
Деятельность старших дошкольников в уголке природы
Кроме наблюдений, экспериментирования, игр и моделирования, дошкольники 6-го года жизни выполняют в уголке природы трудовую деятельность в форме коллективного труда, дежурств и поручений, а также занимаются, изучая живые объекты и правила ухода за ними.
Труд в уголке природы
Коллективный труд в уголке природы целесообразно проводить не более 1 раза в месяц. Во время этой деятельности выполняются такие виды работ:
- тщательно осматриваются растения, удаляются все сухие листья и стебли;
- протираются горшки и полки;
- чистится и приводится в порядок оборудование;
- просматриваются игры, книги, наглядные пособия, отбираются те, которые -нуждаются в ремонте;
- обновляется и пополняется запас природного материала.
Дежурства по уголку природы ведутся ежедневно.
Дежурных могут назначать на неделю, два-три дня, но наиболее удобно и прижилось в детских садах назначение дежурных на один день. Дежурные приводят в порядок оборудование уголка природы, поливают растения, рыхлят землю в горшках, в некоторых дошкольных учреждениях и погоду за день тоже отмечают дежурные. В конце дня, когда дежурство окончено, воспитатель оценивает работу дежурных, хвалит за старание, отмечает, что им удалось сделать наиболее успешно.
Организовывая дежурство в уголке природы, нельзя допускать переутомления детей, нагружать их скучной монотонной работой. Главная цель дежурств — не только воспитание трудолюбия и ответственности, но и любви к живой природе, желания беречь и защищать её, радости от общения с нею.
Непосредственная образовательная деятельность в природоведческой зоне старшей группы
Занятия собственно в уголке природы проводятся не очень часто, 3–4 раза в год: в начале учебного года детей знакомят с обустройством и объектами, которые находятся в нём, в течение года 1–2 занятия посвящены повторению правил ухода за растениями, знаний об их особенностях, а в конце года проводят обобщающее занятие, на котором закрепляют изученное. Но материал из уголка природы используется практически ежедневно, для наблюдений, индивидуальной работы, игр и занятий.
Длительность занятия не должна превышать 25 минут.
Анализ уголка включает в себя такие пункты:
- Безопасность.
- Соответствие возрасту детей. Поскольку уголок природы расположен в старшей группе, то в нём должны быть не только уже известные детям объекты, изображения, но и картинки, энциклопедии, другой материал, который расскажет о новых, незнакомых детям обитателях экзотических природных зон: океана, австралийского континента. Это компоненты опережающего развития, которые стимулируют познавательную активность, пытливость и стремление к новым знаниям.
- Наполнение уголка (наличие разнообразных растений, материалов, игр и т. д.) в соответствии с требованиями ФГОС.
- Доступность для детей, функциональность, практичность (возможность использовать оборудования и материалов на занятии, в игре).
- Наличие календаря природы, его вид, постоянно ли он ведётся.
Способствует ли развитию творчества, фантазии (наличие детских поделок, рисунков, развивающей литературы, пособий).
- Имеется ли сезонный материал.
- Эстетичность и креативность оформления.
Перенимая опыт старших коллег, молодые педагоги учатся создавать в своей группе развивающую среду, которая способствует всестороннему развитию воспитанников, поэтому анализ и взаимодействие педагогов в рамках ДОУ очень важно и необходимо
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/01/09/picture-733410-1452351160.jpg)
"Азбука Безопасности" познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе
познавательно-исследовательская (проектная) деятельность в старшей группе ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/29/picture-710407-1509265169.jpg)
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы «Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Данная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития познавательного ра...
![](/sites/default/files/pictures/2014/06/29/picture-461009-1404043822.jpg)
Познавательно - исследовательский проект для детей старшей группы Тема :«Мир вокруг нас» (Опытно-экспериментальная деятельность)
Краткая аннотацияДанная работа посвящена опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Сегодня в России детские дошкольные учреждения играют важнейшую роль в обеспечении развития п...
Консультация для педагогов «Создание благоприятных условий для реализации принципов индивидуализации на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»
Консультация для педагогов «Создание благоприятных условий для реализации принципов индивидуализации на коррекционных занятиях с детьми с ОВЗ»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/07/picture-1128838-1617814870.jpg)
Консультация для педагогов "Создание благоприятных условий обучения детей ходьбе на лыжах"
Лыжный спорт – интересное и увлекательное занятие для детей. Оно очень полезно для их здоровья, потому что развивает опорно-двигательный аппарт и маневренность. Но у этого ви...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/24/picture-836744-1477335454.jpg)
Консультация для педагогов «Создание комфортных условий для здорового развития ребенка»
Консультация для педагогов«Создание комфортных условий для здорового развития ребенка»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/26/picture-1388931-1645878753.jpg)
Консультация для педагогов "Создание оптимальных условий для организации совместной деятельности воспитателя и ребенка".
К рассмотрению предложены следующие вопросы:-Создание комфортной среды общения взрослого и ребенка.-Влияние взрослого на психоэмоциональное состояние ребенка.-Организация совместной деятельности с дет...