Доклад на тему: «Использование мотивационного материала для формирования полезных привычек у детей старшего дошкольного возраста»
консультация (подготовительная группа)

Ермишкина Наталья Олеговна

Привычки – это поведение, склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными.

Зачем нужны полезные привычки?

Лучшим методом формирования и закрепления полезных привычек является личный пример взрослых и использование мотивационного материала.

 

Методы мотивации совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников: словесные, наглядные, практические и игровые.

Так же формирование здоровых привычек у детей подкрепляется естественной мотивацией — если ребёнок понимает, что получит в результате, ему легче приучить себя к действию.

Важно помнить, что привычки, воспитанные в молодости, влияют на всю сознательную жизнь ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл motivatsiya_doklad.docx21.15 КБ

Предварительный просмотр:

Структурное подразделение «Детский сад Созвездие» государственного бюджетного общеобразовательного  учреждения Самарской области средней общеобразовательной школы имени А.А. Климова п.г.т. Петра Дубрава муниципального района Волжский Самарской области

Доклад на тему:

«Использование мотивационного материала для формирования полезных привычек у детей старшего дошкольного возраста»

                                                                             Авторы: воспитатель                

                                                                             подготовительной группы СП

                                                                             «Детский сад Созвездие»

                                                                            Ермишкина Наталья Олеговна

                                                                           

                                              2025 год

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выделяет формирование у детей ценностей здорового образа жизни, как одну из важнейших задач дошкольного образования. Решить данную задачу помогает формирование у детей полезных привычек, а именно привычки здорового образа жизни.

Привычки – это поведение, склонности, ставшие для кого-нибудь в жизни обычными, постоянными.

Зачем нужны полезные привычки?

Психологи утверждают, что если у человека нет полезной привычки, то ее место может занять вредная привычка. К тому же, плохие привычки появляются очень быстро, так как их не нужно закреплять, прилагая старания. А вот формирование полезных навыков – долгий и кропотливый процесс, требующий самоконтроля и волевых усилий, предполагает упорство и настойчивость.

Дошкольный возраст – особенно важный и ответственный период, когда происходит перестройка функционирования многих систем детского организма. Поэтому любое дошкольное учреждение должно стать “школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность (учебная, спортивная, досуговая, а также прием пищи и двигательная активность и др.) носит оздоровительно-педагогическую направленность и способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни. Привычка к здоровому образу жизни может стать тем условием, которое позволит расти и развиваться каждому ребёнку. Формирование этого ценностного качества личности возможно только при условии его целенаправленного формирования как в детском саду, так и в семье.

При формирования привычки здорового образа жизни особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

занятия физкультурой, прогулки,

рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна

дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды

бережное отношение к окружающей среде, к природе

медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолога, хирурга, лор, окулист)

формирование понятия «не вреди себе сам».

Лучшим методом формирования и закрепления полезных привычек является личный пример взрослых и использование мотивационного материала.

Мотивация у дошкольников остается актуальной проблемой для современной системы образования. Поэтому мотивация должна быть максимально эффективной уже в детском саду.

Мотивация – это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение цели.

Без мотивации со стороны взрослого у дошкольника не будет активности, не возникнут мотивы, ребёнок не будет готов к постановке целей.

Чтобы мотивировать ребенка  на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример взрослых.

Очень важны мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых. Стремление действовать, как взрослые. Желание быть похожим на взрослого.

Все дети подражают родителям — главным взрослым в их жизни. Если мама с папой в свободное время хватаются за телефоны, то неудивительно, что и ребёнка не тянет на чтение. А если родители увлечённо погружаются в книги, то детям тоже становится интересно. Им проще научиться заправлять кровать, сортировать мусор и собирать рюкзак с вечера, если взрослые делают то же самое.

Методы мотивации совпадают с традиционными методами воспитания дошкольников: словесные, наглядные, практические и игровые.

1. Словесные методы: беседа; разговор, чтение, рассказывание стихотворений, обсуждение картинки.

2. Наглядные методы: показ игрушек, предметов, наблюдение явлений природы, труда взрослых, рассматривание живых объектов и картин, показ образца, использование кукольного театра, фланелеграфа, диафильмы.

3. Практические методы: упражнения (оказание помощи), совместные действия воспитателя и ребёнка, выполнение поручений.

4. Игровые методы: дидактические игры, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки.

В педагогической литературе выделяют четыре типа мотивации:

Первый тип — игровая мотивация – «Помоги игрушке», ребёнок достигает цели обучения, решая проблемы игрушек.

Второй тип мотивации – помощь взрослому – «Помоги мне». Здесь мотивом для детей является общение со взрослым, возможность получить одобрение, а также интерес к совместным делам, которые можно выполнять вместе.

Третий тип мотивации «Научи меня» — основан на желании ребёнка чувствовать себя знающим и умеющим.

Четвёртый тип мотивации «Создание предметов своими руками для себя» — основан на внутренней заинтересованности ребёнка. Такая мотивация побуждает детей к созданию предметов и поделок для собственного употребления или для своих близких. Дети искренне гордятся своими поделками и охотно пользуются ими.

 

Какие же мотивационные материалы можно   использовать  для формирования  полезных привычек? Конечно же похвала, награда , поощрение.

Награда важна на первых этапах формирования полезных привычек у детей. Это помогает детскому мозгу зафиксировать в памяти новую последовательность действий.

Часто думают, что привычке всегда должна сопутствовать награда. Но на самом деле достаточно подключать её поначалу. Длительность можно определять самостоятельно — вы сами поймёте, когда дело тесно войдёт в жизнь ребёнка, и вознаграждение уже не понадобится. Например, маленьким детям всегда дарят игрушку после посещения стоматолога в клинике. Но когда ребёнок подрастает, привыкает к походам к зубному и осознаёт важность процедуры, подарок становится необязательным.

Похвала, когда ребёнок не забывает выполнить нужное действие, — тоже своеобразная награда. Поощряйте ребёнка, чтобы дополнительно его мотивировать.

В старшем дошкольном возрасте происходит осознание детьми нравственных норм и правил, понимание их общеобязательности, их действительного значения. Общественные мотивы желание сделать что - то для других людей, принести им пользу.

Взрослому очень важно  проявлять интерес к занятиям ребенка, тем самым создавая  положительный эмоциональный фон. Ребенок ощущает свои успехи, достижения, свой рост в той или иной области.

Когда взрослый  оценивает объективно возможности и способности  ребенка, не сравнивая  его с другими детьми,  это ориентирует ребенка на собственное совершенствование.

Так же формирование здоровых привычек у детей подкрепляется естественной мотивацией — если ребёнок понимает, что получит в результате, ему легче приучить себя к действию.

На доступном языке объясняйте, зачем нужна привычка и что она даст. Детям, особенно дошкольного возраста, сложно рисовать себе картину будущего и проводить нужные связи между действиями сейчас и результатом потом. Так вы покажете ему, почему привычка важна.

Найдите объяснение каждому действию, которое хотите привить.

Формирование здорового образа жизни осуществляется в процессе занятий, режимных моментов, прогулки, в игре, в трудовой деятельности. Отношение ребёнка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно выстроить здание потребности в здоровом образе жизни.                  

В детском саду для достижения эффективности формирования полезных привычек в работе с детьми педагогам целесообразно  использовать  алгоритмы выполнения последовательности действий: алгоритм умывания, алгоритм накрывания на стол, алгоритм дежурства, алгоритм одевания на улицу, алгоритм раздевания перед сном.

В образовательной деятельности проводятся беседы на темы: «Мой режим дня», «Чистота — залог здоровья», «Не боимся мы дождей и осенних хмурых дней», «Овощи и фрукты — полезные продукты», «Зачем мы спим», «Мой любимый вид спорта».

Совместно с воспитателями дети выполняют следующие ситуационные задания: «Составь режим дня для малышей» (своего маленького братика, сестренки); «Придумай и покажи, как научить маленького ребенка (братика, сестренку) мыть руки, умывать лицо, вытирать руки насухо полотенцем, полоскать рот после еды»; «Выбери, какие из этих продуктов самые полезные»; «Уложи свою куклу спать»; «Одень куклу на прогулку»; «Покажи, что ты любишь делать на занятиях по физкультуре».

По данной теме подобрана детская художественная литература: А.Барто «Девочка чумазая», К.Чуковский «Мойдодыр», Л.Герасимова «Купаю куклу», А.Акулин «Людоеды», С.Маршак «Робин-Бобин», В.Зайцев «Я одеться сам могу», Е.Благинина «Научу одеваться и братца», В.Берестов «Мишка, мишка лежебока», «Ночь уходит», С.Прокофьев «Силач», В.Голявкин «Про Вовкину тренировку», Е.Ильин «Боксер», «Олимпиец». Организуются сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Продуктовый магазин», «Семья на прогулке», «Олимпиада».

Для закрепления знаний о здоровом образе жизни детям предлагаются дидактические игры здоровьесберегающего содержания: «Что сначала, что потом?», «Помоги кукле», «Составь меню», «Таблица витаминов», «Одень куклу на прогулку», «Здоровый — нездоровый сон», «Загадай-отгадай», «Маршрут здоровья».

Хорошей мотивацией  является проведение в ДОО «Дня здоровья», «Спартакиады», «Малых олимпийских игр», спортивных развлечений и досугов.

Формирование полезных привычек у детей старшего дошкольного возраста осуществляется при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек.

В ходе работы в данном направлении дети приучаются к личной гигиене: своя расчёска, своя постель, свой носовой платок, своё полотенце. Подводятся к пониманию того, что соблюдение чистоты тела важно не только для охраны личного здоровья, но и для здоровья окружающих.

Полноценное физическое и нервно-психическое развитие ребенка возможно лишь при обеспечении его рациональным питанием.  Регулярность питания и создание благоприятной обстановки во время приема пищи способствует выработке у ребенка положительного пищевого рефлекса, что обусловливает поддержание хорошего аппетита.

Большое значение для здоровья детей дошкольного возраста имеет организация полноценного дневного сна. Для засыпания детей используются различные методические приемы: колыбельные песни, слушание классической музыки и сказок. После дневного отдыха проводится гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем.

Одной из самых действенных укрепляющих здоровье привычек в повседневной жизни является прогулка. Для того чтобы она действительно давала эффект, на прогулке надо использовать разные виды деятельности.

В группе должна быть создана развивающая предметно-пространственная среда для самостоятельной здоровьесберегающей деятельности дошкольников. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, удовлетворения потребности детей в двигательной активности в группах оборудован физкультурный уголок, который содержит физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, дидактические игры по ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению режима дня и правил личной гигиены.

 Важно помнить, что привычки, воспитанные в молодости, влияют на всю сознательную жизнь ребёнка.

Правильное воспитание детей — это очень трудная и сложная задача. Вопрос о воспитании привычек, о сроках и способах их формирования нельзя считать самым главным, но привычки придают необходимую прочность, устойчивость всякой системе воспитания. Привычки – это те кирпичи фундамента, которые нужно класть в самом начале постройки и класть правильно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРАКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Современный детский сад должен стать местом, где ребёнок получает возможность широкого  эмоционально-практического самостоятельного контакта с наиболее близкими и значимыми для его развития сфера...

Мастер – класс на тему: «Использование приемов арттерапии по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»

представление опыта работы  по формированию пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями в речи средствами арттерапевтических приемов...

Перспективный план работы по становлению ценностей здорового образа жизни и формированию полезных привычек у детей среднего дошкольного возраста "Азбука здоровья"

Перспективный план работы по становлению ценностей здорового образа жизни и формированию полезных привычек у детей среднего дошкольного возраста "Азбука здоровья"...

Презентация на тему "Использование звуковых дорожек в формировании правильного звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста"

Цель: развитие фонематического слуха Задачи: развитие четкой артикуляции звуков; упражнять в определении места звука в слове; правильного произношения всех звуков в словах и фразовой речи. ...

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

Опыт работы по теме: «Использование занимательного материала  в формировании элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»...

Самообразование на тему: "Использование игрового материала в подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста" 2020-2021 уч.г

Требования начальной школы к будущим первоклассникам стали выше и многие родители заинтересованы в качественной подготовке детей к обучению грамоте.Появилось много трудностей в обучении детей письменн...