Мастер-класс «Детям ПРОпрофессии или ранняя профориентация дошкольников»
методическая разработка
Мастер-класс
«Детям ПРОпрофессии или ранняя профориентация дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mk_allen.docx | 21.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Детям ПРОпрофессии или ранняя профориентация дошкольников»
Цель мастер-класса: мотивация педагогов к использованию педагогической техники по ранней профориентации дошкольников.
Задачи:
- Познакомить педагогов с педагогической техникой по ранней профориентации дошкольников;
- Организовать деятельность педагогов педагогической техникой по ранней профориентации дошкольников;
- Рассмотреть варианты применения техники в образовательном процессе.
1.Теоретическая часть
Одним из основных принципов современного дошкольного образования зафиксированным в ФГОС ДО является поддержка детей в различных видах деятельности. Самостоятельность, инициативность, творчество – основные линии личностного развития ребенка, проявления которых позволяют ему стать полноценным участником образовательных отношений. Эти качества проявляются в свободной деятельности детей по интересам. Задача педагога заключается в поддержке детского выбора и развития творческого потенциала каждого ребенка. Добиться выполнения этих задач мне помогает педагогическая техника по ранней профориентации дошкольников, построенная на свободном выборе детьми разных видов деятельности с опорой на их индивидуальные предпочтения и технологии, предложенные педагогом.
Рассмотрим алгоритм работы по ознакомлению детей с профессиями через метод проектов:
Шаг 1. В процессе свободной деятельности я наблюдаю за предпочтениями детей в области профессий, фиксирую в блокноте результаты, затем подвожу итог и анализирую полученные данные, определяю рейтинг детских интересов. Те профессии, которые в фаворите у большинства детей, становятся основой для последующей работы и позволяют объединить большинство воспитанников вокруг определенного содержания.
Шаг 2. Тема совместного проекта определяется в соответствии с детскими предпочтениями и педагогическими задачами.
Шаг 3. Организация и этапы дальнейшей работы меняются в зависимости от условий и возможностей ДОО/семьи, творческих посылов участников проекта.
2. Практическая часть
Задачи по ознакомлению с профессиями я осуществляю через метод проектов, который дает возможность в интересной форме расширять и углублять знания детей, объединять профессии в тематические блоки, применять различные технологии, которые делают работу увлекательной. Проектная деятельность даёт возможность расширить и уточнить знания детей о профессиях, о предметах труда, о трудовых действиях, результате труда, расширяет словарь, учит общению.
Приглашаю 4 –х желающих занять места за столом (сегодня у всех участников появилась отличная возможность научиться чему-то новому. Считаю, что только благодаря сочетанию традиционных классических методов с современными педагогическими технологиями мы сможем добиться действительно эффективных результатов).
Участники выходят. Итак, фокус - группа готова.
Коллеги, предлагаю на практике освоить метод проекта по ранней профориентации дошкольников и проверить его в действии.
Сегодня мы отправимся в увлекательное путешествие по проектному модулю «Останови огонь!». Такие модули для знакомства с профессиями я реализую со своими детьми в детском саду.
В конце пути мы сделаем коллаж о тех профессиях, которые нам встретятся.
Я не знаю, как у вас сегодня начался день, с каким настроением вы пришли. Поэтому я предлагаю поиграть в игру «Здравствуйте!», тем самым я вам желаю хорошего настроения.
Игра «Здравствуйте»
Цель: создание эмоционально-благополучной атмосферы на основе доброжелательности и взаимодействия друг с другом.
Ход игры: Педагоги встают в круг и двигаются под музыку по кругу, как только музыка заканчивается, все останавливаются, поворачиваются к соседу по кругу и здороваются.
Звучит сирена пожарной машины
Тили-тили, тили - бом!
Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Бежит курица с ведром,
А за нею во весь дух
С помелом бежит петух….
- У кошки случилась беда: пожар! Кого нужно позвать на помощь? (Пожарного).
- По каким причинам случаются пожары? (ответы: спичками играли, не выключили плиту, утюг, короткое замыкание и т.д.).
- Как Вы думаете, все ли могут быть пожарными?
- Какими качествами должен обладать пожарный? (ответы: храбрый, быстрый, ловкий, находчивый и т.д.).
Эстафета «Тушение пожара»
Цель: формирование представлений детей о работе пожарного, закрепление знаний о предметах для работы пожарного, с трудовыми действиями; развивать умение играть в команде, действовать сообща, по сигналу.
Оборудование: 2 шлема пожарного, 2 ведра, «огнетушитель», 2 мягкие игрушки (животные). Делятся на две команды по 2 человека.
1. Первый игрок команды одевает шлем пожарного, бежит до «места пожара», имитируя пожарную машину, после чего возвращается обратно.
2. Второй игрок команды добегает до указанного места с пожарным ведёрком, «тушит пожар» и возвращается обратно.
3. Третий игрок команды добегает до «места пожара» с огнетушителем, «тушит пожар» и возвращается обратно.
4. Четвертый игрок с платочком у лица (от дыма) бежит, пригнувшись, до «места пожара» и спасает пострадавших.
Пожар мы потушили, но вот беда: пострадала кошка. Для того, чтобы помочь пострадавшим при пожаре, куда надо обратиться? (ответы) Людей лечат врачи, а кто лечит животных? (ответы)
- Правильно, животных лечит специальный врач – ветеринар.
Конечно, вам знакома сказка К.И. Чуковского «Доктор Айболит» и вы помните, как он помогал зверюшкам? Ветеринар не только лечит, дает лекарства или делает операции, но и делает профилактические прививки, чистит уши, обрабатывает лапы. Давайте с вами поможем нашей кошке выздороветь.
«Ветеринар»
Цель: формирование представлений детей о работе ветеринара и его функциях, закрепление знаний о предметах для лечения и осмотра больных.
Оборудование: карточки с изображением различных предметов и медицинских принадлежностей. На столе разложены карточки с различными предметами, лекарствами, медицинскими принадлежностями, нужно выстроить алгоритм оказания помощи кошке. Каждая команда на столе выкладывает последовательность действий.
- Кошку вылечили, но вот новая задача. Нашей кошке надо где-то жить. У нее же сгорел дом. Как нам теперь ей помочь? (ответы: нужно построить новый дом)
- А как? Как нам определится, какой нужно строить дом? Кто нам может помочь? (ответы)
Архитектор – это одна из строительных специальностей. Для того чтобы быть архитектором, нужно знать много наук: и математику, и историю, географию и черчение и т.д. Ведь дом должен быть прочным и красивым. Дома – это украшение города. И сейчас мы с вами будем архитекторами и создадим проект нового дома.
«Строим дом»
Цель: формирование представлений детей о работе архитектора, развитие творческого мышления.
Оборудование: счетные палочки по количеству участников.
Рекомендации: возможны варианты игры, например, построить по образцу, по представлению, с заданным количеством палочек и т.д.
- Вот и дом готов, да вот беда: как же пройти к дому? Того глядишь увязнешь в песке. Да и около дома не красиво, пусто.
- Как Вы думаете, к кому теперь нам надо обратиться.
Есть такая профессия ландшафтный дизайнер, он занимается благоустройством территории на улице, она очень схожа с профессией садовник и даже архитектор.
5. «Украшаем улицу» (песочная терапия)
Цель: развитие коммуникативных навыков, восприятия, творческого мышления, гармонизация психоэмоционального состояния детей, способствовать самовыражению.
Оборудование: песочные столы 1 шт., 1 набор разноцветных камешков, различных насадок для рисования на песке, 2 набора деревьев, кустарников.
Ход игры: команда подходит к песочному столу и начинает на песке с помощью насадки прорисовывать расположение дорожек и растений. Затем оформляют каждый свою улицу.
Приглашаем всех в наш дом!
Уважаемые коллеги, сегодня мы побывали в увлекательном путешествии по проектному модулю «Останови огонь!». Надеюсь, что мой опыт пригодится вам в работе и подтолкнет к созданию чего-то нового и интересного.
Как я и обещала в начале мастер – класса, мы составим коллаж о тех профессиях, которые нам встретились и это станет завершением нашего проекта.
Обращение к залу
Сегодня с помощью проектного метода вы учились решать педагогические задачи, учитывая интересы детей, поддерживая их инициативу, творчество.
Проектный метод помогает создавать условия для выбора продуктивной деятельности, формирует у них интерес мотивацию к другим, ещё не освоенным. Дети делятся на группы по своим предпочтениям, создают свои творческие проекты схожей тематики и при этом их объединяет общее дело, в котором у каждого ребенка или мини - группы есть своя особая роль.
- Давайте вместе порассуждаем, что предпочтут делать в представленном проекте, кто любит рисовать? Примерные ответы из зала: рисование афиши, создание декораций, фоновых изображений, рекламы.
- Что предпочтут любители конструировать? Примерные ответы из зала: можно создать кукольный театр, элементы декораций для театра -все что подскажет воображение ребенка
- Какую работу смогут подобрать для себя наши начинающие программисты? Примерные ответы из зала: подвозить реквизит, открывать кулисы и др. Давайте посмотрим, как распределили обязанности в данной ситуации дети самостоятельно.
- Рефлексивно-оценочная часть
Уважаемые коллеги, сегодня вы стали участниками моего мастер - класса! Мне очень важно ваше мнение о нём. С помощью смайлика выразите своё отношение к мастер-классу.
Мне приятно, что вас заинтересовал мой мастер – класс, жду вас на моем персональном сайте, где мы подробно обсудим все возникшие вопросы. Я оставляю для каждого из Вас буклет, вы легко сможете со мной связаться, просканировав QR код.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ранняя профориентация дошкольников
Данный материал содержит методические разработки по развитию у детей младшего дошкольного возраста ранней профориентации через сюжетно-ролевые игры: активизация и пополнение словарного запаса, развити...
Методическое сопровождение работы по ранней профориентации дошкольников.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики....
Консультация для педагогов "Чтение литературы как средство ранней профориентации дошкольников"
Рекомендации по использованию и подбору художественной и энциклопедической литературы на примере «железнодорожные профессии»...
Материал (сюжетно-дидактическая игра и беседа) по ранней профориентации дошкольников на примере «Железнодорожные профессии»
СЮЖЕТНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА для детей старшей группы “КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ПОЕЗДЕ” БЕСЕДА С РЕШЕНИЕМ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ с детьми старшего дошкольного возраста на тему “БЫТЬ ПРИМЕРНЫМ ПАССАЖИРОМ...
Педагогический совет "Ранняя профориентация дошкольников. Формирование представлений детей о профессиях взрослых с использованием современных технологий обучения дошкольников"
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение- первая ступень формирования базовых знаний о п...
Ранняя профориентация дошкольников у детей раннего возраста
Для профориентационной работы с воспитанниками ДОУ лучше всего подходят тематические сюжетно-ролевые игры, экскурсии (реальные и виртуальные), посещения выставок, наблюдения и беседы....
Приказ "Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»
Уголок по профориентации «Лучшая игровая среда для ранней профориентации дошкольников»...