«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»
методическая разработка

Бахтеева Мария Андреевна
Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом главная задача воспитателя заключается в том, чтобы познакомить дошкольников с новым материалом, который не только научит их считать, но и предоставит возможность творить, мыслить, затронет интеллектуальную и эмоциональную сферы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл femp1.docx23.89 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Автор: Бахтеева М.А.

Воспитатель

ГБОУ гимназия №114 Выборгского района Санкт-Петербурга

Формирование математических представлений является одним из средств интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. При этом главная задача воспитателя заключается в том, чтобы познакомить дошкольников с новым материалом, который не только научит их считать, но и предоставит возможность творить, мыслить, затронет интеллектуальную и эмоциональную сферы.

Известно, что математика — это огромный фактор интеллектуального развития ребенка и формирования его познавательных и творческих возможностей. Как говорил М.В. Ломоносов, «математика приводит в порядок ум». Она способствует развитию памяти, речи, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности, а также приемы мыслительной деятельности. Для умственного развития детей дошкольного возраста существенное значение имеет приобретение ими математических представлений, которые активно влияют на формирование умственных способностей, так необходимых для познания окружающего мира.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать, читать и писать.

Все дидактические игры я для себя разделила на несколько групп:

1.        Игры с цифрами и числами

2.        Игры путешествие во времени

3.        Игры на ориентировки в пространстве

4.        Игры с геометрическими фигурами

5.        Игры на логическое мышление

Цель методической разработки создать условия для усвоения дошкольниками начальных математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Основная форма работы - дидактические игры.

Цель дидактических игр:

•        развитие мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих способностей, качеств личности.

•        сформировать познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнать что-то новое, научить детей общаться со сверстниками и взрослыми и включаться в совместную деятельность.

Основные задачи:

•        формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества;

•        увеличение объёма внимания и памяти;

•        формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация);

•        развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

•        формирование умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствие с заданными правилами, проверять результат своих действий.

Дидактические игры с цифрами и числами.

1.Игра «Гусеница»

Цель: учить прямому счету, выкладывать числовую прямую от заданного числа.

Задачи: развивать воображение, зрительную координация, внимание, память, мышление.

Оборудование: 10 разноцветных крышечек с надписью цифр.

Как играть? Сегменты гусеницы прикрепляются в определенном порядке по заданию на столе.

Задания:

•        выложи гусеничку расположив цифры от 1 до 5 (6,7,8,9);

•        от самого маленького числа до самого большого:

•        от 2 до 7 (от 3 до 6 и т. д.):

•        какая следует после 3, какая цифра была до 3

2. Игра «Десятиэтажный дом»

Цель: учить прямому счёту.

Задачи: приучать детей к четкой логике, к рассуждению и доказательству; развивает способность к анализу, обобщению; помочь увидеть вторичные значения слов. Формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения

Оборудование: картинка многоэтажного дома, наклейки цифр, наклейки/игрушки жильцов.

Как играть?

Объяснение понятия многоэтажный дом, счет этаж, нумерация наклейками этажей или вписываем. Демонстрируем наклейки или игрушки жильцов.

Инструкция: Кто живет, на каком этаже нам подскажут загадки. Слушайте внимательно.

Он огромный, хобот есть, выше первого не влезть. (Слон)

Он большой в лесу живет, ест малину, любит мёд, на второй этаж поднялся, к сожаленью, запыхался. (Мишка)

Рыжая плутовка на третий этаж, взберется ловко. (Лиса)

Ночью воет на луну, днем овец дерет в хлеву, на четвертом он живет и с лисой войну ведет. (Волк)

Серый, добрый и усатый, проживает он на пятом. (Кот)

На шестом этаже живет и не тужит, молочко нам дает и с волками не дружит. (Корова/коза)

Хвостик пушистый, длинные ушки, прыгает не хуже лягушки, и легко прискачет он даже на седьмой. (Зайка)

На восьмой этаж, в полсчета, лифт поднимет её из болота. (Лягушка)

Вот девятый этаж дома, обстановка нам знакома, здесь живет колючий зверь с радостью откроет дверь. (Ежик)

Ночью он во тьму глядит, на десятый он взлетит. (Филин)

Дополнительные задания для закрепления:

        загадать детям загадки, и выяснить, на каком же этаже кто;

        кто живет между 3 и 5 этажами, кто соседи волка

        разыграть игру в гости (филин улетел в гости к коту), какой этаж пустой, а где будут двое друзей?

3. Игра «Стук-хлоп-топ-шлеп»

Цель: научить детей выполнять действия определенное количество раз. Задачи: развивать восприятие (зрительное, слуховое, тактильное), синхронизация полушарий, улучшение работы памяти и мыслительных операций, развитие крупной и мелкой моторики.

Оборудование: карточки с действиями и числами, негромкая танцевальная музыка, карточки для игроков от 1 до 10 (каждому игроку)

Подготовительная работа: двигательная игра «Повтори по команде под музыку» назови, что я делаю (шлепаю, хлопаю, топаю и т. д.) и повтори. Основная деятельность: На карточках движение и число, надо выполнить движение указанное количество раз, игроки считают и показывают карточку с номером, сколько они посчитали действий.

Дидактические игры путешествие во времени.

1. Дидактическая игра «Назови сутки»

Цель: закреплять представления о частях суток (утро, день, вечер, ночь) Материалы: карточки, с изображением частей суток. Ход: Воспитатель вместе с детьми выясняет, из скольких частей состоят сутки, предлагает назвать их, показать соответствующие картинки и выложить их в правильной последовательности (Утро, день, вечер, ночь).

Взрослый предлагает составить сутки и называет одну из частей суток. Дети перечисляют остальные части суток и показывают соответствующие картинки. Игра повторяется 2-3 раза.

2. Дидактическая игра «Живая неделя

Цель: закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Материалы: карточки с цифрами от 1 до 7, музыка. Ход: у детей карточки с кругами (от 1 до 7). По заданию ведущего дети под музыку выполняют различные движения. По ее окончании выстраиваются в ряд в соответствии с количеством кругов на карточке, обозначающих дни недели. Проверка осуществляется перекличкой. Игра повторяется 2-3 раза со сменой карточек.

3. «Назови пропущенное слово»

Цель: закрепить знания о днях недели. Материал. Мяч. Содержание. Ведущий начинает сразу и бросает мяч одному из играющих:

- Солнышко светит днем, а луна . . .

-Утром я пришла в детский сад, а вернулась домой . . .

- Если вчера была пятница, то сегодня . . .

- Если за понедельником был вторник, то за четвергом . . .

Аналогично можно проводить игру о временах года, месяцах.

4. «12 месяцев»

Цель: закрепить понятие о месяцах. Материал: карточки, на которых изображены предметы от 1 до 12. Содержание. В. раскладывает карточки изображением вниз и перемешивает их. Играющие выбирают любую карточку и выстраиваются по порядку в соответствии с числом, указанным на карточке. Они превратились в «12 месяцев» Каждый «месяц» вспоминает, что он может рассказать о себе. Ведущий задает вопросы: «Пятый месяц, как тебя зовут?» Так зовут второй месяц?» Затем задания усложняются: «Январь, придумай загадку о своем месяце. Октябрь вспомни пословицу о своем времени года. Март, ты какой по счету в году? Сентябрь, назови сказку, где встречается твое время года. Апрель, в каких сказках встречается твое время года?» Далее игру можно усложнить. Для этого используется набор картинок с изображением времен года и ярко выраженных сезонных явлений. Играющие рассматривают картинки и выбирают те, которые соответствуют его месяцу или времени года.

5. «Когда это бывает»

Цель: закрепить знания о частях суток. Материал: модель суток, картинки. Содержание. В. выставляет модель суток, стрелка указывает поочередно на разные части суток — дети выбирают те картинки, на которых изображена трудовая деятельность людей, осуществляемая в это время суток. Примерные вопросы: что изображено на картинке? Почему ты выбрал именно эту картинку? Как называется эта часть суток?

Дидактические игры на ориентировку в пространстве.

1.Игра «Кто где?»

Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху). Оборудование: Игрушки. Ход игры: Воспитатель расставляет игрушки в разных местах комнаты. Затем спрашиваешь по очереди детей, какая игрушка стоит впереди, позади, рядом, далеко и т.д. Спрашивает, что находится сверху, снизу, справа, слева и т.д.

2.Игра «Волшебный коврик»

Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости. Оборудование: Разрезные картинки. Ход игры: Дети должны выложить геометрические фигуры по инструкции воспитателя (вверху, внизу, справа, слева); затем (в верхнем правом углу положить синий квадрат, в нижнем левом углу положить зеленый квадрат).

3..Игра «Угадай, что изменилось?»

Цель: определять положение предметов в пространстве по отношению друг к другу. Оборудование: Набор игрушечной мебели и посуды или предметные картинки. Ход игры: на полочке комната куклы. Дети рассматривают обстановку комнаты и закрывают глаза, положив голову на руки. Воспитатель делает перестановку мебели. Ребенок должен сказать, где стоял тот или иной предмет.

Дидактические игры с геометрическими фигурами

1. «Выложи по образцу»

Цель: закреплять названия геометрических фигур, формировать умение выявлять закономерность, развивать зрительное внимание. Материал: карточки с последовательно изображенными фигурами. Отдельно вырезанные фигуры. Содержание игры: перед ребенком лежат карточки с последовательно изображенными фигурами и отдельно вырезанные фигуры, воспитатель сначала объясняет, что в этой игре важно сделать все действия друг за другом, т. е последовательно, если ребенок не понимает, то можно показать все наглядно.

2. «Построй из геометрических фигур»

Цель: учить выкладывать из геометрических фигур разные картинки. Закреплять названия геометрических фигур. Материал: карточки с изображением картинки из геометрических фигур, геометрические наборы. Содержание игры: содержание этой игры очень схоже с содержанием игры «Выложи по образцу», только в этой игре уже можно использовать не отдельно вырезанные фигуры, а геометрические наборы, и даже можно поиграть с модулями. И вместе карточек с последовательно изображенными фигурами, в этой игре будут уже карточки с изображением картинки из геометрических фигур.

3.«Фигуры»

Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, учить быстро выполнять задания педагога. Материал и ход: нужно вырезать из разноцветного картона различные геометрические фигуры. Разбросать фигуры на полу (или столе) и придумать игровую ситуацию. Например, «из геометрического королевства сбежали синие квадраты. Поможем их найти?» Или, «в некотором царстве, в геометрическом государстве жили-были фигуры. И у каждой семьи был свой дом. Круги жили в синей коробке, а треугольники — в жёлтой. Поможем им найти свои домики?».

Дети сортируют сначала фигуры по форме и раскладывают их в коробки. Затем задание усложняется – сортировка происходит по форме и цвету. Далее добавляется сортировка по размеру.

Дидактические игры на логическое мышление.

1.Дидактическая игра «Широкое - узкое»

Цель: формировать представление «широкое - узкое». Содержание. Занятие проводится аналогичным образом, но теперь дети учатся различать ширину предметов, т. е. широкие и узкие ленточки одной и той же длины. При создании игровой ситуации можно использовать следующий игровой прием. На столе выкладываются две картонные полоски - широкая и узкая (одинаковой длины). По широкой полоске (дорожке) могут пройти кукла и мишка, а по узкой - только один из них. Или можно проиграть сюжет с двумя машинами.

2. Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие логического мышления и мыслительных процессов обобщения, выделения существенных признаков. Формирование понятийного мышления. Игровой материал и наглядные пособия: картинки, презентация, экран или телевизор, компьютер, мышка. Описание: показываем серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил и почему лишняя, которую он выбрал.

3. Игра «Найди пару»

Цель: развитие логического мышления, внимания, память и мыслительных процессов анализ и сравнение, счет. (приемы – анализ картинки, сравнение ее с другой картинкой и выявление одинаковых характеристик). Игра помогает ребенку запоминать геометрические фигуры, цвета, найти различия или схожесть фигур, посчитать их количество и ориентироваться в пространстве. Игровой материал и наглядные пособия: презентация, экран или телевизор, компьютер, мышка, картинки с геометрическими фигурами.

Описание: показываем картинку с изображением различных геометрических фигур и среди них есть пара одинаковых. Спрашиваем сколько геометрических фигур изображено на картинке и каких. Предлагаем просмотреть внимательно и найти две одинаковые фигуры.

Литература:

1)         Аванесова, В. Н. Дидактическая игра как форма организации обучения в детском саду [Текст] / В.Н. Аванесова. М.: Просвещение, 2012.-176с.

2)        Аванесова, В. Н. Дидактические игры [Текст] / В. Н. Аванесова Сенсорное воспитание в детском саду. - М.: Наука, 2015. - 212 с.

3)        Грачева 3. А. Значение математической игры "Танграм" для умственного развития дошкольников, 1971, № 1.

4)        Грачева 3. А. Использование логических задач в умственном развитии дошкольников, 1975, № 11.

5)        Михайлова 3. А. Занимательные игры и упражнения математического содержания в самостоятельной детской деятельности, 1984, № 8.

6)        Щербинина И. О занимательных задачах в развитии целенаправленности и настойчивости у детей. 1976, № 8.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Тема: «Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Опыт работы«Формирование элементарных математических представлений у детей   дошкольного возраста посредством дидактических игр»Автор:ВоспитательМАДОУ№185Тюкавкина И.А...

Опыт работы на тему:«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Дидактическая игра – это  один из основных методов воспитательно-образовательной работы, так как в дидактических играх ребёнок наблюдает, сравнивает, сопоставляет, классифицирует предметы п...

"Формирование элементарных математических представлений у детей раннего возраста посредством дидактических игр" 9.02.2021 г.

Слайд №1 В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное учреждение является первой образовательной ступенью и детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. И от того, насколько...

«Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр»

Развитие элементарных математических представлений - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника.  В соответствии с ФГОС дошкольное образовательное у...