ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА «ДОБРЫЙ МИР»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа)
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из важнейших государственных задач является проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, проблема ознакомления с истоками и ценностями русской православной культуры. Без знания истории христианской православной культуры, под воздействием которой формировалась культура России на протяжении тысячелетия, невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры. Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Добрый мир» носит светский характер.Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организовано как тематическая игра- путешествие, которое начинается в старшей группе и завершается в подготовительной на празднике прощания с детским садом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Соколовская СОШ» |
ПРИНЯТО: на заседании Педагогического совета Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Соколовская СОШ» « 31» 08. 2024г. Протокол № 1 | УТВЕРЖДЕНО: Приказом директора Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Соколовская СОШ» _________________Сергеев В.В. Приказ № 26.1 от « 01 » 09. 2024 г. |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«ДОБРЫЙ МИР»
возраст детей: 5 - 7 лет
срок реализации: 2 года
Программа разработана: воспитателем
I КК Сусловой И.В.
- Пояснительная записка.
Мы станем действительно великой страной
при соблюдении одного только условия:
если мы сохраним верность Богу
и любовь к своему Отечеству.
Патриарх Кирилл
Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время одной из важнейших государственных задач является проблема духовно-нравственного воспитания молодого поколения, проблема ознакомления с истоками и ценностями русской православной культуры. Без знания истории христианской православной культуры, под воздействием которой формировалась культура России на протяжении тысячелетия, невозможно освоение ценностей русской и мировой культуры. Без духовности, которую передавали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, мы не можем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.
Под «духовно - нравственным воспитанием» мы понимаем процесс содействия духовно — нравственному становлению человека, формированию у него нравственных чувств (совесть, добросердечность, любовь, вера); нравственного убеждения (способность к различению добра и зла, долг, справедливость); нравственной позиции (гражданственность, патриотизм, ответственность, дисциплинированность); нравственных привычек, умений и навыков поведения (толерантность, осознаваемость психических процессов и состояний эмпатийности).
В связи с этим ключевая роль детского сада – создание условий для формирования гармоничной, духовно богатой, физически здоровой, эстетически развитой личности, обладающей эстетическим сознанием, задатками художественной культуры, творческими способностями к индивидуальному самовыражению через различные формы творческой деятельности.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи и образовательного учреждения. Одна из проблем состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.
Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям (не навязывая), что в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
В силу сложившихся исторических условий в нашей стране существуют различные подходы к организации духовно – нравственного воспитания детей дошкольного возраста. В настоящее время это многообразие основано на принципе вариативности образования, определенном действующим законодательством Российской Федерации. Этот принцип дает возможность выбора педагогами различных методологических оснований для построения духовно – нравственного воспитания.
Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному воспитанию детей.
Новизна программы «Добрый мир» состоит в комплексном подходе к образовательному процессу: сочетании различных областей знаний и видов деятельности по нравственному, социальному, гражданско-патриотическому воспитанию детей, приобщению их к трудовой деятельности, искусству, ознакомлению с основами православной культуры.
В программу включён региональный компонент, дети осваивают основы православной культуры, знакомясь со святыми местами Воронежского края.
1. Цель и задачи программы :
- Цель программы: духовно – нравственное развитие личности ребенка дошкольного возраста на основе православных ценностей и традиций русского народа.
- Задачи программы:
Обучающие задачи:
- формировать духовно – нравственную личность ребенка;
- знакомить с важнейшими событиями из Священной истории;
- расширять представления детей о культурном наследии своего народа;
- знакомить с христианскими ценностями, основанными на православных традициях.
-ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей (ознакомление родителей с основами православной педагогики и психологии, формирование представлений о формах традиционного семейного уклада).
Воспитательные задачи:
- воспитывать стремление к доброте, правдивости, жизни по совести, любви к Родине, к ближнему, к родной культуре;
- воспитывать бережное отношение к природе;
- воспитывать такие качества, как послушание, трудолюбие, вежливость.
Развивающие задачи:
- развивать навыки доброжелательного общения, внимания, терпения, усердия;
- способность различать нравственное и безнравственное.
Отбор содержания программы духовно - нравственного воспитания «Добрый мир» произведен в соответствии с принципами:
- культурологического характера содержания, позволяющего всем детям, независимо от национально-культурной принадлежности познакомится с традиционной духовно-нравственной культурой России;
- исторического и культурного соответствия религиозным традициям России;
- целостности и интеграции образовательных областей программы дошкольного образования (Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие);
- систематичности, последовательности и преемственности содержания между ступенями дошкольного и начального образования.
1.3. Основные принципы программы
Основной принцип духовно-нравственного воспитания - построение жизни на основе требований христианского совершенства (свободное признание правила - «Уклонись от зла и сотвори благо»),
Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
Природосообразность (воспитание должно основываться на научном пони мании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры, в данном случае православия, и особенностями, присущими традициям тех или иных регионов).
II. Содержание программы:
Программа духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста «Добрый мир» носит светский характер.
Учитывая, что ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игровая деятельность, содержание программы организовано как тематическая игра- путешествие, которое начинается в старшей группе и завершается в подготовительной на празднике прощания с детским садом. Игровые формы носят интегрированный, вариативный в зависимости от личностных особенностей детей характер. Занятия сопровождаются музыкой (классической, русского народного фольклора), звуками природы (пение птиц, журчание ручья, шум прибоя и др.), а также показом репродукций картин русских и современных художников, наглядных материалов. Духовно-нравственное воспитание личности — сложный, многоплановый процесс, решение основных задач которого невозможно без согласованных действий всех участников образовательного процесса. Безусловно, ведущая роль здесь отводится семейному воспитанию.
- Формы работы с родителями:
- родительские собрания на нравственные и духовно-нравственные
темы;
- открытые занятия;
- совместно организованные с родителями праздники;
- анкетирование и тестирование родителей с целью консультативной
помощи по вопросам семейного воспитания;
- индивидуальные консультации специалистов (методистов, педагогов- психологов, священнослужителей);
- использование наглядности: информационные стенды для родителей, выставки детских работ, дидактических игр, литературы;
- экскурсии.
- Формы работы с воспитанниками. В процессе освоения программы у детей формируются предпосылки к учебной деятельности: умения наблюдения явлений окружающего мира, внимания, анализа и оценочных суждений, диалогового общения, нравственных норм общения. В программе предлагаются соответствующие возрасту дошкольников формы совместной работы со взрослыми (воспитателями и родителями, групповой и самостоятельной работы: сюжетные и ролевые игры; драматизация; беседа; наблюдение; экспериментирование; обсуждение проблемных ситуаций; конструирование; художественное творчество; музицирование. В условиях предметно - развивающей среды: прогулки - путешествия; выставки; досуги. В основу программы положено блочно - тематическое построение содержания программы, которое представлено в разных видах деятельности. Это позволяет осваивать материал программы на уровне многократного концентрического повторения. Программа состоит из четырёх разделов: I.Раздел «Как устроен мир Божий? » В разделе рассказывается о проявлении воли Божьей, о мире и человеке в устроении мироздания. Прогулки по дням творения: Прогулка первая «Свет, день, ночь» . Прогулка вторая «Небо». Прогулка третья «Земля, вода, растения». Прогулка четвертая «Солнце, луна, звезды». Прогулка пятая «Птицы, рыбы, насекомые». Прогулка шестая «Человек, животные». Прогулка седьмая « День отдыха (покой)».
II. Раздел «Хорошо - плохо»
В этом разделе углубляется раскрытие темы Божественного устроения мира и показываются первые нравственные правила жизни - послушание- трудолюбие-любовь (забота, милосердие), которые были определены для доброй жизни человека. Отступление от этих правил определялось как зло.
- Что такое хорошо и что такое плохо?
- Что есть добро, а что - зло?
- Заповедь для самых маленьких о послушании.
- Будь послушным!
- Как человек стал послушным.
- Помоги, милосердный человек.
- Не спорь! Прости! (о прощении, упрямстве)
- Будь скромным! Не хвастайся! (о скромности и хвастовстве)
- Не кради! Не обманывай! (о воровстве, хитрости, о смелости, о совести)
III. Раздел «Устроение отношений в нашей жизни»
Этот раздел углубляет этическую тему и показывает примеры благочестивой жизни - того, как эти нормы, должны или проявляются в нашей повседневной жизни: в семье, в отношении к родной земле - Родине, в отношении к природе, животным - братьям нашим меньшим.
- Моя семья. Наш род.
- Моя Родина.
- Православный храм.
- Наши меньшие друзья.
IV. Раздел «Ценности жизни христиан. Православные праздники. Чему
мы радуемся?»
В этом разделе мы говорим с детьми о счастливой жизни христиан, о христианской вере, отразившихся в главных праздниках - Рождества Христова и Воскресения, как основании и завершении пути Божественного спасения человека. Тема «Благодарение» является содержательным обобщением всей программы, являясь завершением прогулок по Доброму миру в детском саду. Итоговым мероприятием по данной программе послужит экскурсия в храм.
2.1. Направленность программы: социально-педагогическая.
2.2. Возраст детей, участвующих в реализации программы дополнительного образования: 5-7 лет.
Социальная ситуация развития ребенка 5-6 лет характеризуется появлением новой формы общения с взрослым: в течение 5-того года жизни взрослый становится не только источником знаний, но образцом социальных отношений, источником знаний о смысле и нормах человеческой деятельности. В возрасте 5- 6 лет происходит скачек в развитии словесно - логического мышления. Благодаря становлению словесно - логического мышления ребенок становится способен понимать связи предметов и явлений, которые невозможно представить в наглядной форме. Это дает возможность прослеживать связи предметов, которые не даны в непосредственном опыте. Ребенок может устанавливать причинно- следственные отношения между событиями и явлениями. Из общей характеристики данного возрастного отрезка становится понятно, что в 5 - 6 лет многие психические процессы и особенности дошкольника приобретают свое качественное своеобразие.
Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет. Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.
В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию.
В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора. Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим. Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком.
Дети седьмого года жизни находятся на пороге школы. Одна из наиболее важных задач их воспитания и обучения в последний год пребывания их в детском саду - всестороннее развитие, формирование разнообразных способностей и подготовка к школе с учётом возрастных и психических особенностей. Старший дошкольный возраст — период познания мира человеческих отношений, творчества и подготовки к следующему, совершенно новому этапу в его жизни — обучению в школе. За годы дошкольного детства у ребенка сформировались ценные гигиенические навыки и привычки (мыть руки, чистить зубы, следить за внешним видом и т. п.). Он получил первые представления о значении здоровья, режима дня, важности занятии спортом, утренней гимнастикой. Все это подтверждает, что основы физической готовности к школе сформировались успешно. Без этих умений начало школьного обучения осложняется многими трудностями и психическими перегрузками. Сложились предпосылки вхождения ребенка в более широкий социум. Он научился общаться с взрослыми и сверстниками, усвоил основы культуры поведения, дружеских взаимоотношений. Ребенок использует разные формы общения: деловое, познавательное, личностное. Его речевые умения разнообразны. Он умеет выслушать и понять речь собеседника, достаточно ясно и понятно для слушателя выразить свои мысли, правильно построить предложения, составить связный рассказ. Его словарный запас разнообразен, речь внятна и выразительна. Это важное для школьного обучения достижение. Он активен, любознателен. Он искренне устремлен к своему ближайшему будущему. И как важно помочь ему сформировать это будущее.
2.3.Сроки реализации программы: 2 года.
2.4.Формы и режим занятий:
Занятия проводятся в группах по 10 человек - один раз в неделю.
Периодичность занятий -1 раз в неделю.
Продолжительность занятий для детей 5 - 6 летнего возраста - 25 мин.; для детей 6 - 7 летнего возраста - 30 мин.
Между занятиями проводятся специально организованные динамические паузы, которые способствуют снятию напряжения.
В программе используются следующие формы организации обучении:
- групповая;
- индивидуальная;
- мини-группы.
2.5. Ожидаемые результаты и способы определения их результативности:
1. Дети должны усвоить основные положительные и отрицательные нравственные качества человека: вежливость, доброта верность, грубость, правдивость, скромность, совесть, уважение, честность, чуткость.
Важные категории и понятия этики: добро и зло, правда и ложь, обман,
дружба, забота, обида.
2. У воспитанника будут общие понятия гражданско-правового сознания: Родина, подвиг, герой. Осознанно оперировать понятиями «Родина», гордиться культурой и традициями своей Родины.
3.Воспитанник будет знать и использовать в общении элементарные этические нормы; активно применять правила вежливого общения; правильно вести себя в общественных местах (детском саду, школе, театре, кино, музее, общественном транспорте и т.д.), друг с другом, в семье; быть вежливыми, добрыми и уважительными в общении со старшими; заботиться о родителях; демонстрировать коммуникативные умения (вести беседу, разговор, уметь формировать и высказывать свое мнение, отстаивать его).
4. Дошкольник будет осознанно выбирать друзей и товарищей, проявлять в этих отношениях верность и бескорыстие; уметь оценивать поступки свои и своих товарищей, различать плохие и хорошие поступки.
5 Ребенок будет терпимо относиться к людям, выходить достойно из возможной ситуации конфликта; прощать своих друзей и недругов, не таить обиду, не хотеть наказать; действовать так, чтобы природа не страдала от воздействия человека; выглядеть опрятно и аккуратно.
2.6. Формы подведения итогов реализации Программы «Добрый мир»: подведение итогов по результатам освоения материала данной программы может быть в форме: фестиваля детского творчества, выставки рисунков, проектов, выставки поделок, ярмарки, конкурсов, тестирования, диспутов, круглого стола. Программа предусматривает проведение совместных праздников с семьями воспитанников, заданные кругом православных праздников (Покров Пресвятой Богородицы, Рождество, Вербное воскресение, Пасха, Троица, День семьи, именины), что позволяет воссоздать духовно – нравственный уклад детской жизни, определяет духовное содержание и нравственный характер общения ребенка с окружающими людьми, миром. Перед праздниками проводится предварительная работа: оформление детьми с родителями выставок поделок, рисунков.
3.Учебно-тематический план программы дополнительного образования «Добрый мир»
с детьми 5-7 лет (старшая группа).
Месяц | Программное содержание | время | кол-во | Совместная деятельность | |
Сентябрь | I раздел: Устроение мира. 1. «Наш красивый добрый мир». Цель: Ввести детей в православное понимание мира как доброго и красивого творения Бога. 2. «Свет. День. Ночь». Цель: Познакомить детей с «Первым днём творения», пробудить интерес детей к окружающему миру. 3. «Небо». Цель: Познакомить детей со «Вторым днём творения», учить видеть и слышать красивое, развивать эстетическое восприятие. | 25мин 25мин 25мин | 1 1 1 | 1. Беседа – игра «Мы отправляемся в путешествие». 2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии со временем года. 3. Игровая деятельность: игры «Коршун», «Облако и коршун»; «День и ночь», «Море волнуется». 4. Работа с иллюстрационным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Наш мир» , «Путешествие воды», «Дождик путешественник», стихотворений «Ночь», «Небо», «Безоблачный день», «Берёза», «Гроза». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам. | |
Октябрь | 4. «Земля. Вода. Растения». Цель: Познакомить с «Третьим днём творения»; с разнообразием цвета, звучаний в природе, с разнообразием форм окружающего мира, целесообразности и премудрости его устроения. 5. «Солнце. Луна. Звёзды». Цель: Дать представления детям о Солнце и Луне. Закрепить знания о времени суток. Познакомить детей с «Четвёртым днём творения». 6. «Птицы. Рыбы. Насекомые». Цель: Познакомить детей с «Пятым днём творения, закрепить знания детям о птицах, рыбах, насекомых. 7. «Животные». «Человек». Цель: Познакомить детей с «Шестым днём творения». Закрепить знания о животных. Дать представление о человеке – как самом лучшем, красивом творении Бога. | 25мин 25мин 25мин 25мин | 1 1 1 1 | 1. Беседа игра «Кого мы встречаем на прогулках». 2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии со временем года. 3. Игровая деятельность: игры «Бычок», «Баранчики», «Солнце разгорается», «Здравствуй солнце», «Птицы», «Галки», «Рыбаки и рыбки», «Вороны». 4. Работа с иллюстрационным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Спор животных», «Заяц и ёж», «Умная собака», «Лиса и крот», «Как на земле появились люди»; стихотворений «Луна», «Звёзды», «Садик», «Кукушка», «Осень», «День шестой», «Человек», «Воскресенье». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам. | |
Ноябрь | 8. «День отдыха». Цель: Закрепить знания о днях творения. Дать представления о «Седьмом дне» 9. Праздник «Казанской иконы Божьей Матери». (4 ноября). Димитровская родительская суббота – день богатырской славы. 10. «Звуки доброго мира» Цель: вспомнить совместно с детьми песни про доброту, дружбу, солнце и хорошее настроение. 11. «Русская изба». (Мини-музей). Цель: Познакомить детей с предметами обихода и кухонной утвари, характерными их названиями. | 25мин 25мин 25мин 25мин | 1 1 1 1 | 1. Музыкальная деятельность: послушать звуки доброго мира «Путешествие капельки» (колокольчик, бубен, треугольник, металлофон). 2. Экскурсия в мини-музей. 3. Творческая деятельность: рисование, лепка согласно темам. | |
Декабрь | II раздел: Устроение отношений в мире. 12. «Кто сотворил добрый мир». Цель: Дать представления детям о мире, как о даре Бога человеку. 13. «Быть добрым – хорошо». Цель: Познакомить детей с нормами христианской этики, пробудить в них желание к приобретению добрых привычек. 14. «Добрые качества моей души и добрые дела». Цель: Учить детей анализировать свои поступки. Закрепить знания о добродетельных качествах души. 15. «Умеем ли мы дружить?». Цель: Учить детей заботиться о других. Дать понятие о дружбе. | 25мин 25мин 25мин 25мин | 1 1 1 1 | 1. Беседа по пословицам: «За добрые дела всегда похвала», «С кем поведёшься, того и наберёшься». 2. Целевая прогулка: ознакомление с окружающим миром в формах активной деятельности; наблюдение в соответствии с временем года. 3. Игровая деятельность: игры «Как называется дом», «Порядок», «Что хорошо, что плохо», «Как вести себя в течении дня»; «Выручалки». 4. Чтение художественных произведений: «Путешествие с книгой. Творец и его творения»; «Два козлика», «Как Ваня хорошее делал»; стихотворений «В тишине», «Всюду чудеса живут», «Добрый совет». 5. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. | |
Январь | 16. «Праздник Рождества Христова». Цель: В общих чертах рассказать о смысле праздника. 17. «О непослушании в рассказах, о творениях». Цель: На примере рассказов о животных закрепить представление у детей, что не послушание приводит к беде. 18.«О трудолюбивых и ленивых». Цель: Учить детей относится бережно к тому, что создано трудом других людей. 19. «Наши добрые дела». Цель: Учить детей оценивать поступки людей. | 25мин 25мин 25мин 25мин | 1 1 1 1 | 1. Беседа: «Рождество Христово»; по пословицам «Терпение труд всё перетрут», «Муравей невелик, а горы копает», «Ты труд другого уважай, сам насорил, сам убирай». 2. Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Христос рождается», «Как положено друзьям всё мы делим пополам». 3. Игровая деятельность: игра «Стрекоза и муравей». 4. Работа с иллюстративным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Непослушный Мишутка», «Три златопёрые рыбки»; стихотворений: «Посидим в тишине». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. | |
Февраль | 20. «Добрые и недобрые творения в мире людей и в мире животных». Цель: Закрепить понятие доброта. 21. «Если нас обидели». Цель: Учить детей прощать обиды другому человеку, уметь сдерживать себя и уступать. 22. «Защитники Руси». Цель: Дать детям представление о православных войнах и героях. 23. «Как следует относиться к людям». Цель: Учить детей уважительно относиться друг к другу. | 25мин 25мин 25мин 25мин | 1 1 1 1 | 1. Беседа: «Умеем ли мы прощать и мириться». 2. Музыкальная деятельность: Слушание песни: «Вместе весело шагать», «Улыбка», «Доброта». 3. Игровая деятельность: игры «Как лучше общаться с друзьями», «Дружная семья», «Кто построил добрый дом?». 4. Работа с иллюстративным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Три малыша», «Святой князь Александр Невский», стихотворений: «Обидное слово», «Обида». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. | |
Март | 24. «Скромность и гордость». Цель: Сформировать представление о качествах души: скромности и гордости. III раздел: Устроение отношений в нашей жизни. 25. «Моя мама». Цель: Учить относиться к родителям заботливо и с благодарностью. 26. «Правда и ложь». Цель: Раскрыть понятие добрых и злых поступков. 27. «Моя семья» Цель: Помочь детям понять, что значат родители для нас, как важно уважительно относиться к старшим. | 25мин 25мин 25мин 25мин | 1 1 1 1 | 1. Беседа: «Можно ли скрыть нечестный поступок», «Какая твоя мама»; по пословицам «Шила в мешке не утаишь». 2. Музыкальная деятельность: «Колыбельная», «Мой дом». 3. Игровая деятельность: игры «Дочки – матери», «Ложь гора», «Что боится хитрая ложь». 4. Работа с иллюстративным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Лягушка и вол», «Мама»; стихотворений «Лгун». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. | |
Апрель | 28. «Что мы называем Родиной». Цель: Дать представление о Родине. 29. «Традиции праздника Пасхи». Цель: В общих чертах рассказать о смысле праздника. 30. «Православный храм». Цель: Познакомить детей с православным храмом. 31. «День Ангела». Цель: Раскрыть детям знание их имён. | 25мин 25мин 25мин 25мин | 1 1 1 1 | 1. Беседа: «Чему радуются в праздник Пасхи». 2. Музыкальная деятельность: слушание песни: «Русь называют Святой», «Колокольный звон», песенка про ангелов. 3. Игровая деятельность: игры пазлы. 4. Работа с иллюстративным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Родина»; стихотворений: «Православный храм», «Церковь Божия», «Именины». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. | |
Май | 32. «Наши меньшие друзья птицы». Цель: Сформировать доброе отношение к птицам. 33. «Забота человека о домашних животных». Цель: Сформировать заботливое отношение к домашним питомцам. 34. «Как человеку следует относиться к животным, птицам, растениям». Цель: Учить детей относиться бережно к окружающему миру. 35. «Открытое путешествие в добрый мир». Цель: Воспитывать внимание к окружающим людям, желание порадовать их подарками. | 25мин 25мин 25мин 25мин | 1 1 1 1 | 1. Беседа: по картине «Зёрнышки доброты», «Друзья», по пословицам «Чего себе не хочешь, того другу не желай». 2. Музыкальная деятельность: слушание песни: «Соловей», «Пропала собака». 3. Игровая деятельность: игра «Курочки летят», «Угадай цветок», «Назови животное». 4. Работа с иллюстративным материалом. 5. Чтение художественных произведений: «Добрый мальчик», «Растите колокольчики», «Голодная птичка», «Находка», «Стыдно перед соловушкой». 6. Творческая деятельность: рисование, лепка, аппликация согласно темам. |
3.1.Учебно-тематический план программы дополнительного образования «Добрый мир»
с детьми 6-7 лет (подготовительная группа).
Месяц | № п/п | Тема занятия | время | Количество занятий | |
сентябрь | 1 | Мы отправляемся в путешествие и наблюдаем наш мир | 30мин | 1 | |
2 | Прогулка первая. «Свет, день, ночь» | 30мин | 1 | ||
3 | Прогулка вторая. «Небо» | 30мин | 1 | ||
4 | Прогулка третья. «Земля, вода, растения» | 30мин | 1 | ||
октябрь | 5 | Мы отправляемся в путешествие и наблюдаем наш мир | 30мин | 1 | |
6 | Прогулка первая. «Свет, день, ночь» | 30мин | 1 | ||
7 | Прогулка вторая. «Небо» | 30мин | 1 | ||
8 | Прогулка третья. «Земля, вода, растения» | 30мин | 1 | ||
ноябрь | 9 | Прогулка четвёртая. «Солнце, луна, звёзды» | 30мин | 1 | |
10 | Прогулка пятая. «Птицы, рыбы, насекомые» | 30мин | 1 | ||
11 | Прогулка шестая. «Человек, животные» | 30мин | 1 | ||
декабрь | 12 | Прогулка шестая. «Человек» | 30мин | 1 | |
13 | Прогулка седьмая. «День отдыха» (покоя). | 30мин | 1 | ||
14 | «Кто сотворил наш добрый | 30мин | 1 | ||
15 | красивый мир?» | 30мин | 1 | ||
январь | 16 | «Что такое хорошо и что такое плохо?» | 30мин | 1 | |
17 | «Что есть добро, а что - зло?» | 30мин | 1 | ||
18 | Заповедь для самых маленьких о послушании. | 30мин | 1 | ||
февраль | 19 | Рассказ «Будь послушным» | 30мин | 1 | |
20 | Путешествие с книгой: «Как человек стал послушным» | 30мин | 1 | ||
21 | Рассказ «Помоги, милосердный человек» | 30мин | 1 | ||
22 | Рассказ «Не спорь, прости» | 30мин | 1 | ||
март | 23 | «Будь скромным, не хвастайся» | 30мин | 1 | |
24 | «Не кради и не обманывай». | 30мин | 1 | ||
25 | Моя семья | 30мин | 1 | ||
26 | Наш род. | 30мин | 1 | ||
апрель | 27 | Моя Родина. | 30мин | 1 | |
28 | Православный храм | 30мин | 1 | ||
29 | Наши меньшие друзья | 30мин | 1 | ||
30 | Как человек давал имена животным | 30мин | 1 | ||
май | 31 | Чего себе не хочешь, другу не желай. | 30мин | 1 | |
32 | Обсуждаем - рассуждаем. «Чем я могу помочь птицам?» Строим кормушку вместе с родителями. Конкурс «Чей домик лучше?» | 30мин | 1 | ||
33 | Язык зверей. Слушаем голоса природы. Сочиняем сказку. | 30мин | 1 | ||
34 | Обсуждаем - размышляем. Беда, помощь, благодарность. | 30мин | 1 | ||
35 | Итоговое. Экскурсия в храм | 30мин | 1 |
4. Требования к педагогу, работающему по программе «Духовно - нравственная культура для дошкольников»:
- Педагог должен помнить о светском характере воспитания в условиях ДОУ, знать ФГОС дошкольного образования, ориентироваться в положениях действующего законодательства РФ (Закон «Об образовании», Конституция РФ, Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях»)
- знать содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей общей образовательной программы ДОУ, ориентированных на развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей.
5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы «Добрый мир».
Комплект учебного пособия «Добрый мир» Православная культура для малышей автор Шевченко Л.Л. изд-во «Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества», 2011 г.
6. Список литературы
1. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 1 Прогулки по дням творения. Под ред. Л.Н. Антоновой. - М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011г.
2. Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 2. Хорошо - плохо. Под ред. Л.Н.Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно- исторических традиций Отечества, 2011г.
3.Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 3. Семья. Родина. Под ред. Л.Н.Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно –исторических традиций Отечества, 2011г.
4.Шевченко Л.Л. Добрый мир. Православная культура для малышей. Книга 4. Чему мы радуемся? Православные праздники. Под ред. Л.Н.Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
5.Добрый мир. Православная культура для малышей. Наглядные материалы. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
6.Добрый мир. Православная культура для малышей. Рабочая тетрадь. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011г.
7.Добрый мир. Православная культура для малышей. Методическое пособие с программой. Под ред. Л.Н.Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2022/09/20/picture-139221-1663663640.jpg)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ для детей дошкольного возраста
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«СЕМИЦВЕТИК»для детей дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/13/picture-54558-1392265959.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики
Рабочая программа дополнительной образовательной деятельностикружок по развитию мелкой моторики "Детские ладошки"...
«Разработка занятия на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста «Добрый мир. Православная культура для малышей» «Что есть добро, а что зло?»
В работе предоставлены методические материалы по организации занятий для детей старшего дошкольного возраста на основе программы Л.Л.Шевченко по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возр...
![](/sites/default/files/pictures/2021/10/26/picture-1358252-1635265969.jpg)
Программа по дополнительной образовательной деятельности детей дошкольного возраста по развитию мелкой моторики и артикуляции у детей дошкольного возраста через разные виды деятельности «Весёлые ручки и язычок» (дети раннего возраста, 2-3 года)
Некоторые родители считают: ребёнок хорошо бегающий, прыгающий, подвижный не будет испытывать затруднений при обучении письму. Но проблема в том, тонкие мышечные координации рук и пальцев развиваются ...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/10/picture-1414348-1657454667.jpg)
Рабочая программа по реализации образовательной программы дошкольного образования общеобразовательной направленности детей дошкольного возраста от 1 до 2
Рабочая программа для малышей...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/24/picture-1427775-1666601163.jpg)
Рабочая программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста «ЛОГОРИТМИКА» для детей 4-6 лет по музыкально- ритмическому развитию
Речь – чудесный дар природы – не даётся человеку от рождения. Взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребёнка развивалась правильно и своевременно.Полноценное развитие ли...