«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)

Манцева Анастасия Алексеевна

План по самообразованию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-po-samoobrazovaniyu-.docx27.98 КБ

Предварительный просмотр:

план по самообразованию

Тема: «Нравственно-патриотическое

воспитание

старших дошкольников»

на 2022-2023 г.г.

 

Воспитатель: Манцева А.А

 «Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»

Д. С. Лихачёв

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.

           Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

           Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…

           И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:

  • Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);
  • Художественную литературу и все виды искусства;
  • Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);
  • Привлечение семьи.

Актуальность темы:

           Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.

Цель:Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

•          Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.

•          Разработать систему перспективного планирования мероприятий.

•          Создать предметно-развивающую среду.

•          Составить конспекты занятий, праздников, бесед, игр.

•          Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.

 

I.План работы  над темой:

Этапы

Содержание работы

Сроки

1.Организационно-ознакомительный (диагностический)

- постановка проблемы;

- подбор и изучение литературы по проблеме;

- определение целей и задач работы над темой

- планирование работы по самообразованию.

Сентябрь, октябрь

2.Основной (практический)

- теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов);

- практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования.

Ноябрь-апрель

3.Заключительный (обобщающий)

-  подведение итогов;

-оформление результатов работы по теме самообразования;

-  представление материалов;

- использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы;

-  распространение.

Май

   

Литература по теме самообразования:

Время работы с материалами

Автор, название,

Источник (сайт, издательство, год издания)

Результат

Сентябрь - Октябрь

Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов.

М.:Детство-Пресс, 2015.

Постановка цели и задач по самообразованию.

Ноябрь - Декабрь

Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско-

патриотическое воспитание дошкольников.

М.: Изд. Скрипторий 2013.

Составление плана работы по теме самообразования.

Январь - Февраль

Л.А.Кондрыкинская Дошкольникам о защитниках Отечества:

Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ.

М.:  ТЦ Сфера, 2006.

Корректировка форм работы с детьми, педагогами и  родителями.

Написание проекта «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»

Март – Апрель

 

Е.И.Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников»

М.:  ТЦ Сфера, 2010.

Корректировка форм работы с детьми, педагогами и  родителями.

Подбор демонстрационного материала по темам плана.

(май-подведение итогов)

Н.Н.Леонова«Нравственно-патриотическое воспитание ст. дошкольников» целевой практико-ориентированный проект. ФГОС

М.:  Учитель, 2016 г.

Корректировка форм работы с детьми, педагогами и родителями

   

Творческое сотрудничество: Дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.

Практический выход: компьютерная презентация: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников».

     

II. Перспективный план по теме самообразования

Месяц

Дети

Педагоги

Родители

Оборудование

1

2

3

4

5

Сентябрь

День знаний

Тематическое мероприятие «День Знаний»

Чтение худ. литературы по теме: «Школа».

С/р игра «Школа»

 

Помощь в проведении мероприятия (роль-Незнайки)

Знакомство с темой, целями и задачами ОД (самообразования) на родительском собрании.

Папка-передвижка «1 сентября – День Знаний» (для ознакомления родителей)

Конспект мероприятия, музыкальный проигрыватель, атрибутика к 1 сентября для украшения группы.

Октябрь

Наша Родина – Россия

Беседа «Наша Родина - Россия».

Рассматривание иллюстраций с изображением Российского флага, герба. Слушание гимна.

Чтение  стихов о России.

Рассматривание иллюстраций с изображением различных уголков нашей Родины. Города – герои.Хочу такой сайт

Оформление уголка в

старшей группе «Мы

живём в России».

Папка-передвижка

«Наша Родина – Россия».

Помощь в оснащении уголка   сделанных своими руками из подсобных материалов.

Конспекты занятий,бесед, картотека игр.Иллюстрации, аудиозаписи.

Ноябрь

День Толерантности

Тематическое мероприятие ко Дню Толерантности.

 

Помощь в проведении мероприятия (муз.руководитель)

Папка передвижка ко Дню толерантности (для ознакомления родителей)

Индивидуальные беседы и рекомендации по теме самообразования

Конспект мероприятия, музыкальный проигрыватель

Декабрь

История старых вещей

Познакомить с бытом русского народа, Развивать интерес к русским традициям и промыслам, приобщить к истокам народной культуры.

Помощь в проведении мероприятия (роль-матрёшка)

Папка передвижка

«Народный

костюм»

 

Конспект мероприятия, музыкальный проигрыватель

Январь

Столица

нашей

Родины

Познакомить детей со столицей нашей

Родины – Москвой.

Знакомить детей с

достопримечательностями Москвы.

 

Консультация для родителей

«Как воспитать маленького патриота»

Конспекты занятий, бесед, игр. Иллюстрации, аудиозаписи, мультимедийные, слайдовые  презентация.

Февраль

День

защитника отечества

Эстафета.

посвященная

Дню защитника

отечества.

 

Помощь в проведении мероприятия

(руководительфиз.культуры)

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста»

Создание альбома  «Как мой папа служил в армии»

Конспект мероприятия, музыкальный проигрыватель.

Компьютерная презентация

Март

Моя

родная мама

Беседа с детьмина тему «Моя

родная мама».

Проведение

праздника

8 марта.

Выставка

детский работ

«Мамин

портрет».

Помощь в проведении мероприятия

(муз.руководитель)

Консультация «Куда

сходить в выходные дни с

ребёнком?»

Конспекты занятий, бесед.

Апрель

Мы первые в

космосе!

Беседа с детьми на тему

«Мы первые в

космосе!»

Демонстрация

презентации на

тему «Космос».

Выставка детских работ«Космос глазами

детей».

 

Папка передвижка «День космонавтики»

Конспект мероприятия, музыкальный проигрыватель.

Компьютерная презентация

Май

Праздник Труда

День победы

Беседа «1 Мая»

Участие в

утреннике,

посвящённому

Дню Победы.

Демонстрация

презентации на

тему«День победы»

Выставка рисунков и поделок «Салют – народу победителю»

Помощь в проведении мероприятия (муз.руководитель)

Информация для родителей «Как рассказать ребёнку о войне?»

Конспект мероприятия, музыкальный проигрыватель.

Компьютерная презентация о проделанной работе

III. Заключительный

  1. Подведение итогов работы по теме самообразования.
  2. Оформление проекта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"

Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...

НАРОДНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Анализ фольклорных произведений показывает, что в народной мудрости зафиксирован образ ребенка — оптимиста....

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой  «Подготовка   старших дошкольников к обучению грамоте»  1-год обучения...

нравственно-патриотическоевоспитание

нравственно - патриотическое воспитание...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова  «Готовимся к школе: 60 занятий п...

Консультация для родителей старших дошкольников «Развитие внимания у старших дошкольников»

Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его о...