«Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников»
методическая разработка (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
план по самообразованию
Тема: «Нравственно-патриотическое
воспитание
старших дошкольников»
на 2022-2023 г.г.
Воспитатель: Манцева А.А
«Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого – с любви к своей семье, к своему жилищу, к своему детскому саду. Постепенно расширяясь, эта любовь переходит в любовь к Родине, её истории, прошлому и настоящему, ко всему человечеству»
Д. С. Лихачёв
Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.
Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство Родины… Оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям – к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
И хотя многие впечатления ещё не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. Государство, в настоящее время, пытается восстанавливать утраченное в гражданах страны, в том числе и в детях чувство патриотизма и гражданственности. Всем известный факт: формирование личности человека происходит в дошкольном возрасте. Это факт касается и своевременного формирования у дошкольников чувства патриотизма: любви и привязанности, преданности и ответственности, желания трудиться на благо родного края, беречь и умножать его богатство. Встает вопрос – как обеспечить правильно воспитательную работу в ДОУ, чтобы прививать дошкольникам ценностные ориентации, гражданственность, патриотизм и любовь к своей Малой и Большой Родине? Для более плодотворной работы по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста необходимо использовать следующие пути и средства патриотического воспитания:
- Непосредственное наблюдение социальной действительности (постоянное обогащения предметно-развивающей среды);
- Художественную литературу и все виды искусства;
- Народное творчество (приобщение детей к обычаям, традициям, культуре родного народа);
- Привлечение семьи.
Актуальность темы:
Очень важно, чтобы дети как можно раньше поняли, что большая Родина – Россия, Российская Федерация, она одна на всех, кто родился на ее просторах, полюбил ее, кто прилагает усилия, чтобы она стала еще краше, богаче, стала бы могучей державой. И каждому из нас надо уметь быть ей полезным. А для этого надо много знать и уметь; с детства совершать такие дела, которые были бы на благо своего дома, детского сада, города, а в дальнейшем – и на благо всей страны. Знакомство с большой Родиной – Россией – является третьей основной ступенью нравственно-патриотического воспитания детей. Если человек заботится о Родине – значит, он является ее сыном, значит Россия для него – Родина.
Цель:Создание условий для решения задач нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
• Разработать содержание, методы, приемы, формы организации познавательной деятельности, способствующей нравственно - патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста.
• Разработать систему перспективного планирования мероприятий.
• Создать предметно-развивающую среду.
• Составить конспекты занятий, праздников, бесед, игр.
• Формировать нравственно-патриотические качества - воспитание храбрости, мужества, стремления защищать свою Родину.
I.План работы над темой:
Этапы | Содержание работы | Сроки |
1.Организационно-ознакомительный (диагностический) | - постановка проблемы; - подбор и изучение литературы по проблеме; - определение целей и задач работы над темой - планирование работы по самообразованию. | Сентябрь, октябрь |
2.Основной (практический) | - теоретическое изучение проблемы (знакомство с предметом, выборочное изучение, анализ и самооценка результатов); - практическая деятельность: применение знаний, умений, навыков на практике: изготовление пособий и атрибутов, организация и проведение практической работы с детьми, родителями, педагогами, участие в мероприятиях, посвященных теме самообразования. | Ноябрь-апрель |
3.Заключительный (обобщающий) | - подведение итогов; -оформление результатов работы по теме самообразования; - представление материалов; - использование опыта самим педагогом в процессе дальнейшей работы; - распространение. | Май |
Литература по теме самообразования:
Время работы с материалами | Автор, название, | Источник (сайт, издательство, год издания) | Результат |
Сентябрь - Октябрь | Ветохина А.Я. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста. Планирование и конспекты занятий. Методическое пособие для педагогов. | М.:Детство-Пресс, 2015. | Постановка цели и задач по самообразованию. |
Ноябрь - Декабрь | Зеленова Н.Г. Осипова Л.Е. Мы живем в России. Гражданско- патриотическое воспитание дошкольников. | М.: Изд. Скрипторий 2013. | Составление плана работы по теме самообразования. |
Январь - Февраль | Л.А.Кондрыкинская Дошкольникам о защитниках Отечества: Методическое пособие по патриотическому воспитанию в ДОУ. | М.: ТЦ Сфера, 2006. | Корректировка форм работы с детьми, педагогами и родителями. Написание проекта «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников» |
Март – Апрель
| Е.И.Корнеева «Фольклорные праздники и развлечения в патриотическом воспитании дошкольников» | М.: ТЦ Сфера, 2010. | Корректировка форм работы с детьми, педагогами и родителями. Подбор демонстрационного материала по темам плана. |
(май-подведение итогов) | Н.Н.Леонова«Нравственно-патриотическое воспитание ст. дошкольников» целевой практико-ориентированный проект. ФГОС | М.: Учитель, 2016 г. | Корректировка форм работы с детьми, педагогами и родителями |
Творческое сотрудничество: Дети, родители, воспитатели, музыкальный руководитель.
Практический выход: компьютерная презентация: «Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников».
II. Перспективный план по теме самообразования
Месяц | Дети | Педагоги | Родители | Оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Сентябрь День знаний | Тематическое мероприятие «День Знаний» Чтение худ. литературы по теме: «Школа». С/р игра «Школа»
| Помощь в проведении мероприятия (роль-Незнайки) | Знакомство с темой, целями и задачами ОД (самообразования) на родительском собрании. Папка-передвижка «1 сентября – День Знаний» (для ознакомления родителей) | Конспект мероприятия, музыкальный проигрыватель, атрибутика к 1 сентября для украшения группы. |
Октябрь Наша Родина – Россия | Беседа «Наша Родина - Россия». Рассматривание иллюстраций с изображением Российского флага, герба. Слушание гимна. Чтение стихов о России. Рассматривание иллюстраций с изображением различных уголков нашей Родины. Города – герои. | Оформление уголка в старшей группе «Мы живём в России». | Папка-передвижка «Наша Родина – Россия». Помощь в оснащении уголка сделанных своими руками из подсобных материалов. | Конспекты занятий,бесед, картотека игр.Иллюстрации, аудиозаписи. |
Ноябрь День Толерантности | Тематическое мероприятие ко Дню Толерантности.
| Помощь в проведении мероприятия (муз.руководитель) | Папка передвижка ко Дню толерантности (для ознакомления родителей) Индивидуальные беседы и рекомендации по теме самообразования | Конспект мероприятия, музыкальный проигрыватель |
Декабрь История старых вещей | Познакомить с бытом русского народа, Развивать интерес к русским традициям и промыслам, приобщить к истокам народной культуры. | Помощь в проведении мероприятия (роль-матрёшка) | Папка передвижка «Народный костюм»
| Конспект мероприятия, музыкальный проигрыватель |
Январь Столица нашей Родины | Познакомить детей со столицей нашей Родины – Москвой. Знакомить детей с достопримечательностями Москвы. |
| Консультация для родителей «Как воспитать маленького патриота» | Конспекты занятий, бесед, игр. Иллюстрации, аудиозаписи, мультимедийные, слайдовые презентация. |
Февраль День защитника отечества | Эстафета. посвященная Дню защитника отечества.
| Помощь в проведении мероприятия (руководительфиз.культуры) | Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста» Создание альбома «Как мой папа служил в армии» | Конспект мероприятия, музыкальный проигрыватель. Компьютерная презентация |
Март Моя родная мама | Беседа с детьмина тему «Моя родная мама». Проведение праздника 8 марта. Выставка детский работ «Мамин портрет». | Помощь в проведении мероприятия (муз.руководитель) | Консультация «Куда сходить в выходные дни с ребёнком?» | Конспекты занятий, бесед. |
Апрель Мы первые в космосе! | Беседа с детьми на тему «Мы первые в космосе!» Демонстрация презентации на тему «Космос». Выставка детских работ«Космос глазами детей». |
| Папка передвижка «День космонавтики» | Конспект мероприятия, музыкальный проигрыватель. Компьютерная презентация |
Май Праздник Труда День победы | Беседа «1 Мая» Участие в утреннике, посвящённому Дню Победы. Демонстрация презентации на тему«День победы» Выставка рисунков и поделок «Салют – народу победителю» | Помощь в проведении мероприятия (муз.руководитель) | Информация для родителей «Как рассказать ребёнку о войне?» | Конспект мероприятия, музыкальный проигрыватель. Компьютерная презентация о проделанной работе |
III. Заключительный
- Подведение итогов работы по теме самообразования.
- Оформление проекта «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация для старших дошкольников "Дошкольникам о дорожных знаках"
Обучающая презентация для детей старшего дошкольного возраста по реализации и освоению области "Безопасность"...
НАРОДНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Анализ фольклорных произведений показывает, что в народной мудрости зафиксирован образ ребенка — оптимиста....

Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Перспективный план НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год ...

Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения
Конспекты НОД по подготовке старших дошкольников к обучению грамоте по программе О. М. Ельцовой «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» 1-год обучения...
нравственно-патриотическоевоспитание
нравственно - патриотическое воспитание...

РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий по психологическому развитию старших дошкольников»
РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА«Готовимся к школе: занятия по психологическому развитию старших дошкольников» автор: Н.П.Локалова, Д.П.Локалова «Готовимся к школе: 60 занятий п...

Консультация для родителей старших дошкольников «Развитие внимания у старших дошкольников»
Развитие внимания – одно из главных направлений педагогической деятельности. Ведь от того как ребенок умеет слушать и слышать, вникать в сказанное, акцентировать внимание, зависит качество его о...