нравственно-патриотическоевоспитание
материал
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад№4»
Тематический план работы
по нравственно-патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста
Тематический план по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе.
сентябрь. Тема: «Мир людей». «Моя семья».
Пр.сод. воспитывать доброжелательное отношение к взрослым и детям :
быть приветливым, проявлять интерес к действиям и поступкам людей;
культуру общение со взрослыми и сверстниками, быть вежливыми, учиться сдерживать отрицательные эмоции и действия; развивать эмоциональную отзывчивость, стремление к совместным играм; продолжать знакомить с литературными произведения , в которых отрабатываются события из жизни семьи, труд родителей, их забота о детях, ответная любовь детей.
- Беседы с детьми о семье.
- Составление рассказов о семье.
- Рисование на тему «Я и моя семья».
- Занятие «Моя семья».
- С/ролевая игра «Дочки-матери».
- Чтение художественной литературы.
- Рассматривание семейных фотографий.
- Пальчиковая игра «Этот пальчик».
октябрь. Тема: «Мир природы».
Пр.сод. развивать у детей активный интерес к окружающей природе, укреплять и систематизировать его, способствовать дальнейшему познанию детьми мира природы, открывая для них новые растения, животных людей, признаки живых организмов, объекты неживой природы, свойства природных материалов, воспитывать любовь к природе, желание беречь ее.
- Слушание классической музыки из цикла «Времена года» «Осень».
- Целевая прогулка по экологической тропе.
- Беседа «Растения нашей области».
- Беседа «Животные нашей области».
- Занятие «На бабушкином дворе».
- Чтение художественной литературы.
- Рисование «Мое любимое животное».
- Пальчиковы игры: «В лес всех выпустим зверей», «Гриб».
- Беседа «Приключения ветерка».
- Дидактические игры экологического содержания.
ноябрь. Тема: «Я живу в поселке».
Пр.с. уточнить знания детей о названии родного поселка, познакомить их с главными его достопримечательностями, вызвать у детей чувство восхищения красотой родного поселка.
Познакомить детей с понятиями: «город», «поселок», с особенностями жизни людей в поселке.
Воспитывать любовь к родному поселку и чувство гордости за него, желание сделать его еще красивее.
- Целевая прогулка по улице.
- Рассматривание фотоальбома «Наш поселок Токаревка».
- Занятие «Мой родной поселок».
- Рисование «Дом, в котором я живу».
- Чтение Б.Житков «Что я видел по дороге в детский сад».
- Аппликация «Наш любимый детский сад».
- Конструирование «Дома бывают разные».
- С/ролевая игра «На экскурсию поедем на автобусе».
декабрь. Тема: «Мы живем в России».
Пр.с. закрепить знания детей о главном городе России-Москве, о природе России, о русских народных сказках, потешках, формировать у детей представление о прошлом нашей родины, познакомить детей с ремеслами и промыслами древних славян. Воспитывать в детях любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения красотой русской природы талантом русского народа.
- Рассматривание альбома «Москва-столица нашей Родины.
- Занятие «Моя Москва».
- Рассказ воспитателя «Как жили наши предки».
- Рассматривание тематических альбомов природа, животные, птицы, нашей страны.
- Чтение художественной литературы.
- Знакомство с пословицами о Родине.
- Рисование «Зима в лесу».
- Формирование у детей понятий «город», «область», «страна».
январь. Тема: «Золотые руки народные».
Пр.с. развивать у детей умение внимательно и последовательно рассматривать предметы народных промыслов, иллюстраций, скульптурное изображение, узнавать изображенные предметы выделять их сенсорные признаки, зрительно и тактильно обследовать игрушки, формировать умение различать 2-3 вида народных игрушек, называть игрушки, промысел, воспитывать уважение и гордость за людей, создающих предметы и игрушки народных промыслов.
- Рассматривание картинок с изображением предметов быта.
- Знакомство с дымковской игрушкой.
- Знакомство с игрушкой «Матрешкой».
- Лепка по дымковской игрушке «Птичка».
- Рисование «Веселые матрешки».
- Экспериментирование с предметами, изготовленными из бумаги, дерева, пластмассы.
- Дидактическая игра «Из чего я сделан».
- Занятие «Чудо-чудное, диво-дивное!»(рус.нар.игрушки).
февраль. Тема: «Все работы хороши».
Пр.с. формировать представление о профессии на основе ознакомления с конкретными видами труда, помочь увидеть направленность труда на удовлетворение потребностей людей, воспитывать уважение и благодарность к взрослым за их труд, заботу о детях, воспитывать ценное отношение к предметному миру , как результату человеческого труда.
- Рассматривание картинок по теме «Профессии».
- Чтение художественных произведений.
- С/ролевые игры «Магазин», «Кукла заболела», «Почта».
- Аппликация «Открытка для папы».
- Занятия «Наша армия родная».
- Дидактическая игра «Профессии».
- Лепка «Самолет».
- Беседа «Где работают мои родители».
- Занятие «Все работы хороши, выбирай любую».
март. Тема: «Мамочка милая моя».
Пр.с. развивать у детей доброе отношение и любовь к своей маме, бабушке, вызвать чувство гордости и радости за дела и поступки родного человека, чувство благодарности за работу.
- Беседа «Моя мама лучше всех».
- Рисование «Портрет моей мамы».
- Аппликация «Открытка для мамы».
- Разучивание стихотворений и песен о маме, бабушке.
- Чтение литературных произведений.
- Рассматривание сюжетных картинок.
- Беседа «Как я помогаю маме».
апрель. Тема: «Дорога в космос».
Пр.с. познакомить детей с планетой Земля, с ее макетами –глобусом, что 12 апреля –День Космонавтики; (с первым космонавтом был гражданин России Ю.Гагарин).
Воспитывать в детях чувство гордости за достижения своей страны, развивать познавательный интерес.
- Ввести понятие «космос».
- Знакомство с глобусом, планетой Земля.
- Рассказ воспитателя о первом космонавте Ю.А,Гагарин.
- Рассматривание иллюстрации с изображением космических летальных аппаратов.
- Чтение литературных произведений.
- Рисование «Я ракету нарисую».
- Аппликация «Звездное небо».
май. Тема: «Мир людей».
Пр.с. познакомить детей с праздником Победы, дать знания о том, что нашу страну защищали и армия и весь народ. Воспитывать в детях чувство гордости за свой народ, уважение к ветеранам В.О.В.. Уточнить и закрепить правила культуры поведения и общения, упражнять в выполнении правил культуры поведения путем участия в практических ситуациях.
- Рассказ воспитателя о Дне Победы».
- Чтение литературных произведений.
- Рисование «Этот День победы».
- Встреча с ветераном-участником В.О.В.
- Беседа «что такое хорошо и что такое плохо».
- С/ролевая игра «К нам гости пришли».
- Чтение и обсуждение книги Г.Остера «Вредные советы».
- Обсуждение различных ситуаций.
- Творческая деятельность (рисование, аппликация)-«По замыслу».
Тематический план работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей старшей группы.
сентябрь. Тема: «Моя семья».
Пр.с. уточнить и закрепить представления детей о семье, семейных и
Родственных отношениях, о проявлении в семье заботы, любви, уважения друг к другу, расширять знания о труде своих родителей, воспитывать любовь к родным и близким, желание помогать и заботиться о них.
- Беседа на тему «Я горжусь трудом своих родителей».
- Беседа на тему:»Мои домашние обязанности».
- Дидактические игры: «Для чего человеку имя»,
«Как тебя зовут по-другому».
- Рисование на тему: «Я и моя семья».
- Работа над понятиями: семья, родня, фамилия, имя, отчество.
- С/ролевая игра «Семья».
- Рассказы детей о членах семьи на основе личного опыта.
- Чтение стихотворений о бабушке, сестренке, братишке
и т.д.
9. Занятие «Я и моя семья».
октябрь. Тема «Я люблю свой детский сад и поселок, где
я живу».
Пр.с. расширять знания о профессиях людей работающих в детском саду, об их заботе о здоровье, воспитании и развитии детей, поддерживании порядка красоты в детском саду и на его участке.
Воспитывать в детях понимание того, что родной поселок-это место,где проживает ребенок и его семья, работают родители: любовь и желание сделать свой поселок еще краше.
- Экскурсия «Моя улица.
- Рассказ воспитателя об истории возникновения родного поселка.
- Беседа об основных его достопримечательностях.
- С/ролевая игра «Почта»(на знание адреса дома и
детского сада).
- Рисование «Там,где я живу , красиво».
- Оформление папки-передвижки «Мой любимый
поселок».
- Сбор опавших листьев, помощь дворнику в уборке территории.
ноябрь. Тема: «Я живу на земле Тамбовской».
(по фотографиям и иллюстрациям).
Пр.с. расширять знания детей о достопримечательностях областного
центра. Познакомить с людьми, прославившими нашу Тамбовщину.
Воспитывать в детях чувство восхищения, красотой этого города, природой родной области.
- Рассказ воспитателя об истории Тамбова
(местоположение, особенности застройки, олюдях, прославивших Троицк).
- Рассматривание фотоальбома «Город Троицк».
- Игра-путешествие «Я живу на земле уральской».
- Беседа «Красная книга области».
- Прогулка «Белая береза под моим окном».
- Рисование на тему «Мой город».
- Аппликация из природного материала «Герб Троицка».
- Занятие «Ими гордится наш город».
декабрь. Тема: « Наша Родина-Россия».
Пр.с. закреплять и расширять знания детей о государственной символике страны о том, что в России живут люди разных национальностей , что у каждого народа есть свой национальный язык, одежда, традиции.
Развивать патриотические и гражданские чувства. Воспитание толерантности по отношению к людям разных национальностей.
- Беседа «Я люблю, тебя Россия».
- Рассматривание фотоиллюстраций предметов одежды людей разных национальностей.
- Беседа о людях разных национальностей, живущих в России.
- Дидактическая игра «Кто живет в нашей республике».
- Чтение стихотворения М. Матусовского «С чего начинается Родина?».
- Беседа «Государственная символика России».
- Рассматривание альбома «Москва-столица нашей Родины».
- Объяснение значения пословиц о Родине.
- Рисование «Русский национальный костюм».
- Рисование на тему «Моя Родина».
- Знакомство с народными традициями и праздниками.
- Занятие «Страна, в которой мы живем».
январь. Тема: «Краса ненаглядная».
Пр.с. продолжать расширять знания детей о народном декоративно-прикладном искусстве разных видов (игрушки, предметы быта) на примере различных промыслов, о своеобразии цветного решения, композиции, элементов декора и материалов.
Учить понимать ценность народного искусства, воспитывать желание его сохранять и познавать.
- Беседа»Народное декоративно-прикладное
Искусство России».
- Рисование «Золотая Хохлома».
- Аппликация «Гжельская роза».
- Лепка дымковской игрушки», «Индюк».
- Рисование «Такие разные матрешки».
- Выставка детских работ.
- Развлечение «Веселая ярмарка».
- Занятие на тему «Славься, Россия, чудо-мастерами».
февраль. Тема: «Сильны и могучи богатыри славной Руси».
Пр.с. познакомить детей с одним из видов русского фольклора- былиной, былинными героями-русскими богатырями, защитниками своей земли.
Углублять знания детей о Российской Армии-защитнице нашей страны. Воспитывать уважение к профессии защитника Родины, желание быть на них похожими.
- Рассматривание картины В.Васнецова «Богатыри».
- Чтение былин об Илье Муромце, Миките Селяновиче, Никите Кожемяке, Алеше Поповиче.
- Беседа о характере богатырей Руси и о защитниках Родины.
- Беседа «Что лучше-худой мир или хорошая война».
- Рассматривание альбома «Военная техника на боевом посту».
- Беседа «Есть такая профессия-Родину защищать».
- Чтение произведений о защитниках Родины, об Армии.
- Рисование «Пограничник».
- Аппликация: изготовление открытки к дню Защитника Отечества.
- Объяснение смысла пословиц о храбрости, героизме воинов («Смелость города, берет», «Тот герой, кто за Родину горой» и др.)
- Развлечение «Будем в армии служить».
- Занятие «Богатыри земли русской».
март. Тема: «Очень я люблю маму милую свою».
Пр.с. воспитывать ласковые и добрые чувства к своим мамам.
Уточнить и закрепить знания детей о профессии своей мамы, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу.
- Беседа «Мама-самое прекрасное слово на земле».
- Составление рассказов из личного опыта на темы: «Моя мама лучше всех», «За, что я люблю свою маму», «Как я помогаю маме».
- Рисование «Портрет моей мамы».
- Чтение стихотворений о маме.
- Пение песен о маме.
- Аппликация-«Открытка для мамы».
- Развлечение «Я для милой мамочки».
апрель. Тема: «Наши космонавты».
Пр.с. уточнить и закрепить знания детей о том, что полет человека в космос-это плод труда многих людей.
Учить детей гордиться тем, что первым космонавтом был российский человек. Подвести к пониманию и таких нравственных и волевых качеств космонавтов, как доброта, настойчивость, бесстрашие, крепкое здоровье, которые помогли им стать космонавтами. Воспитывать в детях гордость за свою страну.
- Рассказ воспитателя о космонавтах.
(с просмотром фотографий).
2. Беседа о том, что в космос летают люди разных национальностей.
3. Рисование «Ракета летит вкосмос2.
4. С/ролевая игра «Космонавты».
5. конструирование космического корабля.
6. Чтение о героях космоса.
май. Тема: «Этот День Победы».
Пр.с. закрепить знания детей о том, что « 9 мая Победы».
Расширять представления о том, какой дорогой ценой досталась русским людям победа над фашизмом, что страну защищали не только армия но и все люди, в том числе и дети. Воспитывать уважение и чувство благодарности ко всем, кто защищал Родину, уважение к ветеранам В.О.В.
- Беседа «Этих дней не смолкнет слава».
- Экскурсия к памятнику погибших воинов во время В.О.В.
- Экскурсия к Вечному огню.
- Изготовление праздничных открыток.
- Встреча с фронтовиком, ветеранами труда и детьми войны.
- Слушание и пение фронтовых песен, заучивание стихотворений о войне.
- Рисование «Салют в честь дня Победы».
- Выставка совместных рисунков детей и родителей по военной тематике.
- Целевое занятие «Никто не забыт и ничто не забыто».
- Занятие «Мир на всей планете».
июнь. Тема: «Реки России».
Пр.с. продолжать формировать у детей представления о реках России, об их огромном количестве, о пользе, которую они приносят,знакомить с трудом людей работающих на реке. Воспитывать бережное отношение к воде, как основному природному ресурсу, развивать экологическую культуру.
- Рассматривание фотографий и иллюстраций с изображением рек и людей, которые трудятся на реке.
- Беседа «Для чего реки нужны».
- Рисование «Речка-реченька».
- Аппликация «Подводное царство».
- Занятие «Чистый воздух-богатство страны».
июль- август. Тема: «Путешествие в природу».
Пр.с. уточнить и закрепить знания детей о природе, как среде жизни человека, без которой он не проживет, о познавательной ценности природы: наблюдения за природой помогают людям лучше охранять природу, придумывать и создавать необходимые для жизни и деятельности предметы. Воспитывать заботливое, бережное отношение к растениям и животным. Пробуждать эстетические чувства.
- Беседа «Роль человека в жизни природы».
- Рассказ воспитателя «Дети-Маугли».
- Дидактическая игра «Что, где растете?».
- Дидактическая игра «Природа и человек».
- Беседа «Что было, если бы из леса исчезли».
- Трудовая деятельность: «мы идем помогать растениям».
- Игры-эксперименты с водой и песком.
- Дидактическая игра «Живая и мертвая вода».
- Чтение литературных произведений.
- Итоговая беседа «Человек-часть природы».
Предполагаемый результат.
Дети должны знать:
- домашний адрес (испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, матери, детскому саду, дорожить своей семьей, домом, с удовольствием идти в д/с).
- место работы родителей (иметь представление о значимости их труда, испытывать гордость и уважение к труду взрослых, иметь посильные трудовые обязанности дома, в д/саду, нести ответственность за их выполнением).
- место проживания: поселок область, предприятия родного поселка и их значимость достопримечательности климатические условия