НАРОДНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по теме
Анализ фольклорных произведений показывает, что в народной мудрости зафиксирован образ ребенка — оптимиста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Шрайнер Галина Викторовна- воспитатель
АНО ДО «Планета детства «Лада» ДС № 67 «Радость»
г.о. Тольятти
НАРОДНЫЕ ИГРЫ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЧУВСТВА ПАТРИОТИЗМА ЧЕРЕЗ ФОРМИРОВАНИЕ ОПТИМИСТИЧЕСКОГО МИРООЩУЩЕНИЯ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Проблема воспитания оптимистически настроенного, жизнерадостного человека в наше время стала актуальной, т.к. детские психологи отмечают депрессивные состояния у 10-15% детей начальной школы, в старших классах, к сожалению, эта цифра возрастает до 27% -30% (по данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей РАМН за 2006г.).
Как отмечает В. В. Абраменкова, за последние годы произошло снижение показателей качества жизни современного детства в сфере психического и нравственно-духовного здоровья, критериями которого являются: гуманное отношение ребёнка к предметному и социальному миру, субъективное психоэмоциональное благополучие. В дошкольной педагогике выполнен ряд исследований, посвящённых проблеме использования средств народной педагогики в целях воспитания ценных качеств и свойств личности (Л. Д. Вавилова, Н. Т. Гришина, А.П. Усова и др.), которые лежат в основе патриотическому воспитанию дошкольника.
Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания жизнерадостного человека. Анализ фольклорных произведений показывает, что в народной мудрости зафиксирован образ ребенка — оптимиста, понимающего и знающего народные обряды, обычаи.
До настоящего времени в теории о практике общественного воспитания делался акцент на когнитивное познание мира и игнорировался эмоционально-чувственный способ в становлении мировоззрения (А. В. Запорожец, А. Д. Кошелева, А. Н. Леонтьев и др.).
Между тем ещё в 30-е годы двадцатого века Л. С. Выготский писал, что мировоззрение не является свойством сознания, внесённым извне, а представляет собой отношение человека к миру. Таким образом, Л. С. Выготский обосновал в феномене мировоззрения особую роль мироощущения, представляющую собой окрашенную чувственными отношениями внутреннюю картину мира, эмоциональный комфорт который определяет степень удовлетворённости жизнью, самим собой. В настоящее время это положение Л. С. Выготского положено в основу работ Г. В. Луниной, занимающейся проблемой воспитания оптимистического мироощущения у дошкольников.
Культурное наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания, в том числе жизнерадостности, оптимистического мироощущения. Анализ фольклорных произведений показывает, что в народной мудрости зафиксирован нормативный образ ребёнка - оптимиста и стиль его воспитания как продукт социальных установок общества взрослых.
В процессе познания мира человек делает оценку действительности на основе своего мироощущения; это чувственное восприятие мира посредством эмоций, чувств и т. д.
Следующий этап мировосприятия - это миропонимание, которое базируется на предпочтениях человека, его идеалах, убеждениях, позиции и т. д. Именно на основе мироощущения и миропонимания, условий жизни, общения, личного опыта у человека формируется мировоззрение - его система взглядов на мир.
Итак, следует различать мироощущения и мировоззрения. Мировоззрение система интеллектуально переработанных сознательных представлений о мире. Мироощущение же нельзя назвать системой, т. к. оно состоит из архитипических априорных представлений о мире. Мироощущение формируется при первых онтологических соприкосновениях этих архитипических установок с окружающим миром. Именно поэтому применительно к детям дошкольного возраста целесообразно употреблять термин «мироощущение», поскольку эмоциональный опыт, определяющий характер мироощущения, начинает складываться у ребёнка с первых дней его жизни и при благоприятных обстоятельствах составляет то «базовое доверие к миру, преодоление чувства разобщённости и отчуждения» (Э. Эриксон), которое является предпосылкой оптимистического мировоззрения личности.
Особенностями детского мироощущения являются его неустойчивость, стихийность, подверженность различным влияниям среды и воздействию других людей. Это положение особенно значимо для нашего опыта и будет положено в основу практической части нашей работы.
Опыт работы с дошкольниками по развитию патриотических чувств через использование системы подвижных народных игр показал, что народные игры являются эффективным средством развития оптимистического мироощущения у старших дошкольников:
- народная игра интересна по структуре, вызывает яркие эмоции, понятна ребенку, т.к. в игре присутствует образ, сюжет;
- народные игры способствуют развитию у детей чувства юмора, умения управлять своими эмоциями, устанавливать ассоциативные связи между чувствами и рассудком.
В представленном опыте использовались следующие методы: анализ научной и методической литературы; метод моделирования системы народных игр; педагогический эксперимент.
Метод моделирования помог определить систему в подборе народных игр: словесные игры, игры-шутки, игры-забавы, народные подвижные игры, праздники-развлечения, построенные на содержании народных игр.
Содержание и методы работы предполагают поэтапное овладение учебным материалом. На первом этапе происходит обогащение игрового опыта детей, поэтому необходимо ярко и впечатляющие продемонстрировать детям незнакомые им народные игры. Для этого была открыта школа народных игр «Чудесный короб», положительный эмоциональный настрой создавался сюрпризными моментами, яркой атрибутикой и элементами костюмов. Дети познакомились с такими народными играми, как «Перелизы», «Каравай», «Посигудки», «Птицелов» и др. Вторым этапом работы стало закрепление народных игр, изученных детьми. Был организован конкурс-игра «Лучший знаток народных игр», проводимый неоднократно. Вначале ведущим был взрослый, который предлагал детям отгадать игру по стихотворному тексту, движению или элементу костюма, затем, эту роль стали выполнять сами дети, проявляя выдумку, фантазию. Хорошо зарекомендовала себя такая форма работы, как «Ярмарка народной игры», которая помогла дошкольникам научиться уверенно держаться на публике, проводить игру с детьми-ровесниками, не знакомыми с данной игрой, четко объясняя правила, а так же с родителями.
Следующим этапом стало создание условий для активного самостоятельного использования детьми народных игр в повседневной жизни, а так же ознакомление детей с народным юмором через своеобразную «школу юмора», в которой дети малыми подгруппами осваивали игры-шутки, в лицах рассказывали небылицы, забавы, пробовали придумать свои шутки, используя содержание народных игр «Чепуха», «Молчанка», «Да и нет не говори», «Угадай, что делали», «Скоморох» и др. Народная игра способствовала установлению дружелюбной атмосфере в группе, повышению эмоционального тонуса детей, создала положительное самоощущение.
На прогулке активно использовались подвижные народные игры «Горелки», «Малечена - калечина», «Шлепанки», «Ручеек» и др., в которых наряду с бегом, прыжками обязательно включались развлекательные моменты: прием «прятанье-поиск» любим детьми за непредсказуемость; прием «преодоление препятствий» интересен тем, что ребенок может проявить не только физические качества — ловкость, смелость, но и смекалку - найти место, где удобнее перепрыгнуть, показать, как далеко он может забросить биту.
Итогом всей работы стал праздник-развлечение «Эх, старина - весела!», который был организован как деревенское гуляние, каждая группа заранее выбрала название деревни, стилизовано оформила участок, продумала наряды; участниками стали старшие дошкольники всего детского сада, родители.
Таким образом, представленная система народной игры построена на принципах:
- разнообразия: охвачены такие сферы деятельности ребенка, как речевая, двигательная, интеллектуальная, сфера общения взрослого и ребенка, ребенка-ребенка;
- вариативности: возможность вариативного изменения любой игры, т.е. ее усложнения;
- ориентировки на интересы и потребности ребенка: игры подбирались с учетом особенностей их влияния на эмоциональную сферу ребенка.
Данная педагогическая технология представлена в перспективном планировании работы для старшей и подготовительной группы, подборе богатого практического материала, конспектах занятий и праздников. Проведенная работа помогла развить у детей чувство гордости за свою страну, чувство уверенности в себе, способность регулировать поведение и взаимоотношения с окружающими людьми.
Литература:
- Аркин Е.А. Родителям о воспитании. Воспитание в семье от года до зрелости.- Изд.2-е- М.: Учпедгиз, 1957.
- Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателей детского сада / Сост. А.К. Бондаренко, А.И.Матусик. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Просвещение, 2007.
- Детские народные подвижные игры: Книга для воспитателей дет. сада и родителей /Сост. А.В. Кенеман, Т.И. Осокина. – 2-е изд., дораб.-М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
- Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для воспитателей дет. сада /Сост А.В. Кенеман; Под ред. Т.И Осокиной. – М.: Просвещение, 1989.
- Карпова С.Н., Лысюк Л.Г. Игра и нравственное развитие дошкольников. – М.: Изд-во МГУ, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
проект"Развитие чувства патриотизма через ознакомлние с искусством родного края.
проект из опыта работы...
Музыкальное воспитание как средство развития чувства патриотизма у старших дошкольников
Россия начала XXI века переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали младшие и старшие поколения. Безжалостное обрубание своих корней, от...
Проект «Русские народные игры как средство развития физических качеств у старших дошкольников». Старшая группа «Сказка»
Проект направлен на привлечение дошкольников к изучению игр русского народа.Актуальность настоящего проекта определяется стремлением расширить познания дошкольников об истории русского народа , его ку...
Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
Музыкально-дидактические игры как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возрастаЕще в раннем возрасте дети откликаются на веселую плясовую музыку, с большим интересом прислушива...
Музыкально-ритмическая игра как средство развития чувства ритма у детей старшего дошкольного возраста
В детском саду закладываются основы духовной культуры, музыкальной образованности, формирующие музыкально - эстетические идеалы, вкусы и потребности дошкольников. Большое значение приобретают занятия ...