«Использование бросового материала в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как основа всестороннего развития дошкольников».
статья
Использование бросового материала(крышки, пластиковые бутылки, втулки, коробки, упаковки и др.) в работе с детьми с ОВЗ. Дидактические игры из бросового материала.
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Использование бросового материала в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, как основа всестороннего развития дошкольников».
Дошкольное детство-период наиболее интенсивного формирования познавательной деятельности и личности в целом. Если интеллектуальный или эмоциональный потенциал не получает должного развития в дошкольном возрасте, то впоследствии не удается реализовать его в полной мере. Особенно это касается детей с ограниченными возможностями здоровья. Для дошкольников с особенностями развития характерны замедленность, слабость и малоподвижность нервных процессов, неразвитость сенсорных анализаторов, отставание в развитии перцептивной деятельности, неполное восприятие окружающего мира, трудности актуализации в речи имеющихся знаний.
Сенсорное развитие детей с особенностями психофизического развития занимает одно из ведущих мест в современной коррекционной педагогике.
За последние несколько лет хорошо зарекомендовали себя нетрадиционные методы работы с детьми с ОВЗ. Одним из таких методов является использование нетрадиционных, бросовых материалов в работе с детьми с ОВЗ, а также игры и игрушки, сделанные из бросового материала. Несомненным плюсом таких игр, является простота и доступность материалов, возможность сделать игры своими руками, быстро заменить потерявшуюся или испорченную деталь.
В основном в работе мы используем следующий бросовый материал:
- Бумага и картон ( гофрокартон, коробки, стаканчики, упаковки, втулки, фантики и т.п.)
-Пластмасса (пластиковые бутылки, крышки от различных бутылок, крышечки от паучей, трубочки от фломастеров, упаковки с ячейками от конфет, пластиковые футляры"киндер-сюрпризов" и др.).
- Обрезки ткани, меха, кожи и др.
Дидактические игрушки, подобранные по цвету, форме, величине, количеству, соотношению частей и т.п., представляют собой специально составленный набор предметов с запрограммированными свойствами. Задача взрослого — с их помощью обратить внимание ребенка на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству или различию (соотнесение, группировка, сортировка).
Д/игра «Заплатки».Цель: подобрать нужные заплатки(крышки) на картинке по цвету и размеру.
Д/и «Составь картинку по образцу», Цель: составить из крышек такую же картинку. В начале методом наложения, далее ориентируясь на зрительное восприятие.
В процессе таких практических действий, как соединение, разъединение, проталкивание, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Д/и «Собери бусы» из крышечек от Фруто-няни. Цель: нанизать на шнурок крышечки, сделать бусы.(1. В произвольном порядке. 2. По инструкции).
Д/и «Продолжи ряд». Цель: продолжить цепочку из крышек.
Практические действия отражают свойственный раннему периоду детства наглядно-действенный характер мышления.
Занятия с дидактическими игрушками из бросового материала развивают познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая крышки, нанизывая втулки и т. п., малыш осваивает «прямые» и «обратные» действия. Он познает свойства предметов (большой — маленький), цвет,их качества (твердый — мягкий; легкий — тяжелый), их количество (один, много, мало), их форму (шар, куб, круг, кольцо).
Д/И «Построй башню». Цель: составить постройку из раскрашенных втулок от т.бумаги.
Такие дидактические игры с предметами ставят ребенка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память — запоминание, узнавание, воспроизведение.
Игры с бросовым материалом пробуждают у детей интерес к практическим действиям с указанными материалами, стремление использовать их в игровых целях, в качестве предметов-заместителей. Внимание детей привлекает многофункциональность материалов. Как показывает опыт, такие игры вызывают у них значительный эмоциональный отклик, развивают воображение и познавательную активность. Практический результат действий с дидактической игрой из бросового материала, оценка педагога развивают эмоционально-волевую сферу, учат целенаправленности и осознанности в достижении поставленной задачи, доведению начатого дела до конца.
Таким образом, можно сказать, что занятия с дидактическими играми из бросового материала, различные действия с ними направлены на решение широкого круга воспитательных и обучающих задач: развитие мышления, памяти, воображения и других высших психических функций; развитие ориентировки в различных свойствах предметов (цвет, форма, величина, положение в пространстве, количество, масса, соотношение частей, особенности материала, звуковые свойства и т. п.);развитие мелкой моторики пальцев и координированных движений левой и правой руки;развитие познавательной активности; воспитание волевых черт характера (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.п.).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/11/picture-385634-1539272187.jpg)
Материал по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа по работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья Индивидуальный маршрут с ребенком ОВЗ на 2014-2015 учебный год. План работы с родителями ребенка с ОВЗ на 20...
![](/sites/default/files/pictures/2018/10/12/picture-1068954-1539364656.jpg)
Дифференцированный подход как основа организации оздоровительной работы с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья
Аннотация: Необходимость поиска путей оптимизации физического состояния детей дошкольного возраста обусловлена тревожной тенденцией прогрессивного ухудшения состояния их здоровья, сни...
![](/sites/default/files/pictures/2022/04/01/picture-1282198-1648814215.jpg)
«Системный подход к работе учителя-дефектолога и педагогами ДОУ с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья, на основе развивающих игр В.В. Воскобовича».
Проект По теме: «Системный подход к работе учителя-дефектолога и педагогами ДОУ с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья, на основе развивающих игр В.В....
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/20/picture-1044312-1529483077.jpg)
Формирование математических представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья на основе программы «Нумикон» в условиях реализации ФГОС ДО
Наиболее сложным для детей с ограниченными возможностями здоровья представляется освоение знаний из области математики....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/13/picture-1115007-1552473747.jpg)
Удостоверение о повышнии квалификации "Организация работы с обучающимися возможностями здоровья ОВЗ в соответствии с ФГОС" 2022г
Удостоверение о повышнии квалификации "Организация работы с обучающимися возможностями здоровья ОВЗ в соответствии с ФГОС"...
![](/sites/default/files/pictures/2023/04/03/picture-791603-1680529628.jpg)
Семинар-практикум для педагогов "Навстречу друг другу" в рамках проекта "Формирование психологической готовности педагогов к взаимодействию с семьей ребенка сограниченными возможностями здоровья"
Цель: Развитие профессионально-личностной готовности педагога к работе с детьми-инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья; психологическое просвещение педагогов в вопросах ...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/18/picture-1313420-1613641467.jpg)
Характеристика матерей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья.
Родительские установки по отношению к детям с ограниченными возможностями здоровья. Понятие «родительские установки» включает в себя ценности, восприятие ребенка и ...