Статья "Воспитываем настоящих патриотов"
статья (подготовительная группа)

Максимова Елена Валентиновна

Проблема нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных. Поэтому воспитание патриотизма и гражданской ответственности является одной из приоритетных задач дошкольного учреждения. Какие формы работы можно применять в детском саду для решения данной задачи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vospityvaem_patriotov.docx32.8 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитываем настоящих патриотов.

Воспитатель: Максимова Елена Валентиновна (2025 г.)

МБДОУ «Детский сад №48 «Белочка» г.Заволжье

«Патриотизм — высокое и сложное человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию, что не определимо несколькими словами. Это и любовь к родным и близким людям, и к малой Родине, и гордость за свой народ».

О. А. Соломенникова

                                                       

Проблема нравственно-патриотического воспитания в дошкольном образовательном учреждении на сегодняшний день является одной из наиболее актуальных. Факт недостатка знаний у детей дошкольного возраста о родной стране, малой Родине, ее истории, героях, достопримечательностях, об особенностях русской культуры и ее традициях остается неоспоримым. Причинами этому являются духовный кризис, изменение идеалов, общественных ценностей, упадок общественной морали.

Современный образовательный стандарт направлен на формирование у ребенка основ гражданственности и патриотизма, уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье, сообществу детей и взрослых в Организации, региону проживания и стране в целом, а также формирование знаний об особенностях и многообразии природы Родного края, культурно-исторических событиях, традициях и социокультурных ценностях малой родины и Отечества (ФГОС ДО п.2.6).

Поэтому воспитание патриотизма и гражданской ответственности является одной из приоритетных задач дошкольного учреждения.

Еще одна причина – недостаточная сформированность системы работы с родителями воспитанников по данной проблеме.

Согласно стандарту существует необходимость установления партнерских взаимоотношений в профессиональном общении с родителями и воспитанниками (ФГОС ДО п.1.4).

Мы – педагоги, должны стать наставниками, и не только для детей. Нынешние родители также нуждаются в наставничестве, так как их поколение является упущенным в плане наличия патриотизма и гражданственности.

Исходя из вышесказанного, нашей целью является создание условий для формирования у детей основ гражданственности и патриотизма и создание условий для участия родителей в образовательном процессе.

Планирование образовательной деятельности надлежит выстраивать в соответствии с методическими рекомендациями к программе дошкольного образовательного учреждения и включать в себя разнообразные формы работы с детьми: познавательные игры-занятия, виртуальные экскурсии, игры и упражнения, игровые ситуации, беседы, досуги, развлечения, викторины.

Для полноценной реализации системы воспитания патриотизма у дошкольников в детском саду, развития их познавательного интереса, активности в этом направлении необходимо создать предметно-развивающую среду. При организации развивающей предметно-пространственной среды нужно учитывать возраст детей и темы, соответствующие перспективному плану. В различных центрах группы рекомендуется иметь материалы (игрушки, атрибуты, предметы заместители для сюжетно-ролевых игр, пособия для дидактических игр), позволяющие детям в процессе соответствующей деятельности освоить содержание данной темы.

В патриотических уголках должны быть в наличии: стенд «Символика России», куклы в народных костюмах, наборы «Военная техника», материалы, направленные на ознакомление детей с историей страны, родного города, с русскими народными промыслами, а также материалы, развивающие интерес и уважение к семье, труду людей.

Кроме того, следует иметь дидактические игры, пособия, лэпбуки, которые можно изготовить совместно с детьми.

Хорошо, если в детском саду существуют «Музей народных промыслов», «Патриотический клуб» и библиотека.

Патриотическое воспитание входит в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие», где задачами являются формирование представлений о безопасном поведении на улицах города, на природе, в быту, развитие трудовой деятельности.

В решении задач по безопасности поведения помогут беседы: «Правила поведения в детском саду», «Как мы помогаем дома», «Правила пешехода», «Правила поведения в лесу» и т.д. В трудовой деятельности это могут быть дежурства, поручения, посильный труд на прогулке, экологические акции.

Патриотическое воспитание происходит и в процессе игровой деятельности, в ходе которой образуются коллективные отношения между людьми. К примеру, в сюжетно-ролевых играх моделируются ситуации аналогичные жизненным, которые требуют определенной линии поведения, взаимопонимания, взаимовыручки, товарищеских отношений.

В наше время традиционным стало посещение библиотек, где их работники предлагают различные темы для бесед, проводят презентации, игры, мастер-классы.

Решать задачи нравственно-патриотического воспитания необходимо не только в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», но и интегрированно, при решении задач других образовательных областей.

В «Познавательное развитие» необходимо включить занятия и беседы. Поэтому немалое значение в детских дошкольных учреждениях в данный момент приобрели занятия в Патриотическом клубе, где происходят «Разговоры о важном»  – о Родине, ее истории, государственных праздниках, героях Великой Отечественной войны, великих людях, ученых, профессиях и т.д.

Полезными в познавательном развитии стали лэпбуки по патриотическому воспитанию, куда могут войти разнообразные дидактические материалы: картинки с символикой России, дидактические игры: игры «Мемо», игры-ходилки, пазлы, игры-лабиринты, обводилки, раскраски, картотеки игр (подвижных народных, логоритмических), художественная литература, пословицы, поговорки, считалки.

Образовательная область «Речевое развитие» предполагает  чтение художественной литературы: знакомство с русскими народными сказками и сказками народов России; с произведениями русских писателей и поэтов по темам «Я и моя семья», «Моя Родина».

В русском языке существует множество пословиц и поговорок о семье, доме, родине, патриотизме. Ознакомив ребят с ними, можно закрепить знания, поиграв в игру «Доскажи словечко». Воспитатель начинает говорить пословицу, а дети заканчивают:

Родина – мать, умей за неё … постоять.

Жить – Родине … служить.

Кто в Москве не бывал, тот красы … не видал.

Родная сторона – мать, чужая сторона – … мачеха.

Тот герой, кто за Родину … горой.

Нет земли краше, чем … Родина наша.

Родина краше солнца, дороже … золота.

Человек без Родины, что соловей без песни.

Если дружба велика – будет Родина крепка.

Можно использовать загадки – о Родине, военных профессиях, доме, достопримечательностях и т.д. Существует серия загадок о России поэтессы Оксаны Сергеевой ( https://stihi.ru/2018/06/06/6359 ), с помощью которых мы можем закрепить представления о государственных и народных символах:

Где раньше в праздник всем народом

В деревне хоровод водили?

Такие танцы у народа

В стране по имени …(Россия)

Где раньше сарафаны всюду

Все женщины до пят носили?

Наряды эти – просто чудо,

Они пришли к нам из …(России)  и т.д.

Также разумно разучивать стихотворения; включать различные речевые игры и упражнения; использовать современные технологии развития речи, такие как логоритмика, синквейн, мнемотехника.

Как мы можем связать данную тему с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие»? На самом деле мы постоянно это делаем. Например, в художественном творчестве прослеживаются темы семьи, детского сада, государственных праздников, декоративно-прикладное творчество.

На  музыкальных занятиях мы также должны создавать условия для решения задач патриотического воспитания детей. В музыкальном репертуаре необходимо иметь песни на заданные темы, музыку для танцев и игр.

Основным воспитательным средством, в котором можно реализовать все виды музыкальной деятельности является организация и проведение праздников. Традиционными в детском саду должны стать такие праздничные мероприятия как «Зарничка», «Масленица», «День космонавтики», «День защиты детей», «День России»,  «День флага».

Патриотическое воспитание затрагивает и область «Физического развития». В организованной образовательной деятельности и вне ее мы проводим подвижные, пальчиковые, логоритмические игры, физкультминутки. Также к нам возвращаются русские народные игры: «Гори-гори ясно», «Гуси-лебеди», «Каравай», «Бабка-Ёжка», «Золотые ворота», «Кострома», «Ручеек» и др.

Следовательно, в образовательной деятельности при решении задач патриотического воспитания прослеживается интеграция образовательных областей.

В работе по нравственно-патриотическому также эффективен метод проектов. Выбор тем обширный и зависит от решения задач. Вместе с тем здесь легче всего привлечь родителей восптанников, сделать их своими партнерами.

И следующий важный момент – взаимодействие с родителями воспитанников, ведь известно, «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому».

Тему патриотического воспитания необходимо затронуть на родительском собрании в форме «Круглого стола», с предоставлением возможности родителям поделиться собственным опытом в семейном воспитании (это семейный отдых, спортивные увлечения, игры, семейные реликвии и традиции).

В уголке для родителей можно разместить информацию – консультации, рекомендации и памятки: «Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников», «Воспитание чувства любви к своей малой Родине», «Приобщение к истории, традициям и культуре России» и др.

В детском саду можно организовать семейный конкурс «Древо семьи», «Портрет семьи» и другие творческие конкурсы, посвященные разным праздникам.

Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, представляются во время общих праздников, семейных развлечений, где родители играют роли, участвуют с детьми в  подвижных играх, эстафетах, водят хороводы. Это еще один шаг к сближению педагогов с семьями воспитанников.

Процесс формирования чувства патриотизма длительный и сложный. От родителей и педагогов, от созданных условий зависит, какие черты характера сформируются у ребёнка. Заложив фундамент с детства, мы можем надеяться, что воспитали настоящего патриота, любящего свою Родину.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание маленького медновца - настоящего патриота России.

Опыт работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников....

рекомендации для родителей "Как воспитывать настоящего патриота"

Материал предназначен для размещения в родительский уголок в раздел "Нравственно-патриотическое воспитание"...

Диспут с воспитателями "Как воспитать настоящих патриотов"

Повысить образовательные, профессиональные, теоретические и практические знания педагогов по проблеме патриотического воспитания дошкольников; систематизировать знания и умения педагогов по данной про...

Семинар – практикум для педагогов на тему «Игры и материалы для воспитания настоящих патриотов»

Семинар – практикум для педагогов на тему  «Игры и материалы для воспитания настоящих патриотов»...

Рабочая программа " Растим настоящих патриотов"

   Воспитывая у детей любовь к родному посёлку, необходимо подвести их к пониманию, что их город– это частица Родины. Быть гражданином, патриотом – это непременно быть инт...

Расти настоящими патриотами

Публикации в газете...

Рабочая программа по патриотическому воспитанию " Растим настоящих патриотов"

Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному дому, к род...