Проект "Грибное царство"
проект (старшая группа)
«Не ходи за грибами с ведром, не губи лесное добро — клади их в лукошко, пускай дышат немножко».
Вид проекта: краткосрочный одна неделя (5 дней), групповой.
Тип проекта: познавательно - творческий
Продолжительность проекта: с 19.09. 2022г. по 23.09.2022г.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели группы, родители.
Актуальность: Каждый человек должен любить и беречь природу. А прививать любовь к ней нужно с детства.
Жизнь, здоровье и безопасность дошкольников полностью зависит от окружающих и взрослых. Природа дарит нам много красивого, вкусного, полезного, но вместе с тем и опасного. Мало кто задумывается, что за пределами дома или детского сада маленькие исследователи могут встретить ядовитые грибы и растения, которые дети предпочитают пробовать «на вкус». Отсутствие знаний о ядовитых и несъедобных грибах может привести к серьезным последствиям. Отсюда и появилась необходимость создания проекта «Грибное царство», чтобы дать простейшие знания о подстерегающих опасностях при встрече с грибами и мерах предосторожности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 814.87 КБ |
![]() | 15.38 КБ |
![]() | 14.25 КБ |
![]() | 14.95 КБ |
![]() | 15.97 КБ |
![]() | 14.75 КБ |
![]() | 12.75 КБ |
![]() | 30.32 КБ |
![]() | 12.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Беседа «Такие грибы разные»
Цель: формирование у детей представлений о разнообразии грибов
Задачи:
#1042;оспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе и окружающей среде.
#1056;асширять знания ребят о природе. Показать, что природа –это великое единство всего существующего в ней.
#1060;ормировать умение ребят различать съедобные и несъедобные грибы и меры предосторожности, необходимые при их сборе.
Ход занятия.
В.: Ребята, сегодня мы побываем в сказке. Но, чтобы попасть в нее необходимо отгадать загадку:
«У кого одна нога,
да и та без башмака?» (Ответы детей).
В.: Да, это грибы. Ученые объединили все растения в одну большую группу –царство растений. Животных объединили в царство животных. А куда относятся грибы? (Ответы детей).
В.: Долгое время грибы считали растениями. Но, постепенно выяснилось, что в теле грибов немало таких веществ, которых нет, ни в каких растениях, но они есть в теле некоторых животных. Поэтому их нельзя относить ни к растениям, ни к животным.
Грибы –это грибы. Это особое царство.
Приглашаю Вас, ребята, в грибное царство!
Царство грибов находится в лесу.
В.: Грибов на свете много: 100 тысяч видов и все они делятся на съедобные и несъедобные. Назовите, какие грибы вы знаете? (Ответы детей). А для чего нужны грибы? (Ответы детей).
В.: Лес без грибов растет плохо, деревья чахлые, сохнут. Деревья и грибы дружат между собой. Тонкие, белые на паутину нити грибницы тянутся к корням деревьев, оплетают их, срастаются с ними. Грибница как бы становится продолжением корня. Она всасывает из почвы и посылает дереву воду с растворенными в ней минеральными солями. А дерево отдает грибу питательные вещества, которые образуются в зеленых листьях. Одни грибы дружат с разными деревьями, другие –с какими –то определенными.
Знаете ли вы, ребята, где растут подберезовики? (Ответ детей: под березой).
Где растут подосиновики? (Ответ детей: под осиной).
В.: Молодцы, ребята! Рыжики растут под сосной и елью, маслята–под сосной, а белый гриб –под березой, елью, сосной и дубом(называя грибы, воспитатель показывает их на картинках). Кроме того грибы могут вступать в содружество с кустарниками и даже травами.
Вот как –то раз собрались все грибы на большой поляне и стали спорить, кто же самый лучший из них, кого выбрать царем в грибном царстве.
Съедобные грибы: подберезовики, подосиновики, рыжики, лисички, маслята, опята, грузди и другие грибы хотели выбрать царем боровика или, как его еще называют, белый гриб. Они говорили, что белый гриб люди считают самым лучшим и ценным. Он выглядит очень важным, настоящим его величеством. Если даже люди называют его «царем» грибов
или «полковником» -значит именно его нужно и выбирать царем. Знаете ли вы стихи про белый гриб?
Вот и гриб –боровик!
И красив он и велик!
В толстой шляпке набекрень,
Ножка крепкая, как пень».
Несъедобные грибы за возмущались, они были не согласны. Они говорили, что и у них есть гриб похожий на белый гриб –это ложный белый или желчный гриб. У настоящего белого гриба шляпка внизу белая или желтоватая, на ножке рисунок в виде белой сеточки, мякоть на срезе белая. У ложного белого гриба –шляпка внизу розовая, на ножке черная сеточка, мякоть на срезе розовеет. Несъедобные грибы говорили, что у них есть и другие двойники съедобных грибов: ложные опята, ложная лисичка и другие.
А главное -у несъедобных грибов есть гриб –красавец, которого нельзя не заметить. Вот его и хотели они выбрать царем. Что же это за гриб?
«Красная шляпка, белые горошки,
С виду красавец, что ни говори.
Только его мы не берем в лукошко,
Он опасный очень –очень
Этот самый гриб». (Мухомор)
В.: Да, это мухомор –ядовитый, опасный гриб. Он, действительно очень красив, но и очень ядовит, опасен для человека. Но для лосей мухомор –лекарство, поэтому не нужно топтать его ногой или сбивать палкой. Многие животные едят грибы, лечатся ими. Слизни, сороки, белки не брезгуют мухомором. Мухомор помогает расти соснам, елям, березам и другим
деревьям, украшает лес. Но самый опасный из ядовитых грибов –бледная поганка (показ картинки). Спасти человека, отравившегося ею, почти невозможно. Сильный яд. Первые признаки отравления через10-
12 часов. За это время яд основательно «поработает» в организме: головная боль, головокружение, ухудшение зрения, чувство беспокойства. Бледная поганка похожа на шампиньон. Но у шампиньонов пластинки под шляпкой -
розовые, с возрастом фиолетовые, а у поганки - чисто белые. У бледной поганки у основания ножки разорванный мешочек, которого нет у шампиньонов. Сверху шляпка у поганки –зеленоватая, но бывает и белая.
«На полянке спозаранку
Повстречала я поганку.
Почему ты бледная?
Потому что вредная!»
В.: Так спорили грибы между собой очень долго. В это время на поляну пришли люди. Собрали они все съедобные грибы, а не съедобные остались нетронутыми. Они людям не нужны, но нужны лесу и животным. Лес лучше растет, когда в нем есть грибы.
Вот и мы, ребята соберем с вами все съедобные грибы в корзину.
В.: Очень важно: Если неизвестно, съедобен гриб или нет, лучше его не класть в корзину!
Грибами можно и отравиться!
Дидактическая игра «Что в корзину мы берем?»
В.: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием.
Рефлексия:
В.: Ребята в какой сказке мы с вами побывали? О ком была эта сказка? Какие грибы вы запомнили? Какие несъедобные грибы вы знаете? (Ответы детей)
Предварительный просмотр:
Беседа «Зачем нужны грибы? С кем дружат грибы?»
Цель: формирование у детей представлений о жизни грибов
Задачи:
#1042;оспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе и окружающей среде.
#1056;асширять знания ребят о природе. Показать, что природа –это великое единство всего существующего в ней.
В.: Ребята как вы думаете кому и чем полезны грибы.
- Да, они полезны и нужны и людям, и зверям, и птицам, и растениям, которые растут рядом с ними в лесу:
- Грибы собирают и едят люди. Мы их солим, маринуем, варим из них грибной суп, делаем грибную икру, печем пироги с грибами и делаем из них много других вкусных блюд.
- Грибы едят и животные. Питаются ими летом и собирают — запасают на зиму. Даже ядовитые для человека грибы могут быть полезны животным! Например, мухомор едят белки, слизни, сороки. А лось может проглотить целый мухомор целиком, и не один! Он так лечит себя. Для него мухомор — это лекарство.
- А еще — грибница нужна для жизни лесных деревьев, кустарников, трав и цветов. Грибы — настоящие друзья деревьев! Грибница срастается с тонкими корешками дерева в земле. В результате грибы получают от деревьев нужное им питание и полезные вещества, а деревья также получают от грибов полезные вещества для их питания. Благодаря грибам деревья лучше усваивают всё полезное из своей «пищи» и быстрее растут. Так грибы и деревья помогают друг другу всю жизнь! Они лучшие друзья и друг без друга жить не могут!
Например, мухомор помогает расти соснам, елям, березам и другим деревьям, а еще он украшает лес!
Грибы помогают переработать остатки растений в лесу: разрушают пни, поваленные стволы деревьев, упавшие сучья. Это санитары леса, которые его чистят.
Физкультминутка – загадка «Любителя грибов»
В.: Грибы едят не только люди, но и животные, а какие именно мы сейчас узнаем. (дети выполняют движения по тексту стихотворения и отгадывают загадку)
Тихо, шагом, не спеша
(дети идут шагом)
Идет рыжая …(Лиса)
В чаще ходит зверь рогатый,
(Ходьба на носочках, руки подняты вверх)
Крупней его в лесу не нашлось.
Ест мухоморы сильный …(Лось)
Прыг да скок, прыг да скок,
(Дети выполняют прыжки)
Скачет с веточку на ветку,
К себе в дупло несет грибок,
Ну конечно, это … (белка)
Где в лесах дубы растут,
(Руки через стороны вверх)
Дикий свин уж тут как тут,
(Ходьба на месте)
Ушки у него торчком,
(Показ ладошками ушек на голове)
А зовется он … (кабан)
В.: Ребята, а как появляются новые грибы в лесу? Новые грибы растут из грибницы. Но у грибов есть еще один секрет роста. Вырастая, гриб образует споры. Споры — это очень — очень мелкие как пыль частички — пылинки. Ветер их разносит очень — очень далеко. Там они падают на землю, прорастают и дают начало новой грибнице, а из нее появятся скоро новые грибы.
В.: Сколько живут грибы? Жизнь грибная очень — очень короткая! Гриб пять дней молодой, на шестой день обычно гриб уже полностью созрел, а на седьмой день уже... состарился. Вот какая маленькая у них жизнь!
(чтобы дети осознали этот временной промежуток времени — на календаре воспитатель показывает ему понедельник. Это день, когда гриб появился. И так показывает каждый день недели. А в это время гриб уже полностью созрел — он за эти несколько дней стал уже совсем взрослый! Как мало времени прошло! А гриб стал старичком всего за неделю!
Д/И «Собери картинку»
(На столе лежат картинки разрезанные. Детям необходимо собрать целые картинки)
В.: Ребята, Кому полезны грибы?
Для кого мухомор — это лекарство?
Сколько растет гриб?
Предварительный просмотр:
Беседа с детьми «Какие бывают грибы? Как правильно нужно собирать грибы?»
Цель: формирование у детей представлений о разновидностях грибов
Задачи:
#1042;оспитывать в детях любовь и бережное отношение к природе и окружающей среде.
#1056;асширять знания ребят о природе. Показать, что природа –это великое единство всего существующего в ней.
#1060;ормировать умение ребят различать съедобные и несъедобные грибы и меры предосторожности, необходимые при их сборе.
В.: Ребята, мы с вами много нового узнали про грибы. Давайте с вами вспомним, какие грибы бывают (ответы детей)
В.: А еще есть грибы, которые называют листопадки. Что такое «грибы — листопадники», и почему они так называются? (предположения детей)
В.: «Листопадник» — от слова «листопад». Что такое «листо-пад»? Да, листья падают — листопад. Значит, такие грибы растут во время листопада. Это бывает в октябре. Это подберезовики, подосиновики, рыжики, грузди, волнушки и другие. Где нужно искать грибы осенью во время листопада — в темных холодных лесах в тени или на солнышке? Да, их надо искать там, где тепло, где пригревает солнце. Они прячутся под опавшей листвой. В холодном же лесу их не найти.
В.: Ребята, собирать грибы, нужно правильно. Сбор грибов называют «тихой охотой». Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Мы в лесу не хозяева, а гости. А коль уж пришли в гости – уважайте хозяев леса: растительный и животный лесной народ. Как правильно вести себя в лесу? (Ответы детей). Не шумите, не мусорьте, не топчите, не срывайте грибы с корнем. На обычную охоту ходят с ружьями, а на грибную охоту – с ножами. Зачем, знаете? (Ответы детей). Грибы нужно не срывать, а срезать. А для чего? (Ответы детей). Чтобы не вырвать грибницу – корни грибов. Без грибницы не бывать новым грибам.
Пальчиковая гимнастика «Грибы»
Раз, два, три, четыре, пять! «Шагают» пальчиками по столу.
Мы идем грибы искать.
Этот пальчик в лес пошел, Загибают по одному пальчику,
Этот пальчик гриб нашел, начиная с мизинца.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик только ел,
Оттого и потолстел.
В.: Ребята, существуют правила сбора грибов.
Правила сбора грибов:
1. Грибы можно собирать только со взрослыми, которые хорошо знают лес;
2. Не срывать, не топтать ядовитые грибы — они нужны многим жителям леса;
3. Не раскапывать палкой грибницу—она может высохнуть, не покрытая листвой;
4. Не собирать грибы у проезжей части;
5. Собирать только известные грибы;
6. Не срывать старые и очень маленькие грибы.
7. Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их— можно повредить грибницу.
В.: Ребята, сейчас я вам прочту интересный рассказ, в котором мы познакомимся с интересным грибом, растущим на пнях и деревьях — опёнком.
В. Зотов. «Опенок Осенний»
- Мамочка, смотри, грибам земли не хватает, — удивился Лисенок. — Они даже на деревья залезли!
- Ты еще многого не знаешь, — Улыбнулась Лисица. — Осенний опенок часто растет на стволах деревьев. Иногда осенью желто-коричневые шляпки, которые бывают размером с маленькое блюдце, кучками висят так высоко, что до них не дотянуться.
- А вон та семейка устроилась прямо на гнилом пеньке. — Малыш показал на пеньке около дерева. — Мама, а все эти грибы съедобные?
- Конечно, Осенний Опенок очень вкусный. Мимо него никто не проходит. Все кладут его в корзину, всем хочется попробовать этот гриб. А чтобы отличить его от ядовитого лжеопенка, надо посмотреть снизу на пластинки. У съедобных опят они всегда светлые — белые, кремовые или желтоватые.
Приметы и поговорки о грибах
Поздний гриб — поздний снег.
Где один маслёнок уродился, там и другие рядышком разбежались.
Метелки овса созрели — выросли в лесу опята.
Если грибов уродилось мало, то зима будет снежная и суровая.
Кто любит земле кланяться, без грибов не останется.
Кто пораньше встаёт, тот грибки в кузов кладёт.
Когда с вечера дожди – утречком грибочков жди.
Когда жарко и ведрено, грибы под деревьями собираются, когда сыро да ведрено — на поляны разбегаются.
Вечером дожди — утром грибов жди.
Сколько дождей — столько груздей.
Коль пошел парной туман над лесом — иди по грибы.
Сильные росы — к плодородию, а частые туманы — к урожаю грибов.
Если в лесу волнушки пошли, то жди скорого появления груздей.
Если заколосилась рожь — начинают попадаться и белые с подберёзовиками
Где красный мухомор, там белый гриб неподалёку сидит.
Если ночь на Рождество звездная, такие же и на Крещение — то летом будет много ягод и грибов.
В.: Ребята, о чем рассказывается в рассказе?
Что мы сегодня узнали нового?
Как правильно нужно собирать грибы?
Предварительный просмотр:
Беседа «Правила поведения в лесу»
Сейчас мы с вами отправимся в лес. Я взмахну волшебной палочкой:
Покружились – покружились,
В сказочном лесу оказались!
В.: Посмотрите здесь табличка с надписью. Прочтем, что написано?!
«…Пожалуйста. Не кричите и не шумите в лесу. Не рвите цветы, не ломайте ветки. Не пугайте – не обижайте лесных жителей. И тогда лес откроет вам все свои тайны – чудеса!»
В.: Вот мы и в лесу. На лесной полянке воздух свежий, кругом высокие деревья и кусты, поют птицы.
В.: А какие здесь красивые цветы! Что мы будем делать? (Полюбуемся). Почему не будем срывать цветы?
Если я сорву цветок,
Если ты сорвешь цветок,
Если все: и я, и ты
Если мы сорвём цветы
Опустеют все поляны
И не будет красоты.
В.: Цветок, выросший на поляне, находится у себя дома. К нему прилетают бабочки, пчёлы, шмели. Они питаются нектаром и опыляют растения. После цветения появятся семена, попадут в землю и из них вырастут новые цветы. Ситуация 1: Можем ли мы сорвать цветок только для того, чтобы полюбоваться им? Конечно, нет! Для букетов люди специально выращивают садовые цветы.
В.: Мы вспомнили одно из правил поведения в лесу, но правил много. Я их нарисовала, чтобы вам легче было запомнить. Посмотрите на эту картину (на руки: рушит цветы, поставлен знак, все другие правила изображены аналогично)
В.: Постояли мы на лесной поляне, полюбовались цветами и дальше пошли. Ситуация 2: Вдруг. Увидели гриб – мухомор, а вы знаете – он ядовитый. Как поступить? Пройдёте мимо или собьёте ногой, растопчите? Ребята, объясните, почему нельзя сбивать в лесу несъедобные грибы?
В.: Правильно, грибы служат для зверей – лекарством и пищей, грибы украшают лес.
В.: Прошли мы мимо мухомора, идём дальше и вдруг видим на земле у старых ёлочек чей-то домик из иголок. Что это за колючий домик и кто в нём живёт?
В.: Верно. Ребята, это ёжик, а кто же с ним по соседству?
В.: Интересно посмотреть, что делают муравьи в своём муравейнике?
Ситуация 3: Рядом с муравейником лежит палка. Может, возьмём её и разворошим муравейник? Обойдём муравейник, чтобы его не разрушить и подумаем, для чего нужны муравьи в лесу? Почему муравья называют санитаром леса?
В.: Дети, вспомните, а кто на Земле сильнее всех? Конечно, это обычный маленький муравей. Он переносит тяжести в 10 раз больше своего веса. И вообще, муравьи удивительные создания. Живут они, как видим, большой семьей в муравейнике, который растёт вместе с семьёй и строится всегда с запасом. А любимое их лакомство – семена различных деревьев и трав.
В.: Посмотрите внимательно и найдите среди картинок правило о муравьях.
Физминутка «Здравствуй лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес
(Широко развести руки в стороны )
Полный сказок и чудес!
(Повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою.
(Руки подняты вверх. Выполнять покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица?
(Дети всматриваются вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи.
(Широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои
(Поднять руки вверх, а потом прижать ладони к груди)
В.: Мы продолжаем свой путь по лесу, слушаем пение птиц.
Ситуация 4: Я вижу на ветках дерева птичье гнездо, оно совсем близко, даже видны птичьи яйца в нём. Побежим к гнезду! Может возьмём яйца? Они красивые, голубенькие в крапинку. А вот ещё гнездо, в нем голые птенчики. Наверно. Замёрзли. Подержим в руках. Погреем, и опять положим. Можно ли так поступать?
В.: Конечно, дети, нельзя подходить близко к гнёздам. Птицы – родители не бросили птенцов, они испугались нас и летают где-то поблизости. Как только мы уйдём, они подлетят к гнезду, согреют и накормят птенцов.
Найдите рисунок с правилами о птичьих гнёздах и послушайте стихотворение:
Гнездо на ветке – птичий дом,
Вчера птенец родился в нём.
Ты птичий дом не разоряй
И ни кому не позволяй!
В.:- Дети, а вы заметили, что мы всё время идём по тропинке. Можно ли в лесу ходить и бегать по траве? Найдите правило, в котором говорится, что в лесу нужно ходить по тропинке. Почему?
В.:- Правильно, потому что в траве живут много насекомых. Мы можем их раздавить. А некоторые птицы делают гнёзда на земле в высокой траве, мы можем наступить на гнездо.
Ситуация 5: Вот на цветок села бабочка. Поймаем её и рассмотрим, какие красивые у неё крылья. У кого-нибудь есть сачок, ловите скорее!
Можно ли так поступать? Для чего нужны в лесу бабочки, жуки, стрекозы, шмели? (Насекомые опыляют цветы, украшают природу; насекомые – корм для птиц, лягушек, жаб, ежей). Внимательно рассмотрите картинку с правилами. О чём она говорит? (Не надо в лес ходить с сачками, не нужно ловить насекомых).
В.: Пойдёмте дальше по тропинке. Ребята, что вы там увидели? (Паук, натянул свои сети между кустами).
В.: Дети, а разве паук нужен в лесу? Посмотрите на правила. Почему нельзя, рвать паутину? (Пауки полезные насекомые, они едят тлей, комаров, мух). Не будем сбивать паутинку, пусть паук подкарауливает свою добычу.
В.: Дети, как вы думаете, зачем нужны правила поведения в лесу? Что случится, если люди не будут выполнять правила?
(Исчезнут цветы, погибнут насекомые, улетят птицы, заболеют деревья, разбегутся звери)
В.: Правильно, ребята! Лес будет скучным, унылым и не красивым. А лес добрый. Он дарит нам грибы, ягоды, лекарственные травы, орехи и много-много всего другого. Учитесь слушать лес, видеть его чудеса. И будьте добрыми ко всему тому, что в нём живёт – растёт. Ребятки, те правила, которые научились выполнять вы, научите их выполнять своих товарищей, малышей и даже взрослых. Вот и закончилась наша прогулка в лес, попробуем закрыть глаза и…
Покружились, покружились,
В детском саду мы оказались!
Предварительный просмотр:
Пальчиковые игры на тему: «ГРИБЫ»
***
Дети в лес грибной пошли
(дети «идут» указательным и средним пальцами обеих рук по столу)
И грибочки там нашли.
Часть из них потом сварили,
Засолили, засушили,
Заморозили немножко
И поджарили с картошкой.
(загибают или разгибают пальцы на руке, рассказывая, что они сделали с грибами)
***
На полянке возле кочки
Мы увидели грибочки:
Две горькушки,
Две серушки,
Две волнушки,
Две свинушки.
А два беленьких грибочка
Мы увидели на кочке.
(дети поочередно соединяют пальцы правой руки с пальцами левой руки, перечисляя грибы)
***
Мы съедобные грибы
Долго собирали,
А потом своим друзьям
Вот что рассказали:
(дети, называя грибы, загибают по очереди пальцы на руке)
В бору вырос боровик,
А под дубом дубовик,
На пеньке сидят опята –
Очень дружные ребята.
Вырос подосиновик
Под молодой осиною,
Крупный подберезовик –
Под белою березою.
Если с нами в лес пойдете,
(«идут» пальчиками по столу)
Много вы грибов найдете.
(поднимают вверх руки с разжатыми пальцами)
***
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел,
Оттого и потолстел.
(массируют поочередно пальчики, начиная с мизинца)
***
Я корзину в лес беру,
Там грибы я соберу.
Удивляется мой друг:
«Сколько здесь грибов вокруг»
(Показывают удивление, развод руки в стороны.)
Подосиновик, масленок,
Подберезовик, опенок,
Боровик, лисичка, груздь —
Не играют в прятки пусть!
Рыжики, волнушки
Найду я на опушке,
Возвращаюсь я домой,
Все грибы нecy с собой.
(Поочередно сгибают пальчики на обеих руках, начиная с мизинца правой
руки.)
Мухомор не понесу.
Пусть останется в лесу!
(Большой палец левой руки отставляют, грозят ему.)
***
Раз, два, три, четыре, пять,
(В соответствии с текстом поочередно разжимать сжатые в кулак пальцы)
Пошли пальцы в лес гулять.
(Сжать пальцы в кулак и разжать их)
С собой корзиночку берут
И грибы в нее кладут.
(Ладони на себя, пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальцы образуют ручку)
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот резал,
Этот ел,
Ну, а этот все глядел.
(Большой палец отогнут, остальные сжаты в кулак. В соответствии с текстом поочередно разгибаем пальцы).
Предварительный просмотр:
Подвижные игры.
Малоподвижная игра «Вырос гриб».
Дети строятся в круг, выполняют упражнение под речевое сопровождение; ходьба по кругу.
Меж еловых мягких лап
Дождик кап, кап, кап! (Щелкают пальцами обеих рук)
Где сучок давно засох,
Серый мох, мох, мох! (Трут ладошки друг о друга)
Где листок к листку прилип ( приседают на корточки, медленно поднимаются)
Вырос гриб, гриб, гриб! (Встают на носки, руки вверх.)
Кто нашел его, друзья?
«Грибок в кузовок».
Дети делятся на две равные подгруппы. Она подгруппа – «грибы» (маски- шапочки), вторая- «корзинки» (в масках- шапочках). По сигналу педагога «Грибок в кузовок!» дети разбегаются по всему залу. Корзинки собирают грибы. Затем игра повторяется, и дети меняются ролями.
«Найди свой гриб»
В разных местах зала рядом стоят дети в шапочках грибов. Остальные дети встают группами вокруг каждого «грибочка» и берутся за руки, образуя кружки.
На спокойную музыку дети водят хоровод вокруг «грибочков». С окончанием музыки все дети разбегаются по залу. Когда музыка заиграет вновь «грибочки» останавливаются, а дети ищут свой грибок. Чей кружок соберется быстрее?
«Грибы в корзинку».
Два «грибника» на одной стороне поля (зала), а 6 -7 грибов муляжей (или картинок) на другой стороне зала. По команде грибники бегут за грибами, берут один съедобный гриб и бегом возвращаются к корзинке. Кто быстрее соберет грибы и не возьмет ядовитый, тот победил.
Предварительный просмотр:
Познавательные сказки и рассказы о грибах для детей
Н. Павлова «Две сказки о грибах»
Маленькая девочка пошла в лес за грибами. Подошла к опушке и давай хвастаться:
— Ты, Лес, лучше и не прячь от меня грибы! Все равно наберу полную корзину. Я ведь все, все твои тайны знаю!
— Не хвались! — зашумел — Лес. — Не хвастай! Где там все!
— А вот увидишь, — сказала девочка и пошла искать грибы.
В мелкой травке, между березками, росли грибы подберезовики: шляпки серые, мягкие, ножки с черными махорками.
В молодом осиннике собрались толстые крепкие малыши-подосиновики в туго натянутых оранжевых чепчиках.
А в полумраке, под елочками, среди прелой хвои, девочка нашла коротышки-рыжики: рыженькие, зеленоватые, полосатые, а посередине шляпки ямочка, как будто зверушка лапкой вдавила.
Девочка набрала грибов полную корзинку, да еще с верхом! Вышла на опушку и говорит:
— Видишь, Лес, сколько я разных грибов набрала? Значит, понимаю, где их надо искать. Не даром хвасталась, что все твои тайны знаю.
— Где там все! — зашумел Лес. — У меня тайн поди больше, чем листьев на деревьях. А что ты знаешь? Тебе даже и то невдомек, отчего подберезовики растут только под березами, подосиновики — под осинами, рыжики — под елками да соснами.
— А вот и вдомёк, — ответила девочка. Но сказала она это просто так, из упрямства.
— Не знаешь ты этого, не знаешь, — зашумел Лес, — это рассказать — сказка будет!
— Знаю, какая сказка, — упрямилась девочка. — Погоди немножко, я ее вспомню и сама тебе расскажу.
Она посидела на пеньке, подумала, а потом стала рассказывать.
Раньше было такое время, что грибы не стояли на одном месте, а бегали по всему лесу, танцевали, становились вверх ногой, озорничали. Раньше в лесу все умели танцевать. Один Медведь не умел. А он был самый главный начальник.
Однажды в лесу справляли день рождения столетнего-пре-столетнего дерева. Все танцевали, а Медведь — самый-то главный — сидел как пень. Обидно ему стало, и решил он научиться танцевать. Выбрал себе поляну и стал там упражняться. Но он, конечно, не хотел, чтобы его видели, стеснялся, и поэтому дал приказ:
— Никому никогда на моей поляне не появляться.
А эту поляну очень любили грибы. И они не послушались приказа. Подкараулили, когда Медведь прилег отдохнуть, оставили Поганку его сторожить, а сами убежали на поляну играть.
Медведь проснулся, увидел перед своим носом Поганку и крикнул:
— Ты что тут торчишь?
А она отвечает:
— Все грибы убежали на твою поляну, а меня оставили караулить.
Медведь взревел, вскочил, прихлопнул Поганку и помчался на поляну.
А грибы играли там в палочку-выручалочку. Попрятались кто куда. Грибок с красной шапочкой спрятался под Осиной, рыженький — под елкой, а длинноногий с черными махорками — под Березой.
А Медведь-то как выскочит, да как заорет — Ры-ыыы! Попались, грибочки! Попались!
Грибы со страха так все к месту и приросли.
Тут Береза опустила листочки и прикрыла ими свой грибок. Осина скинула круглый листик прямо на шляпку своего грибка. А елка пригребла лапой к Рыжику сухие иголки.
Поискал Медведь грибы, да так ни одного и не нашел.
С тех пор те грибы, которые прятались под деревьями, так и растут каждый под своим деревом. Помнят, как оно его спасло. И зовут теперь эти грибы Подберезовик и Подосиновик. А Рыжик так и остался Рыжиком, за то, что рыжий. Вот и вся сказка!
— Это ты складно придумала! — зашумел Лес. — Хороша сказка, да только правды в ней — ни капельки. А ты послушай-ка мою сказку-быль.
Жили-были в лесу под землею корни. Не в одиночку — семьями жили: Березовые — при Березе, Осиновые — при Осине, Еловые — при елке.
И вот, поди ж ты, откуда ни возьмись, появились рядом бездомные Корешки. Диво-Корешки! Самой тонкой паутинки тоньше. В прелых листьях, в лесных отбросах роются, и что там съедобного найдут, едят и в запас откладывают.
А Березовые Корешки рядышком растянулись, смотрят и завидуют.
— Мы, — говорят, — из прели, из гнили ничего добыть не можем. А Диво-Корешки в ответ: — Нам завидуете, а у самих добра побольше нашего.
И ведь отгадали! Даром что паутинка паутинкой. Березовые-то Корешки большую подмогу получали от своих же Березовых Листьев. Листья им по стволу сверху вниз пищу посылали. А из чего уж они эту пищу готовили, их самих спросить надо. Диво-Корешки одним богаты. Березовые Корешки — другим.
И решили они дружить.
Диво-Корешки прижались к Березовым и кругом их оплели. А Березовые Корешки в долгу не остаются: что достанут, с товарищами поделятся.
С тех пор зажили они нераздельно. И тем и другим на пользу. Диво-Корешки все шире разрастаются, все запасы копят. А Березка растет да крепнет.
Лето — на середине, хвалятся Березовые Корешки:
— У нашей Березки сережки взъерошились, семена летят!
А Диво-Корешки отвечают:
— Вот как! Семена! Значит, пора и нам за дело.
Сказано-сделано: вскочили на Диво-Корешках желвачки. Поначалу — маленькие. Но как взялись расти! Березовые-то Корешки и сказать ничего не успели, а они уже сквозь землю пробились. И развернулись на воле, под Березкой, молоденькими грибками. Ножки с черными махорками. Шляпки коричневые. А из-под шляпок грибные семена-споры сыплются. Ветер их с березовыми семенами смешал и по лесу рассеял.
Так и породнился гриб с Березой. И с тех пор с ней неразлучен. За это зовут его Подберезовиком.
Вот и вся моя сказка-быль! Она про Подберезовик, но она же и про Рыжик с Подосиновиком. Только Рыжик-то два дерева облюбовал: Елку да Сосну.
— Это не смешная, но очень удивительная сказка, — сказала девочка. — Подумаешь, какой-то малыш-грибок — и вдруг великанное дерево подкармливает!
Рассказ А. Лопатиной — для младших школьников. Действительно ли грибы можно вырастить на огороде? Надо ли отказываться от лесных грибов? Почему многие полезные грибы сейчас стали вредными? Эти вопросы обсуждает в рассказе дедушка со своими внучками.
А. Лопатина «Знакомство с грибами»
В начале июля на целую неделю зарядили дожди. Анюта и Машенька приуныли. Они скучали без леса. Бабушка отпускала их погулять во дворе, но как только девочки промокали, тут же звала их домой.
Кот Порфирий говорил, когда девочки звали его гулять:
— Что за охота мокнуть под дождем? Лучше я дома посижу, сказку сочиню.
— Я тоже считаю, что мягкий диван более подходящее место для котов, чем сырая трава, — поддакивал Андрейка.
Дедушка, возвращаясь из леса в мокром плаще, смеясь, говорил:
— Июльские дожди землю питают, урожай ей растить помогают. Не переживайте, скоро в лес за грибами пойдем.
Алиса, встряхиваясь так, что мокрая пыль летела во все стороны, рассказывала:
— Уже сыроежки полезли, а в осиннике два маленьких подосиновика выскочили в красных колпачках, по я их оставила, пусть подрастут.
Анюта и Машенька с нетерпением ждали, когда дедушка возьмет их с собой за грибами. Особенно после того, как он принес однажды целую корзинку молодых грибов. Вынув из корзинки крепенькие с серыми ножками и гладкими коричневыми шапочками грибки, он сказал девочкам:
— Ну-ка, отгадайте загадку: В роще у березки повстречались тезки.
— Знаю, — воскликнула Анюта, — это подберезовики, они растут под березами, а подосиновики растут под осинками. Они похожи на подберезовики, но шляпки у них красные. Еще бывают боровики, они в борах растут, а сыроежки разноцветные везде растут.
— Да вы у нас грибную грамоту знаете! — удивился дедушка и, достав из корзины целый ворох желто-рыжих пластинчатых грибочков, сказал:
— Раз вам все грибы знакомы, помогите-ка мне найти нужное слово: Золотистые… Очень дружные сестрички, Ходят в рыженьких беретах, Осень в лес приносят летом.
Девочки смущенно молчали.
— Стишок этот о лисичках: они вырастают огромной семьей и в траве словно осенние листочки золотятся, — объяснил всезнающий Порфирий.
Анюта обиженно сказала:
— Дедушка, ведь мы только некоторые грибы изучали в школе. Учительница сказала нам, что среди грибов много ядовитых, их есть нельзя. Еще она сказала, что сейчас даже хорошими грибами можно отравиться, и лучше их вообще не собирать.
— Учительница вам правильно сказала, что ядовитые грибы есть нельзя и что сейчас многие хорошие грибы вредными для человека становятся. Заводы всякие отходы в атмосферу выбрасывают, вот и оседают разные вредные вещества в лесах, особенно возле городов больших, а грибы их впитывают. Но хороших грибов много! Нужно только с ними подружиться, тогда они сами к вам навстречу выбегут, когда вы в лес придете.
— Ой, какой замечательный грибок, крепкий, толстенький, в бархатной светло-коричневой шапочке! — воскликнула Машенька, сунув свой нос в корзинку.
— Это, Машенька, белый выскочил раньше времени. Обычно они в июле появляются. Про него говорят: Вылез боровичок крепенький бочек, Кто его увидит, всяк поклонится.
— Дедушка, почему боровичок называют белым, если у него коричневая шляпка? — спросила Машенька.
— У него мякоть белая, вкусная и душистая. У подосиновиков, например, мякоть синеет, если ее разрежешь, а у белых мякоть не темнеет ни при резке, ни при варке, ни при сушке. Гриб этот в народе издавна считают одним из питательнейших. Есть у меня знакомый профессор, он грибы изучает. Так вот он мне рассказывал, что в боровиках ученые нашли двадцать самыx важных для человека аминокислот, а также множество витаминов и минеральных веществ. Недаром грибы эти называют лесным мясом, потому что белков в них даже больше, чем в мясе.
- Дедушка, а учительница нам говорила, что в будущем люди все грибы на огородах будут выращивать и в магазине покупать, — сказала Анюта, а Мишенька добавила:
— Нам мама покупала грибы в магазине — белые шампиньоны и серые вешенки, очень вкусные. У вешенок шляпки на уши похожи, и они друг с другом срослись, словно один гриб получился.
— Ваша учительница права, да только лесные грибы дарят людям целебные свойства леса и его лучшие ароматы. Многие грибы человеку на огороде не вырастить: без деревьев и без леса они жить не могут. Грибница с деревьями, как неразлучные братья корешками сплелись и друг друга кормят. Да и ядовитых грибов не так много, просто люди в грибах не очень разбираются. Всякий гриб чем-нибудь полезен. Впрочем, пойдете в лес, грибы сами вам о себе все расскажут.
Н. Сладков «Мухомор»
Красавец мухомор по виду добрее Красной Шапочки, безвредней божьей коровки. Похож и на веселого гномика в красном бисерном колпаке и кружевных панталончиках: вот-вот зашевелится, в пояс поклонится и что-нибудь скажет хорошее. И в самом деле, хоть ядовит он и несъедобен, но не совсем уж плох: многие жители леса даже едят его и не болеют. Лоси, бывает, жуют, сороки клюют, даже белки, на что уж в грибах разбираются, а и те, случается, мухоморы на зиму сушат. В малых долях мухомор, как и змеиный яд, не травит, а лечит. И звери с птицами это знают. Знайте теперь и вы. Но только сами никогда — никогда! — не пробуйте мухомором лечиться. Мухомор он все-таки мухомор — может и уморить!
Прочитав рассказ, рассмотрите картинку мухомора и обсудите с ребенком:
- чем мухомор похож на гномика? где у него красная шапочка — колпачок? Почему колпачок в рассказе называется «бисерным»? (украшен белыми бисеринками — покажите ребенку крупный белый бисер и найдите бисеринки на шляпке мухомора) А где у мухомора белые штанишки — панталончики с кружевами?
- чем полезен мухомор?
- можно ли людям срывать мухомор? почему?
И еще один рассказ о грибах — мухоморах Н. Сладкова «Хоровод грибов». Прочитайте ребенку фрагмент рассказа и обсудите с ним:
- на кого похожи мухоморы? на что похожа их ножка? их шляпка?
как это «стоят подбоченясь» (покажите эту позу)
- чего ждут мухоморы?
- как танцуют мухоморы на своих белых ножках? (придумайте несколько движений вместе под плясовую или хороводную мелодию) Быстро ли они водят хоровод? «Замелькают белый ножки» — что это означает? Когда так говорят: «только пятки засверкали», «только ножки замелькали»? С тобой было такое, что ты так быстро двигался, что только ноги мелькали? Когда? Поделитесь и своими историями из жизни.
Н. Сладков. «Хоровод грибов»
Грибник мухоморы не берет, но мухоморам рад: пошли мухоморы — пойдут и белые. Да и глаз мухоморы радуют, хоть несъедобные и ядовитые. Стоят подбоченясь на белых ножках, в кружевных панталончиках, в красных клоунских колпаках — не хочешь, а залюбуешься. А если набредешь на мухоморный хоровод, так в пору остолбенеть: дюжина красных молодцов встала в круг и приготовилась к танцу!
Вот сейчас — раз, два! — кто-то хлопнет в ладоши и — три, четыре! — закружится хоровод! Всё быстрей и быстрей — пёстрой праздничной каруселью. Замелькают белые ножки, зашуршат сухие листья. Стоишь и ждешь.
И мухоморы стоят и ждут. Ждут, когда наконец ты догадаешься и уйдешь. Чтобы без помех и чужого глаза начать водить свой грибной хоровод. Притоптывая грибными белыми ножками, помахивая грибными красными шляпками. Как в старину…»
Лебедева Галина Владимировна
Грибные места
Дождь шел всю неделю, а когда кончился, и Вовка выглянул в окно, то увидел: по той стороне улицы идут с корзинами Витька и Гришка. "В лес! За грибами!" - догадался Вовка. Запирая калитку на вертушку, он видел, что ребята уже переходят через ручей по шатким кладочкам.
- Эй! Подождите меня! - крикнул Вовка, сбегая под горку.
Ребята остановились, но увидев Вовку пошли дальше. Запыхавшийся Вовка поравнялся с ними:
- Ребят, а ребят, я с вами!
- Да ну тебя, устанешь - ныть начнешь. - сказал Гришка.
- Да пусть идет! - простодушно разрешил Витька.
- Ну что вам жалко? Ну возьмите...
- Мы далеко- на Варварино болото идем, - сказал Витька
- Помалкивай! - подтолкнул его в бок Гришка,- А то все туда попрутся - в два дня все оберут.
И ребята побежали от него через поле. Вскоре в колосьях мелькали только их макушки.
-"Ну и пусть" - глотая слезы, думал Вовка. Домой ему возвращаться не хотелось. Бабушка, наверно, еще спит. Скучно. А если и встала, то сейчас же посадит на лавку, наденет на растопыренные руки козьи нитки и будет сматывать их в клубки.
Тоненькая тропинка, едва заметная во ржи, тянулась к лесу, и Вовка пошел по ней.
Солнце в первый раз после долгих дождей светило ярко и ласково. Вовка шелушил в ладонях колоски и клал в рот мягкие зерна. Пахло смолой и сыростью. Вот он лес. Сквозь стволы, как сквозь щелявый забор, пробивались лучи солнца. Было слышно, как падают не землю шишки. "Ещё заблудишься..." - опасливо думал Вовка, не решаясь войти в лес.
- Там, небось и волки есть... Страшно?! - спросил он сам себя.
"Страшно...аш-аш-шш..." - вернулось к нему из глубины леса. Вовка зажмурился. Потом подумал: "А я не боюсь, я далеко не пойду, я тут, скраешку..." И он храбро вступил в лес. Большие красные мухоморы окружили его. Вовка прутиком сшиб с них шляпки и пошел дальше. Попались две поганки, тонкие и прозрачные. Он и их сшиб смаху. Потом увидел бабочку. Красивую-красивую... Она сидела на мокрой еловой шишке и складывала и раскрывала, как книжечку, черные с белым кружевцем крылышки. Вовка замер, положил прутик на траву и стал подкрадываться, сложив руки ковшичком. Не дыша, он склонялся все ниже и ниже и, наконец, упал, накрыв то место, на котором сидела бабочка секунду назад. Улетела... из-под самого носа...Вовка от огорчения так и остался лежать во влажной траве.
И вдруг он увидел гриб. На толстой серенькой ножке - красная бархатная шапочка. Вова подполз к грибу на коленках, с колотящимся от радости сердцем, обмял вокруг него траву, погладил упругую шляпку и надломил ножку: "Ура! Гриб!" Вовка разогнулся и тут же увидел второй - такой же красный, только чуть побольше. Оба гриба он положил рядышком на мохнатый старый пенёк. Теперь он, не разгибаясь, полз по траве сквозь чащу тоненьких осинок. Внимательно оглядываясь, он замечал один гриб за другим. Но вскоре они кончились так же неожиданно, как и появились.
Обратно дорогу он нашел быстро: по примятой траве и кучкам грибов, разложенным на ней. Не оставлять же их в лесу! Вовка подумал немного, снял майку, завязал рукава узлом. Получился мешочек, такой тяжеленький - все грибы уместились. Он вышел из леса, солнце садилось. Комары - толкачики плясали в его лучах. Тропинка оказалась далеко в стороне, и Вовка, приседая и поджимая пальцы, добежал до нее по стерне, бережно прижимая к животу мешочек с грибами. Когда добрался до тропинки, то нагретая солнцем пыль показалась ему мягкой и нежной. Вовка засмеялся от удовольствия. Тропинка довела его до ручья, а там и до дому рукой подать!
Бабушка, увидев его с крыльца, перекрестила верхнюю пуговку на кофте.
- Слава те, Господи! Где тебя носит?! - но увидев Вовкину находку, заулыбалась: - Никак красные пошли! Надо завтра сходить за гумно, поглядеть! Молодец!
В это время на горке показались Витька с Гришкой. Они шли, подбивая коленками пустые корзинки. Увидев Вовкины грибы, они остолбенели:
- Во даёт! - сказал Витька.
- Это откуда ж столько? - удивился Гришка.
- Я место нашел! - захлебываясь начал рассказывать Вовка. - Завтра опять туда пойду! Айда со мной1
- Какое место? - допытывался Гришка. - Это, что ль, где береза поваленная?
- Ага! - Вовка обрадовался, что Гришка такой понятливый. - Давайте завтра вместе туда пойдем!
- Давай! - согласился Витька.
- Да чего завтра -то идти? - заупрямился Гришка, - по обобранному-то, рано еще, новые еще не успеют вырасти. Послезавтра - тогда да!
- А вы на одно место сходили, а завтра - на другое, послезавтра - на третье, а там - опять на старое место возвращайтесь, так все лето с грибами и будете... - учила бабушка, раскладывая грибы на порожке.
- Ладно, тогда завтра пойдем в Пономарев враг. - сказал Гришка.
- Зайдете? - с надеждой спросил Вовка.
Ребята пообещали. И Вовка, довольный, весь вечер думал, как завтра они вместе пойдут в этот страшный Пономарев овраг. Там, говорят, когда-то, давным-давно пономаря черти в болото завели, поэтому он так и называется.
На другое утро проснулся Вовка пораньше, пробежал через холодные сени на нагретое солнцем крыльцо - поскорее умыться. Намыливая руки под гремящим рукомойником, он поглядывал по сторонам. И, вдруг мыло так и выскочило у него из рук. По тропинке, из лесочка, где он вчера открыл грибное место, шел Гришка! Ну да! Это был он: рубашка его, кепка... Конечно он! Гришка тащил корзину, доверху набитую грибами. Тяжело ему, руку оттягивает. Ишь, даже на сторону перегнулся.
Вовка заплакал. Неслышно сзади подошла бабушка, она только что подоила корову.
- Чегой-то ты, милок, с утра плакать принялся? -удивилась она.
- Гришка... место мое... обобрал, - прошептал Вовка. И, уткнувшись в бабушкин передник, заплакал во весь голос.
Бабушка приставила ладонь козырёчком к глазам и посмотрела туда, куда показывал Вовка.
- Да... хитер! - засмеялась она. Ах, ты... Лиса Патрикевна, мимо нашего дома не пошел, за огороды свернул, чтобы не увидели. Ничего, - оглаживая Вовку по голове и по плечам, - говорила бабушка, - Мы сейчас парного молочка попьем да и пойдем сами. Что Гришка - вот я знаю места, - и малинка там, и черника. Бабушка уже нарезала черного хлебушка и протянула Вовке кружку молока. - Давай, ешь скоренько и пошли .
- В Пономарев враг? - встревожился Вовка.
- Еще дальше. А ты откуда про Пономарев-то знаешь?
- Гришка рассказывал...Там эта... Нечистая сила водится...
- Водится, что правда - то правда. Да только у нас против нее слово заветное есть.
- Какое, скажи?
- Не могу. Говорить их к месту надобно, а не так - взял да и брякнул.
- Ну, пожалуйста! Ну шёпотом! - не унимался Вовка.
- Это молитва. Сила в ней великая, как скажешь - вся нечисть врассыпную. Да не каждому дана сила слова, а тому лишь, кто верит.
- Ой! А как же Витька? - вспомнил вдруг Вовка, отрываясь от кружки, - Мы же договорились. Он же придёт!
- А Витька придёт - и Витьку возьмем.
Тут-то он и появился. Злой, насупленный, из-под кепки красные уши торчат. Идет - в землю глядит, руки в карманы, а корзинка через плечо на веревочке болтается.
- Здрассте! - сказал он чуть слышно и кивнул в сторону Гришкиного дома. - Видал!
- Видали, видали, - засмеялась бабушка. И не успел Витка опомниться, сунула ему в руки кружку молока и ломоть хлеба.
- На-ка, попей на дорожку!
Ребята молча, сердито ели, а бабушка тем временем достала из чуланчика две кошёлки, накинула на плечи старенький порыжевший пиджачок, и вот уже стоит перед крыльцом готовая.
- Гришка ваш сегодня в большом убытке остался, - засмеялась она, - грибы нашел, а друзей потерял! - И, обняв за плечи Витьку и Вовку, повела их своей дорожкой показывать грибные места.
В. Даля «Война грибов с ягодами»
Красным летом всего в лесу много — и грибов всяких и всяких ягод: земляники с черникой, и малины с ежевикой, и чёрной смородины. Ходят девки по лесу, ягоды собирают, песенки распевают, а гриб-боровик, под дубочком сидючи, и пыжится, дуется, из земли прёт, на ягоды гневается: «Вишь, что их уродилось! Бывало и мы в чести, в почёте, а ныне никто на нас и не посмотрит! Постой же, — думает боровик, всем грибам голова, — нас, грибов, сила великая — пригнетём, задушим её, сладкую ягоду!»
Задумал-загадал боровик войну, под дубом сидючи, на все грибы глядючи, и стал он грибы созывать, стал помочь скликать:
— Идите вы, волнушки, выступайте на войну!
Отказалися волнушки:
— Мы все старые старушки, не повинны на войну
— Идите вы, опёнки!
Отказалися опёнки:
— У нас ноги больно тонки, не пойдём на войну!
— Эй вы, сморчки! — крикнул гриб-боровик. — Снаряжайтесь на войну!
Отказалися сморчки; говорят:
— Мы старички, уж куда нам на войну!
Рассердился гриб, прогневался боровик, и крикнул он громким голосом:
— Грузди, вы ребята дружны, идите со мной воевать, кичливую ягоду избивать!
Откликнулись грузди с подгруздками:
— Мы грузди, братья дружны, мы идём с тобой на войну, на лесную и полевую ягоду, мы её шапками закидаем, пятой затопчем!
Сказав это, грузди полезли дружно из земли: сухой лист над головами их вздымается, грозная рать подымается.
«Ну, быть беде», — думает зелёная травка.
А на ту пору пришла с коробом в лес тётка Варвара — широкие карманы. Увидав великую груздёвую силу, ахнула, присела и ну грибы сподряд брать да в кузов класть. Набрала его полным-полнёшенько, насилу до дому донесла, а дома разобрала грибки по родам да по званию: волнушки — в кадушки, опёнки — в бочонки, сморчки — в бурачки, груздки — в кузовки, а наибольший гриб-боровик попал в вязку; его пронзали, высушили да и продали.
С той поры перестал гриб с ягодою воевать.
Пословицы о грибах
Бобы не грибы: не посеяв, не взойдут.
Бояться волков, быть без грибов.
Будет дождик, будут и грибки; а будут грибки, будет и кузовок.
Возле леса жить — голодному не быть.
В карете цугом по грибы не ездят.
В лесу шуметь - только грибы распугивать.
Всяк грибок знает свой срок.
Всякий гриб в руки берут, да не всякий гриб в кузов кладут.
Выдранный гриб навек погиб, срезанный под корешок - дает приплода мешок.
Где один гриб, там и другой.
Гриб не хлеб, а ягода не трава.
Грибные приметы и зимой живут.
Грибы растут в деревне, а их и в городе знают.
Грибы на одной ножке, не придут сами в лукошко.
Дворянское кушанье - два грибка на тарелочке.
Ешь пирог с грибами, а язык держи за зубами.
Зимой съел бы грибок, да снег глубок.
И много за морем грибов, да не по нашему кузову.
Как пирог с грибами, так все с руками, а как плеть с узлом, так и прочь с кузлом.
Кто любит земле кланяться — без добычи не останется.
Ленивому и гриб поклона не стоит.
Лесу нет, и гриб не родится.
Любят грибы за нос водить.
Много комаров - готовь сто коробов, а много мошек - готовь лукошек.
Мужик сосну рубит, а по грибам щепа бьет.
Назвался грибок, полезай в кузовок.
Настом по грибы не ходят.
Не выдирай руками грибочки, носи нож на цепочке: выдранный с землей гриб — навек погиб, а срезанный под корешок — даст приплода мешок.
Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
Не ходи за грибами с ведром, не губи лесное добро - клади их в лукошко, пускай дышат немножко.
Нес черт грибы в коробе, да рассыпал по бору.
По беду - не по грибы! Найдешь.
По грибы с удачей ходят!
По долги - не по грибы.
Под большим деревом и гриб вольготней живет.
Растут детки, как грибки.
С кем по грибки, с тем и по ягодки.
Семеры яства, а все грибы.
Со счастьем на клад набредешь, без счастья и гриба не найдешь.
Собирай по грибку - наберешь кузовок.
Стар гриб да корень свеж.
Стоит Антошка на одной ножке: кто мимо ни пройдет, всяк поклон отдает.
Хочешь грибок - лезь под кусток.
Что за гриб до дождя взрос!
Ягоды любят день, грибы — ночь и тень.
Стихи о грибах
Елена Долгих
Если шляпка красная,
Много белых точек,
Значит, дело ясное –
Ядовит грибочек!
Мы его не станем брать,
Чтоб не отравиться.
Эту красочную рать
Надо сторониться.
Если неказист на вид,
Прячется умело,
Это самый вкусный гриб
Под названьем «белый»!
Осторожно его срежь,
Положи в корзину,
Маринуй, соли и ешь
До весны, всю зиму!
А на стареньком пенёчке,
И особенно в тенёчке,
Аж семьёй растут грибочки –
Дружно, как солдаты,
Тянутся опята.
В ельнике – маслята.
Те неприхотливые,
Шапочки сопливые.
Вроде некрасивые,
Но пожаришь – классно!
С этими всё ясно.
Есть ещё грибочек – груздь,
Из души прогонит грусть.
Он по виду, как воронка,
Беленький по цвету,
Часто прячется в сторонку
От дневного света.
Груздь солёный – это что-то!
Всех грибов вкуснее!
До чего ж грибов охота,
В лес пойдём скорее!
Из дневника боровика
Елена Липатова
Восемь тридцать. Понедельник.
В лес пришел один бездельник.
Покрутился, повертелся
И ушел в соседний ельник.
Вторник. Пятое июля.
Никого – одна бабуля.
Тащит старую тележку,
Раздавила сыроежку.
После дождичка в четверг
Глянул я случайно вверх...
Ох!
Грибник за грибником!
Я прикрылся дневником.
После завтрака в субботу
Сразу взялся за работу.
Поработал я всерьез –
Целый день толстел и рос.
Воскресенье – трудный день
Едут в лес, кому не лень:
Дяди Вани, тети Вали... –
Как бы вправду не сорвали!
Чует сердце – быть беде.
Ой!
Постойте!
Что вы де...
Грибники
Вдоль дороги ели, ели.
В глине клином колея.
По дороге еле-еле
Ковыляем брат и я.
Отдохнул немного я бы,
Братец тоже сесть готов.
У меня корзина ягод,
У него ведро грибов.
Я в корзину гордо гляну,
Брат грибам ужасно рад.
Мы нашли одну поляну
И собрали всё подряд.
Мы ребята городские,
И не знаем в этот раз,
Где грибы у нас какие,
Что за ягоды у нас.
Мама плакала, смеялась
И сказала нам: – друзья,
Вы – герои. Вот ведь жалость,
Только это есть нельзя.
По грибы
Шульжик Валерий
По грибы
Старик собрался,
А в грибах не разбирался.
Не запутаться дабы -
Взял он книжку про грибы.
Старичок сидел у ёлки,
По строке водил рукой,
А вокруг шептали волки:
"Ишь ты, грамотный какой!"
Предварительный просмотр:
Дидактические игры
«Собери грибы в лукошко»
Описание игры:
На полу выкладывают картинки с изображением съедобных и несъедобных грибов. Дети выбирают должны выбирать грибы и съедобные складывать в корзинку. По окончанию игры воспитатель берет корзинку, достает по одному грибу и просит детей назвать их.
«Я начну, а ты продолжи»
Описание.
Воспитатель начинает зачитывать пословицу или поговорку, которые дети уже прослушивали и просить завершить её.
- Весна красна цветами, а осень… (грибами)
- Где дубы, там и … (грибы)
- Когда сыро, тогда и …(грибов много)
- Любят грибы …(за нос водить)
- Назвался груздем … (полезай в кузов)
- Не поклонясь до земли, и грибка не подымешь.
«Четвертый лишний»
Описание игры:
На доску выставляют четыре картинки с изображением грибов. Детям предлагают выбрать из данных грибов лишний, объяснив свой выбор.
«Математические мухоморы»
Описание игры:
Педагог загадывает загадку
Гриб-красавец ядовит!
Он среди травы стоит.
Только входишь в темный бор,
Глядь, ярко-красный …(мухомор)
Педагог приглашает детей за столы.
«У нас здесь «лесная аптечка» с мухоморами для зверей. Только грибы потеряли свои точки-кружочки на шляпках. Поможем вернуть их на место.»
Дети выбирают по одному грибу. Рассматривают на ножке цифру и называют её. Берут белые фишки и выкладывают на шляпку гриба такое количество фишек, чтобы соответствовало цифре.
«Собери картинку»
Описание игры:
Выкладывается на стол картинки разрезанные, детям необходимо собрать в целые.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект итогового занятия« Царство лекарственных растений»
Закрепить знания детей о лекарственных растениях как представителях флоры Земли, их красоте и пользе....

Проект «Царство речных рыб».
Рассматривая проблемные вопросы входящие в тему учебной программы мы выяснили, что одно из замечательных богатств нашей Родины- это рыбы.Для проведения проекта необходимо запланировать экскурсии к вод...
Спортивно-театрализованное развлечение для детей старшей группы "Урок физкультуры в космическом царстве"
В космическом царстве живет царевна Капризулька, которая не хочет заниматься физкультурой. Царь приглашает с разных планет гостей, чтобы те показали упражнения царевне что они могут и кататься на само...
Конспект интегрированного занятия "Подводное царство"
Конспект интегрированного занятия физкультурно-речевого цикла в рамках коррекционной студии "Радуга здоровья"...
Весна в Берендеевом царстве
Конспект фольклорного праздника для детей 6-7 лет...

РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея" РАЗВЛЕЧЕНИЕ "В царстве Берендея"
Развивать познавательный интерес и любовь к русскому народному творчеству, любви к природе, развивать внимание, сосредоточенность , формировать умение работать в коллективе: принимать общий замы...