Паспорт мини-музея «Курочка Ряба»
материал (младшая группа)

MarinaMikelevich

Паспорт мини-музея

«Курочка Ряба»

Паспортные данные

Наименование мини-музея : мини-музей «Курочка Ряба».

Профиль музея: познавательный.

Цели создания музея – Формировать у дошкольников первичные представления о музее. Знакомить детей младшего дошкольного возраста с домашней курочкой, со сказками, потешками, песнями о ней.

Задачи:

• Расширять представления детей о роли домашних птиц в жизни человека;

• Воспитывать бережное, заботливое отношение к животному миру;

• Развивать активную речь детей, расширять словарный запас;

Характеристика помещениягрупповая комната.

Музейное дело – очень важное дело.

Живой показ явлений, фактов особенно

убеждает, особенно врезается в память,

толкает мысль…

Актуальность:

Тема мини-музея была выбрана именно с учетом возраста детей и любимой ими сказки. Курочка Ряба — один из первых сказочных персонажей, с которым знакомится ребенок. В фольклоре Курочка и Петушок не менее популярны, чем Лисичка-сестричка и Серый Волк. Им посвящено немало сказок, потешек, песенок. Петушок не раз становился героем лубочных картинок. Его изображение украшало расшитые полотенца. Вероятно, значение этой птицы в прошлом было столь велико, что положительное отношение к ней прививалось с раннего детства. Проживание детей в сельской местности даёт возможность наблюдать за домашними птицами в природе, поэтому, создание такого мини – музея имело большую популярность у детей и родителей.

Мини — музей расположен в групповой комнате, на полочках. Музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Работы изготовлены со вкусом, яркие, качественные, оригинальные, разнообразные, целесообразные. Поделки из различных материалов стоят на верхней полке в целях безопасности и используются при работе с детьми только совместно с воспитателем. Коллекции игрушек (мягких, резиновых, пластмассовых) располагаются на нижней полке, поэтому всегда доступны для детских игр. На нижней полке представлена детская литература, подборки картинок о домашних птицах, дидактические игры, раскраски. Использование экспонатов мини – музея доставляют малышам радость, чтение потешек, песенок, сказок создает благоприятные условия эмоционального контакта с детьми. Ребята с удовольствием вслушиваются в звучание родной речи.

Большую роль в оформлении музея сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. Важная особенность этих элементов развивающей среды – участие родителей, в их создании. Дошкольники чувствуют свою причастность к мини — музею : они с гордостью приносят из дома экспонаты, изготовленные родителями. Они понимают, что творцы экспозиции не они сами, а их папы, мамы (бабушки и дедушки).

Формы деятельности:

• игровая;

• экспозиционная;

• познавательная.

При создании мини-музея учитывались следующие принципы:

-наглядность

-доступность

-содержательность;

- сочетание предметного мира мини-музея с образовательной программой детского сада;

- последовательность ознакомления детей с музейными коллекциями

- подвижность структуры (экспонаты или экспозицию использовать к теме занятия).

Оформление мини-музея : музейные экспонаты собраны в соответствии с возрастом детей. Мини-музей располагается в игровой комнате. В нем мы постарались собрать всю коллекцию сказок, стишков, потешек. На наш взгляд это благоприятная почва для беседы с ребенком (даже с такими малышами).

Поскольку сказки понятны малышам, они с удовольствием пересказывают их.

Мини - музей для ребенка что-то свое, родное. Все предметы интерьера доступны для любого ребенка. В настоящих музеях большинство экспонатов трогать нельзя, запрещено, а в нашем мини – музее не только можно, но и нужно. И эта особенность, безусловно, очень привлекает детей.

А так как у детей появляется интерес, обучение становиться более эффективным.

Мы рассматриваем мини - музей как часть предметно-развивающей среды, но и как образовательный ресурс для познавательного, речевого, социально-коммуникативного, художественно-эстетического развития ребенка дошкольника.

Разделы мини-музея :

«Курочки бывают разными».

Здесь размещены самые разные игрушки, изображения курочки, петуха, цыпленка (мягкие, резиновые, керамические, деревянные, бумажные, сделанные детьми и родителями, бабушками). Они напоминают о том, с какой любовью люди всегда относились к этой домашней птице.

«Где живут курочки».

Дети узнают, где живут курочки, знакомятся с деятельностью человека ухаживающего за ними.

«Семья курочки».

Малыши слушают и сами рассказывают о куриной семье: петух – папа, курочка – мама, а детки – цыплятки.

«Цыплёнок из яйца».

Здесь расположены игрушки, отражающие развитие и жизнь курицы (петушка) : яйцо — цыпленок — курица. Знакомство с экспонатами помогает малышам развивать познавательную способность, логическое мышление: учит сравнивать, анализировать, делать умозаключения.

«Что ест курочка».

Малыши узнают, чем кормят курочек, имеют возможность рассмотреть и обследовать корм ( коллекция разных кормов: пшеница, пшено, зерна кукурузы, подсолнечника).

«Какую пользу приносит курочка».

В разделе находится коллекция разных яиц (деревянные, расписные и некрашеные, пластмассовые, оплетенные бисером и т. п., перья, картинки продуктов.

«Сами своими руками».

Экспонаты данного раздела выполнены детьми, воспитателями, родителями.

«В гостях у сказки».

Для обыгрывания сказки в музее собраны различные виды театров, маски – шапочки. Малыши с удовольствием принимают участие в развлечениях, инсценировках, играх с персонажами сказки.

«Детская мини библиотека» В этом разделе подобраны книги про курочку и её семью.

Чтение книг, рассматривание иллюстраций доставляет малышам радость.

«Игротека».

В мини – музее дети могут выбрать настольную или любую другую понравившуюся им игру и поиграть с ней. Малыши с удовольствием рисуют, раскрашивают раскраски, расписывают пасхальные яйца, лепят, делают поделки.

«Библиотека».

В музее собрана подборка художественного слова, картотеки подвижных, пальчиковых, хороводных, народных игр, сценарии театрализованной деятельности, аудио сказки, детские презентации, мультфильмы о курочке, петушке и цыплятах. Оформлены папки«Какие бывают куры», «Мастер – классы по изготовлению курочек из различных материалов», конспекты непосредственной образовательной деятельности с детьми.

Реализация музейной педагогики в условиях ДОУ дает ребенку шанс стать интеллигентным человеком, с детства приобщенным к истории, культуре и к одному из ее замечательных проявлений – музею.

Музей играет большую познавательную и воспитательную роль для дошкольников, а также способствует укреплению сотрудничества детского сада и семьи. Так давайте воспитывать наших детей так, чтобы в будущем они сохранили то, что сберегли для них предки

Перспектива развития музея:

- пополнение разделов;

- дальнейшее привлечение родителей к работе в музее;

- использование экспонатов в воспитательно-образовательном процессе.

 

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект мини-музея "Курочка Ряба"

Смотр-конкурс проекта «Лучший мини-музей» ...

экологический паспорт учреждения (корпус № 1) МБДОУ "ДС №2 "Рябинка"

Цели и задачи составления экологического паспорта: 1. Оценить готовность учреждения к работе по  экологическому образованию;2. Дать оценку экологического состояния района, на территории кот...

Проект МИНИ-МУЗЕЯ «Курочка-ряба» (младшая группа)

      Предлагаемый проект направлен на то, что дети многое узнают из сказок: появляются представления о времени и пространстве, о связи человека и природы, знакомятся с предметны...

Паспорт мини-музея "Курочка-ряба"

Паспорт мини-музея включает в себя цель создания, разделы мини-музея, план работы по созданию музея, перспективы развития и разделы музея....

Паспорт Мини-музея "Курочка-Рябушка"

Я решила создать в своей группе мини музей  "Курочка-Рябушка"  при создании музея были учтены возрастные особенности детей, цель создания нашего мини музея познакомить детей сдомаш...