Формы и методы работы с родителями по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников.
методическая разработка

Пачина Ольга Владимировна

В современных условиях проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания детей одна  из самых актуальных.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы и методы работы с родителями по патриотическому и духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

В современных условиях проблема патриотического и духовно-нравственного воспитания детей становится одной из самых актуальных.

Актуальность проблемы заключается в том, что современные дети мало знают о родном городе, стране, особенностях народных традиций, часто равнодушны к близким людям, в том числе к товарищам по группе, редко сострадают чужому горю.

В настоящее время задачи патриотического и духовно-нравственного воспитания ориентированы на семью.

Какие же основные задачи стоят перед дошкольным учреждением по работе с родителями по нравственно – патриотическому воспитанию детей?

  • Изучение семей детей
  • Привлечение родителей к активному участию в деятельности дошкольного учреждения по воспитанию патриотических чувств
  • Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей
  • Просвещение родителей в вопросах нравственно – патриотического воспитания детей

И решение этих задач возможно лишь во взаимодействии с семьей.

К современным подходам взаимодействия ДОУ и семьи относятся отношение к родителям, как партнерам и вовлечение их в жизнь детского сада, используя

Традиционные и нетрадиционные формы работы:

  • привлечение родителей к созданию предметно - развивающей среды по патриотическому воспитанию;
  • родительские собрания: «Посеять в детских душах доброту», «Нравственные отношения в семье и в детском саду», «Гражданин воспитывается с детства» и др.;
  • консультации «Растим патриотов», «Гражданин воспитывается с детства», «Роль семьи в нравственно-патриотическом воспитании ребенка», «Нравственно патриотическое воспитание в семье», «Как приобщить детей к нравственно патриотическому воспитанию», «Воспитание патриотических чувств у дошкольников», «Педагоги и родители — творческий тандем», «Что такое Родина?», «Крепка семья — сильна Россия», «Знакомство с Конвенцией о правах детей»;
  • вечера для родителей: «Вечер народных игр и забав», «Как играли наши бабушки и дедушки», «Люблю березку русскую» (вечер стихов);
  • праздники при участии родителей и детей: «Широкая Масленица» ,  «Рождественские посиделки» ,  «В русской светелке» ,  «Посиделки у сказочницы» ,  «В гостях у Бабушки – Загадушки» ,  «Сказки у русской печки» ,  «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости» ,  «Чаепитие в русских традициях» , приобщают детей и их родителей к истокам народного творчества к истории народа, знакомят с его укладом жизни и народной мудрости, с русскими обрядовыми праздниками, которые были когда-то частью труда и быта русского народа;
  • проведение Дня открытых дверей на патриотическую тему,
  • детские концерты к Дню пожилого человека, к Дню матери, к Дню отца,
  • конкурсы семейных стенных газет;
  • организация выставок поделок -  «Богатыри – защитники русской земли» , выставки декоративно-прикладного искусства  «Мы матрешки – маленькие крошки» , фотовыставок  «Помощники бабушки и дедушки» ,  « Север я тебя люблю », « Мой край задумчивый и нежный», «Это Родина моя», «Где мы были в отпуске», «Широка страна моя родная», «Наше путешествие», «Любуюсь городом своим», «Вот - моя улица, вот - мой дом родной», «Улицы разные – старинные и важные», «Мама и я – счастливые мгновения», «Мой папа – солдат», «Лучше папы нет друга», поздравление «Никто не забыт, ничто не забыто», «Самые близкие и родные» и другие.
  • совместные встречи с ветеранами труда, участие в праздниках: «День города», «День матери», «Папин праздник», «День Победы»
  • привлечение родительской общественности к помощи в изготовлении атрибутики (макетов военной техники, пошиву костюмов для участия в военно- патриотических мероприятиях, изготовление сувениров для ветеранов войны. создание коллажей, подарков, альбомов и т. д
  • рекомендации родителям по знакомству детей с художественной литературой, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества, по рассматривание картин, разнообразных репродукций;
  • «Родительская почта» - выявление запросов родителей по проблемам патриотического воспитания;
  • музыкальная гостиная «О русских традициях и обычаях», «Песни о Родине», «Широка страна моя родная»;
  • совместная работа по благоустройству группы и участка (субботники и воскресники: «Самая лучшая группа», «Наша уютная спальня», «Приемная - Раздевалка – лицо группы», «Зимние забавы», «Строим горку», «Расчистим участок от снега», «Скоро лето»);
  • семейные походы, экскурсии в различные развивающие центры посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района - «Любимые уголки нашего города», «Где трудятся мои родители»;
  • практикумы, мастер-класс «Изготовление народных, обрядовых кукол», «Георгиевская ленточка», «Весенние цветы»;
  • участие в создание мини-музея в ДОУ, группы: «Игрушки наших прабабушек», «Деревянная игрушка», «Хлеб –чудо всей земли», «Чудо ложка», «Животные нашего края», «Растения нашего края», «Мой любимый детский сад», «Чудо роспись», музей русского быта. Экспозиции: «Люби и знай свой край», «Уголок русских традиций»;
  • актуальным является метод «Семейных проектов». Суть его в том, что каждая семья, учитывая собственные познавательные интересы и приоритеты, готовит материал по заранее выбранной теме. Совместная деятельность взрослых и детей способствует их сближению, появлению общих интересов. Общение родителей и детей наполняется познавательным эмоционально насыщенным содержанием. Например, такие проекты: «Мой город» «Дружат дети всей Земли», «Мои друзья» и другие;
  • папки-передвижки «Моя семья», фотомонтажи: «Из жизни группы», «Моя бабушка лучше всех», «Мама и я, счастливые мгновения»;
  • оформление семейных и групповых альбомов «Наша жизнь день за днем», семейный вернисаж «Семья — здоровый образ жизни»;
  • Чтобы привлечь внимание родителей к проблеме патриотического воспитания и организации полезного отдыха вместе с детьми, можно использовать такую инновационную форму работы, как организация маршрутов выходного дня («Семейный поход»), который включает в себя места, посвященные памятным и героическим событиям города, знаменитым людям. Дети не только будут получать знания о родном крае, городе в детском саду, но и активно участвовать в добывании этих знаний вместе с родителями. Данная работа поможет сформировать у дошкольников первые чувства патриотизма: гордости за свою родину, любовь к родному краю, уважение традиций. («Семейный поход по памятным местам родного города»; «Памятные места героического прошлого города»; «Исторические достопримечательности города»; «Любимый уголок»; «Гордись своим именем улица»; «Улицы города» - обзорные экскурсии по улицам района, познакомить с новостройками, социальными объектами, зонами отдыха.)
  • В настоящее время активно используются информационно-коммуникационные технологии в образовании:
  •  создание презентаций;
  • демонстрация слайдов;
  • видео и фото - материал (экскурсий);
  • фотовыставки («Мы из Балашова»);
  • странички группы на сайте ДОУ;
  • мультимедийное оформление совместных праздников, развлечений;
  • работа с интернет - ресурсами;
  • организация семейных клубов, может включать в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение и т. д., а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т. д.

В результате взаимодействия ДОУ и семьи по патриотическому воспитанию дошкольников:

  • возрастет активность родителей по подготовке и проведению совместных мероприятий в ДОУ,
  • увеличится посещаемость родителями проводимых в детском саду мероприятий;
  • установится благоприятная эмоциональная атмосфера взаимопонимания и доверительных отношений между всеми участниками педагогического процесса;
  • обогатятся педагогические знания родителей по проблеме патриотического и духовно-нравственного воспитания;
  • меняется позиция родителей, теперь они не зрители и наблюдатели, а активные участники.

Именно по такому принципу строятся встречи в семейном клубе «Доброе зернышко», где родители вместе с детьми участвуют в играх, хороводах, читают стихи, поют песни и частушки.

Предлагаем вашему вниманию видео нарезки с наших встреч, посвященных праздникам «Покров Пресвятой Богородицы» и «Крещение Господнее»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников"

В нравственно-патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей, никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страно...

Сообщение «Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников» (педсовет)

Сообщение «Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников» (педсовет)...

Опыт работы по теме: «Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников»

В настоящее время задачи патриотического воспитания ориентированы на семью. Семья — источник и звено передачи ребенку социально-исторического опыта. И решение этих задач возможно лишь во взаимод...

Доклад "Формы и методы работы с родителями по патриотическому воспитанию дошкольников"

Формы взаимодействия ДОУ с родителями по нравственно -патриотическому воспитанию....