«Экологический проект» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР 5-7 лет «Наш Хопер»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Пачина Ольга Владимировна

Основной источник впечатлений дошкольников- их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Заложить любовь к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение, изменить взгляды человека на окружающее представление необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_hoper.docx68.16 КБ

Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

Саратовская область, город Балашов

Администрация Балашовского муниципального района Саратовской области

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Юбилейный»

города Балашова Саратовской области»

кар

412309,  Саратовская область,

г. Балашов, ул. Малая Луначарского, д. 2

Телефон: (884545) 4-26-54

эл. почта:  Detskijsad.yubileiniy@yandex.ru

            УТВЕРЖДАЮ: _________________

 заведующий МАДОУ

д/с «Юбилейный»

Н.И.Селиванова

«Экологический проект»

в  группе компенсирующей направленности для детей с ОНР 5-7 лет

«Наш Хопер»

Авторы проекта: 

воспитатель I кв. категории Незнамова Л.Н.

                                 воспитатель высшей  кв. категории Пачина О.В.

учитель логопед высшей кв. категории Горелова А.А.

г. Балашов – 2019/2020 год

1.Название: «Наш Хопер»

Актуальность: Основной источник впечатлений дошкольников- их ближайшее окружение, та общественная среда, в которой они живут. Заложить любовь к родному краю, к родной природе можно только в дошкольном возрасте, потом поменять мировоззрение, изменить взгляды человека на окружающее представление необычайно сложно. Именно поэтому важно своевременно развивать экологическое сознание маленькой личности. В нашем городе протекает река Хопер. А что мы знаем о ней? Предварительный опрос показал низкие результаты. Так родилась идея создания проекта, через который мы разрешим нашу проблему. Весь проект строился на воспитании у детей чувства любви к реке рядом с которой они живут.

Цель: расширение краеведческих знаний воспитанников о родном крае

через знакомство детей с водными и прибрежными обитателями реки Хопер, его особенностями.

Задачи:

-познакомить с экологическим состоянием окружающей природной среды р.Хопер;

- формировать высокий уровень экологической культуры воспитанников, бережное отношение к природе;

- воспитывать у детей  основы безопасного поведения у реки и на воде.

Вид/тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети группы дошкольного возраста 5 – 7 лет(ОНР).

Аннотация (краткое содержание, ключевые мероприятия проекта): проектное исследование поможет воспитанникам выработать личностно-эмоциональное отношение к экологическим проблемам нашей реки, внести свой посильный вклад в ее защиту. В основе проекта лежит поисковая деятельность учащихся по сбору информации о нашей реке Хопер, ее истории, экологических проблемах.

Ожидаемые результаты (продукт проекта):

После проведенной работы дети:

-узнают, что без воды не может быть жизни на Земле; что в природе все взаимосвязано: особенности водных обитателей, их приспособленности к водной среде: что растет р.Хопер, кто живет и почему;

- повысится познавательная активность, заинтересованность историей возникновения реки своего края;

-дети научатся экономно использовать воду, станут понимать необходимость бережного отношения к воде, как природному ресурсу.

Литература (источники информации):

  1.  Печурин Е.А., Танонин В.В. Город Балашов //Саратов Приволжское книжное издательство. 1979 г.//
  2. Демин А.М. География Саратовской области // Издательство “Лицей”. 2005 г.// Сто вопросов о Балашове – информационно-методическое пособие по краеведению (выпуск 2) // Балашовская городская ЦБС. 2002 г.//
  3. Хреков А.А., Кисельников А.Б. Первый этап разработки электронной музейной экспозиции “Историко-культурное наследие Прихоперья: археологические и туристические маршруты”.
  4. Б.А.Софинский “Две загадки Зубриловской усадьбы…” //Детская областная краеведческая газета “Не за тридевять земель” № 1, 2007 г.//
  5. В.Смотров, А.Смотрова, В.Стаценко “Хопер с Аралом – братья навек?..” (научно-публицистический очерк) //Балашов, Издательство “Николаев, 2004 г.”//
  6. А.П.Болмосов Край мой любимый. География земли Балашовской.
  7. http//www.nasledie-rus/podshivka/8602.php

Организованная образовательная деятельность, осуществляемая в разных видах детской деятельности.

Образовательная деятельность в режимных моментах

Самостоятельная деятельность детей (с использованием ресурсов среды)

Взаимодействие с родителями

Этап подготовительный (мотивационный)

Что мы знаем о реке Хопер?

Подбор и изучение краеведческой, педагогической, детской литературы, фотографий.

Целевые прогулки к водоему.

Просмотр слайдов фотоматериалов о родной реке «Хопер, вид с неба», «Прибрежные пейзажи».

Просмотр мультфильмов: «Секреты воды», с Чевостиком (5 с.) «Кто живет в реке»

Изготовление мультипликационного персонажа Чевостик. Знакомство с игрушкой.

Рассматривание физической карты Саратовской области, Балашовского района, расположение реки Хопер на карте города.

Пополнение экологического  уголка по теме: «Книги о водоемах, о реке Хопер».

Сбор интересных фактов и информации о реке Хопер.

Этап основной (проблемно - деятельностный)

Мир живой природы реки Хопер.

Сентябрь. Октябрь. Ноябрь

Беседа на тему «Речка, реченька, река. («Жизнь пресноводных»; «Что мы знаем о рыбах»; «Кто живет возле реки»; «Растения и животные пресных водоемов».

Чтение сказки «О Флоре и Фауне», автор Ирина Корсун.

Составление альбома «Кому нужна вода».

 Конкурс экологических рисунков среди семей группы «Вишенка» «Берегите воду!»

НОД: «Река. Природа реки.»

Чтение художественной литературы:

Н.А.Рыжова «Жила- была вода», «Волшебница вода».

Подвижные игры: «Море волнуется раз», «Ручеек», «Караси и щука», Лягушки и цапля»

Участие в областном экологическом конкурсе «Мы-друзья природы»

Опыты с водой : «У воды нет вкуса и запаха», «Прозрачная вода»

Д.И: «Да-нет», «Хорошо – плохо», «Четвертый лишний».

Целевая прогулка Река Хопер осенью»

С/Р игра: Рыболовецкое судно»

Рисование «Река осенью»

Декабрь. Январь. Февраль.

НОД «Река. Кто живет в реке».

Заучивание стихотворения

И. Токмаковой «Где спит рыбка»,

Т.Ашапина «Речка, реченька, река»

Дидактические игры: - «Мозаика», «Найди отличия»

Фотовыставка «Гуляем, наблюдаем, познаём».

Просмотр отрывка фильма о "Хопре". (Владимир Берестнев)

Опыт со снегом: «Свойства воды», «Куда делась вода» (выявить процесс испарения)

«Лед-это тоже вода», «Лед легче воды».

Подвижные игры: «Рыбак и рыбки», «Водяной».

Целевая прогулка Река Хопер зимой»

Беседа с детьми:

«Как нужно себя вести около рек зимой?»

Рисование «Река зимой».

        Март. Апрель. Май.

Мультимедийная презентация «Пищевые цепочки реки».

Чтение художественной литературы:

Б.Заходер «Что случилось с водой»,

 «Как люди обидели речку»

Рисование по стихотворению В. Степанова «Что такое река».

Составление творческих рассказов, сказок об обитателях реки.

Ситуативная беседа: «Вдруг исчезла наша река. Что произойдет?»

Целевая прогулка к реке Хопер: «Пробуждение реки».

Настольная игра «Экологическое лото».

Экскурсия в краеведческий музей «Наш Хопер».

Этюд «Встреча на реке»

Памятка для родителей: «Сбережём наш Хопер».

Этап заключительный (творческий)

Хопёр – красивая и гордая река.

 Развлечение "В царстве Флоры и Фауны»

Составление плаката-карты «Наш Хопер». Флора и фауна реки.

Работа с «Панорамой добрых дел»

Акция «Чистый берег»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности для детей с ЗПР "Водный мир и его обитатели"

Краткосрочный педагогический проект группы компенсирующей направленности  "ВОДНЫЙ МИР И ЕГО ОБИТАТЕЛИ"                  ...

Методическая разработка. Экологический проект в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с ОВЗ (ТНР) "Мы с природой дружим, мусор нам не нужен!"

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...

Экологический проект в компенсирующей группе для детей с ФФНР «Огород на окне»

Экологический проект в компенсирующей группе для детей с ФФНР«Огород на окне»Продолжительность проекта: краткосрочный.Сроки реализации проекта: март месяц.Тип проекта: познавательный....

Рабочая программа кружка дополнительного образования по экологическому воспитанию для детей 5 – 6 лет группы компенсирующей направленности (для детей с ТНР) «Наш дом - природа»

Цель кружковой работы:развитие экологической воспитанности дошкольников, основными проявлениями которой служат: доброжелательность к живым существам; эмоциональная отзывчивость на их состояние; интере...

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития. Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР.

Психолого-педагогическая характеристика детей средней группы компенсирующей направленности с задержкой психического развития.  Основные направления коррекционно-развивающей работы в средней групп...

Доклад на тему "КОРРЕКЦИОННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ГРУППАХ КОМПЕНСИРУЮЩЕЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ЗПР, ТНР) "

Экологическое воспитание в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического и речевого развития очень важно....