Программа "Выявление и развитие способностей у воспитанников детского сада"
материал

Светлана Михайловна Кошманова

программа

Скачать:


Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение

«Детский сал «Лучик»

215010, Смоленская область, г. Гагарин, ул. Красноармейская, д.63

                                                          Программа

«Выявление и развитие способностей у воспитанников

детского сада»

 

                                                                                                                Воспитатель:

Кошманова С. М.

                                                         Гагарин

Пояснительная записка.

   Выявление способностей детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа со способными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада. Для всех детей главнейшей целью образования и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей-это особо важная задача воспитания и обучения способных - одаренных детей в детском саду.

   Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников. Создание условия, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных социальных задач. Наличие социального заказа способствует интенсивному росту работ в этой области. Однако мировая практика работы с одаренными детьми указывает на то, что присутствии валидных методов идентификации одаренности эта работа может привести к негативным последствиям. Вместе с тем, психодиагностических процедур и методов работы с детьми определяется исходной концепцией одаренности. В этой связи требуется серьезная просветительская работа среди педагогов, а также родителей для формирования у них научно-адекватных современных представлений о природе, методах выявления и путях развития одаренности. Сложность этих задач определяется наличием широкого спектра подчас противоречащие друг другу подходов к указанной проблеме, в которой трудно разобраться педагогам и родителям. Поэтому становится актуальная разработка Программы одаренности, которая выступала бы в качестве теоретического и методического основания для работы с одаренными детьми.

Актуальность программы.

   В современное время проблема одаренности и организации работы с одаренными вызывает большой интерес. В последнее время актуальность и значимость проблемы раннего выявления и развития одаренности все больше возрастает. Это связано с возрастанием количества одаренных детей и с происходящими социально-экономическими преобразования в государстве и усилением внимания к одаренным детям, интеллектуальный и творческий потенциал которых стал рассматриваться в качестве основного капитала государства. Заниматься одаренными детьми совершенно необходимо, прежде всего, потому, что полное раскрытие способностей и талантов ребенка важно не только для него самого, но и для общества в целом.

  Раннее выявление, обучение и воспитание одарённых, способных детей составляет одно из перспективных направлений развития системы образования, одновременно являясь одним из ведущих факторов социализации и творческой самореализации личности.

   Одаренные дети – это особый мир детства. Эти дети отличаются от других:

-легкостью и скоростью обучения по сравнению со сверстниками;

-существенно меньшим объемом помощи со стороны взрослых, повышенной самостоятельностью;

-стремлением к творчеству, спорту, к достижению высокого уровня мастерства;

-высоким уровнем познавательной мотивации, любознательности, страстным увлечением любимым делом.

   Поэтому, для развития творческих, физических способностей в образовательных учреждениях необходимо своевременно выявлять детей с предпосылками одаренности, проводить специальную работу по сохранению и дальнейшему развитию их способностей, опираясь на собственную активность детей, объединяя усилия воспитателей, специалистов, родителей.

Программа рассчитана на 2021 - 2024 гг.

                                                 Паспорт программы

Название

Программа « Выявление и развитие способностей детей дошкольного возраста»

Основание для

разработки

программы

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 53, ст. 7598; 2013, №19, ст. - 2326; № 30, ст. 4036) п. 6 ч. 1 ст. 6.

- Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384

-СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно – эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» от 15.05.2013 г.;

- Примерная  общеобразовательная программа  дошкольного  образования «От рождения до  школы».  

-Устав МБДОУ «Детский сад «Лучик»

Заказчики

программы

Родители (законные представители), педагогический коллектив

Руководитель программы

Кошманова Светлана Михайловна – воспитатель МБДОУ «Детский сад «Лучик»

Составитель программы

Кошманова Светлана Михаайловна – воспитатель МБДОУ «Детский сад «Лучик»

Исполнители программы

Воспитанники, воспитатель, родители (законные представитель)

Срок реализации

2021 – 2024 гг.

Цель

 

- выявить детей с признаками способности и одаренности в группе;

-проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными детьми в группе;

- интеграция основного и дополнительного образования;

- разработать план мероприятий для развития творческой, спортивной одаренности.

Задачи

-выявить детей с признаками талантливости и одаренности в условиях ДОУ, в группе;

- проанализировать основные направления работы с талантливыми и одаренными   детьми в группе;

- разработать план мероприятий для развития творческой, спортивной  одаренности детей;

- повысить педагогическую компетентность педагогов и родителей по вопросам сопровождения талантливых и одаренных детей.

Ожидаемые  результаты

- наличие благоприятных материально – технических условий для проявления и развития одаренности;

- усовершенствованы и внедрены в образовательный процесс ДОУ новые программы по развитию способных детей;

- использование новые методы и формы работы по развитию способных детей;

- увеличение количество способных детей, выпускников  детского сада;

- увеличение ежегодное участие детей в городских и региональных конкурсах;

- создание  портфолио детей с признаками одаренности, что способствует поступлению детей в учреждения дополнительного образования;

-  повышен уровень педагогической компетенции воспитателя  в вопросах организации работы с детьми признаками одаренностями через участие в конкурсах;

- обобщение опыта;

-  привлечение родителей к взаимодействию с воспитателем по вопросам развития разных видов одаренности;

Этапы реализации проекта

1 Этап. Организационный:

- создание условий для формирования системы работы по выявлению одаренных воспитанников в группе;

- разработка программы работы по выявлению способных и одаренных детей;

2 Этап. Основной:

- выполнение программы;

-внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по развитию способностей детей;

-использование проектной деятельности, утренников, занятий, спортивных соревнований;

3. Этап. Заключительный:

- анализ итогов реализации программы

Система контроля за исполнением программы

Результаты мониторинга качества образования

Формы работы с родителями:

1.Анкетирование родителей.

2 Воспитательские консультации.

3. Открытые просмотры занятий, мастер классы.

4 Клуб выходного дня: посещение мероприятий, участие вместе с детьми в творческих, спортивных мероприятиях.

5. Утренники, концерты

Способы развития способностей воспитанников к разным видам деятельности

творческой

спортивной

беседы,

игры,

состязания,

художественное слово, наблюдения,

праздники,

конкурсы,

экскурсии,

индивидуальные занятия

-беседы о здоровье,

- обсуждение с детьми вопросов здорового образа жизни;

- спортивные праздники для детей;

- воспитательские мероприятия;

- участие в спортивных мероприятий;

- дни здоровья;

- кружки спортивно-оздоровительного направления;

- «Зарничка»;

- «Весёлые старты»

- конкурс рисунков.

 

План работы по выявлению и развитию способностей у воспитанников детского сада

п/п

Мероприятие

Сроки 

Ожидаемый результат

1

Проведение диагностики, наблюдение,

Сентябрь-октябрь

Выявление способностей

2

Проведение НОД

По сетке занятий в течении года

Развитие  творческих способностей, привлечение их к исследовательской и творческой деятельности

3

Утренники, концерты, праздники

В течении года

Развитие творческих способностей

5

Участие в конкурсах и выставках различного уровня, проведение экскурсий

В течение года

Создание образовательной среды, способствующей развитию познавательной активности воспитанников

6

Активное участие в театральной деятельности

По плану воспитательной работы

Создание условий, способствующих творческой активности воспитанников

7

«День здоровья», «Веселые старты», спортивно-оздоровительные мероприятия

В течение года

Создание условий, способствующих развитию спортивных способностей  воспитанников

8

Проектная деятельность

В течение года

Создание условий, способствующих познавательной  активности детей

9

Оформление портфолио воспитанников

В течение года

Накопление индивидуальных достижений воспитанников

10

Педсовет

Март  

Обобщение опыта работы по развитию способностей воспитанников группы

11

Изучение опыта работы  с одаренными детьми

В течение года

Расширение опыта работы с одарёнными и способными детьми

 

Оценка эффективности реализации программы будет отслеживаться по следующим критериям:

1. Количество  воспитанников  занявших призовые места в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня.

2.Оценка состояния здоровья и комфортности пребывания детей в детском саду, удовлетворенности родителей, общественности воспитательно -

образовательным процессом в ДОУ.

3. Количество   детей  успешно справляющихся с усвоением образовательной программой ДОУ.

4.Количество  детей  охваченных дополнительным образованием.

5.Ежегодная стабильность посещения дошкольниками кружков.

6.Расширение перечня программ дополнительного образования ДОУ.

7.Количество   детей  охваченных дополнительным образованием вне ДОУ.

8.Количество выпускников продолжающих получать дополнительное образование по профилю.

Литература

1. Алексеева Н.В. Развитие одаренных детей: программа, планирование, конспекты занятий, психологическое сопровождение. Волгоград: Учитель, 2012.

 2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: Питер, 2011.

 3. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Мозайка, 2010.

 4. Рабочая концепция одаренности / Работа с одаренными детьми в образовательных учреждениях Москвы. Отв. редактор Л.Е. Курнешова. М.: ГОМЦ «Школьная книга», 2012.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие способностей детей в детском саду

«Дети прирожденные художники, ученые, изобретатели – видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый день они заново придумывают свою жизнь. Они любят экспериментировать, и смотрят на чу...

Собрание для родителей будущих воспитанников детского сада на тему "Адаптация ребенка к детскому саду"

Собрание для родителей будущих воспитанников детского садана тему «Адаптация ребенка к детскому саду»  Поступление ребенка в детский сад кардинально меняет привычные условия его жизни и важ...

"Влияние музыки на развитие способностей ребёнка в детском саду"

Дошкольное  детство – пора  наиболее  оптимального  приобщения ребенка  к  миру  прекрасного. Музыкальное  развитие  оказывает  ничем  не заменим...

Работа по выявлению и развитию способностей воспитанников детского сада № 226 ОАО «РЖД»

Работа детского сада по развитию способностей воспитанников...

Развитие творческих способностей воспитанников детского сада через театрализованную деятельность

Задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения сегодня рассматривается  как одна из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны.  Основной целью воспита...